Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Скибина Наталья Александровна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Гармония" 3 классс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich._plan.docx136.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая учебная программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) на основании Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа  М.: «Просвещение» 2010, программы курса «Окружающий мир» образовательных учреждений О.Т. Поглазовой (Смоленск  «Ассоциация XXI век. 2011г.)

Программа составлена в соответствии с учебным планом Елань-Коленовской школы №2 на 2014-2015 учебный год.

Программа соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373

Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:      

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;
  • формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;        
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
  • ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
  • усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;
  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
  • формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства.

        Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.

        При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

        Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

        Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

        В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

 Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

        Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

        Таким образом  в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Наименование разделов и тем

Разнообразие изменений в окружающем мире – 8 ч

Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, изменения быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изучения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Тем пература. Термометр. Измерение температуры и наблюдения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Сезонные изменения в природе. Осень. – 4 ч

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентября – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жизни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи. Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление сравнительной аппликации «Лето и осень»; осенние работы на пришкольном участке; ролевая игра «Осенняя ярмарка».

Экскурсия в лес (в парк, к водоёму).

Тела и вещества – 14 ч

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Наблюдения, практические и творческие работы: рассматривание под лупой мелких деталей предметов; изготовление из пластилина тел различной формы; исследование свойств веществ (твердость, рыхлость, сыпучесть, пластичность и др.).

Значение воздуха для живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в природе. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохранению её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Сезонные изменения в природе. Зима. – 5 ч

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей почвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний период в жизни травянистых растений, кустарников, кустарничков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка животных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь человека диким животным в зимнее время.

Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праздники, обычаи.

Организм человека и его здоровье – 12 ч

Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления позвоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность тренировки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в лег ких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Развитие животных и растений – 9 ч

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития растений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Сезонные изменения в природе. Весна. – 5 ч

Природные явления в марте, апреле, мае. 21 марта – день весеннего равноденствия. Изменения в жизни растений и животных в весенний период. Сокодвижение, развёртывание листьев, цветение растений. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Появление потомства у диких и домашних животных. Прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы животноводов, полеводов, садоводов, огородников. Опасность весенних заморозков для растений. Витаминная зелень и здоровье. Весенние природоохранные мероприятия. Весна в жизни наших предков: повседневные заботы, обычаи и праздники.

Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Заботы жителей сельской и городской местности в летний период.

Изменения быта и культуры наших предков – 13 ч

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

   Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семейный бюджет.

МЕСТО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на  70 ч  (35 учебных недель)

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Разнообразие изменений в окружающем мире

8

2.

Сезонные изменения в природе. Осень.

4

3.

Тела и вещества, их свойства.

14

4.

Сезонные изменения в природе. Зима.

5

5.

Организм человека и его здоровье

12

6.

Развитие растений и животных.

9

7.

Сезонные изменения в природе. Весна.

5

8.

Изменения быта и культуры наших предков

13

ИТОГО:

70

Из них неурочная деятельность – 11 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно-научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир».

У третьеклассника продолжат формироваться:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;        

- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);                
  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  • извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник продолжит учиться:

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Предметные результаты

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;


СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ОСНАЩЕНИИ УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

- Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс УМК «Гармония». Автор: Понятовская Юлия Николаевна. Редактор: Галанжина Елена Станиславовна. Издательство: Планета (уч), 2013 г
.– Поглазова  О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир».

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

- Поглазова О. Т. Окружающий мир. Тестовые задания – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.

Для детей:

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

– Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.

- Поглазова О. Т. Окружающий мир. Тестовые задания – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013 г.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

(70 часов)

№ п/п

Тема урока

Тип урока, занятия

Формирование универсальных учебных действий

Элементы
содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Дата проведения

план

факт.

1

Земля – наш общий дом

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать спо-соб и планировать их решение, оценивать результаты учебного

труда. Умение извлекать нужную инфор-мацию из текста, иллюстраций, схем. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

Проверка прочности усвоения зна-ний, приобретённых в 1, 2 классах, умений учащихся

классифицировать объекты живой и неживой природы.

Чем отличается учебник 3 класса от предыдущих учебников. Как в

нём расположен учебный материал, каковы приёмы работы с текстовой, иллюстративной и

оформительской информацией, с

краеведческими заданиями

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые

растения, лиственные и хвойные деревья, дикорастущие и

культурные растения,

их существенные признаки.

Разнообразие животных. Существенные признаки млекопитающих, птиц, на-секомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся. Чем различаются растительноядные

животные, хищники и всеядные, дикие и домашние животные.

2

Разнообразие изменений

в природе и в

жизни людей

Урок усвоения новых знаний

Познавательный интерес к наблюдению

изменений в окружающем мире. Умение

извлекать нужную информацию из тек-ста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу

Какими могут быть изменения в природе, с чем они связаны.

Какие изменения происходят со временем в обществе. Как пополнять свои знания об окружающем мире, какими

способами можно проводить исследования и как их пред-ставлять. Что изучает наука

история. Как и где добывать информацию о прошлом

Медленные и быстрые, количественные и качественные

изменения в природе.

Изменения, связанные с деятельностью людей.

История – наука о

прошлом.

3

Времена года

Урок  актуализации знаний и умений  

Наблюдательность, эстетическое воспри-ятие природы. Логическое мышление,

умение находить причинно-ледственные

связи.

Умение ставить познавательную задачу,

выбирать способ и планировать её ре-шение.

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Сотрудничать при решении учебных за-дач, вступать в общение, выражать и от-стаивать свою точку зрения, прислуши-ваться и принимать точку зрения другого

участника беседы

Что является причиной смены дня и ночи, смены сезонов на Земле. Как учёные-астрономы определяют начало осени, зимы,

весны, лета. Одновременно ли

наступают осень, зима, весна, лето в разных местах Земли.

Как проводить, описывать, фикси-ровать наблюдения.

Какую информацию можно извлечь из отрывного календаря.

Названия сезонов,

последовательность

их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни рав-ноденствий и солнцестояний.

Причина неодновременного наступления

сезонных изменений

в природе в разных

местах Земли.

4

Старинный календарь

Неурочная деятельность

Образовательное путешествие

Наглядно-образное и

логическое мышление.

Интерес к жизни своих предков, уважи-тельное отношение к

их обычаям и традициям.

Каким был старинный календарь. Чем отличается месяцеслов наших предков

от современного ка-лендаря

Представление о том,

каким в старину был

календарь, что было

положено в основу

его создания, как назывались месяцы, что

они означали.

5

Атмосферные явления и погода

Урок усвоения новых знаний

Наблюдательность, эмоциональное вос-приятие погодных явлений.

Умение выбирать нужную информацию из учебного, художественного

текстов, из иллюстраций, собственных

наблюдений и представлять её с помо-щью знаково-символических средств,

умение кодировать и декодировать условные знаки.

