Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Гармония" 3 классс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich._plan.docx | 136.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) на основании Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа М.: «Просвещение» 2010, программы курса «Окружающий мир» образовательных учреждений О.Т. Поглазовой (Смоленск «Ассоциация XXI век. 2011г.)
Программа составлена в соответствии с учебным планом Елань-Коленовской школы №2 на 2014-2015 учебный год.
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373
Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем |
Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.). Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Тем пература. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. |
Сезонные изменения в природе. Осень. – 4 ч Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка». Экскурсия в лес (в парк, к водоёму). |
Тела и вещества – 14 ч Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.). Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками. Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. |
Сезонные изменения в природе. Зима. – 5 ч Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека. Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой. Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время. Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи. |
Организм человека и его здоровье – 12 ч Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека. Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в лег ких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков. Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма. |
Развитие животных и растений – 9 ч Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). |
Сезонные изменения в природе. Весна. – 5 ч Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период. |
Изменения быта и культуры наших предков – 13 ч Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет. |
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 ч (35 учебных недель)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Разнообразие изменений в окружающем мире | 8 |
2. | Сезонные изменения в природе. Осень. | 4 |
3. | Тела и вещества, их свойства. | 14 |
4. | Сезонные изменения в природе. Зима. | 5 |
5. | Организм человека и его здоровье | 12 |
6. | Развитие растений и животных. | 9 |
7. | Сезонные изменения в природе. Весна. | 5 |
8. | Изменения быта и культуры наших предков | 13 |
ИТОГО: | 70 | |
Из них неурочная деятельность – 11 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».
У третьеклассника продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник продолжит учиться:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Гармония». Автор: Понятовская Юлия Николаевна. Редактор: Галанжина Елена Станиславовна. Издательство: Планета (уч), 2013 г
.– Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».
– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.
– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. Тестовые задания – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
Для детей:
– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.
– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
- Поглазова О. Т. Окружающий мир. Тестовые задания – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
(70 часов)
№ п/п | Тема урока | Тип урока, занятия | Формирование универсальных учебных действий | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
план | факт. | ||||||
1 | Земля – наш общий дом | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать спо-соб и планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать нужную инфор-мацию из текста, иллюстраций, схем. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. | Проверка прочности усвоения зна-ний, приобретённых в 1, 2 классах, умений учащихся классифицировать объекты живой и неживой природы. Чем отличается учебник 3 класса от предыдущих учебников. Как в нём расположен учебный материал, каковы приёмы работы с текстовой, иллюстративной и оформительской информацией, с краеведческими заданиями | Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, лиственные и хвойные деревья, дикорастущие и культурные растения, их существенные признаки. Разнообразие животных. Существенные признаки млекопитающих, птиц, на-секомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся. Чем различаются растительноядные животные, хищники и всеядные, дикие и домашние животные. | ||
2 | Разнообразие изменений в природе и в жизни людей | Урок усвоения новых знаний | Познавательный интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную информацию из тек-ста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу | Какими могут быть изменения в природе, с чем они связаны. Какие изменения происходят со временем в обществе. Как пополнять свои знания об окружающем мире, какими способами можно проводить исследования и как их пред-ставлять. Что изучает наука история. Как и где добывать информацию о прошлом | Медленные и быстрые, количественные и качественные изменения в природе. Изменения, связанные с деятельностью людей. История – наука о прошлом. | ||
3 | Времена года | Урок актуализации знаний и умений | Наблюдательность, эстетическое воспри-ятие природы. Логическое мышление, умение находить причинно-ледственные связи. Умение ставить познавательную задачу, выбирать способ и планировать её ре-шение. Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде. Сотрудничать при решении учебных за-дач, вступать в общение, выражать и от-стаивать свою точку зрения, прислуши-ваться и принимать точку зрения другого участника беседы | Что является причиной смены дня и ночи, смены сезонов на Земле. Как учёные-астрономы определяют начало осени, зимы, весны, лета. Одновременно ли наступают осень, зима, весна, лето в разных местах Земли. Как проводить, описывать, фикси-ровать наблюдения. Какую информацию можно извлечь из отрывного календаря. | Названия сезонов, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни рав-ноденствий и солнцестояний. Причина неодновременного наступления сезонных изменений в природе в разных местах Земли. | ||
4 | Старинный календарь | Неурочная деятельность Образовательное путешествие | Наглядно-образное и логическое мышление. Интерес к жизни своих предков, уважи-тельное отношение к их обычаям и традициям. | Каким был старинный календарь. Чем отличается месяцеслов наших предков от современного ка-лендаря | Представление о том, каким в старину был календарь, что было положено в основу его создания, как назывались месяцы, что они означали. | ||
