рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru_4_klass.doc | 111 КБ |
ktp_okr._mir_4_klass.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для четвертого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутиан и др. Курс «Окружающий мир» для учащихся четвертого класса - составная часть Образовательной системы «Школа 2100».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук; он создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории.
Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства
уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно
предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Программа рассчитана на 70 часов.( 2 часа в неделю) . В авторскую программу не внесены изменения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Кол-во часов |
Часть 1. | ||
1 | Как работает организм человека. | 13 |
2 | Происхождение человека | 2 |
3 | Повторение и обобщение пройденного материала | 2 |
4 | Рукотворная природа | 13 |
5 | Повторение пройденного материала | 5 |
Часть 2. | ||
6 | Человек и его внутренний мир | 6 |
7 | Человек и общество | 6 |
8 | Картина всемирной истории человечества | 8 |
9 | Человек и многоликое человечество | 5 |
10 | Человек и единое человечество | 7 |
11 | Обобщающее повторение | 3 |
Итого | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ЧАСОВ)
«Человек и природа» (34 часа)
Человек и его строение (13 часов)
Устройство человека. Основные системы органов тепа человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий,
микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий
внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила
гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли - защита от истирания кожи. Кожа -
орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный
рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы - движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод,
желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.
Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания.
Как. мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление
лёгких.
Круги кровообращения. Сердце - насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и
венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и
кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг - орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы -
быстрая и точная передала сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы - ≪провода≫ нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария - самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза - органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в
темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос - орган обоняния. Ухо - орган
слуха. Язык - орган вкуса. Кожа - орган осязания. Орган равновесия. Боль - сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение - свойство живых организмов. Эмбрион - орган матери. Питание и дыхание
эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы - возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и
как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют
один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура - необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 часа)
Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая
рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков - предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди - древнейшие
люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их
впрок - главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня.
Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и
позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (13 часов)
Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы
и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве
человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и
ядохимикатов позволяют увеличить урожай.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная
плоскость и колесо, и их применение человеком Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении.
Сообщающиеся сосуды - устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего
парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло,
малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и
минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят
тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы
обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение.
Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные
инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов.
Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера
и их роль в жизни современного человека. Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство.. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала - 5 часов
Человек и человечество (35 часа)
Человек и его внутренний мир (6 часов)
Человек - дитя природы и общества «Маугли» - человек вне человеческого общения.
Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления
личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка - или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (6 часов)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы
разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество - самая большая социальная
группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита
прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (8 часов)
Всемирная история человечества - возникновение и изменения человеческого общества
от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества -
смена нескольких эпох («времён»). Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн. лет - 5 тыс. лет назад) - время появления человека и его
расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. - V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций - обществ нового типа. Средние века (V-ХV века) - время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (ХV-ХIХ века) - эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) - эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 часов)
Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества.
Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие
своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств
планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов.
Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира - религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью
мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (6 часов)
Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность
человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта.
Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые
угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение - 2 часа
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
в 4-м классе
Формирование следующих умений:
-- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «окружающий мир»
в 4-м классе
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
--В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
-- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-- Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
-- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
--Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
ВИД КОНТРОЛЯ
- проверочная работа
- контрольная работа
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОСОБИЯ:
Для учащихся:
- Окружающий мир. «Человек и природа» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4-го класса. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
- Окружающий мир. «Человек и человечество» учебник для 4-го класса. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Стойка Е.И.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса. Сизова Е.В., Стойка Е.И.
Для учителя:
- Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4-й класс. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С.
- Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Человек и природа»). 4-й класс. Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир. («Человек и человечество»). Методические рекомендации для учителя. 4 класс / Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. – М.: Баласс, 2013.