Какие природные явления называются атмосферными.

Какими условными знаками их изображают. Что такое ветер, как

он образуется и каким может быть. Какие компоненты

входят в характеристику погоды.

Как вести дневник

наблюдений за погодой

Атмосфера, атмосферные явления. Погода, её характе-ристики: состояние

облачности, осадки,

ветер, температура

воздуха. Ветер, его характери-стики и измеряющие

их приборы. Условные знаки по-годных явлений

6

Температура и её

измерение

Урок  актуализации знаний и умений  

Умение сотрудничать, обсуждать ва-рианты взаимодействия, распределять

работу при выполнении учебной задачи.

Умение собирать и анализировать нуж-ную информацию из  текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, эксперимента и представлять её

в разных формах, в том числе с помощью

знаково-символических средств

Что такое температура, чем и как её измеряют. Из каких частей со-стоит жидкостный термометр.

Какими могут быть

термометры, чем они различаются. Почему медицин-ский термометр называют иногда градусником

Температура – степень нагретости воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор

для измерения температуры.

Градус – единица измерения температуры.

Умение пользоваться термометром, измерять температуру воздуха, воды и фиксировать её значение

7

Прогноз погоды

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Наблюдательность, интерес к жизни на-ших предков, уважительное отношение к их опыту и желание его использовать в

своей жизни.. Умение извлекать ин-формацию из разных источников инфор-мации, в том числе данную в неявном

виде.Умение представлять

собранную информацию с помощью

знаково-символических средств, в виде

рисунка-схемы

Кому необходимо знать предстоящую погоду.

Кто составляет прогноз погоды, какими приборами

пользуются метеорологи.

Как организована

современная метео-служба.

Как предсказывали

погоду в старину

Представление о современной метео-службе. Прогноз погоды, его составление. Профессии метеоролог и синоптик.

Метеорологические приборы.

Представление о старинном способе предсказания погоды, народные приметы плохой и хорошей погоды

8

Необычные атмосферные явления

Урок усвоения новых знаний

Наблюдательность, любознательно сть,

эмоциональное восприятие природных

явлений, эстетические чувства.

Навыки безопасного поведения в чрезвы-чайных ситуациях.Умение работать с

текстом, извлекать нужную информа-цию для выполнения заданий, преобра-зовывать словесную информацию в дру-гие формы

Чем опасны грозы, смерчи, ураганы. Какие природные

явления наблюдаются в грозу. Что такое молния и гром.

Каковы правила безопасного пове-дения в грозу. При каких условиях

возникают радуга и град

Представление о необычных атмосферных явлениях: о грозе, молнии, громе,

урагане, смерче, радуге, граде.

Правила безопасного

поведения во время

грозы

9

Экскурсия.

Наблюдение осенних

изменений

в природе и

жизни людей

Образовательное путешествие

Наблюдательность, любознательно сть,

эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате

наблюдений, в разных формах. Умение

сотрудничать в группе.

Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени. Что изменилось в

жизни растений и животных в осенний период. Как люди встречают осень

Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных

формах, готовить отчёт об экскурсии совместно с одноклассниками

10

Осень

в природе

Комбинированный урок

Познавательный интерес к наблюдению

сезонных изменений в природе, нагляд-но-образное и логическое мышление,

эмоциональное восприятие природы,

эстетические чувства. Умение выбирать

нужную информацию из учебного и

художественного текста, иллюстраций,

представлять информацию с использова-нием знаково-символических средств, с помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного

труда

Какие признаки наступления осени в природе наблюдаются в нашей местности.

Что явилось причиной изменений

в природе, которые наблюдаются осенью.

Какие явления наблюдаются осенью у разных групп растений.

Какие явления происходят в жизни разных групп животных в осенний  период.

Осенние явления в неживой и живой природе, их причины.

Взаимосвязи сезонных изменений в неживой и живой природе.

Осенние явления у разных групп растений.

Образ жизни животных разных групп в осенний период, под-готовка к зиме

11

Осень

в природе

Неурочная деятельность

Проектная лаборатория

12

Осенняя пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков

Урок  актуализации знаний и умений  

Понимать нужность и важность сельско-хозяйственного труда, уважительно от-носиться к сельским труженикам.

Самостоятельно находить нужную ин-формацию в материалах учебника, а

также в дополнительной литературе, ана-лизировать, сравнивать и обобщать её

Чем характерна осенняя пора в жизни людей. Чем осенние работы

отличаются от летних работ.

Какой была осень в жизни наших предков. Какие традиции и обычаи были  у них во время уборки урожая и после её

завершения. Как в старину дети

помогали взрослым в страду, как помогают сегодня

Представление об осенних заботах, работах, праздниках в

жизни людей. Старинные и современные орудия труда, использующиеся для уборки урожая. Старинные и со-временные обычаи,

традиции, праздники сельских жителей осенью

13

Тело и вещество.

Три состояния вещества

Урок усвоения новых знаний

Оценивать своё знание и незнание, ста-вить познавательную задачу, высказывать предположения и

проверять их по учебному тексту.

Участвовать в коллективном обсужде-нии вопросов, делать умозаключения. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие

Что учёные называют телом, веществом, явлением.

Какими свойствами могут обладать тела, вещества.

Какими бывают состояния веществ, чем они различаются

Отличительные признаки тел, веществ, явлений. Представле-ние о трёх агрегатных

состояниях вещества, твёрдом, жидком, газообразном.

Умение различать тела, вещества, состояния веществ, характеризовать их свойства.

14

Строение

вещества

Комбинированный урок

Познавательный интерес к изучению

строения веществ, понимание важности

научных знаний о строении веществ.

Логическое мышление, умение выска-зывать гипотезы, находить их подтверж-дение экспериментальным путём.

Умение представлять полученную информацию в схематической и модельной (материальной) форме.

Из чего состоят вещества.

Какими свойствами обладают твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Как объясняют учёные причину различия свойств ве-ществ, находящихся в разных состояниях.

Вещества состоят из молекул, между ними есть промежутки.

Молекулы состоят из атомов, их число и расположение в разных молекулах различно.

Умение характеризовать различия в свойствах твёрдых, жидких, газообразных

веществ.

Умение моделировать

молекулы из атомов

15

Удивительные открытия

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Познавательный интерес к научным

исследованиям, восхищение научными

открытиями и желание попробовать себя в роли учёного.

Умение выделять научную информацию

из научно-популярного текста, иллю-страций, данную в неявном виде.

Осуществлять самоконтроль за усво-ением предметных знаний и умений,

оценивать свои успехи по освоению УУД

Что такое увеличительные приборы, для чего они нужны.

Какие открытия были сделаны учёными с помощью

микроскопов. Какова роль бакте-рий в природе. Что нужно знать о

бактериях людям.