5 | Атмосферные явления и погода | Урок усвоения новых знаний | Наблюдательность, эмоциональное вос-приятие погодных явлений. Умение выбирать нужную информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений и представлять её с помо-щью знаково-символических средств, умение кодировать и декодировать условные знаки. | Какие природные явления называются атмосферными. Какими условными знаками их изображают. Что такое ветер, как он образуется и каким может быть. Какие компоненты входят в характеристику погоды. Как вести дневник наблюдений за погодой | Атмосфера, атмосферные явления. Погода, её характе-ристики: состояние облачности, осадки, ветер, температура воздуха. Ветер, его характери-стики и измеряющие их приборы. Условные знаки по-годных явлений | ||
6 | Температура и её измерение | Урок актуализации знаний и умений | Умение сотрудничать, обсуждать ва-рианты взаимодействия, распределять работу при выполнении учебной задачи. Умение собирать и анализировать нуж-ную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, эксперимента и представлять её в разных формах, в том числе с помощью знаково-символических средств | Что такое температура, чем и как её измеряют. Из каких частей со-стоит жидкостный термометр. Какими могут быть термометры, чем они различаются. Почему медицин-ский термометр называют иногда градусником | Температура – степень нагретости воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Градус – единица измерения температуры. Умение пользоваться термометром, измерять температуру воздуха, воды и фиксировать её значение | ||
7 | Прогноз погоды | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Наблюдательность, интерес к жизни на-ших предков, уважительное отношение к их опыту и желание его использовать в своей жизни.. Умение извлекать ин-формацию из разных источников инфор-мации, в том числе данную в неявном виде.Умение представлять собранную информацию с помощью знаково-символических средств, в виде рисунка-схемы | Кому необходимо знать предстоящую погоду. Кто составляет прогноз погоды, какими приборами пользуются метеорологи. Как организована современная метео-служба. Как предсказывали погоду в старину | Представление о современной метео-службе. Прогноз погоды, его составление. Профессии метеоролог и синоптик. Метеорологические приборы. Представление о старинном способе предсказания погоды, народные приметы плохой и хорошей погоды | ||
8 | Необычные атмосферные явления | Урок усвоения новых знаний | Наблюдательность, любознательно сть, эмоциональное восприятие природных явлений, эстетические чувства. Навыки безопасного поведения в чрезвы-чайных ситуациях.Умение работать с текстом, извлекать нужную информа-цию для выполнения заданий, преобра-зовывать словесную информацию в дру-гие формы | Чем опасны грозы, смерчи, ураганы. Какие природные явления наблюдаются в грозу. Что такое молния и гром. Каковы правила безопасного пове-дения в грозу. При каких условиях возникают радуга и град | Представление о необычных атмосферных явлениях: о грозе, молнии, громе, урагане, смерче, радуге, граде. Правила безопасного поведения во время грозы | ||
9 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей | Образовательное путешествие | Наблюдательность, любознательно сть, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности. Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать в группе. | Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени. Что изменилось в жизни растений и животных в осенний период. Как люди встречают осень | Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии совместно с одноклассниками | ||
10 | Осень в природе | Комбинированный урок | Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе, нагляд-но-образное и логическое мышление, эмоциональное восприятие природы, эстетические чувства. Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять информацию с использова-нием знаково-символических средств, с помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного труда | Какие признаки наступления осени в природе наблюдаются в нашей местности. Что явилось причиной изменений в природе, которые наблюдаются осенью. Какие явления наблюдаются осенью у разных групп растений. Какие явления происходят в жизни разных групп животных в осенний период. | Осенние явления в неживой и живой природе, их причины. Взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе. Осенние явления у разных групп растений. Образ жизни животных разных групп в осенний период, под-готовка к зиме | ||
11 | Осень в природе | Неурочная деятельность Проектная лаборатория | |||||
12 | Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков | Урок актуализации знаний и умений | Понимать нужность и важность сельско-хозяйственного труда, уважительно от-носиться к сельским труженикам. Самостоятельно находить нужную ин-формацию в материалах учебника, а также в дополнительной литературе, ана-лизировать, сравнивать и обобщать её | Чем характерна осенняя пора в жизни людей. Чем осенние работы отличаются от летних работ. Какой была осень в жизни наших предков. Какие традиции и обычаи были у них во время уборки урожая и после её завершения. Как в старину дети помогали взрослым в страду, как помогают сегодня | Представление об осенних заботах, работах, праздниках в жизни людей. Старинные и современные орудия труда, использующиеся для уборки урожая. Старинные и со-временные обычаи, традиции, праздники сельских жителей осенью | ||
13 | Тело и вещество. Три состояния вещества | Урок усвоения новых знаний | Оценивать своё знание и незнание, ста-вить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту. Участвовать в коллективном обсужде-нии вопросов, делать умозаключения. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие | Что учёные называют телом, веществом, явлением. Какими свойствами могут обладать тела, вещества. Какими бывают состояния веществ, чем они различаются | Отличительные признаки тел, веществ, явлений. Представле-ние о трёх агрегатных состояниях вещества, твёрдом, жидком, газообразном. Умение различать тела, вещества, состояния веществ, характеризовать их свойства. | ||
14 | Строение вещества | Комбинированный урок | Познавательный интерес к изучению строения веществ, понимание важности научных знаний о строении веществ. Логическое мышление, умение выска-зывать гипотезы, находить их подтверж-дение экспериментальным путём. Умение представлять полученную информацию в схематической и модельной (материальной) форме. | Из чего состоят вещества. Какими свойствами обладают твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Как объясняют учёные причину различия свойств ве-ществ, находящихся в разных состояниях. | Вещества состоят из молекул, между ними есть промежутки. Молекулы состоят из атомов, их число и расположение в разных молекулах различно. Умение характеризовать различия в свойствах твёрдых, жидких, газообразных веществ. Умение моделировать молекулы из атомов | ||
