Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".
рабочая программа (1 класс) по теме
Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Программа «Наш дом – природа» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста от семи до девяти лет и рассчитана на 4 года. В 1 классе 33 часа, во 2–4 классе 34 часа. Всего программа содержит 135 часов. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Форма организации детского коллектива – классная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodadom.rar | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: конкретный вид внеурочной деятельности
кружок
«ПРИРОДА – НАШ ДОМ»
Срок реализации: 4 года
возраст 7-10 лет
Краснодар
2011
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Природа – наш дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор ческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова ние опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познаватель ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. Мероприятия, посвящённые природе родного края, позволят расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься об их посильной помощи в сохранении природы. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.
Программа «Наш дом – природа» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста от семи до девяти лет и рассчитана на 4 года. В 1 классе 33 часа, во 2–4 классе 34 часа. Всего программа содержит 135 часов. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Форма организации детского коллектива – классная.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы программы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Всего, час | Аудиторные | Внеаудиторные | |||
I год обучения | |||||
1 | Природа – наш дом | 6 | 3 | 3 | Объяснять роль человека как разумно го существа в окружающем мире Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и живот ных и времени года Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и живот ных и времени года Группировать по названиям извест ные дикорастущие и культурные рас тения, Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные. Уметь бережно относиться к природе. Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни |
2 | Природа – наша кормилица | 4 | 2 | 2 | |
3 | Времена года | 6 | 3 | 3 | |
4 | Растения | 8 | 4 | 4 | |
5 | Птицы | 2 | 1 | 1 | |
6 | Животные | 3 | 2 | 1 | |
7 | Итоговые уроки. Закрепление знаний. | 4 | 3 | 1 | |
Итого | 33 | 18 | 15 | ||
II год обучения | |||||
1 | Природа – наш дом | 4 | 2 | 2 | |
2 | Растения | 6 | 3 | 3 | |
3 | Птицы | 2 | 1 | 1 | |
4 | Животные | 7 | 4 | 3 | |
5 | Насекомые | 2 | 1 | 1 | |
6 | Вопросы экологии | 10 | 7 | 3 | |
7 | Итоговые уроки. Закрепление знаний. | 3 | 2 | 1 | |
Итого | 34 | 20 | 14 | ||
III год обучения | |||||
1 | Вещество и энергия | 6 | 3 | 3 | |
2 | Жизнь на Земле | 7 | 4 | 3 | |
3 | Вопросы экологии | 4 | 2 | 2 | |
4 | Разнообразие живых обитателей планеты. | 8 | 4 | 4 | |
5 | Круговорот веществ | 2 | 1 | 1 | |
6 | Моя родина | 3 | 2 | 1 | |
7 | Итоговые уроки | 4 | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 19 | 15 | ||
IV год обучения | |||||
1 | Человек и его строение | 10 | 7 | 3 | |
2 | Предки человека | 3 | 2 | 1 | |
3 | Рукотворная природа. | 7 | 2 | 5 | |
4 | Внутренний мир человека | 5 | 4 | 1 | |
5 | Общество | 5 | 4 | 2 | |
7 | Итоговые уроки | 4 | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 21 | 13 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс
Природа – наш дом. Экскурсия «Осенний лес». Сбор природного материала для поделок. Деревья в осеннее время года. Аппликация из осенних листьев. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Основы безопасного поведения на природе.
Природа – наша кормилица. Что растет в огороде. Из чего делают хлеб. Из чего делают муку.
Времена года. Солнце - источник света и тепла. Смена дня и ночи, времен года. Роль Солнца в жизни человека. Что такое снег. Деревья в зимнее время года. Город в разное время года.
Растения. Что такое воздух. Значение воздуха в жизни живых существ. Источники загрязнения воздуха. Значение чистого воздуха. Виды транспорта.Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Распространение семян с помощью воздуха. Разнообразие видов растений в природе. Развитие растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные и ядовитые растениях.
Птицы. Разнообразие птиц. Зимующие птицы.
Животные. Разнообразие животного мира. Животные нашего края.
Итоговые уроки. Закрепление полученных в течение года знаний. Викторины, конкурсы.
2 класс
Природа – наш дом. Выставка детских рисунков «Мой Краснодар». Красная книга. Заповедники. Охрана редких видов животных и растений.
Растения. Экскурсия «Наши растения».Части растений. Связь растений с насекомыми.
Растения - пища животных и человека. Растения и кислород. Разнообразие комнатных растений.
Растения занесённые в Красную книгу.