Представление об увеличитель-ных приборах, открытия учёных, сделанные с их помощью.

Представление о движении моле-кул, о простейших, бактериях, клетках, одноклеточных и

многоклеточных организмах.

Роль бактерий в природе и в жизни человека. Способы

борьбы с болезнетворными бактериями.

16

Воздух

и его состав

Урок усвоения новых знаний

Наблюдательность, логическое, эколо-гическое мышление.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение работать с

моделями, схемами, диаграммами, пред-ставляя с их помощью нужную инфор-мацию

Каково значение воздуха для живых существ.

Из чего состоит воздух, везде ли одинаков его состав.

Что загрязняет воздух, как сохранять его чистоту

Значение воздуха для

живых организмов.

Представление о воздухе как газообраз-ном веществе, состо-ящем из смеси газов.

Умение моделировать

состав воздуха

17

Свойства

воздуха

Урок  актуализации знаний и умений  

Познавательный интерес к исследо-вательской деятельности, готовность

сотрудничать при обсуждении и выпол-нении экспериментальной работы, со-ставлении отчёта по её результатам.

Умение ставить задачу, выбирать спо-соб её решения, планировать последова-тельность действий и выполнять их, оценивать найденную информацию и фиксировать её в разной форме

Как можно узнать свойства воздуха, какие наблюдения и

опыты следует провести для этого.

Каковы этапы проведения экспериментального ис-следования, как фиксировать его

результаты

Способы изучения свойств воздуха, наблюдения, экспе-римент. Основные свойства воздуха. Способы тушения

Огня.

Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследова-нию свойств воздуха, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной

форме

18

Как используют

воздух

Неурочная деятельность

Тренинг

Наглядно-образное мышление, вооб-ражение, фантазия, творческие способ-ности. Интерес к жизни наших предков, к истории транспортных средств, техники. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать

и систематизировать полученную инфор-мацию. Выполнять проектную работу

Какие свойства воздуха научился использовать человек с давних пор. Что нового изобрели учёные и создали конструкторы в

воздухоплавании и энергетике.

Обобщение и систематизация знаний о

воздухе, его свойствах

Использование воздуха в старинных ве-ряных мельницах, в воздушных шарах, в

парусниках.

Представление о современных летательных аппаратах, вет-родвигателях

19

Вода и её свойства

Урок закрепления знаний

Познав ательный интерес к исследо-вательской деятельности, готовность

сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы.

Умение ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать и корректиро-вать свои действия.

Выполнять умственные действия: анали-зировать, сравнивать,

обобщать полученную информацию.

Умение планировать проведение опытов,

подбирать оборудование, выполнять

технику безопасности, выполнять опыт

по инструкции, делать выводы и фикси-ровать их результаты.

Каково значение воды для растений, животных, человека.

Как можно узнать физические свойства воды, какие наблюдения и опыты следует провести

для этого.

Какие вещества вода растворяет, ка-кие нет

Значение воды для живых организмов, жизненные процес-сы, проходящие с её помощью.

Свойства воды, определяемые органами чувств и эксперимен-тальным способом.

Умение наблюдать, выполнять простые опыты по исследо-ванию свойств воды, делать выводы по их результатам, фиксировать их в заданной

форме

20

Очистка воды

Урок усвоения новых знаний

Интерес к способам сохранения своего

здоровья, понимание их важности для жизни.

Умение ставить задачу, выбирать способ и планировать свои

действия.

Выдвигать гипотезы и проверять их экс-периментально, распределять работу и

сотрудничать при её выполнении

Как возникла проблема очистки воды.

Какие есть способы очистки воды в домашних условиях.

Как очистные сооружения делают воду пригодной для использования в быту

Источники загрязнения воды и экологические проблемы,

связанные с использованием загрязнён-ой воды.

Способы очистки воды в природных условиях, в быту, в городском водопроводе.

Уметь очищать воду с помощью природных материалов и просто-го фильтра

21

Превращения воды

Урок  актуализации знаний и умений  

Наглядно-образное и логическое мышле-ние, умение анализировать, сравнивать,

обобщать информацию, рассуждать,

используя связки, содержащие слова

«если… то», «когда…то… или».

Готовность сотрудничать при выпол-нении и обсуждении экспериментальной

работы.

Умение фиксировать полученную информацию в разной форме

В каких состояниях находится вода в природе. Каковы причины её изменений.

Как называются процессы перехода воды из одного со-стояния в другое, при каких условиях они происходят.

Как образуются туман, иней, роса

Вода, лёд, водяной пар – три агрегатных состояния воды.

При изменении температуры вода может переходить из одного

состояния в другое: испаряться и конденсироваться, замерзать и таять.

Условия, при которых образуются роса, туман, иней.

Умение проводить экспери-ментальные исследования про-цессов перехода воды из одного состояния в другое

22

Круговорот воды

в природе

Урок усвоения новых знаний

Познавательный интерес к изучению

природных процессов, наглядно-об-разное, логическое, экологическое мыш-ление, эмоциональ-ное восприятие окру-жающего мира.

Умение преобразо-вывать информацию

из одной формы (вер-бальной, наглядной) в другую (знаково-символическую, сло-весную)

Как происходит круговорот воды в природе. Как можно наглядно его пред-ставить.На каких этапах

круговорота воды она может загряз-няться, на каких –

очищается.

Представление о круговороте воды в природе, о его протека-нии, о прекращениях воды во время этого процесса. Загрязне-ние и очищение воды на разных этапах её круговорота в при-роде.

Умение наглядно представлять (моде-лировать) круговорот

воды с помощью ус-ловных знаков

23

Обобщающий урок «Свойства

воздуха и воды»

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Осуществлять само-контроль и само-оценку усвоения предметных знаний и

метапредметных уме-ний: умений извле-кать информацию из разных источников

знаний, планировать экспериментальную

деятельность, рабо-тать со схемами и таб-лицами

Выявление про-белов в знаниях и

умениях учащихся, их устранение.

Определение уров-ня освоения УУД, планирование методических приёмов их дальнейшего

формирования.

Самооценка и оцен-ка знаний учащихся  о свойствах воздуха

и воды, выявление и

устранение пробелов.

Умение проводить

экспериментальные

исследования и де-лать выводы по их результатам

24

Почва,

её состав и

свойства

Комбинированный урок

Познав ательный интерес к исследо-вательской деятель-ности, готовность

сотрудничать при об-суждении и выполне-нии эксперименталь-ной работы.

Ставить познаватель-ную задачу, выбирать способ и планировать

последовательность своих действий при

её решении, осущест-влять наблюдение,

анализ результатов, фиксировать выводы

в разной форме

Что такое почва, как она образуется.

Что входит в состав почвы.

Какие почвы самые

плодородные

Представление о поч-ве как плодородном слое земли, его со-ставе и образовании.