15 | Удивительные открытия | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями и желание попробовать себя в роли учёного. Умение выделять научную информацию из научно-популярного текста, иллю-страций, данную в неявном виде. Осуществлять самоконтроль за усво-ением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД | Что такое увеличительные приборы, для чего они нужны. Какие открытия были сделаны учёными с помощью микроскопов. Какова роль бакте-рий в природе. Что нужно знать о бактериях людям. | Представление об увеличитель-ных приборах, открытия учёных, сделанные с их помощью. Представление о движении моле-кул, о простейших, бактериях, клетках, одноклеточных и многоклеточных организмах. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Способы борьбы с болезнетворными бактериями. | ||
16 | Воздух и его состав | Урок усвоения новых знаний | Наблюдательность, логическое, эколо-гическое мышление. Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение работать с моделями, схемами, диаграммами, пред-ставляя с их помощью нужную инфор-мацию | Каково значение воздуха для живых существ. Из чего состоит воздух, везде ли одинаков его состав. Что загрязняет воздух, как сохранять его чистоту | Значение воздуха для живых организмов. Представление о воздухе как газообраз-ном веществе, состо-ящем из смеси газов. Умение моделировать состав воздуха | ||
17 | Свойства воздуха | Урок актуализации знаний и умений | Познавательный интерес к исследо-вательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выпол-нении экспериментальной работы, со-ставлении отчёта по её результатам. Умение ставить задачу, выбирать спо-соб её решения, планировать последова-тельность действий и выполнять их, оценивать найденную информацию и фиксировать её в разной форме | Как можно узнать свойства воздуха, какие наблюдения и опыты следует провести для этого. Каковы этапы проведения экспериментального ис-следования, как фиксировать его результаты | Способы изучения свойств воздуха, наблюдения, экспе-римент. Основные свойства воздуха. Способы тушения Огня. Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследова-нию свойств воздуха, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной форме | ||
18 | Как используют воздух | Неурочная деятельность Тренинг | Наглядно-образное мышление, вооб-ражение, фантазия, творческие способ-ности. Интерес к жизни наших предков, к истории транспортных средств, техники. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать и систематизировать полученную инфор-мацию. Выполнять проектную работу | Какие свойства воздуха научился использовать человек с давних пор. Что нового изобрели учёные и создали конструкторы в воздухоплавании и энергетике. Обобщение и систематизация знаний о воздухе, его свойствах | Использование воздуха в старинных ве-ряных мельницах, в воздушных шарах, в парусниках. Представление о современных летательных аппаратах, вет-родвигателях | ||
19 | Вода и её свойства | Урок закрепления знаний | Познав ательный интерес к исследо-вательской деятельности, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы. Умение ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать и корректиро-вать свои действия. Выполнять умственные действия: анали-зировать, сравнивать, обобщать полученную информацию. Умение планировать проведение опытов, подбирать оборудование, выполнять технику безопасности, выполнять опыт по инструкции, делать выводы и фикси-ровать их результаты. | Каково значение воды для растений, животных, человека. Как можно узнать физические свойства воды, какие наблюдения и опыты следует провести для этого. Какие вещества вода растворяет, ка-кие нет | Значение воды для живых организмов, жизненные процес-сы, проходящие с её помощью. Свойства воды, определяемые органами чувств и эксперимен-тальным способом. Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследо-ванию свойств воды, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной форме | ||
20 | Очистка воды | Урок усвоения новых знаний | Интерес к способам сохранения своего здоровья, понимание их важности для жизни. Умение ставить задачу, выбирать способ и планировать свои действия. Выдвигать гипотезы и проверять их экс-периментально, распределять работу и сотрудничать при её выполнении | Как возникла проблема очистки воды. Какие есть способы очистки воды в домашних условиях. Как очистные сооружения делают воду пригодной для использования в быту | Источники загрязнения воды и экологические проблемы, связанные с использованием загрязнён-ой воды. Способы очистки воды в природных условиях, в быту, в городском водопроводе. Уметь очищать воду с помощью природных материалов и просто-го фильтра | ||
21 | Превращения воды | Урок актуализации знаний и умений | Наглядно-образное и логическое мышле-ние, умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, рассуждать, используя связки, содержащие слова «если… то», «когда…то… или». Готовность сотрудничать при выпол-нении и обсуждении экспериментальной работы. Умение фиксировать полученную информацию в разной форме | В каких состояниях находится вода в природе. Каковы причины её изменений. Как называются процессы перехода воды из одного со-стояния в другое, при каких условиях они происходят. Как образуются туман, иней, роса | Вода, лёд, водяной пар – три агрегатных состояния воды. При изменении температуры вода может переходить из одного состояния в другое: испаряться и конденсироваться, замерзать и таять. Условия, при которых образуются роса, туман, иней. Умение проводить экспери-ментальные исследования про-цессов перехода воды из одного состояния в другое | ||
22 | Круговорот воды в природе | Урок усвоения новых знаний | Познавательный интерес к изучению природных процессов, наглядно-об-разное, логическое, экологическое мыш-ление, эмоциональ-ное восприятие окру-жающего мира. Умение преобразо-вывать информацию из одной формы (вер-бальной, наглядной) в другую (знаково-символическую, сло-весную) | Как происходит круговорот воды в природе. Как можно наглядно его пред-ставить.На каких этапах круговорота воды она может загряз-няться, на каких – очищается. | Представление о круговороте воды в природе, о его протека-нии, о прекращениях воды во время этого процесса. Загрязне-ние и очищение воды на разных этапах её круговорота в при-роде. Умение наглядно представлять (моде-лировать) круговорот воды с помощью ус-ловных знаков | ||
23 | Обобщающий урок «Свойства воздуха и воды» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Осуществлять само-контроль и само-оценку усвоения предметных знаний и метапредметных уме-ний: умений извле-кать информацию из разных источников знаний, планировать экспериментальную деятельность, рабо-тать со схемами и таб-лицами | Выявление про-белов в знаниях и умениях учащихся, их устранение. Определение уров-ня освоения УУД, планирование методических приёмов их дальнейшего формирования. | Самооценка и оцен-ка знаний учащихся о свойствах воздуха и воды, выявление и устранение пробелов. Умение проводить экспериментальные исследования и де-лать выводы по их результатам | ||
