Исследовательская работа на уроке литературного чтения : "Черты былины и сказки в тексте".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок- исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bylina_sadko.docx | 24.61 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 868.56 КБ |
sadko.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 4 класс. Учебник Н.А.Чуракова.
Макаенко Ирина Анатольевна.
Тема : «Садко». Черты былины и сказки в тексте.
Цель: Создать условия для того чтобы учащиеся смогли выявить в былине «Садко» особенности былинного жанра.
Задачи :
Рассмотреть черты сказки в тексте.
Выявить приметы исторического времени.
Отработать навыки работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера.
Развивать аналитическое, образное мышление, творческое воображение, познавательные умения сравнивать, систематизировать, умения литературным языком выражать свои мысли.
Обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
Тип урока: изучение нового через исследовательскую деятельность
Методы и приемы: проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, ), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).
Оборудование: компьютер, проектор. Учебник, карточки заданий, толковый словарь, заранее приготовленная детьми информация по теме: «Былина»
Ход урока:
1. Настрой на сотрудничество.
У.– Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
– Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.
2.Актуализация.
Что можете сказать?
Д. Это отрывок из былины. Потому-то нет обычной рифмы, есть эпитеты
У.Что же такое былина?
Былина – это произведения устной поэзии, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.
У. Как связаны между собой слова былина, быль, старина?
Д. Изображаемое в былинах воспринималось народом как быль, то, что действительно происходило, но давным-давно, в старину. Вот откуда у былин еще одно название – старины.
У. Что вы еще знаете о былинах?
Д. 1.Герои былин - богатыри, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
2.Былина открывается зачином, затем герой совершает подвиг во имя высокой идеи (защита русской земли), в концовке – прославление богатыря.
3.В сказочном зачине дана установка на волшебный, условный мир: “В некотором царстве, в некотором государстве…” В былинном зачине – установка на реальный, конкретный мир: “Из того ли то из города из Мурома…”
4. Былины разделяют на 2 цикла: Киевский-События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира.
Герои этих старин («младшие богатыри»):
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алеша Попович
- Михайло Потык
- Ставр Годинович
- Чурило Пленкович
и Новгородский:Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве.
«Старшие богатыри»:
- Святогор
- Вольга
- Микула Селянинович
У.В чем особенность былины? Почему ее так интересно и легко читать? ( В былине сказка сосуществует с историей)
3.Целеполагание.
Что хотите узнать сегодня на уроке? Чему научится?
4. Постановка проекта выхода.
Д. Выявить черты сказочного жанра и приметы исторического времени.
У.Сформулируйте гипотезу вашего исследования.
Д. Гипотеза: предположим, что былина имеет черты волшебной сказки и черты исторического времени.
У. А как будете доказывать?
- Выявить признаки волшебной сказки в тексте былины..
- Выявить приметы исторического времени в тексте былины.
- Сделать вывод.
Какие методы в своей работе будете использовать?
Д. Работа с дополнительной литературой, информацией из интернета, опрос гостей урока.
У.Чтобы облегчить исследование, каждая группа выполнит часть исследовательской работы .По истечении 15 минут один из представителей группы представляет выполненную работу.
- Включение в систему знаний.
1.Самостоятельная работа в группах.
1 группа.
- Подтвердите или опровергните предположение: былина «Садко» имеет признаки волшебной сказки.
Цель. Что я хочу исследовать? | |
Методика работы. Каким образом я проводил исследование? | |
Описание работы. Мои результаты исследования. |
- 2.группа. Подтвердите или опровергните предположение: былина «Садко» имеет приметы исторического времени.
- 3 группа. Подтвердите или опровергните предположение: былина «Садко» имеет признаки волшебной сказки, и приметы исторического времени. Свое выступление представьте в виде презентации.
.
2.Выступление.
11.Рефлексия.
У.Вернемся к началу нашего урока, что мы хотели доказать?
Кто хочет похвалить себя? А кого из нашего класса вы хотите похвалить?
- Задайте себе домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Былина: Былина - жанр русского фольклора, сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв.
Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804г. Впервые термин «былина» был введен Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839г. НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА. Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален (они изначально создавались, чтобы их пели). Старинушки наполнены , частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.
Былины разделяют на два цикла: Киевский События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира. Герои этих старин («младшие богатыри»): - Илья Муромец - Добрыня Никитич - Алеша Попович - Михайло Потык - Ставр Годинович - Чурило Пленкович Новгородский Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. «Старшие богатыри»: - Святогор - Вольга - Микула Селянинович На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.
Цель: выявить черты сказочного жанра и приметы исторического времени в былине. 1. Выявить в былине «Садко» признаки волшебной сказки. 2.Выявить в былине «Садко» приметы исторического времени 3. Сделать вывод..
Гипотеза: предположим, что в былине отражены черты сказочного жанра, и приметы исторического времени.
Вывод: В былине «Садко» отражены черты волшебной сказки и приметы исторического времени
Оцените работу Похвалите себя Похвалите других Не доволен своей Работой на уроке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Выявить особенности былинного жанра Гипотеза : предположим, что жанр былины имеет свои особенности Методы: 1. Опрос 2. Работа с информацией из интернета
Из опроса мы узнали, что жанр былины имеет свои особенности: 1. Былины пели, передавались как информация (новости) в песнях
Пользуясь информацией из интернета мы узнали: 1. Былины имеют черты волшебной сказки и исторических событий.
Связь сказки с былиной: наличие двух миров
Магия числа: в ыбирал жену Садко из 900 девиц
Магия металла: с золотыми перьями рыба
Связь с реальностью: Ильмень озеро и берег Волхова
Нева-река
Чернава-река
Исторические города: Волхов и Новгород
Золотая Орда
Реальные люди : Никола Можайский, Лука Зиновьев и Фома Назарьевич
Путь из варяг в греки: древний водный путь Из Балтийского в Чёрное море
Торговля Руси из Северной Европы с Византией
Новгородская Былина «садко» Садко - герой новгородских былин , гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира. В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич , построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке .
Вывод: наша гипотеза подтвердилась.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. С началом XXI века становится все более очевидны...
Исследовательская работа на уроках литературного чтения по системе Л.В.Занкова.
Обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках....
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...
Конспект урока литературного чтения «Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» 3 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний Класс: 3 Тема: «Черты героя рассказа Л. Муур...
Статья "Организация работы с обучающимися на уроках литературного чтения по формированию умений воспринимать художественный текст".
Литературное чтение относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литератур...