Исследовательская работа с текстом
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Формирование УУД на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_s_tekstom.docx | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
«Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира при работе с текстом»
Работа выполнена
Максимовой Еленой Евгеньевной
Учителем начальных классов
ГБОУ СОШ№223 с углубленным
изучением немецкого языка
Кировского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Теоретическая часть. Формирование познавательных универсальных учебных действий и их формирование при работе с текстом………4-7
- Практическая часть……………………………………………………8-15
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………17
Приложение…………………………………………………………………18-23
Введение
В настоящее время средства массовой информации - телевидение, радио, Интернет дают ребенку большое количество информации. Возникает проблема в ее переработке. Одним из пяти предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) в Стандартах второго поколения является освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации в открытом информационном пространстве. В этом документе так же говорится, что на ступени начального образования должно быть сформировано умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров.
Исходя из этого, одной из приоритетных задач начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию. Без этого умения будет затруднено обучение по всем другим предметам.
Проблема заключается в том, что работа с текстом на уроках литературного чтения носит литературоведческий характер и осуществляется в основном с художественными текстами. На этих уроках формируется духовный мир ребенка, развивается эмоциональная сфера. Но для осуществления всех задач образования необходимо научить ребенка работать и с научно-познавательными текстами. Научно-познавательная литература – это произведения о науке и ее творцах, включает в себя произведения о научных проблемах, исторических событиях, развитии и достижениях техники, биографии деятелей науки и искусства.
Я считаю, что такую работу целесообразно проводить на уроках окружающего мира, начиная с 1 класса, потому, что: во-первых, содержание данных текстов соответствует программному содержанию предмета окружающий мир; во-вторых, именно в таких текстах содержится основная информация об окружающем мире; в-третьих, работа по осмыслению текстов готовит учащихся к самостоятельному отбору и переработке информации для написания учебно – исследовательских работ.
Поэтому для своей работы по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) – осмысления текста я выбрала учебную область «Окружающий мир»
- Формирование познавательных универсальных учебных действий и их формирование при работе с текстом
В Общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта говорится: «…развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (пункт 7).»
Отсюда, развитие личности младшего школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД дают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.
Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Деятельностный подход в образовании можно реализовать через решение задач: определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся; определение круга учебных предметов, в рамка которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме.
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Для оценки уровня сформированности УУД у учащихся выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств УУД заданным требованиям.
Свойства, подлежащие оценке: форма выполнения действия, полнота (развернутость), разумность, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность (Гальперин П.Я. 2002).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов, представленных в разделах программы формирования универсальных учебных действий ФГОС второго поколения. Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: 1) как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного УУД; 2) как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов; 3) может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
К познавательным УУД относится смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Формирование любых новообразований личности, личных качеств, умений – возможно лишь в деятельности (Л.С.Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, проходит через этапы: (таблица 1)
Этапы формирования умения. Таблица 1
Этапы формирования умения | Этапы формирования умения осмысления текста |
первичный опыт выполнения действия и мотивация; | при анализе текстов на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира у обучающихся формируется первичный опыт выполнения действия осознания текста и мотивация к его самостоятельному выполнению: |
освоение последовательности и приемов выполнения действия; | основываясь на первичном опыте, пользуясь памятками и помощью учителя, ученики осваивают знания об общем способе выполнения этого действия; |
тренинг, самоконтроль и коррекция; | далее изученное универсальное действие включается в практическую деятельность на уроках по разным учебным дисциплинам, организуется самоконтроль учащихся, необходимая корректировка деятельности; |
контроль | затем организуется контроль уровня сформированности универсального действия осознания текста и дальнейшее практическое использование. |
Так школьники учатся любым учебным действиям. Так же происходит и формирование УУД осмысление чтения.
Для формирования универсального учебного действия необходима высокая степень обобщения знаний о выполнении действия. Значит, должны быть особые уроки, на которых происходит обобщение способов деятельности, систематизируется опыт учащихся, полученный на разных предметах, выводится общий способ действия – то есть универсальный, применимый в разных обстоятельствах. Такие уроки предусмотрены только в УМК «Перспектива» Л.Г.Петерсон в курсе «Мир деятельности». Учитель, организовывая деятельность учащихся по формированию УУД, выделяет объективные условия правильного выполнения УУД, планирует качество выполнения (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности), подбирает учебные задания и устанавливает последовательность их предъявления.
- Практическая часть
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: Транспорт
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технология урока: Системно – деятельностный метод проведения урока.