Разнообразие почв, наиболее плодород-ные почвы.

Умение проводить

наблюдения и опыты

по выяснению соста-ва почвы, исследова-нию её свойств.

25

Обитатели почвы

Неурочная деятельность

Проектная лаборатория

Участвовать в со-вместной деятель-ности, в обсужде-нии возникающих

проблем, оценивать предположения, вы-двинутые однокласс-никами, сравнивать с собственными, при-ходить к общему вы-воду.

Умение извлекать информацию из раз-ных источников, со-относить её со сво-ими наблюдениями, преобразовывать из

наглядной формы в словесную и наобо-рот.

Какое значение имеет почва для

живых существ, кто в ней обитает.

Каковы взаимосвя-зи между растени-ями, почвенными

животными и мик-роорганизмами.

Какие правила ги-гиены нужно вы-полнять при работе с почвой.

Почва – среда оби-тания разных групп живых существ.

Взаимосвязи расте-ний, почвенных жи-вотных и микроорга-низмов. Роль почвенных бак-терий в природе.

Круговорот веществ в почве. Связи живой и неживой природы в его осуществлении.

Правила гигиены при работе с почвой.

26

Почва –

кормилица

Урок  актуализации знаний и умений  

Уважительное отно-шение к сельскому

труду. Интерес к жиз-ни наших предков.

Осознание важности соблюдения норм

экологически гра-мотного поведения

в природе и в быту, участвовать в приро-доохранной деятель-ности.

Находить нужную информацию в ма-териалах учебника и дополнительной

литературе; анали-зировать, характери-зовать, сравнивать, кла ссифицир ов ать

предметы окружаю-щего мира.

Какое значение имеет почва для че-ловека.

Что может разру-шить плодородие

почвы, как его со-хранять.

Как обрабатывали почву и сохраняли её плодородие наши

предки

Природные причины и действия людей, разрушающие и ухуд-шающие плодородие почвы.

Способы сохранения

плодородия почвы.

Представление о том, как обрабатывали почву в старину, ка-кими орудиями труда

пользовались наши предки.

Современная сель-скохоз яйств енная техника для обра-ботки почвы, уборки урожая.

27

Обобщающий урок по теме

«Тела и вещества»

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Умение извлекать нужную информа-цию из разных ис-точников знаний:

текста, иллюстрации, таблицы, схемы, диа-граммы, собственных наблюдений, опыта.

Преобразовывать информацию из од-ной формы в другую, использовать знако-в о-символические средства.

Осуществлять само-контроль, самооцен-ку успешности усвое-ния знаний и умений, восполнять пробелы.

Проверить и закре-пить предметные знания по теме и

умения применять их при решении разных учебных за-дач.

Определить уровень усвоения УУД, фор-мировавшихся при

изучении этого раз-дела.

Обобщать получен-ные знания о телах и веществах, их строе-нии и свойствах, умения исследовать

их и характеризовать,

применять знания и умения при решении разных учебных за-дач.

Умение планировать

экспериментальную

работу, последова-тельность действий, делать выводы по её

результатам

28

Экскурсия.

Наблюдение

зимних изме-нений в природе и жизни людей

Урок закрепления знаний

Познавательный ин-терес к изучению се-зонных изменений в природе, наблю-дательность, любо-знательность, эсте-тическое восприятие окружающего мира,

экологическую куль-туру, творческие спо-собности.

Умение представлять информацию, полу-ченную в результате наблюдений в разных формах. Умение со-трудничать, работая в группе.

Пронаблюдать, ка-кие изменения про-изошли в неживой природе с приходом зимы, что измени-лось в жизни рас-тений и животных в

зимний период, что делают люди зимой.

Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных формах, готовить отчёт об экскурсии со-вместно с одноклассниками.

29

Зимние явления

в неживой природе

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, наглядно-образное и

логическое мышле-ние.

Умение выбирать нужную информа-цию из учебного и художественного тек-ста, иллюстраций, наблюдений и экспе-риментальных иссле-дований.

Коммуникативные способности, сотруд-ничать в коллектив-ной работе.

Когда наступает зима в нашей мест-ности, какие зимние

явления наблюда-лись на экскурсии.

Как и при каких ус-ловиях образуются снежинки, измо-розь.

Чем различаются свойства снега и

льда.

Зимние явления в не-живой природе: сне-гопады, метели, уста-новление снегового

покрова, ледостав на водоёмах, изморозь, оттепели и гололеди-ца.Правила безопасного

поведения в зимний период.

Условия, при кото-рых образуются сне-жинки, изморозь.

Свойства снега и льда.

Умение проводить наблюдения и опы-ты по исследованию

свойств снега и льда.

30

Как зимуют растения

Неурочная деятельность

Творческая мастерская

Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности,осознание важности

экологических зна-ний, желание уча-ствовать в природо-охранных мероприя-тиях.

Умение извлекать информацию, пред-ставленную текстом, рисунком, схемой,

блок-схемой алгорит-ма, моделью.

Делиться своими «от-крытиями» дома, с

одноклассниками

Какие явления про-исходят в жизни растений зимой в

нашей местности. В каких условиях зимуют деревья,

кустарники, кустар-нички, многолетние травянистые расте-ния. Растут ли деревья

зимой. Как узнать возраст дерева.

Как помочь рас-тениям пережить

зимний период в их жизни.

Представление о зим-нем периоде в жизни разных групп рас-тений. Внешний вид

разных деревьев зи-мой.

Состояние глубокого

покоя у растений зи-мой. Представление о годичных кольцах прироста.

Умение различать зимой лиственные и хвойные породы

деревьев своей мест-ности.

31

Зимняя

пора в жизни

животных

Урок  актуализации знаний и умений  

Понимать важность бережного отноше-ния к животным зи-мой, желание помочь

им в трудный для них период жизни.

Участвовать в коллек-тивном обсуждении  вопросов, слушать,

дополнять, коммен-тировать высказыва-ния одноклассников.

Анализировать, срав-нивать, выделять су-щественные призна-ки, лассифициро-вать.

Какие явления про-исходят в жизни животных в зимний

период.

Как приспособи-лись к суровым

зимним условиям теплокровные и хо-лоднокровные жи-вотные.

Как помочь диким животным пережить зиму

Представление о жизни разных групп животных в зимний

период.

Значение снегового покрова, ледостава на водоёмах для жиз-ни животных.

Какую помощь ока-зывают люди диким животным зимой.

32

Как зимовали наши предки

Урок усвоения новых знаний

Интерес к образу жизни своих предков,

осознание себя ча-стью своего народа,

уважительное отно-шение к старинным

традициям, желание сохранять их.

Самостоятельно на-ходить нужную ин-формацию в мате-риалах учебника и

в дополнительной литературе, анализи-ровать, сравнивать и обобщать её.

