Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
статья по теме
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном пространстве. А проектная деятельность актуальна тем, что прежде всего предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Модное выражение « педагогические технологии» до сих пор встречает внутреннее сопротивление у некоторых учителей. Поэтому я решила подробнее познакомиться с технологией проекта, узнать какие качества можно развить у учащихся с помощью этой технологии.
Проблема, над которой я работаю, звучит так: «Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проекта.»
Цель работы: создать и апробировать методические рекомендации по использованию метода проекта в начальной школе, направленные на развитие у детей информационной культуры.
Задачи: 1. обучать учащихся самостоятельно ориентироваться в
информационном пространстве.
2. развивать критическое мышление.
3. формировать коммуникативные навыки учащихся.
Актуальность проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников ( это и литературные источники , и средства СМИ, и электронные базы данных), что необходимо научить детей ориентироваться в этом информационном пространстве. А проектная деятельность актуальна тем, что прежде всего предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.
Метод проекта не является новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20 годы прошлого столетия. Внимание русских ученых он привлек в 30 годы. Еще Шацким была создана группа сотрудников, пытавшаяся использовать метод проекта в практике преподавания. В настоящее время метод проекта становится интегрированным компонентом системы образования. Основным тезисом метода проекта является : « Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу применить эти знания.»
В основе метода проекта лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из других областей. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают:
* исследовательские;
* творческие;
* приключенческо – игровые;
* практико – ориентировачные;
* информационные проекты.
Более подробно я остановлюсь на информационном проекте, так как занималась созданием этого проекта. Он направлен на сбор информации о каком-либо объекте.
Так как я и Семеновых Л.А. являемся руководителями Союза краеведов, следовательно я выбираю тему проекта, одну на всех « Моя малая Родина». Направление проекта: Тоцкое-2, с. Тоцкое, Тоцкий район, Оренбургская область. Цель проекта: познакомить учащихся с историей Тоцкого района,с. Тоцкое; учить производить презентацию своего творческого труда; учить работать с различными носителями информации; воспитывать любовь к родному краю, интерес к краеведению. Структура работы строится следующим образом:
ЭТАП 1.
Подготовка.
Итак, тема выбрана одна на всех « Моя малая Родина.»
В ней выделяю несколько подтем:
- история образования Тоцкой земли;
- герои Тоцкой земли;
- памятники природы Оренбургской области.
Этап 2.
Планирование.
Я делю класс на 4 группы, причем не заставляю участвовать в проекте , а приглашаю к сотрудничеству. Распределяю задачи по подгруппам. На этом этапе проходит обсуждение вопросов, которые должны будут осветить дети в своих работах. Помогаю в поиске информации, знакомлю с ее источниками.
Подгруппы получают задания:
- Кто мы, откуда мы?
Ребята работают по плану:
- история образования Тоцкой крепости;
- Тоцкое в годы становления Советской власти;
- Тоцкое в годы Вов;
- Тоцкое на современном этапе.
- Славные сыны и дочери Тоцкой земли в годы Вов.
- В связи с тем, что в современное время многие военные нашего гарнизона участвовали в горячих точках и многим из них присвоено звание Героя России, следующая группа учащихся получает задание – собрать материал о Тоцких Витязях, так ребята назвали этих героев. Эпиграф подобран не случайно, он рассказывает о подвиге майора Кобина Александра Ивановича, который под обстрелом сумел перенести раненых солдат в безопасное место, но к сожалению сам погиб. Эта же группа занимается сбором информации , касающейся ядерного взрыва 1954 года.
- уникальные памятники природы Оренбуржья.
эпиграф написан ученицей.
Этап 3.
Исследование.
Начинается самостоятельная работа участников проекта. Постоянно проводятся обсуждение полученных данных. Мои задачи на этом этапе – направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации, помочь систематизировать ее и правильно использовать. Учить работать с различными источниками информации.
Этап 4.
Результаты и выводы.
Работу мы завершили коллективным обсуждением собранной информации, объявлением результатов оценки.
Этап 5.
Презентация.
На этом этапе я предоставила детям возможность рассказать о своей работе, показать то, что получилось и услышать похвалу в свой адрес.
При подготовки проекта полезной оказывается технология сотрудничества, которая позволяет научить детей работать в сотрудничестве. Проектная деятельность способствует развитию информационной культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни. Она не ориентирует учащихся на готовые знания, а развивает и выявляет творческие способности учащихся. Хотелось бы закончить словами Песталоцци: « Мои ученики будут узнавать новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Было проведено анкетирование родителей, которым были заданы вопросы:
- повысился ли познавательный интерес к обучению – 62 %;
- улучшилось ли развитие речи – 60%;
- улучшение навыков чтения – 50%.
Дети учатся анализировать, обобщать, сопоставлять.
Результатом внедрения данной методики, которая повлияла на развитие учебных навыков учащихся, стали результаты контрольных срезов, проводимых в период аттестации школы:
Математика – 83 % качество, успеваемость – 100%;
Русский язык – 62 % качество, успеваемость – 95%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...
"Формирование информационной культуры младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации...
Формирование информационной культуры младших школьников.
Данная статья раскрывает приёмы работы по формированию информационной культуры в начальной школе с опорой на ФГОС.В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации....
Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...
Формирование информационной культуры младших школьников как условие реализации ФГОС НОО
Понятие информационной культуры. Этапы развития...