Исследовательская работа с текстом
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Максимова Елена Евгеньевна

Формирование УУД на уроках окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_s_tekstom.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга

 

 «Формирование познавательных УУД  на уроках окружающего мира при работе с текстом»

Работа  выполнена

Максимовой Еленой Евгеньевной

Учителем начальных классов

ГБОУ СОШ№223 с углубленным

 изучением немецкого языка

Кировского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………3

  1. Теоретическая  часть. Формирование познавательных универсальных учебных действий и их формирование при работе с текстом………4-7

  1. Практическая часть……………………………………………………8-15

Заключение……………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Приложение…………………………………………………………………18-23


Введение

В настоящее время средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет дают ребенку большое количество информации.  Возникает проблема в ее переработке. Одним из пяти предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в области  «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) в Стандартах второго поколения  является освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации в открытом информационном пространстве. В этом документе так же говорится, что на ступени начального образования должно быть сформировано умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров.

Исходя из этого, одной из приоритетных задач начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию. Без этого умения будет затруднено обучение по всем другим предметам.

Проблема заключается в том, что работа с текстом на уроках литературного чтения носит литературоведческий характер и осуществляется в основном с художественными текстами. На этих уроках формируется духовный мир ребенка, развивается эмоциональная сфера.  Но для  осуществления всех задач образования  необходимо научить ребенка работать и с научно-познавательными текстами. Научно-познавательная литература – это произведения о науке и ее творцах, включает в себя произведения о научных проблемах, исторических событиях, развитии и достижениях техники, биографии деятелей науки и искусства.  

Я считаю, что такую работу целесообразно проводить на уроках окружающего мира, начиная с 1 класса, потому, что: во-первых, содержание данных текстов соответствует программному содержанию предмета окружающий мир; во-вторых, именно в таких текстах содержится основная информация об окружающем мире; в-третьих, работа по осмыслению текстов готовит учащихся к самостоятельному отбору и переработке информации для написания учебно – исследовательских работ.

Поэтому для своей работы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) – осмысления текста я выбрала учебную область «Окружающий мир»


  1. Формирование познавательных универсальных учебных действий и их формирование при работе с текстом

В Общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта  говорится: «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (пункт 7).»

  Отсюда, развитие личности младшего школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД дают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.

Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Деятельностный подход в образовании можно реализовать через решение  задач: определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся; определение круга учебных предметов, в рамка которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме.

Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Для оценки уровня сформированности УУД у учащихся выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств УУД заданным требованиям.

Свойства, подлежащие оценке: форма выполнения действия, полнота (развернутость), разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность (Гальперин П.Я. 2002).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов, представленных в разделах программы формирования универсальных учебных действий ФГОС второго поколения.  Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: 1) как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного УУД; 2) как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; 3) может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

К познавательным УУД относится смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.  

Формирование любых новообразований личности, личных качеств, умений – возможно лишь в деятельности (Л.С.Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, проходит через этапы: (таблица 1)

Этапы формирования умения.                                                      Таблица 1

Этапы формирования умения

Этапы формирования умения осмысления текста

первичный опыт выполнения действия и мотивация;

при анализе текстов на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира у обучающихся формируется первичный опыт выполнения действия осознания текста и мотивация к его самостоятельному выполнению:

освоение последовательности и приемов выполнения действия;

основываясь на первичном опыте, пользуясь памятками и помощью учителя, ученики осваивают знания об общем способе выполнения этого действия;

тренинг, самоконтроль и коррекция;

далее изученное универсальное действие включается в практическую деятельность на уроках по разным учебным дисциплинам, организуется самоконтроль учащихся, необходимая корректировка деятельности;  

контроль

затем организуется контроль уровня сформированности универсального действия осознания текста и дальнейшее практическое использование.

  Так школьники учатся любым учебным действиям. Так же происходит и формирование УУД осмысление чтения.

Для формирования универсального учебного действия необходима высокая степень обобщения знаний о выполнении действия. Значит, должны быть особые уроки, на которых происходит обобщение способов деятельности, систематизируется опыт учащихся, полученный на разных предметах, выводится общий способ действия – то есть универсальный, применимый в разных обстоятельствах. Такие уроки предусмотрены только в УМК «Перспектива» Л.Г.Петерсон в курсе «Мир деятельности».  Учитель, организовывая деятельность учащихся по формированию УУД, выделяет объективные условия правильного выполнения УУД, планирует качество выполнения (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности), подбирает учебные задания и устанавливает последовательность их предъявления.



