план-конспект урока развития речи. Комнатные растения.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

 

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат №2  VIII вида» г Улан-Удэ

Разработала Решетникова Ирина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

1.Развитие речи учащихся через работу с комнатными растениями.

2.Формирование экологического воспитания.

3.Развитие познавательного интереса учащихся; расширение кругозора.

 

 

Оборудование:

1.     Комнатные растения.

2.     Опорный план описания растений.

3.     Выставка книг.

 

 

ПЛАН УРОКА:

1.     Организационный момент

2.     Сообщение темы урока

3.     Беседа

4.     Физкультминутка.

5.     Практическая работа

6.     Закрепление изученного материала

7.     Итог урока

8.     Домашнее задание

 

I.                  Организационный момент.

На уроках развития речи мы много говорим, поэтому проведём артикуляционную гимнастику.

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка-

Цок, цок, цок, цок, цок.

В горку медленно идёт:

Цок---цок----цок----цок----цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок- цок-  цок- цок- цок.

 

II.               Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: «Комнатные растения в жизни человека». На уроке мы заполним схему о комнатных растениях, продолжим знакомство с лекарственными растениями.

         Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир. Пожелайте всем здоровья, счастья, хорошего настроения.

-Откройте глаза.

- Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучку? Мы учимся любить мир и искать хорошее во всём.

- Чему мы можем порадоваться? (Солнечный день, у мамы хорошее настроение, встретились с одноклассниками,  мы всем желаем здоровья и любви, наши цветы хорошо растут.) Схема –хорошее настроение.

Беседа «Комнатные растения» на основе демонстрационных образцов комнатных растений.

На уроках развития речи мы с вами, дети, говорили об экологии. Вспомните, что такое экология? (Экология-это наука о связях между человеком и всем окружающим миром).

            Есть еще одно определение экологии. Экология-это наука о доме. Для человечества домом является наша планета Земля. Но сегодня слово дом мы возьмем в самом прямом его значении. Дом-жилище, где мы спим, едим, отдыхаем; классные помещения, где мы учимся.

 Что же может оказать влияние на качество воздуха в кабинете? Как вы думаете, ребята?

Комнатные растения создают микроклимат в любом помещении. Поэтому самый дешевый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов - это завести комнатные растения. А вот какую роль они играют в жизни человека, мы и попытаемся выяснить на материале тех комнатных растений, которые вам хорошо знакомы.

-У вас на партах стоят цветы. Как называются растения, которые человек выращивает в доме? ( Комнатные)

-Зачем человеку комнатные растения? (Очищают воздух, радуют своей красотой, лекарственные растения лечат) Схема – здоровье.

-Они могут быть вредны для здоровья людей? ( Сильно пахнущие могут бытьвредны для людей с аллергией, ядовитые растения могут нанести вред, если за ними ухаживать без перчаток.)

- У кого дома есть комнатные растения?

- Как они называются?

- Могут ли они жить без ухода человека?  Почему?

- Зависит ли растение от нашего настроения?

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)

 

 

 

-О чём это стихотворение? Схема – доброта.Сегодня я продолжим знакомство с комнатным растением–алоэ, которое обладает лечебными свойствами.

-Послушайте стихотворение Бориса Заходера

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

(Б. Заходер)

- Так что-же  это такое, наше алоэ.

(На партах лежит напечатанное стихотворение.)

-Прочтите про себя это стихотворение и подготовьтесь к выразительному чтению.

-В стихотворении есть такая строчка: «Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ».

-Как вы её понимаете? Схема – здоровье.

-Я просила вас расспросить родителей, бабушек и знакомых о народных рецептах с использованием алоэ.

1.Если к ранке приложить разрезанный лист растения, то он поможет быстрее зажить ранке.

2.Сок алоэ закапывают в нос при насморке.

 

3.При кашле пьют настой алоэ с медом. Надо выдавить сок алоэ, смешать его с мёдом в равных пропорциях, настоять в прохладном тёмном месте неделю, изредка перемешивая, принимать по чайной ложке 3-4 раза в день, до еды

3.При кашле пьют настой алоэ с медом. Надо выдавить сок алоэ, смешать его с мёдом в равных пропорциях, настоять в прохладном тёмном месте неделю, изредка перемешивая, принимать по чайной ложке 3-4 раза в день, до еды

4.Сок алоэ может вытянуть из ранки инородное тело.

Чтобы волосы лучше росли, корни волос натирают соком алоэ, чтобы лучше помогало, веточки алоэ надо подержать 2-3 дня в холодильнике.

5.При заболевании глаз, закапывают сок в глаза.

6.При язве желудка смешивают сок алоэ, свиной жир, шоколад, хранят в холодильнике, принимают по чайной ложке перед едой.