24 | Почва, её состав и свойства | Комбинированный урок | Познав ательный интерес к исследо-вательской деятель-ности, готовность сотрудничать при об-суждении и выполне-нии эксперименталь-ной работы. Ставить познаватель-ную задачу, выбирать способ и планировать последовательность своих действий при её решении, осущест-влять наблюдение, анализ результатов, фиксировать выводы в разной форме | Что такое почва, как она образуется. Что входит в состав почвы. Какие почвы самые плодородные | Представление о поч-ве как плодородном слое земли, его со-ставе и образовании. Разнообразие почв, наиболее плодород-ные почвы. Умение проводить наблюдения и опыты по выяснению соста-ва почвы, исследова-нию её свойств. | ||
25 | Обитатели почвы | Неурочная деятельность Проектная лаборатория | Участвовать в со-вместной деятель-ности, в обсужде-нии возникающих проблем, оценивать предположения, вы-двинутые однокласс-никами, сравнивать с собственными, при-ходить к общему вы-воду. Умение извлекать информацию из раз-ных источников, со-относить её со сво-ими наблюдениями, преобразовывать из наглядной формы в словесную и наобо-рот. | Какое значение имеет почва для живых существ, кто в ней обитает. Каковы взаимосвя-зи между растени-ями, почвенными животными и мик-роорганизмами. Какие правила ги-гиены нужно вы-полнять при работе с почвой. | Почва – среда оби-тания разных групп живых существ. Взаимосвязи расте-ний, почвенных жи-вотных и микроорга-низмов. Роль почвенных бак-терий в природе. Круговорот веществ в почве. Связи живой и неживой природы в его осуществлении. Правила гигиены при работе с почвой. | ||
26 | Почва – кормилица | Урок актуализации знаний и умений | Уважительное отно-шение к сельскому труду. Интерес к жиз-ни наших предков. Осознание важности соблюдения норм экологически гра-мотного поведения в природе и в быту, участвовать в приро-доохранной деятель-ности. Находить нужную информацию в ма-териалах учебника и дополнительной литературе; анали-зировать, характери-зовать, сравнивать, кла ссифицир ов ать предметы окружаю-щего мира. | Какое значение имеет почва для че-ловека. Что может разру-шить плодородие почвы, как его со-хранять. Как обрабатывали почву и сохраняли её плодородие наши предки | Природные причины и действия людей, разрушающие и ухуд-шающие плодородие почвы. Способы сохранения плодородия почвы. Представление о том, как обрабатывали почву в старину, ка-кими орудиями труда пользовались наши предки. Современная сель-скохоз яйств енная техника для обра-ботки почвы, уборки урожая. | ||
27 | Обобщающий урок по теме «Тела и вещества» | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Умение извлекать нужную информа-цию из разных ис-точников знаний: текста, иллюстрации, таблицы, схемы, диа-граммы, собственных наблюдений, опыта. Преобразовывать информацию из од-ной формы в другую, использовать знако-в о-символические средства. Осуществлять само-контроль, самооцен-ку успешности усвое-ния знаний и умений, восполнять пробелы. | Проверить и закре-пить предметные знания по теме и умения применять их при решении разных учебных за-дач. Определить уровень усвоения УУД, фор-мировавшихся при изучении этого раз-дела. | Обобщать получен-ные знания о телах и веществах, их строе-нии и свойствах, умения исследовать их и характеризовать, применять знания и умения при решении разных учебных за-дач. Умение планировать экспериментальную работу, последова-тельность действий, делать выводы по её результатам | ||
28 | Экскурсия. Наблюдение зимних изме-нений в природе и жизни людей | Урок закрепления знаний | Познавательный ин-терес к изучению се-зонных изменений в природе, наблю-дательность, любо-знательность, эсте-тическое восприятие окружающего мира, экологическую куль-туру, творческие спо-собности. Умение представлять информацию, полу-ченную в результате наблюдений в разных формах. Умение со-трудничать, работая в группе. | Пронаблюдать, ка-кие изменения про-изошли в неживой природе с приходом зимы, что измени-лось в жизни рас-тений и животных в зимний период, что делают люди зимой. | Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии со-вместно с одноклассниками. | ||
29 | Зимние явления в неживой природе | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, наглядно-образное и логическое мышле-ние. Умение выбирать нужную информа-цию из учебного и художественного тек-ста, иллюстраций, наблюдений и экспе-риментальных иссле-дований. Коммуникативные способности, сотруд-ничать в коллектив-ной работе. | Когда наступает зима в нашей мест-ности, какие зимние явления наблюда-лись на экскурсии. Как и при каких ус-ловиях образуются снежинки, измо-розь. Чем различаются свойства снега и льда. | Зимние явления в не-живой природе: сне-гопады, метели, уста-новление снегового покрова, ледостав на водоёмах, изморозь, оттепели и гололеди-ца.Правила безопасного поведения в зимний период. Условия, при кото-рых образуются сне-жинки, изморозь. Свойства снега и льда. Умение проводить наблюдения и опы-ты по исследованию свойств снега и льда. | ||
30 | Как зимуют растения | Неурочная деятельность Творческая мастерская | Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности,осознание важности экологических зна-ний, желание уча-ствовать в природо-охранных мероприя-тиях. Умение извлекать информацию, пред-ставленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгорит-ма, моделью. Делиться своими «от-крытиями» дома, с одноклассниками | Какие явления про-исходят в жизни растений зимой в нашей местности. В каких условиях зимуют деревья, кустарники, кустар-нички, многолетние травянистые расте-ния. Растут ли деревья зимой. Как узнать возраст дерева. Как помочь рас-тениям пережить зимний период в их жизни. | Представление о зим-нем периоде в жизни разных групп рас-тений. Внешний вид разных деревьев зи-мой. Состояние глубокого покоя у растений зи-мой. Представление о годичных кольцах прироста. Умение различать зимой лиственные и хвойные породы деревьев своей мест-ности. | ||
31 | Зимняя пора в жизни животных | Урок актуализации знаний и умений | Понимать важность бережного отноше-ния к животным зи-мой, желание помочь им в трудный для них период жизни. Участвовать в коллек-тивном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, коммен-тировать высказыва-ния одноклассников. Анализировать, срав-нивать, выделять су-щественные призна-ки, лассифициро-вать. | Какие явления про-исходят в жизни животных в зимний период. Как приспособи-лись к суровым зимним условиям теплокровные и хо-лоднокровные жи-вотные. Как помочь диким животным пережить зиму | Представление о жизни разных групп животных в зимний период. Значение снегового покрова, ледостава на водоёмах для жиз-ни животных. Какую помощь ока-зывают люди диким животным зимой. | ||
