Исследовательская работа по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
В данной работе показаны основные средства и методы работы со связностью речи младших школьников, указаны основные недочеты и этапы работы по их устранению, а также показаны результаты исследований потеме на примере обучаемого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие младших школьников | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме:
«Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста
на уроках русского языка»
Учитель начальных классов ГБОУ «Школа №492»
Кузнецова Татьяна Юрьевна
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных задач в современной начальной школе. результаты исследования по теме: «Речевое развитие младших школьников при овладении средствами и способами выражения связности текста на уроках русского языка».
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одним из путей решения формирования языковой и речевой компетенции учащихся видится, на наш взгляд, формирование представлений о связном тексте, о законах его построения. На этой основе необходимо учить младших школьников устанавливать логику объединения предложений в текст, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Для овладения закономерностями построения текста учащиеся должны знать основные виды связей между предложениями: цепную и параллельную, уметь выделять средства связи: местоимения, синонимы, повторы слов, союзы, научиться анализировать их в готовом тексте и использовать при построении собственного (Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б., 2003)
Как отмечают исследователи, со многими лексико-грамматическими средствами связи школьники знакомятся еще во 2-м и 3-м классах, однако это знакомство часто ограничивается рассмотрением только грамматических функций существительного, местоимения, глагола. При изучении этих частей речи не разъясняется их роль в структуре связного текста, а ведь именно текст объединяет все элементы языка в определенную стройную систему. В тексте все языковые единицы представлены в присущем им окружении, а кроме того, они приобретают новую окраску, новые текстообразующие функции.
Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в самостоятельной речевой деятельности. В результате при построении связного высказывания учащиеся делают многочисленные ошибки: неверно употребляют местоимения, синонимы, не соблюдают единство временных форм глагола и т. д.
Таким образом, работу по обучению учащихся связному высказыванию целесообразно проводить, начиная с усвоения учащимися такого категориального признака текста, как его структурная целостность. Он напрямую связан с тематическим и смысловым единством, поскольку представляет форму их реализации. В этом случае обучение строится, опираясь на функциональный поход, что позволяет осознать сначала семантику языковой единицы, а затем форму, в которую заключен смысл данной единицы.
Подобная работа позволяет учащимся постепенно овладевать лексическими, лексико-грамматическими и синтаксическими средствами связи предложений в тексте, что способствует повышению уровня организации связной речи.
Одно из важнейших условий овладения связной речью в целом – работа над средствами межфразовых связей в начальной школе, поэтому при обучении языку закономерно ставить специальную задачу по формированию у школьников умения использовать языковые средства, обеспечивающие связность речи. Это стало возможно благодаря тому, что в методической и психологической литературе, связанной с начальным обучением, предпринимаются попытки ориентировать учителей на ознакомление учащихся с правилами текстообразования.
Усвоение материала может идти параллельно с изучением таких тем по морфологии, как местоимение, имя существительное, глагол, союзы, многих тем по синтаксису.
Таким образом, противоречие состоит в том, что имеются объективные причины и возможности для органичного изучения на уроках русского языка способов и средств связи предложений в тексте, но подобная деятельность в существующей системе работы в начальной школе почти не предусмотрена.
Какие методические условия могут обеспечить эффективную работу младших школьников над целостностью и связностью текста?
Объектом исследования послужила речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка. Предметом стали методические условия формирования умений младших школьников в процессе целенаправленного обучения правилам построения связного текста.
Целью стало создание лингвистических и методических условий для развития умений младших школьников излагать свои мысли письменной форме, соблюдая целостность текста и смысловую и грамматическую связность предложений в тексте.
Освоение младшими школьниками правил текстообразования может быть более эффективно, если будет организована работа:
1) направленная на специальное обучение языковым средствам, с по мощью которых достигается связность и целостность высказывания;
2) предусматривающая целенаправленное использование этих средств при построении собственного текста.
Для реализации целей исследования были определены следующие задачи:
1. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в лингвистической и методической литературе.
2. Выявить возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации целенаправленной работы над текстом.
3. Охарактеризовать представления и умения младших школьников в области текстовой деятельности.
4. Разработать программу и содержание опытного обучения.
5. Экспериментально проверить эффективность опытного обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, беседа, анализ учебно-методических комплексов в аспекте изучаемой проблемы; анализ планов уроков учителей начальной школы; педагогический эксперимент; метод анализа продуктов деятельности учеников; статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования. В исследовании принимали участие 2 «А» класса ГБОУ «Школа №492»
Первая часть исследования посвящена рассмотрению методических условий для формирования умений младших школьников в процессе целенаправленного обучения правилам построения связного текста как предмета обучения. Овладение закономерностями составления текста может представлять определенную сложность в процессе обучения для младшего школьника. При обучении построению текста необходимо продемонстрировать на готовом тексте взаимосвязь и взаимозависимость предложений в тексте, логику их объединения в связный текст, возможности цепного и параллельного типа связи в тексте, лексических, грамматических и синтаксических средств связи предложений, их текстообразующие функции. Таким образом, одной из методических проблем в обучении составлению связного текста является разработка обучающих упражнений на установление целостности и связности текста и тренировочных упражнений на определение типа и средств связи.
