Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"
материал (4 класс) на тему
Текст выступления к исследовательской работе по теме "Айсберг: польза или вред"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aysberg_petrova_anya.doc | 768.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1имени Е.К.Зырянова»
Исследовательская работа
Тема: Айсберг, польза или вред?
Выполнил:
Петрова Анна Дмитриевна
ученица 4 «в» класса
Руководитель:
Вагина Наталья Николаевна
п. Березовка
2016 г.
Введение 3
- Основная часть
- Что такое айсберг? 4
- Как образуются айсберги 6
- Практическая часть.
- Опрос одноклассников 7
- Проведение опыта 8
- Отрицательная роль айсбергов 9
- Польза айсбергов 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Приложение 15
Введение
Актуальность: Земной шар с северного и южного полюса покрыт ледовыми шапками. Льды можно встретить повсюду – и в атмосфере, и на поверхности суши, полярных морей и пресноводных водоемов. Почти 98% льда Земли содержится в ледниках. Нередко от ледяных покровов откалываются огромные куски льда, которые отправляются в свободное плавание. Встреча с ледяной громадой в океане опасна. Что они несут человечеству, пользу или вред?
Гипотеза: Могут ли айсберги приносить не только вред людям, но и пользу?
Целью работы является сбор информации об айсбергах, исследование роли айсбергов, что они приносят человечеству –пользу или вред?
Задачи:
- Изучить различные материалы по теме исследования: в литературе, интернет - ресурсах;
- Изучить отрицательное воздействие айсбергов;
- Узнать, могут ли айсберги быть полезны человеку.
Методы исследования:
В работе использованы различные источники информации: книги «Энциклопедия для детей. География», «Земля: Полная энциклопедия», «Новейший полный справочник школьника», «Энциклопедия для детей. Научные эксперименты дома» статьи из сети Интернет. Также источником информации является опрос одноклассников. Для исследования в опросе приняли участие 26 человек (Приложение). Опытным методом определено, как меняется уровень воды при таянии льда. Проведен анализ изученного материала.
- Что такое айсберг?
Слово «айсберг» в переводе снемецкого означает – «ледяная гора».
Айсберги – это отколовшиеся от ледника массивы различной формы. Айсберги образуются в Арктике и Антарктике, в очень холодных районах нашей планеты. Они могут быть на плаву или сидеть на мели. Особенность айсбергов в том, что этот цельный ледяной массив весь пропитан воздушными пузырьками, почти как пористый шоколад. Поэтому его удельный вес несколько меньше, чем обычного льда.
Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Природа айсбергов была впервые правильно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды — около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.
Например: льдина высотой 45 метров над поверхностью воды, уходит вглубь на 200 метров. Такая гора содержит очень много льда. Некоторые из них весят 180 000 000 тонн.
Размеры айсбергов различны. Встречаются небольшие размером 5-10 метров в диаметре, но чаще наблюдаются айсберги диаметром более 100 метров.
В океане встречались ледяные исполины в десятки и больше сотни километров.
В 1854-1864 годах ученые десять лет наблюдали за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 км и высоту 90 метров.
Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385 км, а ширина 111 км.
А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году – высота пика этой ледяной горы составила 450 м.
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся наибольший известный до настоящего времени айсберг B-15 площадью свыше 10000 км². Весной 2005 года его осколок — айсберг B-15A — имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
В Антарктиде айсберги гораздо крупнее, чем в Арктике. Это связано с тем, что Южный континент покрывает огромные шельфовые ледники, от которых откалываются гигантские плоские глыбы – столовые айсберги. Они также долго не тают, поскольку дрейфуют в холодных Антарктических течениях.
Среди айсбергов встречаются и особенные - айсберги – острова. На поверхности этих айсбергов есть холмы и реки, валуны и птичьи базары.
Например, о Земле Элсмира в Канадском Арктическом архипелаге один из посетивших ее полярников писал: «Я не мог разобрать, где кончается суша и начинается лед. Трещин нет, суша, кажется, сливается со льдом, который возвышается в виде вала».
В 1707 году китобой Джиллса увидел в океане, неподалеку от Шпицбергена, берега неведомой Земли. На карте появилась Земля Джиллиса. Но найти ее в последствии не удалось.
