Разработка урока по окружающему миру "Планеты Солнечной системы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Бухвалова Галина Михайловна

Цели и задачи урока:

1)    Образовательные

Познакомить с планетами Солнечной системы.

Сформировать представления о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

Познакомить с работай прибора «Теллурия»

Научить детей делать выводы, строить предположения.

          2)  Развивающие                            

Развивать познавательный интерес

Развивать мышление, речь

Развивать словарный запас

              3) Воспитательные

        Воспитывать ответственность за порученное дело.

        Воспитывать аккуратность в работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородская область

Шатковский район

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока

по предмету окружающий мир

на тему:

«Планеты солнечной системы. Отчего на Земле  сменяются день, ночь, времена года»

4 класс

                                           

 Разработала

учитель начальных классов

МОУ Лесогорская СОШ

  Бухвалова Г.М.

                             

                                                  р.п. Лесогорск

                                                   20013 г.

                                                План урока:

№ п/п

                 Содержание урока

Время

1.

Организационный момент.

1 мин

2.

Введение в тему.

2 мин

3.

Проверка домашнего задания:

1) ответы на вопросы учителя;

2) работа над кроссвордом;

3) подтверждение или отрицание данных фраз при помощи кодовых значков.

10 мин

4.

Изучение нового материала:

1) беседа о планете Земля;

2) расположение планет вокруг Солнца;

3) сообщение детей о планетах (заранее подготовленных);

4) работа над темой «Смена дня и ночи»;

5) работа над темой «Смена времён года».

20 мин

5.

Закрепление изученного на уроке:

  1. работа по учебнику и тетради;
  2. запись определений;
  3. ответы на вопросы учителя;
  4. вывод.

10 мин

6.

Подведение итогов урока и оценивание работы учеников.

1мин

7.

Домашнее задание.

1 мин

Тема урока:

«Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года»

Цели и задачи урока:

  1. Образовательные
  • Познакомить с планетами Солнечной системы.
  • Сформировать представления о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.
  • Познакомить с работай прибора «Теллурия»
  • Научить детей делать выводы, строить предположения.

          2)  Развивающие

  • Развивать познавательный интерес
  • Развивать мышление, речь
  • Развивать словарный запас

3) Воспитательные

  • Воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Воспитывать аккуратность в работе

Оборудование: слайды, глобус, теллурий.

Условные обозначения: смена анимации на слайде /      */

Ход урока

  1. Организационный момент.

/ 1слайд/

2. Сообщение темы и цели урока

/2 слайд/_

-  Добрый день, юные астрономы! Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы, узнать, отчего происходит смена дня и ночи, времена года. За ответами на эти вопросы  мы отправимся в путешествие по нашей вселенной.

А что нам нужно для удачного путешествия?

(смекалка, знания, наблюдательность.)

3. Проверка домашнего задания.

Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним, что мы узнали о вселенной, о Солнечной системе, планетах, проверим нашу готовность к путешествию.

Чтобы совершить посадку нужно выполнить первое задание.

- Первое задание: подумайте и ответьте на такой вопрос:  /3 слайд/  почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?

(Дети дают свои ответы.) /      */

(Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.) /      */

- Как  Земля движется в космосе?

(Она движется вокруг Солнца и вокруг своей оси.)

- Ну что, я рада вас приветствовать на борту нашего космического корабля «Земля».

- А сейчас нам нужно проложить маршрут, а для этого мы должны разгадать  этот кроссворд.

/4 слайд/  /Вопросы и ответы по щелчку./

/5 слайд/

- Маршрут мы проложили, теперь нам предстоит запустить в работу корабль, а для этого нужно ввести пароль, который нам сейчас и предстоит угадать.

- Я буду читать фразы, а вы в тетради будете ставить знаки   « Да» -     ,       «Нет» -  

Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись:

- Земля – это одна из планет Солнечной системы.

- Солнце ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар.

- Масса Земли в 330 тысяч раз больнее массы Солнца.

- Специалистов изучающих астрономию, называют астронавтами.

- Земля движется вокруг Солнца.

- Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль.

- Ну что ж, давайте посмотрим,  какой код у вас получился.   /     * /

Вводим пароль:  /     */

- Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

3. Работа над изучением нового материала

/6 слайд/

- Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

/       */

- Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

- Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая?    ( На Земле много воды.)

- На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

- А что ещё мы знаем о нашей планете? (На ней есть жизнь.)

- Давайте посмотрим на расположение планет Солнечной системы.

/7 слайд/   Назовём их ещё раз, начиная от Солнца.

- А о других планетах нам расскажут ребята, которые готовили сообщение о планетах.

