ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
статья по информатике
В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Проанализированы особенности формирования ИКТ-компетентности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ikt-kompetentsii-16.10.16.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Аннотация. В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Проанализированы особенности формирования ИКТ-компетентности младших школьников.
Понятие «информационные технологии» определяется как совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение её состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей [1, c.46].
Анализ данного определения показывает, что применение информационных технологий способствует как улучшению качества жизни граждан (например, оплата услуг через личный кабинет на сайте банка или запись к врачу через специализированные Интернет-сайты), так и повышению эффективности организаций благодаря внедрению систем электронного документооборота.
Формирование у человека базовых умений и навыков начинается ещё в начальной школе. В стандарте выделены личностные, предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В ФГОС НОО выделена отдельная предметная область «Математика и информатика» [2].
К предметным результатам, которые должны быть сформированы у учащихся младшей школы, относится «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», а к метапредметным – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Также в документе выделен и личностный результат – освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и других, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод о важности формирования у школьников навыков, связанных с осознанным использованием информационных технологий.
В ходе образовательного процесса в начальной школе у младших школьников важно сформировать не только первоначальные представления об основных информационных процессах (извлечение, транспортирование, обработка, хранение, представление и использование информации [1, c.47]), но и навыки использования программных (в частности, программ, входящих в состав пакета MS Office) и технических средств реализации этих процессов (персональных компьютеров). Кроме этого, важно научить школьников грамотно использовать для решения учебных задач возможности сети Интернет).
Технические и программные средства реализации информационных процессов, объединённые с помощью сети Интернет, составляют основу ИКТ.
В работе [3] понятие «ИКТ-компетентность» определяется как «способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий».
Как указано в статье [4], с учётом возрастных особенностей младших школьников, первый год обучения в школе является особенным в процессе формирования ИКТ-компететности. В этот период школьники начинают знакомство с основными инструментами учебной деятельности, в том числе с персональным компьютером и базовым набором программного обеспечения. Учитывая, что компьютеры, мобильные телефоны и планшеты есть почти в каждой семье, учащиеся младшей школы, начиная с первого класса, легко применяют эти технологии, в том числе и для решения учебных задач. Младшие школьники активно работают с этими средствами, поскольку почти мгновенное получение результата способствует повышению заинтересованности учеников к решению учебных задач.
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников является длительным процессом, который осуществляется на каждом уроке в ходе практической деятельности учащихся в процессе обучения школьников с помощью средств ИКТ.
Учитывая особенности информационного общества [1, c.33], формирование ИКТ-компетентности является одной из основных задач подготовки школьников к будущей успешной жизни и профессиональной деятельности.
Анализ различных источников (в том числе информационных ресурсов, размещённых в сети Интернет, например, [5]), позволяет сделать вывод, что ИКТ-компетентность включает в себя такие навыки работы с информацией, как как определение (идентификация), доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание, сообщение (передача).
Кроме содержания ИКТ-компетентности, в научных работах осуществляется исследование её модели, которая включает: определение информации, доступ к информации, управление информацией, интегрирование информации [6].
Как указано в статье [7], компонентами модели ИКТ-компетентности являются:
- обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- сообщение информации способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
Для успешного формирования ИКТ-компетентности младших школьников учитель должен на уроках грамотно использовать информационные технологии. Формированию ИКТ-компетентности учащихся способствует комплексное использование традиционных, активных и интерактивных методов обучения, а поэтому учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду школы, в которой каждому учащемуся было бы комфортно.
Следовательно, для формирования ИКТ-компетентности учащихся, учитель должен досконально усвоить содержание своего предмета, используя при этом различные методы обучения.
В ФГОС НОО [2] указано, что в процессе разработки основной образовательной программы начального общего образования необходимо выделить целевой, содержательный и организационный разделы. В свою очередь при разработке содержательного раздела необходимо разработать программу формирования универсальных учебных действий (УУД).
Таким образом, уровень сформированности у младших школьников ИКТ-компетентности является одним из факторов, определяющих успешность формирования других УУД, указанных в ФГОС НОО.
В заключение отметим, что ФГОС НОО разработан на основе системно-деятельностного подхода, который эффективно может быть реализован главным образом с использованием средств ИКТ с учётом психолого-педагогических аспектов формирования ИКТ-компетентности учащихся начальных классов.
Список используемых источников
- Советов Б.Я. Информационные технологии: учебник для бакалавров / Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. − М.: Издательство «Юрайт», 2012. − 263 с.
- Документ на сайте Министерства образования и науки. URL: минобрнауки.рф/документы/922 (Дата обращения: 16.10.2016).
- Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. № 3 c. 95–100.
- Достижение нового метапредметного результата образования – ИКТ-компетентности в начальной школе. URL: http://www.edu54.ru/community/group/25/lpm//view/2460/ (Дата обращения: 16.10.2016).
- Фролова И.М. Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций» (статья на сайте электронного педагогического журнала «Большая перемена»). URL: http://www.pomochnik-vsem.ru/ (Дата обращения: 16.10.2016).
- Сивцова И.Г. Формирование ИКТ-компетенции школьников средствами информационных и коммуникационных технологий. URL: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/1/II-1-29.html (Дата обращения: 16.10.2016).
- Разработка инструмента для оценки компетентности. URL: http://www.ciced.ru/projects/competence_development.php (Дата обращения: 16.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самооценки младшего школьника как инструмент реализации требований ФГОС НОО
Тема самообразования учителя начальных классов...
Мастер класс "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО".
Мастер класс...
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО
Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО...
Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....
Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. Дети младшего школьного возраста , как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любо...
Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО
Программа внеурочной деятельности "Здоровячок" по спортивно-оздоровительному направлению с 2017 по 2021 годам...
Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»
Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...