  1. Практическая часть

Предмет:  Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Школа России» 

Тема урока: Транспорт

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология урока:   Системно – деятельностный метод проведения урока.

Форма проведения: урок - лекция

Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: загадки, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть А.А.Плешаков, индивидуальные таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал», лист самооценки.

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Транспорт».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развивать  умение слушать и вступать в диалог

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом, , таблица «Знаю, Хочу знать, Узнал».

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе диалога;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;

- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом по таблице «Знаю, Хочу знать, Узнал»;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

I

Мотивация к учебной деятельно

сти

(2 мин)

  Какой наш главный девиз?

  Я хочу, мне надо и я могу.

Мы урок наш начинаем,

Что учили – вспоминаем

                   И повторим знания

                   Домашнего задания.

Я хочу, мне надо и я могу.

Коммуникатив

ные

II

Этап актуализа

ции и фикси

рования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

(7 мин)

Ребята, вспомним, что такое экономика и её отрасли.

Учитель даёт наводящие вопросы:

- эта отрасль производит овощи, мясо, молоко;

- эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили;

- эта отрасль строит дома в которых мы будем жить;

- эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей;

Одна отрасль экономики не отгадана. Кто может ее назвать?

  Неизвестно? Неизвестно!

Интересно? Интересно!

Я тебе открою тайну. Тайну?

 Никому не говори! Нет, нет.

Если ты её узнаешь,

Самым умным будешь ты!

Вы хотите узнать какая это отрасль?

Наводящие загадки. (Приложение 1)

Тема урока «Транспорт»  а кто знает какой бывает транспорт по типу?

Заполните первую графу таблицы  - графу «ЗНАЮ».  (Приложение 2)

Ответы детей. Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

- сельское хозяйство;

- промышленность;

- строительство;

- торговля;

Ответы детей

Да, хотим. 

Дети отгадывают загадки и называют тему урока

Ответы детей записываются на доске(предположение)

Заполнение таблицы детьми

Познавательные

Коммуникатив

ные

III

Этап постановки проблемы

(4 мин)

Какое задание выполняли? Почему у вас получились разные ответы? Нам недостаточно знаний. Ребята, а сейчас нам необходимо выбрать учебные задачи нашего урока:

- продолжать учиться работать с текстом;

- учиться работать сплочённо;

- учиться слушать и слышать собеседника;

- учиться думать;

- узнать новые сведения о транспорте;

Заполняете вторую графу таблицы  - графу «ХОЧУ ЗНАТЬ».

Ответы детей

Нам не хватает знаний

Дети выбирают подходящие учебные задачи.

Заполнение таблицы детьми

Коммуникатив ные

Познавательные

Регулятивные

IV

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

А что мы можем сделать, для того, чтобы это узнать? Давайте построим план выхода из данной проблемы. План записывается на доске.

Обратиться к другу, учебнику, справочнику, интернету.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

V

Реализация построенного проекта

(6 мин)

Работа по плану. Спроси у друга, соседа. Знаний друга достаточно?

Обратимся к учебнику. (стр.116-117), самостоятельное изучение темы. (Условные обозначения при чтении текста:V  уже знал, +  узнал новое,

?  есть вопросы)

Нет.

Работа по учебнику

Коммуникативные

Познавательные

VI

Физкульт-минутка

(2 мин)

Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся:

1.        «Проснулись, потянулись»

Исходное положение (и.п.) - основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий вдох; вернуться в и.п. - выдох.

2.        «Заводим мотор»

И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны.

Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

3.        «Проверяем ремни безопасности».

И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.

4.        «Проверяем тормоза».

И.п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой - правой ноги поочередно.

5.        «Поехали!»

И.п. - о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег.

Выполняют заданные действия

Регулятивные

VII

Первичное закрепление

(5 мин)

Ну что, ребята, помог вам этот текст?

Может, у кого-то есть вопросы по прочитанному?

Может, кто-то еще нашел для себя что-то новое?

После прочтения учащиеся делятся своими результатами. После прочтения текста, посовещавшись в группе, вы самостоятельно заполняете последнюю графу таблицы  - графу «УЗНАЛ».

Заполнение таблицы по видам транспорта.

Учащиеся делятся своими результатами.

Заполнение таблицы детьми

Заполняется общая таблица в презентации

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

VIII

Самостоятель-ная работа с самопроверкой

(6 мин)

Транспорт делится на различные группы. Распределение по группам было записано на доске. Но вот беда с ним что-то случилось, и часть слов с него пропала. Помогите мне восстановить эту таблицу. Для этого вам необходимо опять поработать в группе. На доске написаны разновидности транспорта, некоторые графы не заполнены. Давайте вместе заполним недостающее.