- Окружающий мир. 4 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие / С.В. Савинова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
- Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Вид контроля. Измерители. | Основные виды деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | ||
План | Факт | |||||||||
Часть 1. Человек и природа | ||||||||||
«Как работает организм человека» (13 часов) | ||||||||||
1 | Как устроен организм человека. Проверочная работа № 1. | УОНМ[1] | Проверочная работа | Знакомство с новым учебником и рабочей тетрадью (основные разделы, условные обозначения и т.д.). | Понимать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органов чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Называть системы органов человека. | Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||
2 | Кожа – «пограничник» человека. | УОНМ | Знакомство со строением кожи человека и ее ролью в нашем организме. Самостоятельная работа с текстом учебника. | Понимать, что кожа защищает организм от трения, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Составлять правила ухода за кожей; рассказывать о том, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при шитье и вязании. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
3 | Как человек двигается. Проверочная работа № 2. | Комбинированный | Проверочная работа | Знакомство со строением опорно-двигательного аппарата, работа со схемами и таблицами. Самостоятельная работа с текстом учебника. | Иметь представление о том, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединённых в суставах, позволяя человеку двигаться. Находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения для того, чтобы избежать переломов и вывихов. | Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||
4 | Путешествие бутерброда. | УОНМ | Знакомство со строением пищеварительной системы человека. Составление основных правил питания. | Иметь представление о том, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Называть органы пищеварения; объяснять, почему надо беречь зубы; рассказывать, как организм борется с отравлениями. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||||
5 | Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа № 3. | Комбинированный | Проверочная работа | Знакомство с выделительной системой человека, с основными функциями органов выделения. Работа в малых группах. | Иметь представление о том, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
6 | Как мы дышим. | УОНМ | Уточнение представлений о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания. | Иметь представление о том, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
7 | Волшебная восьмёрка. | УОНМ | Знакомство со строением системы кровообращения. Самостоятельная работа с текстом учебника. Коллективное обсуждение вопроса «Какова польза физических упражнений для нормальной работы сердца?» | Понимать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от лёгких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
8 | Что такое кровь? Проверочная работа № 4. | Комбинированный | Проверочная работа | Уточнение представлений учащихся о роли крови в нашем организме. Знакомство с клеточным строением крови и функциями кровяных клеток. | Иметь представление о том, что кровь – это внутренняя среда организма, которая поддерживает благоприятные для жизни клеток условия. Называть условия для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови. | Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
9 | Почему наш организм работает слаженно. Проверочная работа № 5. | Комбинированный | Проверочная работа | Знакомство со строением нервной системы, с функциями спинного и головного мозга, больших полушарий мозга. Формирование понятий о роли гормонов. | Называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |||
10 | Окна в окружающий мир. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Уточнение представлений о роли органов зрения и их строении. Формулирование правил сохранения зрения. | Понимать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека, дающий наиболее полную информацию. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищён от повреждений; составлять правила сохранения зрения. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
11 | Многогранный мир чувств. Проверочная работа № 6. | Комбинированный | Проверочная работа | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. | Понимать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств. | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
12 | Родители и дети. | УОНМ | Коллективное обсуждение роли мужчины и женщины в семье. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа в парах. | Понимать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защиты семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
13 | Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа № 7. | Комбинированный | Проверочная работа | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. | Понимать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезней помогает побеждать их или избегать. Рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки. | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
«Происхождение человека» (2 часа) | ||||||||||
14 | Наши предки – древесные жители. | УОНМ | Работа в парах. Обсуждение вопроса «Чем человек отличается от животного?» Работа в малых группах. Уточнение представлений учащихся о сходстве и различиях человека и животного. | Понимать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумывать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
15 | На заре человечества. Проверочная работа № 8. | Комбинированный | Проверочная работа | Самостоятельная работа с текстом учебника. Знакомство с основными этапами становления человека разумного и характерными для него признаками (отличиями). | Понимать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться на нашей планете. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. | |||
Повторение и обобщение пройденного материала (2 часа) | ||||||||||
16 | Контрольная работа по теме «Как работает организм человека». | УКЗ | Контрольная работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
17 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека». | Комбинированный | Характеристика основных функций и особенностей строения систем органов человеческого тела; правила оказания первой помощи при несчастных случаях. | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. | ||||
«Рукотворная природа» (13 часов) | ||||||||||
18 | Рукотворная жизнь. Проверочная работа № 9. | УОНМ | Проверочная работа | Уточнение понятий «культурные растения», «домашние животные». Перечисление основных отраслей сельского хозяйства. | Понимать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы. Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своём домашнем животном. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; понимать роль природоведческих знаний жизни человека. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). | |||
19 | На службе у человека. | УОНМ | Сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Характеристика их роли в жизни человека (на примере своей местности).
| Понимать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство. Рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
20 | Покорение силы. Проверочная работа № 10. | Комбинированный | Проверочная работа | Характеристика способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. | Понимать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжёлую лодку на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||
21 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа № 11. | Комбинированный | Проверочная работа | Исследование свойств воды в группах (на основе демонстрационных опытов). Характеристика свойств воды, круговорота воды в природе. | Понимать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворённых в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада. | Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||
22 | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа № 12. | Комбинированный | Проверочная работа | Сравнение свойств воды и воздуха. Работа в малых группах. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха.