32 | Как зимовали наши предки | Урок усвоения новых знаний | Интерес к образу жизни своих предков, осознание себя ча-стью своего народа, уважительное отно-шение к старинным традициям, желание сохранять их. Самостоятельно на-ходить нужную ин-формацию в мате-риалах учебника и в дополнительной литературе, анализи-ровать, сравнивать и обобщать её. Участвовать в про-ектной деятельности. | Как в старину встречали зиму. Ка-кие заботы были у сельских жителей в зимний период. Какими были ново-годние праздники в давние времена, как встречают Новый год сегодня | Представление о жизни наших пред-ков зимой, их забо-тах, обычаях, тради-циях, праздниках. | ||
33 | Обобщающий урок. Январь – зиме середина | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Осуществлять само-контроль (взаимо-контроль), фикси-ровать достигнутые результаты, участво-вать в оценке вы-полненных учебных заданий, адекватно воспринимать оцен-ку учителя, вносить необходимые кор-рективы с учётом характера сделанных ошибок | Обобщить и систе-матизировать зна-ния о зиме. Проверить уровень предметных и мета-предметных знаний и умений, наметить дальнейшие пути повышения каче-ства знаний и уме-ний. | Знание о соотноше-нии длительности дня и ночи в разные времена года. Знания о зимних яв-лениях в неживой и живой природе. Знание свойств воды, находящейся в раз-ных агрегатных со-стояниях. Умение измерять температуру. Умение делать вы-воды по результатам проведённого опыта. | ||
34 | Организм человека | Урок усвоения новых знаний | Познавательный ин-терес к изучению своего организма, го-товность к самовос-питанию. Осознавать ценность жизни во всех её проявлениях, знать основы здоро-вого образа жизни, готовность следовать ему. Осуществлять поста-новку учебно-позна-вательных задач, пла-нировать их решение в группе и индивиду-ально. Умение работать с информацией, пред-ставленной в таблич-ной форме, в столб-чатой диаграмме. | Какие науки изуча-ют организм и здо-ровье человека. Из каких органов состоит человече-ский организм. Как развивается ре-бёнок | Представления об анатомии, физио-логии, медицине, гигиене как науках, изучающих организм человека. Важность здорового образа жизни для здоровья человека. Части тела челове-ка, его внутренние и внешние органы. Системы органов, их главные функции. Умение находить рас-положение в своём теле внутренних ор-ганов. | ||
35 | Надёжная опора и защита | Урок закрепления знаний | Желание планиро-вать пути сохранения своего здоровья.Готовность следовать правилам безопасной жизни, умение ока-зывать первую по-мощь при травмах. Умение работать с разными источника-ми знаний, соотно-сить представленную в них информацию.Устанавливать при-чинно-следственные связи между поведе-нием и здоровьем.Проводить наблюде-ния, делать выводы по их результатам | Для чего нужен ске-лет, какие функции он выполняет. Какими свойствами обладают кости.Что делать при трав-мах опорно-двига-тельной системы. Как вырасти высо-ким и стройным | Скелет человека, его функции. Основные кости скелета, их свойства. Суставы и связки. Основные травмы опорно-двигательной системы, способы оказания первой по-мощи. Позвоночник, его функции, правила сохранения его гиб-кости и здоровья. Осанка, её формиро-вание. Плоскосто-пие, упражнения для развития стопы | ||
36 | Мышцы, их разнообразие и функции | Урок усвоения новых знаний | Интерес к познанию и развитию своего организма. Проводить наблюде-ния и самонаблюде-ния за эмоциональ-ным состоянием. Выполнять правила гигиены после физи-ческих упражнений. Извлекать нужную информацию из раз-ных источников зна-ний, обсуждать с од-ноклассниками по-лученные сведения. Планировать иссле-дования процессов жизнедеятельно сти организма, умение их моделиро-вать | Для чего человеку мышцы, какими они бывают. Как работают мыш-цы. Как правильно раз-вивать мышцы. | Значение мышц для организма, их разно-образие. Скелетные мышцы, их крепление к ко-стям. Свойства су-хожилий, ахиллово сухожилие. Сокраще-ние и расслабление мышц. Мимические мышцы.Упражнения для раз-вития мышц. Умение характеризо-вать основные функ-ции мышц. Проводить наблюде-ния за работой суста-вов и мышц. | ||
37 | Органы дыхания | Урок усвоения новых знаний | Интерес к познанию процессов жизнедея-тельности своего ор-ганизма, желание проводить самона-блюдения за ними.Понимать важность выполнения правил гигиены органов ды-хания, вред курения. Извлекать инфор-мацию из иллюстра-ций, рисунков-схем, данную в явном и не-явном виде.Планировать и про-водить исследования,делать выводы по их результатам. | Что такое дыхание, какие органы вхо-дят в дыхательную систему. Как происходит процесс дыхания. Что опасно для ор-ганов дыхания. | Процесс дыхания, его значение для жизни. Органы дыхания, по-следовательность их расположения в орга-низме человека, про-цесс дыхания. Правила гигиены ор-ганов дыхания. При-способления для ды-хания в загрязнённом воздухе, под водой.Курение, его вред здоровью | ||
38 | Кровеносная система | Неурочная деятельность Образовательное путешествие | Интерес к познанию процессов жизнедея-тельности своего ор-ганизма, желание со-хранять его здоровье. Понимать важность выполнения правил безопасной жизни. Извлекать информа-цию из рисунков и схем, данную в явном и неявном виде. Работать в группе одноклассников, осу-ществлять продук-тивное сотрудниче-ство в представлении знаний в ролевой игре. | Чем важна для орга-низма кровеносная система. Какие органы вхо-дят в систему кро-вообращения. Какие функции в организме выпол-няет кровь. Как нужно забо-титься о здоровье сердца. | Представление о ра-боте кровеносной системы, её строе-нии. Кровеносные сосуды, их виды. Сердце, его работа. Пульс, его измере-ние. Представление о со-ставе крови, функ-циях кровяных телец, анализе крови. Доно-ры, их роль в обще-стве. Умение характери-зовать строение и основные функции органов кровообра-щения. Умение измерять ча-стоту пульса | ||
39 | Питание. Органы пищеварения | Урок актуализации знаний и умений | Понимание важно-сти для организма разнообразия пищи, богатой витаминами, выполнения правил гигиены органов пи-щеварения. Организовывать и планировать учеб-ное сотрудничество с одноклассниками для решения постав-ленных задач. Выбирать научную информацию из на-учно-популярных текстов, представлять её одноклассникам. Принимать участие в творческой работе. | Для чего нужно пи-таться. Какие ве-щества находятся в продуктах питания. Какие органы вхо-дят в пищевари-тельную систему, какие функции они выполняют. Как беречь пищева-рительную систему. Какой была пища наших предков | Значение питания для организма. Раз-нообразие веществ, содержащихся в про-дуктах питания: бел-ки, жиры, углеводы, витамины. Представление о пищевари-тельной сис-теме, её составе, про-цессе переваривания пищи. Правила гигиены ор-ганов пищеварения, правила ухода за зу-бами.Представление о том, как питались наши предки. Умение характеризо-вать строение и ос-новные функции ор-ганов пищеварения, проводить наблюде-ния за их работой. | ||