7.При ожогах смазывают соком алоэ.

Родина этого растения: Южная Африка. У себя на родине они ежегодно цветут, но в комнатных условиях это происходит очень редко, вероятно, поэтому и называют в народе это растение столетником - будто цветут они лишь раз в сто лет. Алоэ предпочитает солнечное место, не требует высокой влажности воздуха, его не надо опрыскивать. Летом поливают умеренно, зимой почти полностью прекращают: один раз в два месяца

Издавна используется в качестве лечебного средства в медицине и косметологии.

      Но самое замечательное применение алоэ  нашёл учёный, академик Владимир Петрович Филатов, который известен своими операциями глаз, возвращающими зрение слепым.

         Ученый обратил внимание на то, что если срезанные листья алоэ подержать несколько дней в тёмном, прохладном месте, то целительная сила алоэ увеличивается в несколько раз. Сейчас в аптеках продаётся препарат алоэ в ампулах и его используют при лечении различных заболеваний.

- Если алоэ  помогает восстанавливать жизненные силы человеку, то возможно оно может влиять на рост и развитие других растений.

V. Практическая работа.

- Предлагаю вам проверить это при помощи опыта. Возьмём листочек алоэ и прямо в сочную мякоть положим семена. Эти листочки мы уберём в прохладное, тёмное место на 3 дня,  потом посеем эти семена в один ящик, а во второй посеем простые, не обработанные семена. Будем ухаживать за посевами, и следить, какие семена взойдут раньше, эти, обработанные алоэ или простые. Так мы с вами сможем узнать, влияет ли сок алоэ на всхожесть семян.

VI. Физкультминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

VII. Закрепление изученного материала.

-Мы продолжили знакомство с алоэ.

-Кто из вас, при помощи опорных слов, может рассказать об этом растении?

-У каждого из вас есть цветок, за которым вы ухаживаете, опираясь на опорные слова, расскажите о своих растениях.

VII. Итог урока.

 

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Главное, о чём нужно помнить - о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.

 -Влияют ли растения на здоровый образ жизни?

Растения очищают воздух.

Человек, ухаживая за растением, трудится, а не сидит. Мы знаем, что движение- это жизнь.

Растения бывают лекарственными, могут защитить от заболевания и даже вылечить.

Цветущий вид растений улучшает настроение.

-Главное, ребята, я хочу,  чтобы вы поняли, что любовь и хорошее отношение к окружающему нас миру, всегда благотворно действуют на нас самих, на наше здоровье.

- Для чего же нам нужны комнатные растения?

 

VIII. Домашние задание.

-Дома, вместе с родителями, запишите народные рецепты с применением алоэ, красиво оформите. Сделать это нужно на отдельных листах белой бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_aloe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2-VIII вида

 Утверждено:                                                                                Согласовано с рук.  метод                                                                                      

Зам директора по УВР                                                                        объединения

Л.А. Осколкова (________)                                                                 С.И.Мироманова (_______)

Урок развития речи во 2-а классе

«Комнатное растение – алоэ »

Учитель: Решетникова И.М.

г. Улан-Удэ 2011-12  уч г

Цель: Познакомить с комнатным растением - алоэ; формировать умения ухаживать за комнатными растениями.

Задачи:

1. Дидактическая:

      •  Закреплять и расширять знания учащихся о комнатных растениях.

2. Коррекционная

     •  Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

 3. Воспитательная

    •  Воспитание любви к окружающему миру

Оборудование: комнатные растения; картинки с изображением комнатных растений,  инструменты: лейка, перчатки, распылитель, губка, лопаточка, ТСО.

Формы организации деятельности:

      Совместная деятельность с педагогом с элементами игровой деятельности.

 Характеристика класса: класс условно поделён на 3 подгруппы

1-я подгруппа: Тавескин Денис, Лосев Владислав, Поддубный Данил, Осипова Надя  (могут работать самостоятельно, под контролем учителя)

2-я подгруппа: Чабина Светлана, Хоцаев Цыбик, Исаков Аюр, Ходыкина Яна, Николаев Ваня  (выполняют работу по указанию)

3-я подгруппа: Андреев Валера, Сороковикова Вероника, Бабуев Ринчин (Выполняют работу с помощью учителя)

I. Орг.момент.

-Сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь.

 Тема нашего урока: «Комнатное растение – алоэ»

Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир. Пожелайте в здоровья, счастья, хорошего настроения своим мамам, самим себе. Проговорите мысленно, про себя, я люблю окружающий мир, и пусть он полюбит меня.

-Откройте глаза.

- Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучку? Мы учимся любить мир и искать беречь друг друга.

- Чему мы можем порадоваться? (Солнечный день, у мамы хорошее настроение, мы всем желаем здоровья и любви.)

