Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы, система Занкова
рабочая программа по окружающему миру на тему

Савоненко Марина Николаевна

Рабочая программа разработана на 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_okruzh_1-4.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

Стержнем предмета является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Общей целью начального общего образования по предмету «Окружающий мир» является:

  • формирование целостной картины мира и сознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет  «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  1. формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  2. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  3. в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  5. освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  6. воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особое структурирование содержания программы  способствует решению поставленных задач курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости.

Предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Предмет  носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, т.е. биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3-4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем – путешествие по территории Древнерусского государства, открытие новых земель, знакомство с природными зонами России и её историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе – следующий этап познания человеком окружающего мира. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место отводится изучению истории России. Значимой является и связь  истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. Особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания. В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально - чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

        Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни», «Краеведение».

        Формы обучения:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • парные;
  • групповые.

Работа по данному предмету обеспечивается УМК:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 год
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательский дом «Федоров»:  Издательство «Учебная литература», 2011 год
  3. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
  5. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  6. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  7. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  8. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  9. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс./ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  10. Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ И. П. Товпинец. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  11. Трофимова, Г. В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ Г. В. Трофимова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  12. Чутко, Н. Я. Я — гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов./ Н. Я. Чутко. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  13. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Естествознание и обществознание».

Класс

Количество часов в год

по программе

1

60

2

68

3

68

4

68

На проведение контрольных работ во 2 и 3 классах отводится по 4 часа, на проведение экскурсий — по 4 часа, в 3 классе на создание проектов и проведение исследований запланировано  8 часов, в 4 классе контрольных работ 4, на создание проектов и проведение исследований запланировано  4 часа.

        С учетом специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты.

        Характеристика проекта:

  • по числу участников — индивидуальный и групповой;
  • по длительности — краткосрочный;
  • по предметному содержанию — монопредметный;
  • по внешнему виду деятельности — информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

в 1 классе

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

– знание основных моральных норм поведения

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я»

как гражданина России;

– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения;

–понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном    материале;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике

и учебных пособиях;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений;

– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательного текста;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– допускать существование различных точек

зрения;

– договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков;

– различать и называть основные части растений;

– узнавать растения  деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

– использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться

– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту

(экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки..

Человек и общество

Обучающийся научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и

своего региона; – различать прошлое, настоящее и будущее;

– определять родственные связи в семье;

– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

– Москву, свой регион и его главный город.

2 класс

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособий;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • понимание причин успеха в учебе;
  • оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих детей;
  • этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
  • представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;
  • представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию окружающего мира;
  • ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимание чувств одноклассников и учителей;
  • представление о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителями и одноклассниками;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, схемами, символами, диаграммами, приведенными в учебной литературе;
  • строить сообщения в устной форме;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению;
  • контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
  • навыками взаимоконтроля.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  • характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
  • ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  • различать жидкие, твердые и газообразные вещества;
  • измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  • различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
  • определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
  • определять условия, необходимые для жизни растений;
  • различать хвойные, цветковые, дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  • определять условия, необходимые для жизни животных;
  • различать диких и домашних животных , животных разных групп;
  • приводить примеры разных представителей растений и животных;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
  • показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
  • различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
  • выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
  • соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
  • определять принадлежность организмов к царствам живой природы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
  • понимать различия между источниками информации: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективе.

 3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию окружающего мира;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  •  понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной деятельности;
  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научится:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых  природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимого иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию; контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • использовать свою речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • устанавливать связи между живой и неживой природой;
  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний;
  • использовать различные справочники для поиска информации;
  • проводить наблюдение за погодой и природой родного края;
  • сравнивать изучаемые природные зоны России; природные сообщества как единство живой и неживой природы, приводить примеры растений и животных;
  • выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  • узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыха у водоема;
  • узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды, составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких отчетов;
  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
  • устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
  • выделять главное в текстах учебника в соответствии с заданиями.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
  • наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

  • о древнейшей истории человека, о первых государствах;
  • об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
  • об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
  • об истории и выдающихся людях родного края.

