Урок развития речи в 4 классе "Полевые растения: пшеница, рожь, овес".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Задача урока - уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 97 КБ |
polevye_rasteniya.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Казённое образовательное учреждение
«Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект урока
по развитию устной речи
на основе изучения
предметов и явлений
окружающей действительности
в 4 классе
«Полевые растения: пшеница, рожь, овёс»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Фрихерт Галина Ивановна
с. Большие Уки
Тема урока. Полевые растения: пшеница, рожь, овёс.
Цель урока. Формирование представлений учащихся о полевых растениях. Учить детей узнавать, называть и характеризовать растения поля, учить различать части растений.
Задачи урока.
Обучающие. Уточнить и систематизировать знания учащихся о полевых растениях: пшеница, рожь, овес; учить сравнивать растения по внешним признакам; расширить представления о строении растений, их использовании.
Развивающие. Развивать умение связности высказываний, умение последовательно выражать свои мысли с помощью опорной схемы.
Коррекционные. Развивать аналитико-синтетического мышление через умение выделять существенные признаки и свойства, умение находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
Воспитательные. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развивать умение работать самостоятельно и в совместной деятельности.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оборудование.
Гербарий пшеницы, ржи, овса; зерно пшеницы, ржи, овса и тарелочки; колоски пшеницы, ржи, овса; опорная схема для рассказа о растениях; на разносе: хлеб, батон, пирожки, булочки; 3 блюда: с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель, с изделиями из ржаной: муку ржаную, кашу ржаную, с изделиями из овсяной муки: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье; мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Полевые растения», презентация «Как хлеб на стол к нам пришел».
Ход урока.
Этап урока, задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
онный этап (приветствие, организация внимания школьников) | - Встаньте дружно, поприветствуем гостей улыбкой. - Мы начинаем урок. | Приветствие гостей. |
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация субъектного опыта учащихся; обеспечить мотивацию учения учащихся)
| (На разносе - различные сорта хлеба, булочек, пирожков) - Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила. Посмотрите как аккуратно разложены батоны, булки, пирожки, бублики и слойки. Вдохните аромат свежего хлебушка! - А вы можете представить завтрак, обед или ужин без хлеба, полдник – без булочки или печенья? - Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей по русскому обычаю встречают хлебом-солью. Про хлеб говорят: «Хлеб – всему голова!» - А знаете ли вы, из чего пекут хлеб? (Хлеб пекут из муки) - Назовите растения, зерна которых используют для приготовления муки? (пшеница, рожь, овес, кукуруза, ячмень) - Эти растения люди выращивают с глубокой древности. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке мы будем говорить об основных хлебных культурах, которые выращивают в нашей области. - О чем вы хотите узнать на уроке? ИТОГ. На некоторые вопросы мы с вами найдем ответы на нашем уроке. | Дети рассматривают сдобу, вкушают аромат выпечки. Ответы детей. |
Ответы детей (какие растения относятся, как выглядят, части растений и др.) | ||
III. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания изученного (обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: существенных признаков понятий, алгоритма ответа; создать условия усвоения восприятия изучаемого материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся) | ПШЕНИЦА
- По мнению ученых, самой первой люди начали выращивать пшеницу. СЛАЙД – поле пшеницы - Где растет пшеница? (на полях) 2. Работа с демонстрационным материалом. - Давайте посмотрим, как же выглядит пшеница? (Раздаю гербарий и колоски) Инструктаж. Во время работы с материалами вы должны быть внимательными, вам потребуется проявить аккуратность. Прикрепить на доску – колос и карточку - Рассмотрите корень. Какой корень у пшеницы? (Много тонких корней, собранных в пучок) - Для чего нужен корень? (Служит для укрепления в почве и всасывает воду) - Потрогайте стебель пшеницы, что можно сказать о нем? Оторвите кусочек от колоска, рассмотрите, подуйте в стебель. (Гладкий, сухой, с бугорками (перегородками, пустой внутри) - Такой стебель очень прочный, не ломается. - Полевое растение со стеблем в виде соломины называется злаковое растение. - Для чего нужен стебель? (Связывает все части растений, дает опору листьям) - Что расположено на стебле? (Листья) - Какую форму имеют листья? (Длинные, узкие). -Что расположено в верхней части стебля? (Колос с зернами). - Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна. - Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить) (Имеет округлую форму, короткое, твердое, желтого цвета) -Расскажите, какое значение для человека имеет пшеница? (На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями из пшеничной муки: муку пшеничную, кашу пшеничную, печенье, манную крупу, вермишель) - Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом. - В нашем районе и области выращивают озимые и яровые сорта пшеницы. Пшеница имеет большое разнообразие сортов. ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о пшенице. РОЖЬ
-Вы слышали поговорку «Хлеб хлебу брат»? - Что это значит? - Оказывается у пшеничного хлеба есть родной брат – ржаной хлеб. Пекут его из ржаной муки. СЛАЙД – поле ржи. - Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь. Поэтому и говорят люди «Хлеб хлебу брат». Прикрепить на доску – колос и карточку 2. Работа с демонстрационным материалом. - Давайте рассмотрим, как же выглядит рожь? - Какие сходства с колосом пшеницы вы видите? -Какие различия? (Высокое злаковое растение – до 2 м) -Расскажите, какое значение для человека имеет рожь? (На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку ржаную, кашу ржаную) - В нашем районе не высеивают рожь, в нашей области выращивают в основном озимые сорта ржи. ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите о ржи. ОВЁС
СЛАЙД –поле овса - Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь. Люди отмечают, что мука из овса низкого качества и хлеб не получается вкусным и пышным. - Овес - злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ, необходимых для организма человека. - Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы достаточно влаги. 2. Работа с демонстрационным материалом. Прикрепить на доску – колос и карточку - Давайте рассмотрим, как же выглядит овес? - Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите? -Какие различия? (Цветки у овса собрались в раскидистую метёлку). (На столе стоит 3 блюда, открыть с изделиями: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье) - Овсяной кашей стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым» - В нашем районе и области выращивают овёс. Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы. ИТОГ. Пользуясь схемой описания растений, расскажите про овес. -Как вы думаете, что происходит со стеблями злаковых растений? (корм животным, народные промыслы: салфетки и и подставки, вазочки, учащиеся нашей школы с учителем труда С.А. Понамаревым изготавливали аппликации) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Физминутка на три минутки» | Ответы детей. Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски пшеницы, зерно. Ответы детей.
Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о пшенице. Ответы детей. Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски ржи, зерно. Ответы детей. Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает о ржи. Работа с демонстрационным материалом: гербарий, колоски овса, зерно. Один учащийся, используя опорную схему, рассказывает про овёс. Любимая физминутка детей. |
IV. Этап закрепления новых знаний (обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания) |
- Каждой группе (по партам) я дам карточку с небольшим рассказом. Вы прочитаете. Обсудите о каком растении говорится в тексте. 1группа (Юра и Андрей). Злаковое растение, которое человек специально выращивает. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Из зёрен этого растения делают муку, пекут белый хлеб. 2 группа (Степа и Сережа). Самое высокое злаковое растение. Не боится холодов. Полевое растение. В нашем районе не выращивают. Из неё пекут тёмный хлеб. 3 группа (Данил и Слава). Злаковое растение, имеющее пышную метёлку. Ценная культура. Из неё делают муку, крупу «Геркулес». - Для индивидуальной работы (Саша, Вадим, Ксения, Миша) раздам карточки с загадками по нашей теме. Прочитаете, выделите характерные признаки. Шумит в полях под синим небом, И кормит всех нас белым хлебом. Злак этот древностью гордится – Уж десять тысяч лет ... (Пшенице.) Этот злак вмиг отгадает Тот, кто знает из чего Чёрный хлеб нам выпекают. Назови-ка мне его. (Рожь.) Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок! В землю тёплую уйду – Кверху колосом взойду, В нём таких, как я, Будет целая семья. (Зерно.) В поле – метелкой, в мешке – золотом. (Овес) ИТОГ. Оценивание работы в группах и индивидуально. Работа по вопросам. - Сравните все растения: пшеницу, рожь и овес. - Что общего у этих растений? (Почему называются злаковыми, зерновыми, хлебными?) - В чем различия? ИТОГ. | |
V. Этап подведения итогов урока (дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся) | Подведение итогов урока. Выставление оценок с качественной характеристикой работы каждого ученика. | |
VIII. Этап рефлексии (инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками) | - В начале урока я спросила, о чем бы вы хотели бы узнать на уроке. Кто получил ответ на свой вопрос? - Давайте подведем итог нашего урока. СЛАЙД Задание называется «Продолжи предложение». Я узнал…… Я повторил…… Я удивился……. Я запомнил…… - Одним из самых важных растений на земле для человека являются хлебные злаковые растения. - Много сложено стихотворений и песен о значении хлеба в жизни человека, о красоте хлебных полей, о нелёгком труде на полях. Предлагаю посмотреть презентацию «Как хлеб на стол к нам пришел» ИТОГ урока. Угостим гостей караваем и др. выпечкой. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
ЧТО В МЕШОЧКЕ?
ЦЕЛЬ: узнать на ощупь зерно.
СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ЦЕЛЬ: упражнение на согласование слов.
Осень, день – осенний день.
Урожай, уборка – уборка урожая.
Злак, растение – злаковое растение.
Хлеб, рожь – ржаной хлеб.
Озимь, растение – озимое растение.
Мука, пшеница – пшеничная мука.
Солнце, день – солнечный день.
Поле, пшеница – пшеничное поле.
Поле, рожь – ржаное поле.
Поле, овёс – овсяное поле.
Овес, печенье – овсяное печенье.
Литература
- Васильева Н.Ю. Растения России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2011. – 80с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
- Ковалёва Е.А. Сельскохозяйственный труд 4-6 класс: учебное пособие для учащихся вспомогательных школ. – М.: Просвещение, 1992. – Стр 72.
- Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы (третий класс). – М.: МГПИ им. В.И. Ленина. – 1978. – Стр.39-46.
- Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи. Часть II. – М.: РУССИКО, 1994. – 220с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
презентация к уроку развития речи (окружающий мир) "Виды растений"
к уроку развития речи "Виды растений" прилагается презентация...
план-конспект урока развития речи. Комнатные растения.
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида» г Улан-УдэРазработала Решетникова Ирина Михайловна Цель урока:1.Р...
Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».
План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....
презентация к уроку развитие речи " Полевые растения" 4 класс VIII вид
урок-презентация " Полевые растения"...
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...
Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...