II. Повторение изученного материала.

  1. Упражнение в классификации.

 «Как называются эти цветы?»

Прочтите названия цветов, изображённых на картинках

Ромашка, фикус, бегония

Из серии картинок убрать неподходящую.

Почему она не подходит?

Чем отличаются комнатные растения от полевых, лесных?

Задание: закончить фразу: “Я люблю выращивать комнатные растения, потому что …”

2.Повторение изученного материала.

С какими комнатными растениями мы познакомились на прошлом уроке?

Где находится родина фикуса и бегонии?

-Мы с вами говорили о том, что комнатные растения,  живущие у нас дома, в тёплых странах растут в дикой природе. Путешественники, по достоинству оценившие их красоту, привезли их в наши края, а так как у нас холодно зимой, их стали выращивать в доме и назвали комнатными растениями.

- Какое растение вы видите на экране?

- А в классе у нас есть фикусы?

- Что вы можете рассказать о фикусе?

- Кто может показать, как надо ухаживать за фикусом?

- Листья какого растения вы видите на экране?

-Кто может показать, как надо ухаживать за бегонией?

3.Физминутка

«Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

III. Изучение нового материала

- На уроке внеклассного чтения мы с вами прочитали сказку Корнея Чуковского  «Айболит»

-О ком рассказывается в этой книге?( Айболит, зайчиха, барбос, лиса)

-Какая телеграмма пришла Айболиту?

 (Приезжайте, доктор,  в Африку скорей

И спасите, доктор, наших малышей)

- Кто отправил телеграмму? (Гиппопотам)

-Каких героев вы запомнили? (Бегемотики, слоны и носороги, страусята, крокодил)

Много может рассказать каждый из читателей, вспоминая всё, что он знает о Африке.

        Но вот назвать хотя бы одно растение, наиболее типичное, которое растёт в Африке, вряд ли кто сможет. И в книгах, которые мы обычно читаем, о них не говорится.

        А между тем у нас в комнатах, на окнах нередко стоит типичное растение Африки – алоэ.

-Найдите в кабинете алоэ .

        Но в Африке оно  совсем не такое.

(Картинки с интернета)

        На планете зарегистрировано  очень много видов алоэ. Родиной происхождения алоэ является Африка, Алоэ имеют толстые мясистые листья и живут очень долго. Мир этого вида очень разнообразен, от 10 сантиметров до 20 метров в высоту. По внешнему виду алоэ также различаются очень сильно, но общим для них является наличие продольных шипов и блестящая окраска листьев, различающаяся по степени яркости.

- Сейчас я вам расскажу старую легенду Африки о старом колдуне и алоэ. Вы послушайте эту легенду и ответьте, с чьей помощью излечился колдун.

В древности в Африке жил старый колдун. Он лечил людей от болезней, помогал многим в беде. Сам за свою долгую жизнь никогда не болел. И на восемьдесят четвертом году жизни вдруг настигла его болезнь. Да такая, что не выпрямиться, не разогнуться от боли. И подумал колдун, что его время вышло, и пошел умирать в пустыню.

        Увидел он дерево с мясистыми листьями и мощным ровным стволом, старик устал, его мучила жажда, он подумал: «Наверное, в толстых листьях этого странного дерева много влаги». И сказал : «Прости меня дерево, но мне нужен сок твоих листьев, и я отломлю только один, боль сильнее и сильнее скручивает меня, и скоро я уже не захочу пить, скоро я умру. Я не боюсь смерти, но что будет с моими соплеменниками, кто их будет избавлять от болезней? Кто им поможет, если охота будет неудачной? »И так как он был колдуном, то понимал язык зверей, птиц и деревьев и услышал как дерево ответило ему: «Не печалься! Возьми несколько моих листьев, выпей сок и иди назад к своим людям. У тебя еще есть дело, ты должен вырастить нового колдуна и передать ему свои знания, прежде чем уходить». Колдун послушал дерево, выпив сок из девятого листа, он выпрямился и засмеялся, забыл о боли и, не оглянувшись, зашагал к селению. А позади него осталось стоять дерево с искривленным стволом, поменявшееся с ним судьбой. И с тех пор у всех древесных алоэ изогнутые стволы, и тех же пор оно исцеляет людей от множества болезней .

- С чьей помощью излечился колдун?

- Я просила вас расспросить родителей, бабушек и знакомых о народных рецептах с использованием алоэ.

- А сейчас послушайте стихотворение Бориса Заходера и ответьте на вопрос

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?
Какое оно алоэ – алое, голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э.
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ:
Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

 Алоэ предпочитает солнечное место, не требует высокой влажности воздуха, его не надо опрыскивать. Летом поливают умеренно, зимой почти полностью прекращают: один раз в два месяца.