В ходе работы мы установили степень разработанности различных аспектов данной проблемы, выявили возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации целенаправленной работы над текстом, охарактеризовали представления и умения младших школьников в области текстовой деятельности, разработали программу и содержание опытного обучения и экспериментально проверили эффективность опытного обучения.
Проблема связности текста прекрасно разработана отвечественными лингвистами, такими как С.И. Гиндин, А.А. Леонтьев, И.И. Жинкин, И.Р. Гальперин, З.Я. Тураева, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова и другие. Текст обладает информативностью, имеет письменную или устную форму выражения, обладает коммуникативной ценностью, смысловой цельностью и связностью. Для работы над текстом при обучении русскому языку лингвистическая сущность связности выступает как один из главных факторов развития речевых способностей учащихся. Это связано с тем, что критерии связности включает и работу над логикой изложения, организацией языковых средств и композиционной структурой. Следовательно, текстовая деятельность школьников становится многоаспектной и коммуникативно направленной. Несмотря на различные подходы к средствам связи текста, ученые центральное место отводят лексическим, хотя в отдельных классификациях они могут быть названы по разному: лексические, сцепляющие слова, анафорические связки, семантический повтор.
Во второй части описана опытно-экспериментальной работа по выявлению условий формирования умений учащихся в аспекте работы над письменным текстом на уроках русского языка. Диагностика проходила на базе ГБОУ «Школа № 492» г. Москвы. В педагогическом эксперименте принимало участие 27 учащихся 2-го класса.
В начале учебного года был проведен констатирующий эксперимент в 2 этапа:
Первый этап – определение уровня сформированности текстовых представлений. Полученные результаты были распределены по уровням оценки сформированности понятий: низкий, средний, высокий.
Второй этап – определение уровня сформированности умений, связанных с анализом и переработкой готового текста. Для этого ученикам предлагались следующие текстовые задания, сопряженные с конкретными умениями:
Показатели имели низкий уровень сформированности умений работы с текстом: ребенок знает, что такое текст, однако, не может выделить главную мысль и тему текста. Не знает, из каких частей состоит текст, как связываются между собой части текста и предложения в тексте. Не может назвать типы текста. Это вызвало необходимость провести опытное обучение по данной теме. Из 27 человек с заданием справились – 4. 8 человек выполнили задание частично, назвав не все слова, с помощью которых связываются предложения в тексте. 10 человек ответили на все заданные вопросы, но затруднились с выполнением практической части. 3 человека не справились с заданием вовсе.
Уровни | Экспериментальная группа | |
Кол-во чел-к | % | |
Высокий | 4 | 16% |
Средний | 8 | 32% |
Низкий | 13 | 52% |
Во время экспериментального обучения учащиеся приобрели умения, направленные на умение различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения, выделять граница предложений в тексте, восстанавливать деформированные предложения, составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Контрольный эксперимент показал средний уровень сформированности работы с текстом. Таким образом, у учащихся 2 «А» класса ГБОУ «Школа №492» мы наблюдаем положительную динамику в результатах. Из этого следует, что педагогические условия и предложенная программа опытного обучения были эффективны, а гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.
(Ребенок знает, что такое текст, чем он отличается от разрозненных предложений и может выделить главную мысли и назвать тему текста, но не может определить типы текста и рассказать, как связываются части текста между собой. Различает предложения и текст, но не умеет осмысленно употреблять союзы для связи сложных предложений).
Уровни | Экспериментальная группа | |
Кол-во чел-к | % | |
Высокий | 8 | 30% |
Средний | 15 | 56% |
Низкий | 4 | 14% |
Из 27 человек с заданием справились – 8 человек. 15 человек выполнили задание частично, назвав не все слова, с помощью которых связываются предложения в тексте. 2 человека ответили на все заданные вопросы, но затруднились с выполнением практической части. 2 человека не справились с заданием вовсе.
Нами проанализированы два УМК по русскому языку:
1. Учебно-методический комплект по обучению грамоте классической системы обучения, модель «Школа России» (Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).
2. «Обучение грамоте» классической системы обучения, модель «Гармония» (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е. Курлыгина).
Учебно-методические комплексы рассматривались с точки зрения их содержания и характера упражнений. В обоих УМК отводится большое значение изучению темы «Текст», «Предложение», «Словосочетание». В учебниках Канакиной В.П., Горецкого В.Г. отмечается более детальная работа над понятиями темы. Даются определения понятий «текст», «типы текста». Кроме того, большое значение отводится работе над связью слов в предложении и в словосочетании, проводится обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развиваются умения пользоваться предложениями в устной и письменной речи, дается понимание содержания и структуры предложений в чужой речи. В учебниках Соловейчик М.С. работа с текстом организована как подлинно творческая работа учащихся. Это и озаглавливание теста, и написание изложений и сочинение по заданному типу текста и замена одного типа текста другим и пр.