Рассказ о планетах сопровождается слайдами (каждая планета свой слайд)

Меркурий -  /8 слайд);

  Венера – /9 слайд/ ;

 Марс – /10 слайд/;  

Юпитер – /11 слайд/;

Сатурн – /12 слайд/;  

Уран – /13 слайд/;  

 Нептун – /14 слайд;  

Плутон – /15 слайд/.

-Вот мы и познакомились с остальными планетами Солнечной системы.

Давайте напишем их названия в тетрадь. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой.

- Что же мы можем сказать о планетах Солнечной системы? (Все планеты вращаются вокруг Солнца. Они имеют форму шара. Планеты различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

4. Физкультминутка

Игра: если учитель называет планету – дети делают прыжки, если другое космическое тело – хлопки.

5. Работа по теме: «Отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времён года.    /          */     

1.- Мы вновь на борту нашего «космического корабля». И нам предстоит открыть ещё две тайны: почему на Земле сменяются день и ночь и времена года?

В этом нам поможет разобраться вот этот прибор. Его называют «теллурий».

Вот эта лампочка обозначает Солнце, ну а глобус – Землю. Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля? (Вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.)  Когда Земля вращается вокруг своей оси, происходит смена дня и ночи.

Давайте ещё раз внимательно посмотрим на «теллурий». Мы видим, что Солнце одну сторону освещает – там день, а другая остаётся в тени – там ночь. Рассмотрим рисунок в учебнике на с. 12. здесь тоже показано, что Земля вращается вокруг своей оси, и на освещённой части – день, а на неосвещённой – ночь.

- Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, мы говорим «за сутки».

 / 16 слайд/

Давайте ещё раз пронаблюдаем, как же вращается Земля вокруг своей оси.

Вот мы и открыли  тайну смены дня и ночи.

2. Вы уже отметили, что Земля вращается вокруг Солнца.  Мы видим, что Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, а другая часть – дальше. При вращении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не изменяется, поэтому в разное время разные части земного шара находятся ближе к Солнцу и дальше от него.

/17 слайд/

- А как движется Земля вокруг Солнца?   (Она движется медленно.)

- Земля делает один оборот вокруг Солнца за 365 суток или за год.

- Как вы думаете, что происходит на земном шаре в той части, которая ближе к Солнцу?  (Там тепло – лето.)

- А в той части, которая дальше от Солнца?   (Там холоднее – зима.)

Итак, отчего происходит на Земле смена времён года?  (Это происходит из-за наклона земной оси и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)

Вот, мы открыли тайну смены времён года на Земле.

Запишем выводы:       / 18 слайд/

/       */

Смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси (сутки).

/       */

Смена времён года – вращение Земли вокруг Солнца (год). /       */

Работа в рабочих тетрадях.

- Ребята, откроем рабочую тетрадь на странице 4. прочитайте  № 1.

- найдите в учебнике рисунок с изображением солнечной системы. Используя рисунок, подпишите все планеты солнечной системы.

Назовите все планеты по порядку, начиная от Солнца.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Проверка.     /       */

- Переходим на выполнения 2 задания.

- Пронумеруйте планеты в порядке удаления от Солнца.

(Меркурий - 1, Венера - 2 , Земля - 3, Марс – 4 , Юпитер - 5, Сатурн - 6, Уран - 7, Нептун - 8, Плутон - 9)

/       */

6. Подведение итогов урока.

/       */

- Назовите планеты Солнечной системы.  

 /       */

- Отчего происходит смена дня и ночи?

/       */

- Отчего происходит смена времён года?

Ну что ж наше путешествие подошло к концу, поздравляю вас с успешным его завершением. Во время путешествия проявили свои знания следующие ребята…

И они заслуживают оценки. Молодцы.

7. Домашнее задание.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы « Проверь себя» (с. 9-15).

Выполните задания 1, 2 на странице 15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике "Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000" и окружающему миру "Солнечная система"

Совершенствовать устные вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000. Умение решать задачи, преобразовывать величины, решать уравнения и закрепить знания по теме "Солнечная система"...

Урок по окружающему миру "Солнечная система" 2 класс

данный урок предполагает чередование коллективной и индивидуальной формы работы, подробно знакомит учащихся с отличительными признаками планет....

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

урок по окружающему миру Солнечная система

разработка урока по окружающему мир...

Урок окружающего мира "Солнечная система" 2 класс

Иллюстративный ряд к уроку о планетах солнечной системы....

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...

Урок окружающего мира «Солнечная система».

Сегодня мы узнаем, какие тела входят в Солнечную систему....