40 | Питание. Органы пищеварения | Урок закрепления знаний | |||||
41 | Органы очистки организма | Урок усвоения новых знаний | Понимание важно-сти для здоровья вы-деления из организма вредных и ненужных веществ, соблюдения правил гигиены орга-нов выделения. Участвовать в коллек-тивном обсуждении проблем здоровья. Планировать и про-водить самонаблю-дение за своим орга-низмом | Нужно ли организ-му очищаться. Какие органы отно-сятся к выделитель-ной системе. Какие функции вы-полняет кожа | Значение выделения из организма вред-ных и ненужных ве-ществ. Представле-ние о выделительной системе, её органах, их функциях. Кожа как орган за-щиты и очистки ор-ганизма. Умение характери-зовать строение и основные функции органов выделения, соблюдать их гигие-ну.Проводить исследо-вание свойств кожи | ||
42 | Нервная система и её роль в организме | Урок усвоения новых знаний | Понимание важной роли для организма нервной системы, важности вниматель-ного и дружелюбного отношения к окружа-ющим, нетерпимость к любым видам на-силия. Умение выбирать на-учную информацию из научно-популяр-ных текстов, пред-ставлять её одно-классникам. Принимать участие в коллективном обсуж-дении проблем | Какая система ор-ганов управляет работой всего орга-низма. Что входит в нерв-ную систему, как она работает. Какое строение имеет головной мозг.Что такое память, какой она бывает.Что опасно для нервной системы, как сохранять её здоровье | Значение нервной системы для организ-ма.Представление о строении и работе головного и спинно-го мозга. Память, её виды: зрительная, слуховая, двигательная, эмо-циональная память.Правила безопасного поведения в природе и обществе. Умение характери-зовать строение и основные функции органов нервной сис-темы. | ||
43 | Органы чувств, их значение и гигиена | Комбинированный урок | Наблюдательность, внимательность, эм-патия к людям с на-рушением здоровья, желание оказывать им помощь. Понимание важ-ности для здоровья соблюдения правил безопасной жизни и гигиены.Умение выбирать нужную информа-цию из учебного тек-ста, соотносить её с информацией, пред-ставленной в другой форме. Умение оце-нивать высказывания одноклассников, ар-гументировать свою точку зрения | Какую информа-цию передают в мозг органы чувств, как это происходит. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранять здоровье органов чувств. Как можно помочь людям с нарушени-ем здоровья | Значение органов чувств как источни-ков информации об окружающем мире. Представление о строении и работе органов зрения, слу-ха, обоняния, вкуса, осязания. Правила поведения и гигиена, способству-ющие сохранению здоровья органов чувств. Умение характери-зовать строение и основные функции органов чувств, про-водить наблюдения за их работой. | ||
44 | Органы чувств, их значение и гигиена | Урок актуализации знаний и умений | |||||
45 | Как лечились наши предки | Неурочная деятельность Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Осознание уровня усвоения знаний, способности к самооценке успехов учеб-ной деятельности. Умение решать раз-ные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме. Осуществлять анализ, синтез, сравне-ние, классификацию по заданным основаниям. | Какими были способы лечения заболеваний в старину, чем они отличаются от современных методов. Что узнали о сво-ём организме, чему научились, изучая раздел «Организм человека и его здо-ровье». | Представление о спо-собах лечения в ста-рину и современных методах лечения за-болеваний. Основы здорового образа жизни, прави-ла экологически гра-мотного отношения к своему организму, безопасного поведе-ния в природе и об-ществе | ||
46 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей | Урок усвоения новых знаний | Познавательный ин-терес к изучению се-зонных изменений в природе, наблю-дательность, любоз-нательность, эмоци-ональное, эстетиче-ское восприятие при-роды, экологическую культуру, творческие способности. Умение представлять информацию, полу-ченную в результате наблюдений, в раз-ных формах. Умение сотрудничать, рабо-тая в группе. | Пронаблюдать, ка-кие изменения про-изошли в неживой природе в конце зимы и в начале вес-ны, что изменилось в жизни растений и животных, какие проблемы появи-лись в весенний пе-риод у людей | Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных формах, готовить от-чёт об экскурсии со-вместно с однокласс-никами | ||
47 | Как провожали зиму наши предки | Комбинированный урок | Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, наглядно-образное и логическое мышле-ние. Умение выбирать нужную информа-цию из учебного и художественного тек-ста, иллюстраций, собственных наблю-дений. Участвовать в про-ектной деятельности, развивать творческие способности | Когда наступает зи-ма в нашей мест-ности, какие весен-ние явления наблю-дались на экскур-сии. Какие явления про-исходят в жизни растений и живот-ных весной. Как в старину про-вожали зиму, встре-чали весну | Весенние явления в неживой и живой природе. Правила безопасного поведения в весен-ний период. Умение проводить фенологические на-блюдения, фиксиро-вать их и делать выво-ды по их результатам | ||
48 | Размножение животных разных групп. Развитие птиц | Урок усвоения новых знаний | Эмоциональн е, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, осознание важности экологических зна-ний, желание уча-ствовать в природо-охранных мероприя-тиях. Умение извлекать ин-формацию, представ-ленную текстом, рис-унком, схемой, блок-схемой алгоритма, моделью. Делиться своими «от-крытиями» дома и с одноклассниками | Что происходит в неживой природе с приходом весны. Какое значение имеет весна в жизни животных. Какими способами размножаются раз-ные группы живот-ных. Как развиваются птицы. | Представление о раз-нообразии способов размножения живот-ных. Развитие птиц. Стро-ение куриного яйца, значение каждой его части для развития зародыша. Условия, необходи-мые для превращения зародыша в птенца. Инкубатор. | ||
49 | Развитие рыб и земноводных | Урок усвоения новых знаний | Познавательный ин-терес к изучению живой природы, на-блюдательность, лю-бознательность. Умение извлекать информацию, пред-ставленную в разных формах: текст, рису-нок, схема, модель. Умение анализиро-вать, сравнивать, классифициров ать, обобщать | Какими способа-ми размножаются рыбы и земновод-ные. Какие превращения происходят у рыбы и лягушки во время их развития | Представление о раз-множении рыб и зем-новодных, стадии их развития. Умение по рисун-кам-схемам объяс-нять стадии развития рыбы и лягушки. На-ходить их сходства и различия | ||