Участвовать в про-ектной деятельности.

Как в старину встречали зиму. Ка-кие заботы были у сельских жителей в зимний период.

Какими были ново-годние праздники в давние времена, как

встречают Новый год сегодня

Представление о

жизни наших пред-ков зимой, их забо-тах, обычаях, тради-циях, праздниках.

33

Обобщающий урок.

Январь –

зиме середина

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Осуществлять само-контроль (взаимо-контроль), фикси-ровать достигнутые

результаты, участво-вать в оценке вы-полненных учебных заданий, адекватно

воспринимать оцен-ку учителя, вносить

необходимые кор-рективы с учётом

характера сделанных ошибок

Обобщить и систе-матизировать зна-ния о зиме.

Проверить уровень предметных и мета-предметных знаний

и умений, наметить дальнейшие пути повышения каче-ства знаний и уме-ний.

Знание о соотноше-нии длительности дня и ночи в разные времена года.

Знания о зимних яв-лениях в неживой и живой природе.

Знание свойств воды, находящейся в раз-ных агрегатных со-стояниях.

Умение измерять температуру.

Умение делать вы-воды по результатам проведённого опыта.

34

Организм

человека

Урок усвоения новых знаний

Познавательный ин-терес к изучению

своего организма, го-товность к самовос-питанию. Осознавать ценность жизни во

всех её проявлениях, знать основы здоро-вого образа жизни, готовность следовать

ему.

Осуществлять поста-новку учебно-позна-вательных задач, пла-нировать их решение в группе и индивиду-ально.

Умение работать с информацией, пред-ставленной в таблич-ной форме, в столб-чатой диаграмме.

Какие науки изуча-ют организм и здо-ровье человека.

Из каких органов

состоит человече-ский организм.

Как развивается ре-бёнок

Представления об анатомии, физио-логии, медицине,

гигиене как науках, изучающих организм человека. Важность

здорового образа жизни для здоровья человека.

Части тела челове-ка, его внутренние и внешние органы.

Системы органов, их главные функции.

Умение находить рас-положение в своём теле внутренних ор-ганов.

35

Надёжная опора и

защита

Урок закрепления знаний

Желание планиро-вать пути сохранения

своего здоровья.Готовность следовать

правилам безопасной жизни, умение ока-зывать первую по-мощь при травмах.

Умение работать с разными источника-ми знаний, соотно-сить представленную

в них информацию.Устанавливать при-чинно-следственные связи между поведе-нием и здоровьем.Проводить наблюде-ния, делать выводы

по их результатам

Для чего нужен ске-лет, какие функции он выполняет.

Какими свойствами обладают кости.Что делать при трав-мах опорно-двига-тельной системы.

Как вырасти высо-ким и стройным

Скелет человека, его функции. Основные кости скелета, их

свойства. Суставы и связки.

Основные травмы опорно-двигательной системы, способы

оказания первой по-мощи.

Позвоночник, его функции, правила сохранения его гиб-кости и здоровья. Осанка, её формиро-вание. Плоскосто-пие, упражнения для развития стопы

36

Мышцы,

их разнообразие

и функции

Урок усвоения новых знаний

Интерес к познанию и развитию своего

организма.

Проводить наблюде-ния и самонаблюде-ния за эмоциональ-ным состоянием.

Выполнять правила гигиены после физи-ческих упражнений. Извлекать нужную

информацию из раз-ных источников зна-ний, обсуждать с од-ноклассниками по-лученные сведения. Планировать иссле-дования процессов жизнедеятельно сти

организма, умение их моделиро-вать

Для чего человеку мышцы, какими они бывают.

Как работают мыш-цы.

Как правильно раз-вивать мышцы.

Значение мышц для организма, их разно-образие. Скелетные мышцы, их крепление к ко-стям. Свойства су-хожилий, ахиллово

сухожилие. Сокраще-ние и расслабление мышц. Мимические

мышцы.Упражнения для раз-вития мышц.

Умение характеризо-вать основные функ-ции мышц.

Проводить наблюде-ния за работой суста-вов и мышц.

37

Органы

дыхания

Урок усвоения новых знаний

Интерес к познанию процессов жизнедея-тельности своего ор-ганизма, желание проводить самона-блюдения за ними.Понимать важность выполнения правил гигиены органов ды-хания, вред курения.

Извлекать инфор-мацию из иллюстра-ций, рисунков-схем, данную в явном и не-явном виде.Планировать и про-водить исследования,делать выводы по их

результатам.

Что такое дыхание, какие органы вхо-дят в дыхательную

систему.

Как происходит процесс дыхания.

Что опасно для ор-ганов дыхания.

Процесс дыхания, его значение для жизни. Органы дыхания, по-следовательность их расположения в орга-низме человека, про-цесс дыхания.

Правила гигиены ор-ганов дыхания. При-способления для ды-хания в загрязнённом

воздухе, под водой.Курение, его вред здоровью

38

Кровеносная

система

Неурочная деятельность

Образовательное путешествие

Интерес к познанию процессов жизнедея-тельности своего ор-ганизма, желание со-хранять его здоровье.

Понимать важность выполнения правил

безопасной жизни.

Извлекать информа-цию из рисунков и

схем, данную в явном и неявном виде.

Работать в группе одноклассников, осу-ществлять продук-тивное сотрудниче-ство в представлении знаний в ролевой

игре.

Чем важна для орга-низма кровеносная система.

Какие органы вхо-дят в систему кро-вообращения.

Какие функции в организме выпол-няет кровь.

Как нужно забо-титься о здоровье

сердца.

Представление о ра-боте кровеносной системы, её строе-нии. Кровеносные сосуды, их виды. Сердце, его работа.

Пульс, его измере-ние.

Представление о со-ставе крови, функ-циях кровяных телец,

анализе крови. Доно-ры, их роль в обще-стве.

Умение характери-зовать строение и основные функции органов кровообра-щения.

Умение измерять ча-стоту пульса

39

Питание. Органы пищеварения

Урок  актуализации знаний и умений  

Понимание важно-сти для организма

разнообразия пищи, богатой витаминами, выполнения правил

гигиены органов пи-щеварения.

Организовывать и планировать учеб-ное сотрудничество с одноклассниками

для решения постав-ленных задач.

Выбирать научную информацию из на-учно-популярных текстов, представлять

её одноклассникам.

Принимать участие в творческой работе.

Для чего нужно пи-таться. Какие ве-щества находятся в продуктах питания.

Какие органы вхо-дят в пищевари-тельную систему, какие функции они выполняют.

Как беречь пищева-рительную систему.

Какой была пища наших предков

Значение питания для организма. Раз-нообразие веществ,

содержащихся в про-дуктах питания: бел-ки, жиры, углеводы,

витамины.

