Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. УМК "Школа России"(2014-2015уч.год)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» ,КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.rar | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Алданского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей_________ Протокол №_______ От « 28 »_мая_2014года Руководитель методического объединения: ______________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР__________Дробот Н.В От «2» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №5 п.Ленинский ______________ Орлова Т.И От «8» сентября2014 г. |
факс (41145) 52-5-16, sh5len@rambler.ru
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3а класса
2 часа в неделю (всего 68 часов )
учитель Гришина Елена Адольфовна
П.Ленинский
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
1. Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 3 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
2. Описание ценностных ориентиров
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:
– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).
Требования к уровню подготовки уч-ся к концу 3-го года обучения
Обучающиеся должны:
- знать:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира
- уметь:
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 3 Акласса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет (14 человек); на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; умеют самостоятельно добывать дополнительный материал; дистанционно готовятся к олимпиадам и с удовольствием участвуют в них.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Содержание национально-регионального компонента
Содержание НРК: Воздействие человека на природу. Меры по охране природы своей местности.
Охрана вод Якутии. Почва своей местности, ее значение. Разнообразие растений своей местности. Охраняемые растения своей местности. Разнообразие животных своей местности. Размножение животных (на примере животных, обитающих в родном крае). Охрана животных своей местности. Съедобные и несъедобные грибы своего края. Дорожные знаки в окрестности школы. Полезные ископаемые своей местности. Растениеводство своего края. Животноводство своего края. Семейный бюджет.
На изучение НРК отводится 15 ч.
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание |
5 | Природа в опасности! | Воздействие человека на природу. Меры по охране природы своей местности. | |
6 | Природа вокруг нас. Экскурсия. | Наблюдение за изменениями в природе. | |
13 | Берегите воду! | Охрана вод Якутии. | |
15 | Что такое почва. | Почва своей местности, ее значение. | |
16 | Разнообразие растений. | Разнообразие растений своей местности. | |
19 | Охрана растений. | Охраняемые растения своей местности. | |
20 | Разнообразие животных. | Разнообразие животных своей местности. | |
23 | Размножение и развитие животных. | Размножение животных (на примере животных, обитающих в родном крае). | |
24 | Охрана животных | Охрана животных своей местности. | |
25 | В царстве грибов. | Съедобные и несъедобные грибы своего края. | |
38 | Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие и тд.) | Дорожные знаки в окрестности школы | |
46 | Полезные ископаемые. | Полезные ископаемые своей местности. | |
47 | Растениеводство. | Растениеводство своего края. | |
48 | Животноводство. | Животноводство своего края. | |
52 | Семейный бюджет. | Семейный бюджет. |
Проверка и оценка усвоения программы.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных и проверочных работ, которые включают базовый и повышенный уровни.
Главными формами контроля являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы.
Контрольно-измерительные материалы.
№ урока | Дата | Вид работы | Тема |
2 | 1 неделя | Стартовая диагностика | Человек |
18 | 9 неделя | Проверочная работа | Охрана растений |
31 | 16 неделя | Проверочная работа | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие |
36 | 18 неделя | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | Чтобы путь был счастливым. |
37 | 19 неделя | Дорожные знаки. Тест №2 | Дорожные знаки. |
40 | 20 неделя | Проверочная работа | Природа и наша безопасность. |
46 | 23 неделя | Тест №3 | Животноводство |
53 | 27 неделя | Тест №4 | Экономика и экология. |
66 | 33 неделя | Проверочная работа | Проверим и оценим свои достижения за 2 полугодие |
Календарно – тематическое планирование
по окружающему миру
3 а класс( 2*34=68ч)
Плановых контрольных уроков 9 , из них 1 диагностическая работа, 4 проверочных работы, 4 теста.
Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 частях. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014
№ | Содержание | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Сроки | |||||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УДД) | Личностные | План. | Факт. | |||||||
Как устроен мир 6 часов | |||||||||||
1. | Природа | 1 | Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела | Природа | Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы | Построение логической цепочки рассуждений | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 1 нед. | |||
2. | Человек. Стартовая диагностика | 1 | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | Внутренний мир человека | Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир. | Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы | Проект, проектная деятельность | Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 2 нед. | |||
4. | Общество | 1 | Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества | Семья, народ, государство, общество | Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
5. | Что такое экология | 1 | Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе | экология | Называть экологические связи и их разнообразие | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 3 нед. | |||
6. | Природа в опасности | 1 | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | Окружающая среда, заповедник, национальный парк | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу | Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
Эта удивительная природа 18 ч. | |||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел | Тела, вещества, частицы | Различать тела и вещества | Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях | Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений | 4 нед. | |||
8. | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах | Растворение, крахмал | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам | Моделирование процесса растворения | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
9. | Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Воздух, кислород | Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 5 нед. | |||
10 | Вода. Практическая работа №4 «свойства воды» | 1 | Исследовать и объяснять свойства воды | фильтр | Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
11 | Круговорот воды в природе. Практическая работа №5 | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе | Состояние, испарение, круговорот | Различать три состояния воды | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина | Сотрудничество с учителем и учащимися | 6 нед. | |||
12 | Берегите воду | 1 | Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. | Загрязнение, питьевая вода | Понимать, что надо беречь и охранять воду | Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета | ||||
13 | Как разрушаются камни | 1 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород | Разрушение, размыв, выветривание | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах | Установлением причинно-следственных связей | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 7 нед. | |||
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы» | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента | перегной | Характеризовать процессы образования и разрушения почв | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
15. | Разнообразие растений | 1 | Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений | ботаника | Приводить примеры растений разных групп и видов | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 8 нед. | |||
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений | Питание и дыхание | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений | Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
17. | Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. | опыление | Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 9 нед. | |||