50 | Стадии развития насекомых | Комбинированный урок | Осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к насеко-мым-помощникам. Участвовать в коллек-тивном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, коммен-тировать высказыва-ния одноклассников. Умение извлекать ин-формацию из рисун-ков-схем и представ-лять её в словесной форме. Умение контролиро-вать и оценивать свои знания | Какими способами развиваются насе-комые. Какие превращения происходят у насе-комых во время их развития. Чем отличается раз-витие насекомых от других животных | Насекомые, их суще-ственные признаки. Среда обитания на-секомых, способы их размножения и ста-дии развития. Важность для здоро-вья соблюдения чи-стоты жилища, дво-ра, приусадебного участка. Бережное отноше-ние к насекомым-по-мощникам и способы борьбы с насекомы-ми-вредителями. Умение по рисункам-схемам объяснять стадии развития на-секомых. | ||
51 | Разнообразие растений. Растение – живой организм | Неурочная деятельность Индивидуальные занятия | Наблюдательность, желание проводить наблюдения с целью получения нужной информации. Умение работать с научно-популярным текстом, выделять на-учную информацию. Умение классифи-цировать предметы окружающего мира по выделенным осно-ваниям, характеризо-вать их существенные признаки. Умение работать с рисунками-схемами. | Какие группы рас-тений есть на Земле.Почему растения относят к живым организмам. Какие условия не-обходимы для жиз-ни растений. Какими бывают растения по отно-шению к свету, теп-лу, влаге | Представление о раз-нообразии растений, их строении, отличи-тельных признаках, об отношении рас-тений к свету, теплу, влаге, о способах раз-множения. | ||
52 | Органы цветкового растения | Урок усвоения новых знаний | Интерес к исследо-вательской деятель-ности, желание про-водить исследования самостоятельно и в группе одноклассни-ков, сотрудничая с ними. Умение ста-вить познавательную задачу, выбирать спо-соб и планировать её решение, анализиро-вать результаты экс-перимент ального исследования, обоб-щать информацию, полученную в резуль-тате наблюдений и опытов | Какие части рас-тений выполняют функции живого организма. Каково строение и состав семени цвет-кового растения. Какие условия нуж-ны для пробужде-ния и развития се-мени | Свойства живых су-ществ, присущие рас-тениям. Условия, необходи-мые для жизни и раз-вития растений. Представление о строении, составе и развитии семени цветкового растения. Умение на реальном растении показывать и называть его части, по рисунку-схеме на-зывать части семени.Умение проводить экспериментальные исследования с семе-нами растений | ||
53 | Корни и стебли растений | Урок актуализации знаний и умений | Интерес к экспери-ментальной деятель-ности, наблюдатель-ность, любознатель-ность. Умение работать с текстом: соотносить текстовую, иллюст-ративную и графиче-скую информацию, выделять новые по-нятия, определять их существенные при-знаки. Умение классифици-ровать предметы по заданному основа-нию. Умение работать со схемами, проводить опыты, делать выво-ды по их результатам. | Какими бывают корни и стебли рас-тений, какие функ-ции они выполняют. Какими бывают корневые системы растений. По каким призна-кам узнают видо-изменённые стебли растений | Значение корня в жизни растения. Виды корней, стерж-невая и мочковатая корневые системы. Разнообразие видов стеблей, их значение в жизни растения. Расположение почек и листьев на стебле. Умение проводить экспериментальные исследования с рас-тениями. | ||
54 | Разнообразие листьев растений, их функции | Урок усвоения новых знаний | Наглядно-образное мышление, эстети-ческое восприятие природы, наблюда-тельность, любозна-тельность, желание доводить исследова-ние до конца. Умение анализиро-вать, сравнивать, классифицировать предметы окружаю-щего мира. | Какими бывают ли-стья растений. Какое строение имеет простой лист. Какие функции вы-полняют листья, ка-ково их значение в жизни растения.Каково значение растений для живой природы | Простые и сложные листья, их строение. Функции листа. Представление о фотосинтезе расте-ний, образование в листьях на свету ор-ганических веществ. Правила расположе-ния комнатных рас-тений.Значение растений для живой природы. Умение проводить экспериментальные исследования с рас-тениями | ||
55 | Цветок, его роль в жизни растения | Урок усвоения новых знаний | Эстетическое вос-приятие природы, понимание важности сохранения её раз-нообразия, красоты и чистоты, важности участия в природо-охранных мероприя-тиях. Умение соотносить информацию из разных источников знаний, преобразо-вывать её из одной формы в другую. Умение моделировать предметы окружаю-щего мира | Чем различаются цветки растений. Каково их строение. Какое значение имеет цветок в жиз-ни растения, какие функции он выпол-няет. Какими бывают плоды растений | Разнообразие цвет-ков растений, оди-ночные цветки и со-цветия. Цветок как важная часть растения, ор-ган его размноже-ния. Строение цвет-ка, части цветка, их значение в процессе образования плода с семенами.Разнообразие плодов растений. Умение различать ча-сти цветка | ||
56 | Способы размножения растений | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Познавательный ин-терес, желание про-водить собственные исследования. Наблюдательность, аккуратность в рабо-те, доведение её до конца. Умение контролиро-вать усвоение зна-ний, находить про-белы, восполнять их, давать оценку своим успехам. Умение сотрудничать в коллективной ра-боте, представлять её результаты в разной форме. | Как развивается од-нолетнее цветковое растение от семени до семени. Как происходит распространение семян цветковых растений. Какими способами могут размножаться растения. Повторение и при-менение полу-ченных знаний на практике | Способы распростра-нения семян цветко-вых растений. Роль ветра, воды, живот-ных в распростране-нии семян. Размножение рас-тений другими спо-собами: листьями, усами, стеблевыми черенками, клубня-ми, луковицами, кор-невой порослью. Умение выращивать растение, наблюдать за его ростом и раз-витием, фиксировать и презентовать свои наблюдения. | ||
57 | Весна воды, тепла, цвета | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Проверяем умения извлекать информа-цию из разных ис-точников знаний, умение работать с текстом, выполнять и оформлять тесто-вые задания разных типов, работать со схемами, оценивать результаты своего труда | Обобщаем знания о весеннем сезоне. Проверяем усвое-ние универсальных учебных действий. | Проверяем знание весенних явлений в природе и в жизни людей. Знание правил без-опасного поведения весной | ||