| Иметь представление о том, как люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||
23 | Горные породы и минералы. Проверочная работа № 13. | Комбинированный | Проверочная работа | Сравнение свойств воды, воздуха и горных пород. Поиск необходимой информации в различных источниках. Уточнение применения полезных ископаемых в хозяйстве человека. | Называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород; называть различия горных пород и минералов. Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Самостоятельно определять самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). | |||
24 | Металлы. Проверочная работа № 14. | УОНМ | Проверочная работа | Уточнение представлений о различных металлах; о способах обработки металлов. Описывание применения изученных полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности). | Понимать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. | Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем. | |||
25 | Приручение огня. Проверочная работа № 15. | УОНМ | Проверочная работа | Уточнение представлений о понятии «технический прогресс». Коллективное обсуждение вопроса «Что заставляет ученых искать новые виды топлива?» | Понимать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя всё новые виды топлива и способы его сжатия. Рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем. | |||
26 | Ракетный двигатель. Невидимая сила. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Знакомство с понятиями «электричество» и «магнетизм». | Понимать, что электричество – универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве. Иметь представление о создании ракетного двигателя. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем. | ||||
27 | Звук – колебания среды. Свет – колебания потока частиц. | УОНМ | Характеристика звука как очень мелких и частых колебаний среды: окружающих нас твердых предметов, жидкостей и газов. Самостоятельная работа с текстом учебника. | Понимать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых ещё сто лет назад люди и не мечтали. Иметь представление о том, что такое звук; почему свет распространяется не так, как звук. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | ||||
28 | Человек проникает в тайны природы. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Уточнение представлений о понятиях «Вселенная», «микромир». Коллективное обсуждение вопроса: «Как одни изобретения и научные открытия могут прокладывать путь к другим?» | Понимать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познаёт структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромное количество информации; что накопленные знания позволяют людям быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать её богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
29 | Как нам жить? Проверочная работа № 16. | Комбинированный | Проверочная работа | Уточнение представлений о понятии «экология». Знакомство с понятиями «присваивающее хозяйство», «производящее хозяйство». Коллективное обсуждение вопроса: «Какое хозяйство можно назвать «экологическим?» | Понимать, что бесконтрольное могущество человека – самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства. Иметь представление о трёх типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения. | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||
30 | Контрольная работа по теме «Рукотворная природа». | УКЗ | Контрольная работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||
Повторение пройденного материала (5 часа) | ||||||||||
31 | Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | УКЗ | Итоговая работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими. | |||
32 - 33 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа». | УОиСЗ | Оценка поступков человека с позиции бережного отношения к природе: животным, растениям и природным богатствам. | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. | Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). | ||||
34 - 35 | Обобщение по курсу «Окружающий мир. Человек и природа». | УОиСЗ | Обсуждение основных проблем современного мира, в том числе и экологических. | Знать изученный материал по теме «Окружающий мир. Человек и природа». Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
Часть 2. Человек и человечество | ||||||||||
«Человек и его внутренний мир» (6 часов) | ||||||||||
36 | Кого можно назвать человеком? | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Обсуждение собственных поступков и оценка личных качеств (положительных или отрицательных), проявляющихся в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. | Понимать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нём соединяются признаки врождённые и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребёнок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Называть отличия между врождёнными и приобретёнными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребёнку вырасти человеком. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, осуществлять творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
37 | Посмотри в своё «зеркало». | УОНМ | Обсуждение собственных поступков и оценка личных качеств, проявляющихся в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. | Понимать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | ||||
38 | Как понять, что творится у друга на душе? | Комбинированный | Обсуждение собственных поступков и оценка личных качеств (положительных или отрицательных), проявляющихся в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. | Понимать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем. | ||||
39 | Переживания, испытанные временем. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Обмен с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. | Понимать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
40 | Как узнать человека? | УОНМ | Объяснение смысла пословиц (например: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер»). Самостоятельная работа с текстом учебника. | Понимать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы можем узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
41 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». Проверочная работа № 17. | УОиСЗ | Проверочная работа | Обмен с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека. | Понимать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы можем узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. | Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. | |||
«Человек и общество» (6 часов) | ||||||||||
42 | Что такое общество. | УОНМ | Обсуждение (на основании своего житейского опыта) конкретных поступков, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи. | Понимать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы решения конфликтов. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
43 | Как жить в мире людей. | Комбинированный | Объяснение значения выражений «сделано на совесть», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы». | Понимать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создаёт свои правила поведения. Рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