Форма проведения: урок - лекция
Форма организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: загадки, учебник «Окружающий мир» 2 класс, 1 часть А.А.Плешаков, индивидуальные таблицы «Знаю, Хочу знать, Узнал», лист самооценки.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Транспорт».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развивать умение слушать и вступать в диалог
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; - развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитие умения работать с текстом, , таблица «Знаю, Хочу знать, Узнал». |
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи; - формировать умения оценивать свою деятельность; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе диалога; |
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
– освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;
- дать представление о специальном транспорте в процессе работы с текстом по таблице «Знаю, Хочу знать, Узнал»;
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
I | Мотивация к учебной деятельно сти (2 мин) | Какой наш главный девиз? Я хочу, мне надо и я могу. Мы урок наш начинаем, Что учили – вспоминаем И повторим знания Домашнего задания. | Я хочу, мне надо и я могу. | Коммуникатив ные |
II | Этап актуализа ции и фикси рования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии (7 мин) | Ребята, вспомним, что такое экономика и её отрасли. Учитель даёт наводящие вопросы: - эта отрасль производит овощи, мясо, молоко; - эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили; - эта отрасль строит дома в которых мы будем жить; - эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей; Одна отрасль экономики не отгадана. Кто может ее назвать? Неизвестно? Неизвестно! Интересно? Интересно! Я тебе открою тайну. Тайну? Никому не говори! Нет, нет. Если ты её узнаешь, Самым умным будешь ты! Вы хотите узнать какая это отрасль? Наводящие загадки. (Приложение 1) Тема урока «Транспорт» а кто знает какой бывает транспорт по типу? Заполните первую графу таблицы - графу «ЗНАЮ». (Приложение 2) | Ответы детей. Экономика – это хозяйственная деятельность людей. - сельское хозяйство; - промышленность; - строительство; - торговля; Ответы детей Да, хотим. Дети отгадывают загадки и называют тему урока Ответы детей записываются на доске(предположение) Заполнение таблицы детьми | Познавательные Коммуникатив ные |
III | Этап постановки проблемы (4 мин) | Какое задание выполняли? Почему у вас получились разные ответы? Нам недостаточно знаний. Ребята, а сейчас нам необходимо выбрать учебные задачи нашего урока: - продолжать учиться работать с текстом; - учиться работать сплочённо; - учиться слушать и слышать собеседника; - учиться думать; - узнать новые сведения о транспорте; Заполняете вторую графу таблицы - графу «ХОЧУ ЗНАТЬ». | Ответы детей Нам не хватает знаний Дети выбирают подходящие учебные задачи. Заполнение таблицы детьми | Коммуникатив ные Познавательные Регулятивные |
IV | Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | А что мы можем сделать, для того, чтобы это узнать? Давайте построим план выхода из данной проблемы. План записывается на доске. | Обратиться к другу, учебнику, справочнику, интернету. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
V | Реализация построенного проекта (6 мин) | Работа по плану. Спроси у друга, соседа. Знаний друга достаточно? Обратимся к учебнику. (стр.116-117), самостоятельное изучение темы. (Условные обозначения при чтении текста:V уже знал, + узнал новое, ? есть вопросы) | Нет. Работа по учебнику | Коммуникативные Познавательные |
VI | Физкульт-минутка (2 мин) | Вы наверно устали, давайте встанем, немного разомнёмся: 1. «Проснулись, потянулись» Исходное положение (и.п.) - основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз. Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий вдох; вернуться в и.п. - выдох. 2. «Заводим мотор» И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью. 3. «Проверяем ремни безопасности». И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища. 4. «Проверяем тормоза». И.п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой - правой ноги поочередно. 5. «Поехали!» И.п. - о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег. | Выполняют заданные действия | Регулятивные |
VII | Первичное закрепление (5 мин) | Ну что, ребята, помог вам этот текст? Может, у кого-то есть вопросы по прочитанному? Может, кто-то еще нашел для себя что-то новое? После прочтения учащиеся делятся своими результатами. После прочтения текста, посовещавшись в группе, вы самостоятельно заполняете последнюю графу таблицы - графу «УЗНАЛ». Заполнение таблицы по видам транспорта. | Учащиеся делятся своими результатами. Заполнение таблицы детьми Заполняется общая таблица в презентации | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
VIII | Самостоятель-ная работа с самопроверкой (6 мин) | Транспорт делится на различные группы. Распределение по группам было записано на доске. Но вот беда с ним что-то случилось, и часть слов с него пропала. Помогите мне восстановить эту таблицу. Для этого вам необходимо опять поработать в группе. На доске написаны разновидности транспорта, некоторые графы не заполнены. Давайте вместе заполним недостающее. | Дети заполняют таблицу в группах, потом у доски | Познавательные Коммуникативные |
IX | Включение в систему знаний и повторений (8 мин) | Наш урок подходит к концу. Усвоили ли вы этот материал, мы узнаем, поиграв в игру «Доскажи словечко» Игра «Доскажи словечко». (Приложение 3). Работа в тетрадях с., задание | Отгадывают загадки Работа в тетрадях | Коммуникативные Познавательные |
X | Рефлексия (3 мин) | Вот и подошёл наш урок к концу. - Узнали ли что-то новое? - За что себя можешь похвалить? - Какие задания тебе понравились? - Какие задания показались трудными? -Удалось ли нам достичь поставленных целей? Домашнее задание:
Все молодцы! Спасибо за урок. | Учащиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы учителя Работают с листом самооценки. Осмысливают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Заключение
Так как осмысление текста является универсальным учебным действием, оно проходит все этапы формирования УУД. Значит, как и у каждого УУД можно оценить уровень его сформированности. Отмечу, что учащиеся второго класса находятся на начальном этапе формирования УУД, поэтому можно говорить о действии, выполняемом совместно и в сорегуляции с учителем или сверстниками.