4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

-установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, в том числе во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников в открытом информационном пространстве, в т.ч. через Интернет;

- осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе;

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действиями моделирования;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

-  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

-  строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудивизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникацией;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёров;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию икоординировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

  В результате изучения предмета обучающиеся 4 класса:

научатся устанавливать связи:

- между производственной деятельностью человека и природой;

- между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством;

             научатся  владеть общеучебными умениями:

- уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;

- систематизировать изученные  в 1 – 4 классах естественно – научные и исторические понятия;

- достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;

- пользоваться учебной и дополнительной литературой;

             будут  знать:

- названия основных органов человека и их значение;

- некоторые правила предупреждения травм;

- нормы здорового образа жизни;

- полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;

- основные этапы развития России;

- государственную символику;

- даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

- народы, населяющие Россию (не менее трех);

- название основного закона страны;

- достопримечательности родного края;

- названия наиболее крупных стран мира и их столиц;

              научатся:

- находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

- различать полезные ископаемые (не менее трех);

- иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

- соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;

- оказывать простейшую помощь при порезах, ушибах, обморожении, простуде;

- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

- соблюдать правила охраны природы;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

- кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

- описывать основные исторические события и события, происходящие в современной России;

- соотносить год с веком;

-узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;

             должны  владеть компетенциями:

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- ценностно-ориентированной;

- смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (60 часов)

Окружающий мир: природа, общество, труд (7ч)

Природные объекты и предметы, созданные человеком.  Родной город, страна - Россия, столица  -  Москва. Школа.

Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы.. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Природа (17ч)

Человек и природа

Космос. Звезды, планеты.

Свет, тепло, вода, воздух  -  условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов . Признаки живой природы

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные.

Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10ч)

Человек и природа

Ознакомление с глобусом  -  моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (8ч)

Человек и общество

Общее представление об истории людей.

Древнейшие люди  - собиратели растений.

Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18ч)

Человек и общество

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям.

Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий.

Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Россия, Российская Федерация  - страна, где мы живем, наша Родина.

Ознакомление с государственной символикой России. Россия  - многонациональная страна. Москва  - столица России.

Коренное население твоего края. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии.

Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.

Примерное тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Что такое окружающий мир

Природа

17ч

Из истории Земли

10ч

Главная особенность Земли

Мы – часть окружающего мира

18ч

2 класс (68 ч)

Общий взгляд на Землю (5 ч)

Человек и природа. Материки и океаны Земли. Россия  - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (9 ч)

Человек и общество. Органы чувств человека. Правила гигиены. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя. Инструменты и приборы.

Человек и природа Вещества. Три состояния вещества в природе -твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология-наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 ч)

Человек и природа. Звезды. Солнце- звезда. Планеты. Луна -спутник Земли. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Взаимодействие сил природы (22 ч)

Человек и природа. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года. Вода. Вода на Земле. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных и человека. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Практические работы. Определение

свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Живая природа (18 ч)

Человек и природа. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Практические работы: наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу, в зоопарк.

Примерное тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Общий взгляд на Землю

Как изучают окружающий мир

Космос

Планета Земля

10ч

Взаимодействие сил природы

22ч

Живая природа

18ч

3 класс (68 ч)

Природные условия Земли (12ч)

        Человек и природа. Особенности планеты Земля. Погода, показатели погоды. Народные приметы погоды. Наблюдение за погодой родного края. Климат. Почва. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Природные зоны.

Практические работы: Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

        Человек в далеком прошлом (9ч)

        Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие древнего мира. Лента времени.

Практические работы: Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

Исследовательская работа: Роль искусства в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, дендропарк, краеведческий музей.

        Земли восточных славян (22ч)

        Человек и природа. Природная зона степей, лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Меры по сохранению степей и лесов.

        Человек и общество. Освоение человеком законов природы. Расселение славян. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.

Практические работы: Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарием. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц, поговорок о природу, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и лесов. Составление кроссвордов по темам.

Исследовательская работа: Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей, лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Экскурсия в краеведческий музей.

        Московское государство (12ч)

        Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества, их значения. Круговорот веществ в природе. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

        Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Куликовская битва. Культура Московской Руси. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы: Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. Применение правил поведения в лесу и водоемах.

Экскурсии в лес, к реке.

        Путь  от Руси к России (13ч)

        Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Начальное представление о народах России. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа: Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в художественный музей, музей прикладного искусства.

Примерное тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Природные условия Земли

12ч

Человек в далеком прошлом

Земли восточных славян

15ч

Образование Древнерусского государства

Объединение русских земель вокруг Москвы

12ч

Какая она, Азия

Россия в XVII веке

4 класс (68 ч)

Человек и окружающий мир (21 ч)

Человек и природа.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Младший школьник. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Человек и общество.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христофором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта.