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования и УМК для начальной школы вызвал необходимость проведения эксперимента, который был направлен на выявление определенных представлений учащихся о тексте и умений. Кроме того, экспериментальную работу необходимо было предварить тестом, выявляющей представления учащихся по основным теоретическим вопросам темы. Первый этап – определение уровня сформированности текстовых представлений. Полученные результаты были распределены по уровням оценки сформированности понятий: низкий, средний, высокий. Второй этап – определение уровня сформированности умений, связанных с анализом и переработкой готового текста. Для этого ученикам предлагались следующие текстовые задания, сопряженные с конкретными умениями.
В результате констатирующего эксперимента установлена необходимость создания занятий по русскому языку, направленных на формирование у детей умений и навыков работы с текстом, а именно:
- наблюдать выделять и использовать повторы, выраженные существительными для связи смежных предложений,
- умение заменять существительное личным местоимением в смежных предложениях;
- умения находить в тексте синонимы и антонимы и определять их роль для связи соседних предложений,
- также умение выделять и правильно использовать в двух-трех предложениях видо-временные формы глаголов-сказуемых,
- умение преодолевать однообразия в использовании глаголов в смежных предложениях,
- умение использовать глагольные синонимы и антонимы для связи смежных предложений;
- умение выделять употреблять союзы для связи смежных предложений.
Разработанный материал может быть использован в рамках систематической работы при обучении младших школьников русскому языку, кроме этого, может дополнять уже имеющиеся в действующих учебниках русского языка для начальной школы задания данного характера, а также быть основой для внеклассной работы (например, кружок или факультатив «Тайны текстов».)
Разработка и проверка эффективности предложенной системы работы осуществлялась в 2015 – 2016 учебном году. Эффективность методики, реализованной в ходе опытного обучения, определялась на основе сопоставления результатов контрольного эксперимента с данными констатирующего исследования.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Развитие речи – основная задача обучения языку. Всю работу, проводимую на уроках русского языка в начальной школе, необходимо направлять на подготовку школьников к связной речи.
В этой связи необходима такая организация действий младших школьников, при которой они приобретут умения не только строить одиночные предложения, но и научатся устанавливать логику объединения предложений в текст, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Достижение этой цели возможно при последовательном решении ряда задач. Речь идет о том, что учащиеся должны научиться:
1) различать текст и составляющие его части как единицы речи;
2) определять общую тему текста;
3) определять главную мысль и озаглавливать текст;
4) заменять в предложениях слова-повторы синонимами или личными местоимениями;
5) выделять и правильно использовать предложениях видо-временные формы глаголов – сказуемых;
6) преодолевать однообразие в использовании глаголов в смежных предложениях.
Речевое развитие младших школьников – одна из центральных задач современной начальной школы.
Одним из путей решения проблемы формирования речевой компетенции учащихся является формирование представлений о связном тексте, о законах его построения. Для овладения закономерностями построения текста учащиеся должны знать основные виды связей между предложениями: цепную и параллельную, уметь выделять средства связи: местоимения, синонимы, повторы слов, союзы, научиться анализировать их в готовом тексте и использовать при построении собственного.
Проведенное исследование показало, что при обучении работе над текстом закономерно ставить специальную задачу по формированию у школьников умения использовать языковые средства, обеспечивающие связность речи, на функциональной основе. В литературе, связанной с начальным обучением, предпринимаются попытки ориентировать учителей на ознакомление учащихся с правилами текстообразования.
В русле данной проблемы была выполнена практическая часть исследования. Целью являлось создание лингвистических и методических условий для развития умений младших школьников излагать свои мысли письменной форме, соблюдая смысловую и грамматическую связность предложений в тексте, обеспечивающую его целостность.
Эффективность методики, реализованной в ходе опытного обучения, определялась на основе сопоставления результатов обучающего эксперимента с данными констатирующего исследования. Программа опытного обучения дополняет практический материал такого раздела курса русского языка в начальной школе, как «Развитие речи» и синтаксических тем.
Дидактический материал, используемый в процессе опытного обучения, отбирался с соблюдением важнейших принципов дидактики – доступности, учета возрастных особенностей.
Таким образом, у учащихся 2 «А» класса ГБОУ «Школа №492» мы наблюдаем положительную динамику в результатах контрольной диагностики. Из этого следует, что педагогические условия и предложенная программа опытного обучения были эффективны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"
Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...
Курсовая работа по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»
Курсовая рабоа с презентацией по теме: "Эмоциональное развитие младших школьников средствами артпедагогики»...
Сообщение на ШМО учителей начальной школы лицея №11 "Физтех" : "Предпосылки и типология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку"
В разработке использованы статьи Мисаренко Г.Г....
Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"
Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....
Предпосылки и технология трудностей младших школьников при овладении навыками письма и усвоения языкового материала по русскому языку
Трудности в учебном процессе, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополня...
Презентация к научно исследовательской работе на тему: Эстетическое воспитание младшего школьника в семье
Цель исследования: выявить условия успешного эстетического воспитания младших школьников в семье.Задачи исследования:– определить сущность и содержание эстетического воспитания младших...