Представление о пищевари-тельной сис-теме, её составе, про-цессе переваривания

пищи. Правила гигиены ор-ганов пищеварения, правила ухода за зу-бами.Представление о том,

как питались наши предки.

Умение характеризо-вать строение и ос-новные функции ор-ганов пищеварения,

проводить наблюде-ния за их работой.

40

Питание. Органы пищеварения

Урок закрепления знаний

41

Органы

очистки организма

Урок усвоения новых знаний

Понимание важно-сти для здоровья вы-деления из организма вредных и ненужных веществ, соблюдения

правил гигиены орга-нов выделения.

Участвовать в коллек-тивном обсуждении проблем здоровья.

Планировать и про-водить самонаблю-дение за своим орга-низмом

Нужно ли организ-му очищаться.

Какие органы отно-сятся к выделитель-ной системе.

Какие функции вы-полняет кожа

Значение выделения из организма вред-ных и ненужных ве-ществ. Представле-ние о выделительной системе, её органах, их функциях.

Кожа как орган за-щиты и очистки ор-ганизма.

Умение характери-зовать строение и основные функции

органов выделения, соблюдать их гигие-ну.Проводить исследо-вание свойств кожи

42

Нервная

система и её

роль в организме

Урок усвоения новых знаний

Понимание важной роли для организма

нервной системы, важности вниматель-ного и дружелюбного отношения к окружа-ющим, нетерпимость к любым видам на-силия.

Умение выбирать на-учную информацию

из научно-популяр-ных текстов, пред-ставлять её одно-классникам.

Принимать участие в коллективном обсуж-дении проблем

Какая система ор-ганов управляет

работой всего орга-низма.

Что входит в нерв-ную систему, как она работает.

Какое строение имеет головной

мозг.Что такое память, какой она бывает.Что опасно для нервной системы, как сохранять её

здоровье

Значение нервной системы для организ-ма.Представление о

строении и работе головного и спинно-го мозга. Память, её виды: зрительная, слуховая,

двигательная, эмо-циональная память.Правила безопасного

поведения в природе и обществе.

Умение характери-зовать строение и основные функции

органов нервной сис-темы.

43

 Органы чувств,

их значение

и гигиена

Комбинированный урок

Наблюдательность, внимательность, эм-патия к людям с на-рушением здоровья,

желание оказывать им помощь.

Понимание важ-ности для здоровья

соблюдения правил безопасной жизни и

гигиены.Умение выбирать нужную информа-цию из учебного тек-ста, соотносить её с информацией, пред-ставленной в другой форме. Умение оце-нивать высказывания одноклассников, ар-гументировать свою точку зрения

Какую информа-цию передают в

мозг органы чувств, как это происходит.

Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранять здоровье

органов чувств.

Как можно помочь людям с нарушени-ем здоровья

Значение органов чувств как источни-ков информации об

окружающем мире.

Представление о строении и работе органов зрения, слу-ха, обоняния, вкуса, осязания.

Правила поведения и

гигиена, способству-ющие сохранению здоровья органов

чувств.

Умение характери-зовать строение и основные функции

органов чувств, про-водить наблюдения за их работой.

44

Органы чувств,

их значение

и гигиена

Урок  актуализации знаний и умений  

45

Как лечились наши предки

Неурочная деятельность

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Осознание уровня усвоения знаний,

способности к самооценке успехов учеб-ной деятельности. Умение решать раз-ные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме.

Осуществлять анализ, синтез, сравне-ние, классификацию по заданным основаниям.

Какими были способы лечения заболеваний в старину, чем они отличаются от современных методов.

Что узнали о сво-ём организме, чему научились, изучая

раздел «Организм человека и его здо-ровье».

Представление о спо-собах лечения в ста-рину и современных методах лечения за-болеваний.

Основы здорового образа жизни, прави-ла экологически гра-мотного отношения к своему организму, безопасного поведе-ния в природе и об-ществе

46

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей

Урок усвоения новых знаний

Познавательный ин-терес к изучению се-зонных изменений в природе, наблю-дательность, любоз-нательность, эмоци-ональное, эстетиче-ское восприятие при-роды, экологическую культуру, творческие способности.

Умение представлять информацию, полу-ченную в результате наблюдений, в раз-ных формах. Умение сотрудничать, рабо-тая в группе.

Пронаблюдать, ка-кие изменения про-изошли в неживой

природе в конце зимы и в начале вес-ны, что изменилось в жизни растений и животных, какие

проблемы появи-лись в весенний пе-риод у людей

Умение наблюдать изменения в природе и жизни людей, фик-сировать их в разных формах, готовить от-чёт об экскурсии со-вместно с однокласс-никами

47

Как провожали зиму наши предки

Комбинированный урок

Эмоциональное, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, наглядно-образное и

логическое мышле-ние.

Умение выбирать нужную информа-цию из учебного и художественного тек-ста, иллюстраций, собственных наблю-дений.

Участвовать в про-ектной деятельности,

развивать творческие способности

Когда наступает зи-ма в нашей мест-ности, какие весен-ние явления наблю-дались на экскур-сии.

Какие явления про-исходят в жизни растений и живот-ных весной.

Как в старину про-вожали зиму, встре-чали весну

Весенние явления в неживой и живой природе.

Правила безопасного поведения в весен-ний период.

Умение проводить фенологические на-блюдения, фиксиро-вать их и делать выво-ды по их результатам

48

Размножение

животных

разных групп.

Развитие

птиц

Урок усвоения новых знаний

Эмоциональн е, эстетическое воспри-ятие природы, инте-рес к исследователь-ской деятельности, осознание важности

экологических зна-ний, желание уча-ствовать в природо-охранных мероприя-тиях.

Умение извлекать ин-формацию, представ-ленную текстом, рис-унком, схемой, блок-схемой алгоритма,

моделью.

Делиться своими «от-крытиями» дома и с одноклассниками

Что происходит в неживой природе с приходом весны.

Какое значение имеет весна в жизни животных.

Какими способами размножаются раз-ные группы живот-ных.

Как развиваются птицы.

Представление о раз-нообразии способов размножения живот-ных.

Развитие птиц. Стро-ение куриного яйца, значение каждой его части для развития

зародыша.

Условия, необходи-мые для превращения зародыша в птенца.

Инкубатор.

49

Развитие рыб и земноводных

Урок усвоения новых знаний

Познавательный ин-терес к изучению

живой природы, на-блюдательность, лю-бознательность.

Умение извлекать информацию, пред-ставленную в разных формах: текст, рису-нок, схема, модель.

Умение анализиро-вать, сравнивать,

классифициров ать, обобщать

Какими способа-ми размножаются

рыбы и земновод-ные.

Какие превращения происходят у рыбы и лягушки во время

их развития

Представление о раз-множении рыб и зем-новодных, стадии их

развития.