Список литературы
- «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников». Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой С.Петербург Специальная литература 1998 год
- Аквилова Г.Н. Клепинина З.А «Методика преподавания естествознания в начальной школе» Москва Владос 2001г.
- Бондаренко Г.И. «Развитие умений смыслового чтения в начальной школе» статья Начальная школа до и после №1 2012
- Валгина Н.С. «Теория текста» учебное пособие www.hi-edu.ru
- Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников. – СПб.: «Специальная Литература»,1998.- С.44-52
- Гальперин И.Р. «Текст как объект лингвистического исследования» Москва Наука 1981 г.
- Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации».— М., 1982.
- Зуев Д.Д. «Проблемы школьного учебника. ХХ век» Просвещение 2004г.
- Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. – М., 2008
- Лосева Л.М. «Как строится текст: Пособие для учителей» / Под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение, 1980.
- Матвеева Е.И. «Учим младшего школьника понимать текст». Москва Вако 2005г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Программа и тематическое планирование для начальной школы. –М.,2008
- Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в двух частях. Москва. Просвещение. 2008
Приложение 1
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. Велосипед
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. Мотоцикл
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином... Автобус
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. Автомобиль
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей. Метро
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят разноцветные дома. Трамвай
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая? Электричка
Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом. Подъемный кран
Приложение 2
Знаю | Хочу узнать | Узнал (в конце урока) |
Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
Транспорт
Приложение 3
Доскажи словечко
Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги.
Не залили в бак бензина —
Не поехала... (машина)
Это что за богатырь
Вдоль дороги поднял пыль?
По асфальту напрямик
Едет с грузом... (грузовик)
Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный... (кран)
Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Кто же это? (Тепловоз)
Веселы, неугомонны
Едут под землей вагоны.
От народа в них пестро.
Это что, скажи? (Метро)
Железная рыба живет под водой.
Она с огоньками и с длинной трубой.
Плывет в океане не кит, не селедка,
А с моряками подводная... (лодка)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (корабль)
Две педали я кручу,
На колесах вдаль качу.
Что за транспорт, дай ответ.
Быстрый мой... (велосипед)
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает... (экскаватор)
Едет он по рельсам с шумом,
А рога скользят по струнам.
Ну-ка, ветер, догоняй!
Нас с тобою мчит... (трамвай)
В черных шашечках машина,
Зря не пьет она бензина.
Всех домчит — лишь попроси.
Как зовут ее? (Такси)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнение исторической справки по Бородинскому сражению и текста стихотворения М.Лермонтова «Бородино» (Исследовательская работа.)
Учащиеся мало информированы о том, какое значение имеет Отечественная война 1812 года для России и какое сражение считается главным в этой войне.Выполняяя данную работу учащиеся класса приходят ...
Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.
Фрагмент урока русского языка в 4 классе на основе текстового материала с использованием диалоговой технологии....
Исследовательская работа на уроке литературного чтения : "Черты былины и сказки в тексте".
Урок- исследование...
Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»
В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их устранению, а также показаны результаты исследова...
Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"
Текст выступления исследовательской работы по теме "Память воды"...
Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"
Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"...
Статья «Работа с текстом в проектно-исследовательской деятельности младших школьников в ходе реализации ФГОС II поколения»
Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, ...