58 | Наука история, исторические источники | Неурочная деятельность Образовательное путешествие | Интерес к образу жизни своих пред-ков, осознание себя частью своего народа. Умение работать с разными источника-ми информации. | Кого мы называем нашими предками. Что изучает наука история. Какие исторические источники помо-гают узнать о про-шлом людей | Наука история, уст-ные, письменные и вещественные исто-рические источники. Умение различать исторические источ-ники | ||
59 | Природа в жизни на-ших предков | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Уважительное отно-шение к старинным традициям, желание сохранять их. Умение выбирать необходи-мую информацию из учебного текста, ил-люстраций, реальных предметов | Какое значение имела природа в жизни наших пред-ков. Чем занимались в старину наши пред-ки. Чему поклонялись, во что веровали люди в далёкие вре-мена | Значение природы в жизни наших пред-ков, их занятия, ору-дия труда, изготовле-ние одежды и обуви, обычаи, традиции, обереги, верования, народные праздники | ||
60 | Образ жизни наших предков | Комбинированный урок | Интерес к образу жизни своих пред-ков, эмоциональное, эстетическое и бе-режное отношение к историческим па-мятникам культуры родного края, уважи-тельное отношение к традициям своего на-рода и жителей своей местности | Какой край называ-ют родным. Какие народы живут в на-шем крае.Почему разным были старинные жилища. Какие дома строили в давние времена в нашей местности. Какие старинные традиции сохрани-лись в родном крае | Представление об образе жизни наших предков, о старинных жилищах, о традици-ях, чем они занима-лись, чему поклоня-лись. Представление о старинных жилищах родного края, тради-циях их постройки, образе жизни наро-дов родного края. | ||
61 | Жизнь на селе в давние времена | Урок актуализации знаний и умений | Уважительное от-ношение к нрав-ственным ценностям наших предков, вза-имопомощь в семье, почёт и уважение старших, соблюде-ние определённого порядка жизни, со-блюдение правил, достойных памяти предков. Принимать участие в сюжетно-ролевой игре. | Какой была старин-ная сельская изба и утварь. Какими были по-рядки в семье в дав-ние времена. Чем занимались крестьянские дети. Как помогали взрослым, во что играли. | Представление об устройстве старин-ной сельской избы, о домашней утвари, о порядке жизни в семье крестьянина и занятиях детей, об отношении к стар-шим и младшим чле-нам семьи. | ||
62 | Старинные города | Урок контроля знаний и умений | Интерес к жизни своих предков, пони-мание важности бе-режного отношения к памятникам стари-ны. Умение представ-лять результаты на-блюдений (во время экскурсии) в разной форме | Какими были ста-ринные города. Чем различались дома и утварь бога-тых горожан и простолю-динов. Почему важно со-хранять памятники истории и культуры | Представление о ста-ринном городе, его постройках, о домах бедных и богатых го-рожан, их домашней утвари. Значение памятников истории и культуры, важность государст-венной и личной ответственности за их сохранность. | ||
63 | Старинные ремёсла | Урок усвоения новых знаний | Интерес к образу жизни наших пред-ков. Понимание важ-ности сохранения памятников культу-ры, созданных ими в давние времена. Важность бережного отношения к издели-ям мастеров. Принимать участие в проектной деятель-ности по исследова-нию исторических памятников культу-ры | Какими ремёслами занимались в дав-ние времена. Что мастера делали из дерева. Какие ремёсла ху-дожественной рос-писи сохранились до наших дней. | Ремесленник, ремес-ло. Представление о старинных ремёслах, труде ремесленников, их изделиях. Мастера по дереву, их изделия. Памятники деревянного зодче-ства.Старинные ремёс-ла, сохранившиеся в родном краю. | ||
64 | Торговое дело на Руси | Неурочная деятельность Образовательное путешествие | Интерес к исследова-нию старинных пред-метов. Понимание эконом-ного стиля жизни, правильного отноше-ния к предметам, не-обходимым для жиз-ни, и предметам для развлечений. Умение оценивать своё отношение (и других членов семьи) к распределению се-мейного бюджета. | Кого называли куп-цами, чем они зани-мались. Чем обменивались ремесленники и крестьяне, каким образом. Как появились на Руси деньги. | Представление о торговом деле в дав-ние времена. Купцы. Меновая торговля. Появление денег. Старинные монеты, современные деньги, денежные знаки, ва-люты разных стран в настоящее время. | ||
65 | Одежда наших предков | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Интерес к быту и культуре своих пред-ков.Понимание важно-сти сохранения на-циональных тради-ций. Уважительное от-ношение к культуре других народов.Желание участвовать в проектной деятель-ности по исследова-нию национальных традиций жителей своего края | Какой была одежда жителей Руси в дав-ние времена. Что можно было уз-нать о человеке по его одежде. Чем отличается одежда разных на-родов.Какой была одежда разных родов войск. | Представление о том, как одевались кре-стьяне, ремесленни-ки, военные, богатые и знатные люди.Национальная одеж-да, её отличительные признаки.Какие народы про-живают в родном краю, какие нацио-нальные одежды со-хранились с давних пор. | ||
66 | Как учились дети в старину | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Понимание заботы государства о моло-дом поколении, его образовании, важно-сти бережного отно-шения к школьным прина длежностям, уважительного отно-шения к труду учителя, успешного уче-ния. | Когда и какие по-явились на Руси школы. Какими были школьные принад-лежности и одежда. | Представление о школах, школьных прина длежно стях, одежде школьников, которые были на Руси в давние времена. Современная школа, её отличие от старин-ной школы. | ||
67 | Современная школа, её отличие от старинной | Комбинированный урок | Оценивать результа-ты освоения уни-версальных учебных умений: извлекать информацию из раз-ных источников зна-ний, преобразовы-вать её в разные формы | Чем отличается со-временное образо-вание от обучения детей в старину | Умение применять предметные знания и умения при решении учебных задач | ||
68 | Контрольный урок | Урок контроля знаний и умений | Умение выполнять тестовые задания разных типов, при-менять полученные знания, осуществ-лять самоконтроль и самооценку своих учебных успехов | Обобщить знания по изученной теме. Проверить усвоение основных предмет-ных и метапредмет-ных знаний и уме-ний | Представление о жиз-ни наших предков. | ||
69 | Викторина | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Оценивать результа-ты освоения уни-версальных учебных умений: извлекать информацию из раз-ных источников зна-ний, | ||||
70 | Обобщающий урок | Неурочная деятельность Творческая мастерская | Умение адекватно оценивать поступки своих сверстников, их отношение к учё-бе, к школьному оборудованию, к успехам в учении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...