Практические работы, осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при ушибах и порезах; изучение внешнего вида лекарственных растений при рассмотрении гербарных образцов; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Исследовательская работа. История развития транспортных средств. Транспорт будущего. Открытие Америки, ее природа, население.

Экскурсии в планетарий, в политехнический музей (при возможности).

Преобразования в России (10 ч)

Человек и общество.

Россия при Петре I. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). М. В. Ломоносов - основоположник русской науки. Ведущая роль образования, труда, значение творчества в жизни человека и общества.

Человек и природа.

Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Люди, занятые горным делом.

Человек и общество.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 г. М. И. Кутузов.

План местности.

Практические работы: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической картой России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садоводческого участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекраснейших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический, минералогический музеи, Бородинскую панораму (при возможности).

Мир человека в Новое время (27 ч)

Человек и природа.

Открытие новых земель: северные земли России, Антарктида, Австралия, Уссурийский край. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

Человек и общество.

События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР. Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Человек и природа.

Экологические проблемы России и вашей местности. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на природу родного края). Охрана природы. Заповедники и национальные парки. Красная книга России.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие нервной системы (как нервная система управляет работой всех органов организма). Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Дыхательная система. Болезни дыхательных путей и профилактика. Пищеварительная система. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Как работают органы чувств? Витамины в жизни человека.

Экскурсии в политехнический, зоологический музеи, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи (с учетом возможностей).

Современная Россия (10 ч)

Человек и общество.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятия «Родина» («Отечество», «Отчизна»), Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Государственное устройство. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственный связи между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица государства. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Государства - соседи России.

Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважение к культуре, языку, религии, истории народов России. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеобеспечения общества. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых ценностей.

Краеведение (в течение года). Родной край - часть России. Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Выдающиеся земляки.

Исследовательская работа. Наши соседи на планете Земля: Беларусь, Англия, Франция, Германия, Китай, Египет... (по выбору школьников).

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, музей прикладного искусства (с учетом возможностей).   

 

                   Примерное тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Человек и мир, созданный им

Наши соседи на Западе

16ч

Преобразования в России

10ч

Разнообразие природы Земли

События XIX – XX веков

10ч

Человек и природа

10ч

Современная Россия

10ч

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо вание

Имею щееся

%

Готовнос ти

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по окружающему миру  

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011 год
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательский дом «Федоров»:  Издательство «Учебная литература», 2011 год
  3. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  4. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011
  5. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  6. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  7. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  8. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  9. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс./ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  10. Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ И. П. Товпинец. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  11. Трофимова, Г. В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ Г. В. Трофимова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  12. Чутко, Н. Я. Я — гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов./ Н. Я. Чутко. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  13. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде)

Методические пособия для учителя

К

П

П

Д

2

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

  1. Комплект таблиц «Окружающий мир. Начальная школа»
  2. Окружающий мир 1-4 кл. Методические рекомендации к комплекту таблиц
  3. Государственная символика и портрет президента
  4. Государственные праздники России
  5. «Безопасность дорожного движения», комплект плакатов. ОБЖ 1-4 кл.
  6. Модель-аппликация «Здоровье человека»
  7. Модель-аппликация «Уход за комнатными растениями»
  8. Модель-аппликация «Природные зоны России»
  9. Модель-аппликация «Воздействие человека на окружающую среду»
  10. Глобус физический Земли
  11. Фенологические наблюдения
  12. Фенологический календарь
  13. Модель «Строение земли»
  14. Модель «Гигиена зубов»
  15. Комплект таблиц раздаточных «Грибы съедобные и несъедобные»
  16. Гербарий «Начальная школа»
  17. Прибор демонстрационный «Теллурий»
  18. Компас школьный

Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Д

Д

К

Ф

3

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

4

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер

Д

Д

Д

Д

Д

Д

5

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Образовательные интернет – ресурсы
www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок
«Фестиваль педагогических идей».
«Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.100zatey.ru Детские праздники, выпускные в начальной школе
www.repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания.
www.edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии
www.uchteh.ru Учебная техника и наглядные пособия
www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры.

Д

Д

Д

Д

Д

6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели

Модель «Торс человека»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Д

Д/П

Д/Ф

Д

Д

П

7

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

8

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

Д

К

9

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

рабочая программа по окружающему миру для 3 класса система Занкова

рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)...