44 | Моё общество. | УОНМ | Выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; обсуждение путей безопасного выхода из таких ситуаций. | Понимать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
45 | Права человека. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу. | Понимать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | ||||
46 | Контрольная работа по темам «Человек и его внутренний мир» и «Человек и общество». | УКЗ | Контрольная работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | |||
47 | Обобщение по теме «Человек и общество». | УОиСЗ | Выявление опасных ситуаций, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу; обсуждение путей безопасного выхода из таких ситуаций. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений. | ||||
«Картина всемирной истории человечества» (8 часов) | ||||||||||
48 | Первобытный мир – первые шаги человечества. | УОНМ | Размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, известных ученикам имен исторических деятелей и памятников культуры. | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн. лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||
49 | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | УОНМ | Сравнение эпох всемирной истории – по их местоположению на ленте времени; по представленной в тексте информации о событиях, исторических деятелях. | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч назад - V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||
50 | Древний мир – рождение первых цивилизаций. | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом учебника. Оценка некоторых исторических событий и поступков исторических деятелей как вызывающих чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
51 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | Комбинированный | Сравнение эпох всемирной истории. Высказывание своего обоснованного отношения к различным событиями и поступкам. | Иметь представление о том, что Средние века (V – XV века) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими. Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | ||||
52 | Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом учебника. Высказывание своего обоснованного отношения к различным событиями и поступкам. | Определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события). | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
53 | Новое время – торжество Европы. | УОНМ | Размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, имен исторических деятелей и памятников культуры. | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). | ||||
54 | Новейшее время – трудный путь. | УОНМ | Оценка некоторых исторических событий и поступков исторических деятелей как неоднозначных, которые невозможно оценить только как «плохие» или «хорошие». | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX – XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
55 | Обобщение по теме «Картина всемирной истории человечества». Проверочная работа № 18. | УОиСЗ | Проверочная работа | Размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, имен исторических деятелей и памятников культуры. | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | |||
«Человек и многоликое человечество» (5 часов) | ||||||||||
56 | Короли, президенты и граждане. | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Выполнение в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. | Объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений. | ||||
57 | Расы и народы. | УОНМ | Участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности. | Понимать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Объяснять, что такое «раса», называть большие расы, которые выделяют в современном обществе. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | ||||
58 | Кто во что верит. | УОНМ | Участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности. | Понимать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
59 | Пути духовных исканий. | Комбинированный | Выполнение в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. | Иметь представление о мировых религиях. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки учителя и одноклассников. | ||||
60 | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 19. | Комбинированный | Проверочная работа | Выполнение в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе. Обмен с одноклассниками сведениями о правилах жизни людей в современном обществе. | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||
«Человек и единое человечество» (7 часов) | ||||||||||
61 | Мировое хозяйство. | УОНМ | Оценка наиболее ярких проявлений профессионального мастерства и результатов труда. | Понимать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
62 | Мировое сообщество государств. | Комбинированный | Оценка значимости человеческого труда и разных профессий для всего общества на основе своих наблюдений. | Иметь представление о том, что Организация Объединённых наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом всё человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
63 | Что человечество ценит больше всего? | УОНМ | Самостоятельная работа с текстом учебника. Сбор и оформление информации (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. | Понимать, что общечеловеческие ценности одинаково важны для всех людей, живущих на Земле, что они объединяют человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
64 | Как нам жить? | УОНМ | Сбор и оформление информации (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. | Понимать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет». | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
65 | Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество». | УКЗ | Контрольная работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. | Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. | |||
66-67 | Обобщение по теме «Человек и единое человечество». | УОиСЗ | Моделирование ситуаций, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. | ||||
Обобщающее повторение (3 часа) | ||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа по курсу «Человек и человечество». | УКЗ | Итоговая контрольная работа | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. | |||
69 - 70 | Обобщение по курсу «Человек и человечество». | УОиСЗ | Уточнение представлений о понятиях «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Работа в малых группах. | Иметь первичное представление о понятиях: «личность», «характер», «общество», «мораль», право». Осознавать проявление тех или иных черт характера; отличать черты характера от эмоций; ориентироваться в основных проблемах современного мира. | Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. |
[1] УОНМ – урок изучения нового материала; УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний; УКЗ – урок контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....