- Кто может показать, как надо ухаживать за алоэ?

IV.   Физминутка. Крокодильчики        

Алоэ издавна используется в качестве лечебного средства в медицине и косметологии.

        Но самое замечательное применение алоэ  нашёл учёный, академик Владимир Петрович Филатов, который известен своими операциями глаз, возвращающими зрение слепым.

        Ученый обратил внимание на то, что если срезанные листья алоэ подержать несколько дней в тёмном, прохладном месте, то целительная сила алоэ увеличивается в несколько раз. Сейчас в аптеках продаётся препарат алоэ в ампулах и его используют при лечении различных заболеваний.

- Если алоэ  помогает восстанавливать жизненные силы человеку, то возможно оно может влиять на рост и развитие других растений.

V.   Практическая работа.

- Предлагаю вам проверить это при помощи опыта. Возьмём листочек алоэ и прямо в сочную мякоть положим семена. Эти листочки мы уберём в прохладное, тёмное место на 3 дня,  потом посеем эти семена в один ящик, а во второй посеем простые, не обработанные семена. Будем ухаживать за посевами, и следить, какие семена взойдут раньше, эти, обработанные алоэ или простые. Так мы с вами сможем узнать, влияет ли сок алоэ на всхожесть семян.

IV 1.Отработка глагольной лексики:

Посмотрите на эти инструменты и скажите, что ими делают?

(Лейка, лопаточка, губка)

- Как поливают цветы? (Аккуратно, по краю горшка)

- Можно ли поливать цветы водой из- под крана?

- Как снимать пыль с листьев?

- Можно ли опрыскивать алоэ?

VII.   Итог урока.

-Какое комнатное растение мы изучали на этом уроке?

-Зачем человеку комнатные растения? (Очищают воздух, радуют своей красотой, лекарственные растения лечат).

-Они могут быть вредны для здоровья людей? ( Сильно пахнущие могут быть вредны для людей с аллергией, ядовитые растения могут нанести вред, если за ними ухаживать без перчаток.)

Надо сказать, что, хотя комнатные растения в качестве источника лекарственных средств легкодоступны, все-таки самостоятельное, без консультации врача, лечение недопустимо!

- У кого дома есть комнатные растения?

- Как они называются?

- Могут ли они жить без ухода человека?  Почему?

- Зависит ли растение от нашего настроения?

 Главное, о чём нужно помнить - о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод.

 Задание: закончить фразу: “Я люблю выращивать комнатные растения, потому что …”

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)

Самоанализ урока

 Характеристика класса: класс условно поделён на 3 подгруппы

1-я подгруппа: Тавескин Денис, Лосев Владислав, Поддубный Данил, Осипова Надя  (могут работать самостоятельно, под контролем учителя)

2-я подгруппа: Чабина Светлана, Хоцаев Цыбик, Исаков Аюр, Ходыкина Яна, Николаев Ваня  (выполняют работу по указанию)

3-я подгруппа: Андреев Валера, Сороковикова Вероника, Бабуев Ринчин (Выполняют работу с помощью учителя)

Оборудование урока: комнатные растения; фотографии с изображением  комнатных растений,  инструменты: лейка, перчатки, распылитель, губка, лопаточка, ТСО.

Содержание урока:

Урок соответствует рабочей программе по развития речи для 2 класса.

Цель урока: Познакомить с комнатным растением - алоэ; формировать умения ухаживать за комнатными растениями, достигнута.

Задачи урока выполнены:

1. Дидактическая:

      •  Закреплять и расширять знания учащихся о комнатных растениях.

2. Коррекционная

     •  Развитие связной речи, мелкой моторики, логического мышления и памяти.

 3. Воспитательная

    •  Воспитание самостоятельности, доброжелательности, эстетического вкуса

Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: проверка домашнего задания, повторение изученного материала ( дикие, домашние)

Методы обучения, применённые на уроке:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа.
2. Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий.
3. Практические методы: устные  упражнения (убери  лишнее), уход за комнатными растениями.

Все применяемые методы соответствовали задачам урока;

Самостоятельная работа  обеспечивала  развитие познавательной самостоятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

План конспект урока развития речи "Зимние забавы"

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе для слабослышащих детей и детей с задержкой речевого развития...

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

План-конспект урока развития речи во 2-м классе «Подготовка к изложению по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом и рисунками, создать условия для развития речиЗадачи: предметные – содействовать формирован...

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Весенняя сказка»

План-конспект занятия по развитию речи во второй младшей группена тему «Весенняя сказка»...

план -конспект урока развития речи

План- конспект к уроку развития речи по темк "Дикие животные нашего края .Медведь"...