Умение по рисун-кам-схемам объяс-нять стадии развития

рыбы и лягушки. На-ходить их сходства и различия

50

Стадии развития насекомых

Комбинированный урок

Осознание необходимости экологических знаний, понимание

важности бережного отношения к насеко-мым-помощникам.

Участвовать в коллек-тивном обсуждении вопросов, слушать,

дополнять, коммен-тировать высказыва-ния одноклассников.

Умение извлекать ин-формацию из рисун-ков-схем и представ-лять её в словесной форме.

Умение контролиро-вать и оценивать свои знания

Какими способами развиваются насе-комые.

Какие превращения происходят у насе-комых во время их развития.

Чем отличается раз-витие насекомых от других животных

Насекомые, их суще-ственные признаки. Среда обитания на-секомых, способы их

размножения и ста-дии развития.

Важность для здоро-вья соблюдения чи-стоты жилища, дво-ра, приусадебного

участка. Бережное отноше-ние к насекомым-по-мощникам и способы борьбы с насекомы-ми-вредителями.

Умение по рисункам-схемам объяснять стадии развития на-секомых.

51

Разнообразие растений.

Растение –

живой организм

Неурочная деятельность

Индивидуальные занятия

Наблюдательность, желание проводить

наблюдения с целью получения нужной

информации.

Умение работать с научно-популярным

текстом, выделять на-учную информацию.

Умение классифи-цировать предметы

окружающего мира по выделенным осно-ваниям, характеризо-вать их существенные признаки.

Умение работать с рисунками-схемами.

Какие группы рас-тений есть на Земле.Почему растения

относят к живым организмам.

Какие условия не-обходимы для жиз-ни растений.

Какими бывают растения по отно-шению к свету, теп-лу, влаге

Представление о раз-нообразии растений, их строении, отличи-тельных признаках, об отношении рас-тений к свету, теплу, влаге, о способах раз-множения.

52

Органы цветкового

растения

Урок усвоения новых знаний

Интерес к исследо-вательской деятель-ности, желание про-водить исследования

самостоятельно и в группе одноклассни-ков, сотрудничая с ними. Умение ста-вить познавательную задачу, выбирать спо-соб и планировать её решение, анализиро-вать результаты экс-перимент ального исследования, обоб-щать информацию, полученную в резуль-тате наблюдений и опытов

Какие части рас-тений выполняют

функции живого организма.

Каково строение и состав семени цвет-кового растения.

Какие условия нуж-ны для пробужде-ния и развития се-мени

Свойства живых су-ществ, присущие рас-тениям.

Условия, необходи-мые для жизни и раз-вития растений.

Представление о строении, составе и развитии семени

цветкового растения.

Умение на реальном

растении показывать

и называть его части,

по рисунку-схеме на-зывать части семени.Умение проводить

экспериментальные исследования с семе-нами растений

53

Корни и

стебли растений

Урок  актуализации знаний и умений  

Интерес к экспери-ментальной деятель-ности, наблюдатель-ность, любознатель-ность.

Умение работать с текстом: соотносить

текстовую, иллюст-ративную и графиче-скую информацию, выделять новые по-нятия, определять их существенные при-знаки.

Умение классифици-ровать предметы по

заданному основа-нию.

Умение работать со схемами, проводить

опыты, делать выво-ды по их результатам.

Какими бывают корни и стебли рас-тений, какие функ-ции они выполняют.

Какими бывают корневые системы растений.

По каким призна-кам узнают видо-изменённые стебли

растений

Значение корня в жизни растения. Виды корней, стерж-невая и мочковатая корневые системы.

Разнообразие видов стеблей, их значение в жизни растения.

Расположение почек и листьев на стебле.

Умение проводить экспериментальные

исследования с рас-тениями.

54

Разнообразие листьев растений, их функции

Урок усвоения новых знаний

Наглядно-образное мышление, эстети-ческое восприятие природы, наблюда-тельность, любозна-тельность, желание

доводить исследова-ние до конца.

Умение анализиро-вать, сравнивать,

классифицировать предметы окружаю-щего мира.

Какими бывают ли-стья растений.

Какое строение имеет простой лист. Какие функции вы-полняют листья, ка-ково их значение в

жизни растения.Каково значение

растений для живой природы

Простые и сложные листья, их строение. Функции листа.

Представление о фотосинтезе расте-ний, образование в

листьях на свету ор-ганических веществ.

Правила расположе-ния комнатных рас-тений.Значение растений для живой природы.

Умение проводить

экспериментальные

исследования с рас-тениями

55

Цветок, его роль

в жизни растения

Урок усвоения новых знаний

Эстетическое вос-приятие природы,

понимание важности сохранения её раз-нообразия, красоты и чистоты, важности

участия в природо-охранных мероприя-тиях.

Умение соотносить информацию из

разных источников знаний, преобразо-вывать её из одной формы в другую.

Умение моделировать предметы окружаю-щего мира

Чем различаются цветки растений.

Каково их строение.

Какое значение имеет цветок в жиз-ни растения, какие

функции он выпол-няет.

Какими бывают плоды растений

Разнообразие цвет-ков растений, оди-ночные цветки и со-цветия.

Цветок как важная часть растения, ор-ган его размноже-ния. Строение цвет-ка, части цветка, их значение в процессе

образования плода с

семенами.Разнообразие плодов

растений.

Умение различать ча-сти цветка

56

Способы

размножения

растений

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Познавательный ин-терес, желание про-водить собственные исследования.

Наблюдательность, аккуратность в рабо-те, доведение её до конца.

Умение контролиро-вать усвоение зна-ний, находить про-белы, восполнять их,

давать оценку своим успехам.

Умение сотрудничать в коллективной ра-боте, представлять её результаты в разной форме.

Как развивается од-нолетнее цветковое растение от семени

до семени.

Как происходит распространение

семян цветковых растений.

Какими способами могут размножаться растения.

Повторение и при-менение полу-ченных знаний на практике

Способы распростра-нения семян цветко-вых растений. Роль

ветра, воды, живот-ных в распростране-нии семян.

Размножение рас-тений другими спо-собами: листьями, усами, стеблевыми черенками, клубня-ми, луковицами, кор-невой порослью.

Умение выращивать растение, наблюдать за его ростом и раз-витием, фиксировать и презентовать свои наблюдения.

57

 Весна воды, тепла, цвета

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Проверяем умения извлекать информа-цию из разных ис-точников знаний,

умение работать с текстом, выполнять

и оформлять тесто-вые задания разных

типов, работать со схемами, оценивать

результаты своего труда

Обобщаем знания о весеннем сезоне.

Проверяем усвое-ние универсальных

учебных действий.

Проверяем знание весенних явлений в природе и в жизни

людей.