Дети заполняют таблицу в группах, потом у доски

Познавательные

Коммуникативные

IX

Включение в систему знаний и повторений

(8 мин)

Наш урок подходит к концу. Усвоили ли вы этот материал, мы узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко». (Приложение 3).

Работа в тетрадях с., задание

Отгадывают загадки

Работа в тетрадях

Коммуникативные

Познавательные

X

Рефлексия

(3 мин)

Вот и подошёл наш урок к концу.

- Узнали ли что-то новое?

- За что себя можешь похвалить?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания показались трудными?

-Удалось ли нам достичь поставленных целей?

Домашнее задание:

  1. Тетрадь с., задание
  2. Нарисовать экологический транспорт будущего.

Все молодцы! Спасибо за урок.

Учащиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы учителя

Работают с листом самооценки.

Осмысливают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


Заключение

Так как осмысление текста является универсальным учебным действием, оно проходит все этапы формирования УУД. Значит, как и у каждого УУД  можно оценить уровень его сформированности. Отмечу, что учащиеся второго класса находятся на начальном этапе формирования УУД, поэтому можно  говорить  о действии, выполняемом совместно и в сорегуляции с учителем или сверстниками.  



Список литературы

  1. «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников». Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой С.Петербург Специальная литература 1998 год
  2. Аквилова Г.Н. Клепинина З.А «Методика преподавания естествознания в начальной школе» Москва Владос 2001г.
  3. Бондаренко Г.И. «Развитие умений смыслового чтения в начальной школе»  статья Начальная школа до и после №1 2012
  4. Валгина Н.С. «Теория текста» учебное пособие  www.hi-edu.ru
  5. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников. – СПб.: «Специальная Литература»,1998.-   С.44-52
  6. Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования» Москва Наука 1981 г.
  7. Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации».— М., 1982.
  8. Зуев Д.Д. «Проблемы школьного учебника. ХХ век» Просвещение 2004г.
  9. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. – М., 2008
  10.  Лосева Л.М. «Как строится текст: Пособие для учителей» / Под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
  11. Матвеева Е.И. «Учим младшего школьника понимать текст». Москва Вако 2005г.
  12. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Программа и тематическое планирование для начальной школы. –М.,2008
  13. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в двух частях. Москва. Просвещение. 2008


Приложение 1

Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.     Велосипед

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.     Мотоцикл

Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...    Автобус

Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет.  Автомобиль

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.     Метро

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома.    Трамвай

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?     Электричка

Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.     Подъемный кран


Приложение 2                        

Знаю

Хочу узнать

Узнал (в конце урока)

Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Транспорт

Приложение 3

Доскажи словечко

Перед домом на дороге

Ждет давно она подмоги.

Не залили в бак бензина —

Не поехала... (машина)

 

Это что за богатырь

Вдоль дороги поднял пыль?

По асфальту напрямик

Едет с грузом... (грузовик)

 

Из железа парень стойкий

Честно трудится на стройке.

Однорукий великан

С именем — подъемный... (кран)

 

Он грохочет и гудит,

Вдаль по рельсам быстро мчит.

Много у него колес.

Кто же это? (Тепловоз)

 

Веселы, неугомонны

Едут под землей вагоны.

От народа в них пестро.

Это что, скажи? (Метро)

 

Железная рыба живет под водой.

Она с огоньками и с длинной трубой.

Плывет в океане не кит, не селедка,

А с моряками подводная... (лодка)

 

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет... (корабль)

 

Две педали я кручу,

На колесах вдаль качу.

Что за транспорт, дай ответ.

Быстрый мой... (велосипед)

 

Кто своим ковшом на славу

Прокопает вам канаву?

Строить дом и элеватор

Помогает... (экскаватор)

 

Едет он по рельсам с шумом,

А рога скользят по струнам.

Ну-ка, ветер, догоняй!

Нас с тобою мчит... (трамвай)

 

В черных шашечках машина,

Зря не пьет она бензина.

Всех домчит — лишь попроси.

Как зовут ее? (Такси)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение исторической справки по Бородинскому сражению и текста стихотворения М.Лермонтова «Бородино» (Исследовательская работа.)

Учащиеся  мало информированы о том, какое значение имеет Отечественная война 1812 года для России и какое сражение считается главным в этой войне.Выполняяя данную работу учащиеся класса приходят ...

Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.

Фрагмент урока русского языка в 4 классе на основе текстового материала с использованием диалоговой технологии....

Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»

В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их  устранению, а также показаны результаты исследова...

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"

Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"...

Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"

Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"...

Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...