18. | Охрана растений Проверочная работа | 1 | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | |||||
19. | Разнообразие животных | 1 | Учить классифицировать животных | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 10 нед. | |||
20. | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края | 1 | Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания | Цепи питания | Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
21. | Размножение и развитие животных | 1 | Характеризовать животных различных групп по способу размножения | Личинка, куколка, малек, головастик | Знакомство с размножением и развитием животных различных групп | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 11 нед. | |||
22 | Охрана животных | 1 | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир | Красная книга | Определять животных, занесенных в Красную книгу | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
23. | В царстве грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов | Грибница, съедобные и несъедобные грибы | Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 12 нед. | |||
24 | Великий круговорот жизни | 1 | Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Производите-ли, потребите-ли, разрушители | Познакомить с круговоротом веществ на Земле | Построение логической цепочки рассуждений. | Речевое высказывание | ||||
Наше здоровье | 10 | ||||||||||
25 | Организм человека | 1 | Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека | Анатомия, физиология | Называть и показывать на модели органы человека | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 13 нед. | |||
26. | Органы чувств | 1 | Распознавать предметы на ощупь, по запаху. | Обоняние, осязание | Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
27 | Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Ушиб, ожог, обмораживание | Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 14 нед. | |||
28. | Опора тела и движение | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
29. | Наше питание | 1 | Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы, пищеваритель-ная система | Моделировать строение пищеварительной системы | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 15 нед. | |||
30. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы | Дыхательная, кровеносная системы | Установление связи между дыхательной и кровеносной системами | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
31. | Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | 16 нед. | ||||
32. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | |||||
33. | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний | Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия | Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 17 нед. | |||
34. | Здоровый образ жизни | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать | Здоровый образ жизни | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
Наша безопасность | 7 | ||||||||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Актуализировать знания об опасностях в быту. | Диспетчер, телефоны экстренного вызова | Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 18 нед. | |||
36 | Чтобы путь был счастливым. Тест №1 | 1 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице | ПДД на улице | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | ||||
37 | Дорожные знаки. Тест №2 | 1 | Актуализировать знания различных групп дорожных знаков | Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные | Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | 19 нед. | |||
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | МЧС, полиция | Определять цель проекта. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | ||||
39 | Опасные места | 1 | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах | Потенциально-опасные места | Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 20 нед. | |||
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа | 1 | Характеризовать опасности природного характера | Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы | Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса | ||||
41. | Экологическая безопасность | 1 | Актуализировать полученные ранее сведения о экологической безопасности | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Знать и называть правила экологической безопасности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 21 нед. | |||
Чему учит экономика | 12 | ||||||||||
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | Экономика, потребности, услуги | Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике | Природные богатства, капитал, труд | Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 22 нед. | |||
44. | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | Актуализировать сведения о полезных ископаемых | Месторожде-ние, геолог, полезные ископаемые | Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
45. | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях | Отрасль, растениеводство | Различать и классифицировать культурные растения | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 23 нед. | |||
46 | Животноводство. Тест № 3 | 1 | Актуализировать знания о диких и домашних животных | Животновод-ство | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия | Характеризовать труд работников отраслей промышленности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 24 нед. | |||
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике своего края | Проектная деятельность | Характеризовать отрасли промышленности своего края | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | ||||
49 | Что такое деньги | 1 | Раскрывать роль денег в экономике | Деньги, заработная плата, бартер | Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 25 нед. | |||
50 | Государственный бюджет | 1 | Характеризовть государственный бюджет, его доходы и расходы | Бюджет, доходы, расходы, налоги | Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | ||||
51 | Семейный бюджет | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы | Стипендия, пенсия | Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 26 нед. | |||
52-53 | Экономика и экология. Тест №4 | 2 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 27 нед | |||
Путешествия по городам и странам | 15 | ||||||||||
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии | финифть | Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора | 28 нед. | |||
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты, оформлять экспозицию | проект | Определять цель проекта | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 29 нед. | |||
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывать на карте России ее границы пограничные государства | Сухопутные, морские границы | Называть государства, граничащие с Россией, их столицы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
| |||
59 | На севере Европы | 1 | Познакомить с государствами севера Европы, их границами | Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры | Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 30 нед. | |||
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Познакомить со странами Бенилюкса | дамба | Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сотрудничество с учителем и учащимися |
| |||
61 | В центре Европы | 1 | Познакомить с государствами центра Европы, их границами | фиакр | Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 31 нед. | |||
62-63. | По Франции и Великобритании | 2 | Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами | Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бэн | Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
32 нед | |||
64. | На юге Европы | 1 | Познакомить с государствами юга Европы, их границами | Акрополь, колизей | Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора |
| |||
65 | По знаменитым местам мира | 1 | Познакомить с достопримечательностями разных стран | Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 33 нед | ||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия | Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | . | ||||
67.-68 | Презентации проектов | 2 | Выступать с подготовленными сообщениями | Защита проектов | Представлять результаты проектной деятельности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 34 нед. | |||
Итого | 68 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2014.
4. Поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.
5. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
8. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...