В марте 1946 года опытный летчик Илья Котов обнаружил землю севернее острова Врангеля. Площадь – около 500 квадратных километров, небольшие холмы, реки. Казалось, что самолет летит над заснеженной тундрой. А через год «остров» обнаружили в двух милях к западу.
Исследователей интересует также вопрос о том, что прячется под водой? Как выглядит айсберг снизу?
Поверхность айсберга под водой напоминает горы, только уходящие вершинами вниз. В 1969 году на дрейфующей станции «Северный Полюс-18» начались исследования.
Главной задачей подводников было узнать, как ведут себя льды в глубине. Предполагали, что летом они тают, а зимой – нарастают. Но оказалось, что даже при самых сильных морозах на поверхности, холод не достигает нижней кромки льда. И айсберги тают снизу в течение всего года – на полметра за год.
Любое творение природы уникально и неповторимо. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зеленые, темно-синие, бирюзового цвета. Так преломляются солнечные лучи в идеально чистых и насыщенных пузырьками воздуха полярных льдинах.
При изучении литературы я столкнулась с интереснейшими фактами об айсбергах. Например, я узнала, что:
- если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет;
- существуют черные айсберги (отколовшиеся от ледников, покрытых слоем вулканической пыли);
- существуют поющие айсберги (когда айсберг застрял в дне, вода, пробиваясь сквозь его расселины и туннели под большим давлением издает звуки);
- существуют оригинальные способы использования воды из айсбергов. Одна канадская компания производит питьевую воду из растопленных кусков айсбергов, которые вылавливаются у берегов острова Ньюфаунленд. Оценить вкус ледяной воды могут и любители крепких напитков. В той же Канаде производится водка « Iceberg» в состав которой входит вода, добытая из айсбергов. Производители уверены, что это самая чистая водка в мире, ведь средний возраст льда 12 000 лет. Интересен рекламный слоган этой продукции – «лучшая водка в мире, которую вы пробовали за последние 12 000 лет».
- Образование айсберга.
Мы знаем, что покровные ледники суши находятся в постоянном движении в сторону океанов и морей. Скопления льда у берегов Антарктиды, Гренландии и островов Канадского арктического архипелага медленно сползают к морю и на некоторое время повисают над водой в виде гигантского карниза. Морские приливы и ветры подтачивают основание карниза до тех пор, пока огромная масса льда не рухнет в воду. Образовавшийся айсберг отправляется в далекое плавание. Не будь айсбергов, ледниковый покров в Антарктиде постоянно бы разрастался. По сути дела, айсберги компенсируют таяние и обеспечивают баланс состояния арктического покрова. В северном полушарии это происходит обычно весной в начале лета. Течение выносит огромные ледяные глыбы в открытое море. Морские течения уносят айсберги далеко от мест их рождения. Прорвавшись в Атлантический океан, они дрейфуют в его водах на юг, пока теплые воды снизу, а солнце и ветер сверху не растопят их. Некоторые из льдин живут долго – год, два и даже три, проплывая за это время тысячи километров, почти достигая экватора. Отколовшиеся от ледяной Антарктиды ледяные горы могут проплавать в водах Южного океана более 10 лет.
Наибольшее число айсбергов откололось от ледника Япобсхави на западном побережье Гренландии, около тысячи трехсот айсбергов, общим весом свыше двадцати миллионов тонн.
- Опрос одноклассников.
Меня заинтересовало мнение одноклассников. Что же они думают об айсбергах?
Я подготовила опрос, в ходе которого узнала мнение детей об айсбергах: что они приносят людям – пользу или вред?
Опрошено 26 человек. 14 человек из опрошенных считают, что айсберги приносят пользу, а 12 человек думают, что они приносят вред человечеству.
- Проведение опыта.
Ученые установили, что на Земле становится все теплее. На полюсах тают ледники, от которых откалываются айсберги. Поднимется ли при этом уровень воды в мировом океане? Грозит ли нам потоп?
Для опыта я взяла стакан, тарелку, кусочки льда и воду.
Я насыпала полстакана льда, поставив его на тарелку.
Долила воды до краев, кубики льда при этом всплыли.
Поставила тарелку в теплое место и подождала, пока лед растает.
Вода не полилась через край стакана, когда лед растаял.
