Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Матвеева Ирина Геннадьевна

Фрагмент урока русского языка в 4 классе на основе текстового материала с использованием диалоговой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_raboty_s_tekstom.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.

 Последняя синичка.

       Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето закончилось. Пришло время уезжать из деревни.

       Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

(По В.Белову)

Задания.

  1. Что перед вами? (текст)

Докажите (заглавие, части, тема, основная мысль)

О ком этот текст? (о синичке)

Сравните с другим текстом.

Синица – это птица размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост. У неё довольно яркое оперение, прежде всего, выделяется ярко-жёлтое брюшко. Верх головы, или шапочка, чёрный с металлическим блеском. Щёки белые. На затылке желтовато-белое пятно. Вокруг шеи чёрная полоса-ошейник, горло и грудь - чёрные с небольшим голубоватым отливом. Спина жёлто-зелёная либо голубовато-серая с небольшим оливковым оттенком на плечах, крылья и хвост голубоватые.

(это текст-описание, а у нас другой)

Сформулируем тему урока. (Типы текстов)

  1. С какой буквы начинается каждый абзац текста? Охарактеризуйте её. Чистописание.
  2. Кто является главной героиней рассказа? (синица, синичка)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Назовите орфограмму корня. Словарная работа.

  1. По теме урока.

Что заметили в данном вам тексте? (выделенные слова)

Что их объединяет? (это глаголы)

Для чего автор использует значительное число глаголов? (чтобы описать события)

Кто из вас знает, как называется тип текста, в котором описываются именно события? (повествование)

И одним из признаков текста-повествования является использование какой части речи? (глагола)

  1. Что необычного заметил автор в поведении синички? Процитируйте одним предложением. (Она утоляла жажду снежинками.)

Каким словом заменяет автор название птички? Часть речи? Член предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики в 1 классе (УМК «Школа России») с использованием проблемно-диалогической технологии.

Разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России")  с использованием проблемно-диалогической технологии...

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...

Использование проблемно-диалогических технологий как средство успешной реализации требований ФГОС к результатам образования.

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках для достижения поставленных задач  Федерального  компонента государственного стандарта начального общего образования...

Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии

Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения в учебном процессе. Презентация.

Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда (Древняя мудрость)...

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...