Знание правил без-опасного поведения весной

58

 Наука

история,

исторические

источники

Неурочная деятельность

Образовательное путешествие

Интерес к образу жизни своих пред-ков, осознание себя частью своего народа.

Умение работать с разными источника-ми информации.

Кого мы называем нашими предками.

Что изучает наука история.

Какие исторические источники помо-гают узнать о про-шлом людей

Наука история, уст-ные, письменные и вещественные исто-рические источники.

Умение различать

исторические источ-ники

59

Природа

в жизни на-ших предков

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Уважительное отно-шение к старинным

традициям, желание сохранять их. Умение выбирать необходи-мую информацию из учебного текста, ил-люстраций, реальных предметов

Какое значение имела природа в

жизни наших пред-ков.

Чем занимались в старину наши пред-ки.

Чему поклонялись, во что веровали люди в далёкие вре-мена

Значение природы в

жизни наших пред-ков, их занятия, ору-дия труда, изготовле-ние одежды и обуви,

обычаи, традиции, обереги, верования, народные праздники

60

Образ

жизни наших

предков

Комбинированный урок

Интерес к образу жизни своих пред-ков, эмоциональное, эстетическое и бе-режное отношение к историческим па-мятникам культуры родного края, уважи-тельное отношение к традициям своего на-рода и жителей своей местности

Какой край называ-ют родным. Какие народы живут в на-шем крае.Почему разным

были старинные жилища.

Какие дома строили в давние времена в нашей местности.

Какие старинные традиции сохрани-лись в родном крае

Представление об образе жизни наших предков, о старинных

жилищах, о традици-ях, чем они занима-лись, чему поклоня-лись.

Представление о старинных жилищах родного края, тради-циях их постройки, образе жизни наро-дов родного края.

61

Жизнь на

селе в давние

времена

Урок  актуализации знаний и умений  

Уважительное от-ношение к нрав-ственным ценностям наших предков, вза-имопомощь в семье, почёт и уважение

старших, соблюде-ние определённого

порядка жизни, со-блюдение правил,

достойных памяти предков.

Принимать участие в сюжетно-ролевой

игре.

Какой была старин-ная сельская изба и утварь.

Какими были по-рядки в семье в дав-ние времена.

Чем занимались крестьянские дети. Как помогали взрослым, во что играли.

Представление об

устройстве старин-ной сельской избы, о домашней утвари,

о порядке жизни в семье крестьянина и занятиях детей, об

отношении к стар-шим и младшим чле-нам семьи.

62

Старинные города

Урок контроля знаний и умений

Интерес к жизни своих предков, пони-мание важности бе-режного отношения

к памятникам стари-ны.

Умение представ-лять результаты на-блюдений (во время экскурсии) в разной

форме

Какими были ста-ринные города.

Чем различались дома и утварь бога-тых горожан и простолю-динов.

Почему важно со-хранять памятники истории и культуры

Представление о ста-ринном городе, его постройках, о домах

бедных и богатых го-рожан, их домашней утвари.

Значение памятников истории и культуры, важность государст-венной и личной ответственности за их сохранность.

63

Старинные ремёсла

Урок усвоения новых знаний

Интерес к образу жизни наших пред-ков. Понимание важ-ности сохранения

памятников культу-ры, созданных ими в

давние времена.

Важность бережного отношения к издели-ям мастеров.

Принимать участие в проектной деятель-ности по исследова-нию исторических

памятников культу-ры

Какими ремёслами

занимались в дав-ние времена.

Что мастера делали

из дерева.

Какие ремёсла ху-дожественной рос-писи сохранились

до наших дней.

Ремесленник, ремес-ло. Представление о старинных ремёслах, труде ремесленников,

их изделиях.

Мастера по дереву, их

изделия. Памятники деревянного зодче-ства.Старинные ремёс-ла, сохранившиеся в родном краю.

64

Торговое

дело на Руси

Неурочная деятельность

Образовательное путешествие

Интерес к исследова-нию старинных пред-метов.

Понимание эконом-ного стиля жизни,

правильного отноше-ния к предметам, не-обходимым для жиз-ни, и предметам для развлечений.

Умение оценивать своё отношение (и

других членов семьи) к распределению се-мейного бюджета.

Кого называли куп-цами, чем они зани-мались.

Чем обменивались ремесленники и крестьяне, каким образом.

Как появились на Руси деньги.

Представление о торговом деле в дав-ние времена. Купцы.

Меновая торговля. Появление денег. Старинные монеты,

современные деньги, денежные знаки, ва-люты разных стран в

настоящее время.

65

Одежда

наших предков

Урок систематизации и обобщения  знаний и умений

Интерес к быту и культуре своих пред-ков.Понимание важно-сти сохранения на-циональных тради-ций.

Уважительное от-ношение к культуре

других народов.Желание участвовать

в проектной деятель-ности по исследова-нию национальных традиций жителей

своего края

Какой была одежда

жителей Руси в дав-ние времена.

Что можно было уз-нать о человеке по его одежде.

Чем отличается одежда разных на-родов.Какой была одежда

разных родов войск.

Представление о том,

как одевались кре-стьяне, ремесленни-ки, военные, богатые

и знатные люди.Национальная одеж-да, её отличительные признаки.Какие народы про-живают в родном краю, какие нацио-нальные одежды со-хранились с давних пор.

66

Как учились дети

в старину

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Понимание заботы государства о моло-дом поколении, его образовании, важно-сти бережного отно-шения к школьным

прина длежностям, уважительного отно-шения к труду учителя, успешного уче-ния.

Когда и какие по-явились на Руси

школы.

Какими были школьные принад-лежности и одежда.

Представление о школах, школьных прина длежно стях,

одежде школьников, которые были на Руси в давние времена.

Современная школа, её отличие от старин-ной школы.

67

Современная школа, её отличие от старинной

Комбинированный урок

Оценивать результа-ты освоения уни-версальных учебных умений: извлекать

информацию из раз-ных источников зна-ний, преобразовы-вать её в разные

формы

Чем отличается со-временное образо-вание от обучения

детей в старину

Умение применять предметные знания и умения при решении

учебных задач

68

Контрольный

урок

Урок контроля знаний и умений

Умение выполнять тестовые задания

разных типов, при-менять полученные

знания, осуществ-лять самоконтроль

и самооценку своих учебных успехов

Обобщить знания по изученной теме.

Проверить усвоение основных предмет-ных и метапредмет-ных знаний и уме-ний

Представление о жиз-ни наших предков.

69

Викторина
«Знатоки природы»

Урок коррекции знаний, умений и навыков

Оценивать результа-ты освоения уни-версальных учебных умений: извлекать

информацию из раз-ных источников зна-ний,

70

Обобщающий урок

Неурочная деятельность Творческая мастерская

Умение адекватно оценивать поступки

своих сверстников, их отношение к учё-бе, к школьному оборудованию, к успехам в учении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...