Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 75.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».
Форма проведения: путешествие.
Цели: 1. Расширить представления учащихся о раннецветущих растениях на основе ознакомления с подснежником.
2. Расширять и обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки, карточки-слова, схемы-опоры, конверты с «осколочными» картинками.
Словарь: подснежник, первоцвет, раннецветущие растения, ветреница; цветок обращён к солнцу, поникает.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1) Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас в гостях весёлое Солнышко, с которым мы отправимся путешествовать в весенний лес.
– А теперь давайте настроимся на работу: откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Я желаю вам успехов!
– За каждый правильный ответ, Солнышко будет Вам дарить свою улыбку. В конце урока мы узнаем, у кого улыбок будет больше.
II. Введение в тему.
1) Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжим разговор о весне, точнее, о её предвестнике – цветке. Послушайте стихотворение и скажите, о каком цветке пойдёт речь на уроке.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл ... .
С. Маршак
– О каком цветке сегодня пойдёт речь на уроке?
– Тема нашего урока – «Раннецветущие растения. Подснежник».
– Что Вы хотите узнать на уроке?
– Вы познакомитесь поближе с этим удивительным цветком. Надеюсь, узнаете много нового об этом растении.
– Для этого давайте продолжим с Солнышком путешествие по весеннему лесу.
II. Актуализация изученного материала.
– Ребята, на лесной полянке проведём разминку.
1) Упражнения артикуляционной гимнастики для языка.
1. «Окошко».
2. «Часики».
3. «Шарик».
4. Скороговорка «В апреле земля преет, спеши пахать и сеять».
2) Упражнение на развитие внимания, зрительной памяти.
– Рассмотрите картинку.
– Запомните, кто и что изображено на ней. (Картинка убирается.)
– Ребята, какое время года изображено на картинке?
– Почему вы так думаете?
– Что нарисовано под деревом? Над деревом?
– Сколько птиц вы заметили в небе?
– Ребята, что ещё вы не назвали, что помогло Весне прогнать Зиму?
3) Упражнение на развитие мышления.
– Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
Игра «Сравни и назови».
– На экране появляется незаконченное предложение, которое Вы должны продолжить.
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер).
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда).
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).
– Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо.
– Ребята, какое время года сейчас на дворе?
– После какого времени года наступает весна?
III. Изучение нового материала.
1) Рассматривание картинки.
– Посмотрите, что мы увидели в лесу?
– Как вы думаете, почему этот цветок называют подснежником?
– Как он выглядит?
– Назовите части этого растения.
– Откройте тетради. Запишите число и тему урока. Зарисуйте подснежник в тетрадь. Подпишите части растения.
– А вот перед нами открылась полянка, на которой можно отдохнуть.
– Давайте все вместе проведём физминутку.
2) Физминутка.
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
(Дети становятся в круг.)
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок!
Раз, два, три, четыре –
Раздвигайте круг пошире.
(Расходятся.)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
(Бегают.)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять –
(становятся в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
3) Рассказ учителя.
– Своё восхищение этим чудом природы великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский выразил в пьесе «Апрель. Подснежник».
– Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.
– Подснежники приходят к нам прямо из царства вьюг и снега.
– Ребята, какое настроение создаёт эта музыка?
– Действительно, так и видишь, как тянутся вверх подснежники, распускаются цветочки, начинает зеленеть трава, поют птички, всё оживает.
– А вот ещё один представитель подснежников – раннецветущих растений, растущий в Ставропольском крае – горицвет весенний.
3) Беседа об охране раннецветущих растений.
– К сожалению, многие раннецветущие растения стали очень редки в наших краях. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней.
– Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме всего один день, а то и меньше?
– Поэтому эти растения занесены в Красную Книгу.
– Красная Книга – это книга, в которой содержится список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, которые необходимо оберегать.
– Ребята, Солнышко спрашивает у Вас, к каким последствиям может привести исчезновение раннецветущих растений в нашей местности?
4) Работа по учебнику.
– Откройте учебники на странице 117, задание 2.
– Составьте рассказ по картинкам и опорным словам.
– Что опечалило Вас в этих картинках?
– Прочтите 3 задание.
– Что надо сделать?
IV. Закрепление изученного материала.
– Продолжим наш путь по весеннему лесу.
– Ребята, перед Вами на партах лежат «осколочные» картинки с изображением раннецветущих растений.
– Необходимо восстановить картинки.
• Подбор прилагательных.
– Подберите к картинкам слова-признаки.
• Подбор глаголов.
– А теперь, подберите к Вашим красивым цветам слова-действия.
• Составление предложений.
– Ребята, а вот задание, которое для Вас приготовило Солнышко
– Друзья, составьте предложение о собранном вами цветке.
Игра «Так бывает или нет?».
– Ребята, Солнышко ещё очень хочет, чтобы мы поиграли в игру «Так бывает или нет». Я буду читает предложения, а Вы отвечать бывает так или нет.
- Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?
- Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?
- На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?
- Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?
- Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы. Так бывает или нет?
VI. Итог урока.
– Пора возвращаться из путешествия по весеннему лесу и подводить его итог.
– С каким прекрасным растением мы с вами познакомились?
– Почему этот цветок так называется?
– Как выглядит подснежник?
– В какое время появляются и расцветают эти цветы?
– А теперь Солнышко просит Вас посчитать солнечные улыбки, для того, чтобы поставить оценки.
– Ребята, какое настроение у Вас?
– У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей. Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1. Уточнить и...
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ и ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ во 2 КЛАССЕ на тему: «Дорога в школу и домой»
Я уже более 10 лет работаю с детьми-инвалидами. А когда то давно , на первых шагах моей работы, я думала- как же тяжело создавать что-то новое и интересное для нормальных ребятишек. Моё мнение в...
Интегрированный логопедический урок по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Транспорт» в 4-ом классе.
Урок развивает устную речь учащихся через расширение, обобщение и систематизацию знаний о видах транспорта, правилах пользования наземным транспортом....
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1. Уточнить и расшири...
Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе школа 8 вида на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник».
Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности.в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения. Подснежник». Педагог: Сахарова Ирина ВладимировнаАвтор...