Почему это произошло?
Когда вода замерзает, то есть переходит из жидкого состояния в твердое, она расширяется. Вода не становится легче, только ее объем, пространство, которое она занимает, становится больше. При большем объеме масса, или вес, остается прежней.
Это значит, что плотность кубиков льда меньше, чем плотность воды, вот они и всплывают.
Замерзая, вода расширяется примерно на десятую часть, то есть из 10 л воды получится 11 л льда. Весят эти 11 л льда столько же, сколько и 10 л воды. Талая вода займет ровно столько места, сколько занимал лед.
Так я выяснила, что если айсберги растают, потоп нам не грозит.
В связи с глобальным потеплением то и дело говорят о таянии ледников на Северном и Южном полюсах. Во льдах Антарктики содержатся четыре пятых всех запасов пресной воды на Земле. Ученые подсчитали, что, если ледники растают, уровень мирового океана поднимется на 100 метров. Но ведь это противоречит проведенному опыту? Вовсе нет. Лед в стакане можно сравнить с арктическими ледниками на Северном полюсе, но не с антарктическими на Южном. В Арктике льды плавучие, но большая часть льда на планете находится не в океане, а на твердой земле (в Гренландии и в Антарктиде). Если ледники растают, вода потечет в океан и его уровень поднимется.
- Отрицательная роль айсбергов
Айсберги подстерегали человека с тех пор, как он решился отплыть от берегов Европы на запад. Даже сейчас, когда современные радары помогают предотвратить катастрофические столкновения, айсберги представляют собой серьезную угрозу для судов. Крупнейший айсберг был зарегистрирован в море Росса в октябре 1987 г. Он откололся от ледяного панциря Антарктиды. Площадь великана- 153 на 36 км. В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службой.
При ясной видимости айсберги хорошо видны над поверхностью воды. Но плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха, который сгущается над ее холодной поверхностью. Айсберги становятся практически невидимыми. Именно это и является основной угрозой для кораблей.
Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 секунд после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.
В 1959 г. в густом тумане столкнулся с айсбергом датский корабль «Хедтоор», который затонул в Северной Атлантике.
Вскоре после этой трагедии был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. Финансируют эту службу 17 стран. Интересно, что с начала работы ледового патруля в северной Атлантике от столкновения с айсбергами не погиб не один человек.
При этом айсберги, подтаивая в теплых водах, могут оказаться неустойчивыми. Если надводная часть его станет больше подводной, он переворачивается. Это погубит любое судно. Айсберг всегда сильнее корабля.
Примерно 150 тысяч пингвинов Адели умерли после того, как гигантский айсберг врезался в берег около их колонии. В результате птицам пришлось преодолевать расстояние в 60 километров, чтобы дойти до источника пищи.
Пингвины с мыса Денисона (залив Содружества, восточная Антарктида) всегда жили на побережье. Однако в 2010 году в заливе появился айсберг B09B площадью 2900 квадратных километров и фактически отрезал колонию от моря.
Необходимость идти много километров за рыбой оказала разрушительное воздействие на жизнь птиц. С 2011 года численность колонии упала со 160 до десяти тысяч, выяснили ученые. Выжили только пары, которые научились добывать рыбу из-под трещин во льду. Если морские волны не расколют айсберг на части, местная популяция пингвинов вымрет уже через 20 лет.
Отмечается, что соседняя колония пингвинов Адели (живущих на восемь километров восточнее), расцветает и увеличивается. Именно этот факт окончательно убедил ученых, что в вымирании первой колонии виноват айсберг B09B.
«Айсберг плавал около побережья примерно 20 лет, после чего столкнулся с ледником. Это событие стало естественным экспериментом, который помог нам понять, как посадка айсбергов на мель влияет на биосферу Антарктиды», — отмечают исследователи.
- Польза айсбергов в развитии жизни на Земле.
Несмотря на весь негатив, который несет айсберг, он является и гигантским хранилищем пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и, особенно в странах с жарким пустынным климатом. В айсбергах сосредоточена большая часть пресной воды на Земле. Айсберги Антарктиды поставляют в океан ежегодно около двух тысяч кубических километров пресной воды, а ледяные полосы Гренландии 240-300 кубических километров.
Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва. Уже сейчас практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.
Наличие айсбергов в отдельных случаях повышает эффективность плавания кораблей во льдах. В сплоченных льдах при большом скоплении айсбергов образуются так называемые «водяные тени» — участки чистой воды с подветренной стороны айсбергов. Если айсберги велики и их много, то «водяные тени», соединяясь, образуют огромные полыньи, простирающиеся на десятки миль. Эти полыньи могут быть использованы для преодоления тяжелых сплоченных льдов. Во время штормовой погоды корабли могут на безопасном расстоянии отстаиваться за айсбергами, используя их как массивный волнолом и как средство защиты от многолетнего льда.
Именно благодаря таянию айсбергов холодные океанические течения насыщены кислородом.
Недавно было установлено, что плавающие айсберги действуют на окружающие их воды так, что те начинают поглощать больше двуокиси углерода, что способствует очищению планеты.
Айсберги в Антарктике охлаждают и разбавляют океанскую воду, через которую проплывают, и влияют на распространение фитопланктона в Южном океане, который и поглощает углекислоту.
Заключение
В ходе проведенного исследования мне стало многое известно об айсбергах. Можно сделать вывод о том, что такое природное явление как айсберг, не является только лишь злом и опасностью для людей.
Айсберги – это предмет исследования для ученых, а также источник пресной воды высокого качества, которую уже сейчас использует для поставки в засушливые регионы планеты.
Список используемой литературы
- Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 640с.
- Земля: Полная энциклопедия/ Е.Г. Ананьева, С.С. Миронова. –М.: Эксмо, 2011. – 256с.
- Новейший полный справочник школьника: 1-4 классы. – М.: Эксмо, 2012. – 576с.
- Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени-Македона. – М.: Эксмо, 2013. – 192с.
- http ://ru.wikipedia.org.
- www.krugosvet.ru
- www.geosite.com
- www.lenta.ru
Приложение
Анкета для учащихся 4 класса
(для исследовательской работы «Айсберг, польза или вред?»)
Как вы думаете, что айсберги приносят людям?
Пользу 14
Вред 12
Обведи кружком вариант нужного ответа.
Айсберг – это огромная ледяная глыба, отколовшаяся от нижнего края ледника, спустившегося к морю, и плавающая по океанским просторам
Проведение опыта Буря в стакане»
Поверхность айсберга под водой напоминает горы,
только уходящие вершинами вниз.
Айсберги являются гигантским хранилищем пресной воды, которой не хватает во многих странах с жарким пустынным климатом. Уже сейчас практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.
Редкий перевернутый айсберг.
Примерно 150 тысяч пингвинов Адели умерли после того, как гигантский айсберг врезался в берег около их колонии.
Айберги опасны для кораблей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа. Тема:Шоколад. Польза и вред. Работу выполнил: Николаева Екатерина Юрьевна, 3а класс. Научный руководитель: Лисинкова Ольга Алексеевна, учитель начальных классов
Исследовательская работа Николаевой Екатерины, 3а класс. Научный руководитель: Лисинкова Ольга Алексеевна....
Исследовательская работа на тему «Польза или вред шоколада»
Данный проект рассматривает общие сведения о шоколаде. Раскрывает историю его создания, состав, классификацию.Целью данного модуля-разобраться,вреден или полезен шоколад для здоровья.Во время ре...
Исследовательский проект "Вода-растворитель. Польза и вред."
Итоговая работа уч-ся 4 класса по проектной деятельности,...
Исследовательская работа « Телефон в нашей жизни. Вред и польза.»
Мобильных телефонов становится больше и больше, сигналы звучат кругом. Волны проходят и сквозь нас. Насколько это вредно? Стоит ли нам опасаться мобильных телефонов? На эти и другие вопросы мы попыт...
Исследовательская работа "Детская косметика- польза или вред""
исследовательская работа...
Исследовательская работа: "Компьютерные игры: польза или вред?"
АннотацияЦель исследования: выяснение влияния компьютерных игр на развитие младших школьников.План исследования:Изучить материал по интересующей меня проблеме.Опросить одноклассников и их родителей.Пр...
проект Исследовательская работа " телефон в нашей жизни вред и польза"
проект " телефон в нашей жизни вред и польза"...