Птицы Праздник «День птиц – 2 апреля».названия птиц. Как помочь птицам. Час эрудитов «Птичьи имена».
Животные Животный мир Краснодарского края. Значение внешних условий для жизни животных. Питание животных. Дикие и домашние животные. Способы передвижения животных. Места обитания животных. Животные занесённые в Красную книгу.
Насекомые. Насекомые. Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.
Вопросы экологии Значение леса как части природы; его роль в жизни человека.Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса. Отрицательное воздействие человека на природу.
Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Природа как среда обитания. Бережное отношение к природе. Эстетическое восприятие природы.
Итоговые уроки. Закрепление знаний Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».Экскурсия.
Викторина «Наш дом – природа»
3 класс
Вещество и энергия. Естественные и искусственные тела. Что такое вещество. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества. Многообразие проявлений энергии.
Жизнь на Земле. Распространение жизни на Земле. Биосфера – живая оболочка Земли. Круговорот веществ в природе. Растения – производители кислорода. Животные – потребители кислорода. Грибы и бактерии – разрушители. Роль солнца как источника энергии.
Вопросы экологии. Экосистема – единство живой и неживой природы. Цепи питания. Как образуется почва. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Разнообразие живых обитателей планеты. Растения и их роль на Земле. Основные органы растений. Разнообразие растений. Животные и их роль на Земле. Насекомые и их многообразие. Моллюски. Раки, пауки и их особенности. Рыбы и их многообразие. Пресмыкающиеся. Птицы и их многообразие.
Круговорот веществ. Использование людьми круговорота для своих нужд. Природа не успевает перерабатывать мусор. Экологические нарушения в биосфере.
Моя Родина. Человек и его корни. История моей Родины. Достояния Российской культуры.
Итоговые уроки. Закрепление полученных в течение года знаний. Викторины, конкурсы
4 класс.
Человек и его строение. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Скелет человека и его функции.
Выделительная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Система кровообращения. Нервная система. Органы чувств человека.
Предки человека. Человекообразные обезьяны. Двуногое передвижение. Появление человека разумного.
Рукотворная природа. Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Изобретение рычага и его применение. Изобретение колеса и его применение. Вода и ее свойства. Воздух и его свойства. Горные породы и минералы их использование человеком. Металлы и их свойства.
Внутренний мир человека. Роль природы и общества в развитии человека. Основные качества личности. Характер человека. Эмоции и их выражение. Правила приличия.
Общество. Взаимосвязь людей. Конфликтные ситуации, причины и виды, пути разрешения. Правила поведения в обществе. Различные социальные группы.права человека в обществе, права ребенка.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.:
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
- наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
- выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
- моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
- уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
5.ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
- Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
- Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Наш дом – природа» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Наш дом – природа» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд. (для учителя) | ||
1 | Большая книги экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни. Пер.с итал. Э.И.Мотылевой. | 1 |
2 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 |
3 | Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР Пособие для учителей. | 1 |
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 |
5 | Носаль М.А. Носаль И.М. Лекарственные растения и способы их применения в народе. | 1 |
6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 |
Библиотечный фонд. (для учеников) | ||
1 | Александров Б.А. В стране зеленой. | 1 |
2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 |
3 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 |
4 | Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений | 1 |
5 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 |
6 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 |
7 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 |
8 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 |
9 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 |
10 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 |
11 | Синяков А.Ф. О вершках и корешках. Травник | 1 |
12 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 |
13 | Федоров Ф.В. Деревья. Моя первая книга о природе | 1 |
14 | Чуб В.В., Левина К.Д. Комнатные растения Под ред. Солодухина Е.Д | 1 |
Наглядные пособия | ||
1 | натуральные живые пособия – комнатные растения; | 3 |
2 | коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 |
3 | гербарии; коллекции насекомых; | 5 |
4 | изобразительные наглядные пособия – таблицы | 5 |
5 | предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества | 10 |
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | DVD | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Диск. «Звуки живой природы» | 1 |
2 | Фильм «Многообразие животного мира» | 1 |
3 | Фильм «Природа в разное время года» | 1 |
4 | Фильм «Бережем природу» | 1 |
5 | Презентация «Человек как часть природы» | 1 |
6 | Презентация «Что такое снег» | 1 |
7 | Презентация «Мой город в разное время года» | 1 |
8 | Презентация «Виды транспорта на улице моего города» | 1 |
9 | Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» | 1 |
10 | Презентация «Звери и растения нашего края». | 1 |
11 | Презентация «Красная книга» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...