«Формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира»
статья по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Пряникова М.Г.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»,
г. Новокузнецк, Кемеровская область
«Формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира»
Анотация: Статья рассматривает исследовательскую и проектную работу как как формирование компетенций младших школьников на уроках окружающего мира. Приводятся опыт работы по формированию компетенций с 1 класса.
Ключевые слова: учебно исследовательские и проектные компетенции, формирование компетенций, способ познания окружающего мира, метапредметные результаты обучения, деятельность, младшие школьники, формирование разносторонне развитой личности, частично-поисковый метод.
Любые способности ребёнка развиваются непосредственно в процессе деятельности. Известно, что дети младшего школьного возраста очень любознательны. На начальной ступени обучения в школе, ребёнок стремится к познанию окружающей его действительности, открытию новых знаний, творчеству и активной деятельности. Именно эти интересы играют важнейшую роль в формировании исследовательских и проектных компетенций младших школьников, а также являются основной исследовательской деятельности. В настоящее время проектная и исследовательская деятельность у младших школьников выступает как метод обучения, и способ познания окружающего мира, позволяет самостоятельно мыслить, выбирать интересующую детей тему, способствует творческому усвоению знаний, накоплению опыта и достижению метапредметных результатов обучения. Исследовательская деятельность помогает формировать разносторонне развитую личность, способствует общему развитию младших школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать разные варианты решения, составлять план своих действий, рассматривать объект с разных точек зрения, сравнивать различные объекты, а так же проводить самоконтроль.
Работа над проектами и исследованиями достаточно сложна для учащихся начальной школы, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Я начинаю работу по формированию исследовательской и проектной компетенции уже с 1 класса, прибегая к частично-поисковому методу, организую и направляю деятельность детей. В ходе применения данного метода у младших школьников развиваются умения планировать, видеть проблему и выбирать способ её решения, осознавать цель своей деятельности и уметь задавать вопросы по достижению положительного результата исследования; формируются приёмы анализа и синтеза. Так, при изучении темы «семья» по окружающему миру УМК «Начальная школа 21 века», дети не только занимаются исследованием своей семьи, но также выполняют проект «Книжка малышка» «Профессия моих родителей». В ходе выполнения учащиеся осознают свою роль в семье, различают степени родства, определяют и оценивают свое отношение к каждому из членов своей семьи с помощью таких терминов как «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др., имеют представление о семейных традициях и ценностях, знакомятся с профессиями своих родителей, бабушек, дедушек.
В ходе наблюдения за погодой учащиеся выполняют проект дневника наблюдений «У природы нет плохой погоды». Дети самостоятельно выбирают оформление своего дневника наблюдений, исследуют литературные произведения и фольклор о временах года и погоде, осуществляют целенаправленный поиск наиболее характерных признаков смены времён года, устанавливают зависимость между изменениями в неживой и живой природе, учатся организации собственной деятельности и сотрудничества, в данном случае, с родителями.
Во втором и третьем классе при изучении материков, учащиеся работают непосредственно не только с контурной картой и глобусом, но и занимаются исследованием различной литературы, затем разбиваются на группы и создают альбом по выбранной теме, и итогом исследовательской работы является защита альбома. Данная работа даёт прочный фундамент для постепенной ориентировки детей в окружающем мире, построения прочных знаний о научной картине мира.
Ученики моего класса – активные участники научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Начиная с 1 класса, дети готовят свои проекты и исследовательские работы как на школьные, районные, городские так и на региональные конференции, занимая призовые места. Детей интересуют различные темы; они изучают особенности домашних животных- «Моя кошка», рассматривают экологические вопросы – «Кукольный домик или вторая жизнь гафрокартона», явления природы- «Этот удивительный снег», физическая подготовка школьников- «Могу ли я стать космонавтом», здоровьесбережение- «Хлеб всему голова», «Лук от семи недуг».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование учебно исследовательских и проектных компетенций младших школьников на уроках окружающего мира, воспитывает ответственность у учащихся за свой учебный опыт, принятие решений, повышает мотивацию в исследовательской деятельности.
Список литературы
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. –No1. –С 24 –33.
- Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.-Комсомольск-на -Амуре, 2004. -21 с
- Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Граф, 2004. –112 с.
- Кондукова А.С. Формирование исследовательских действий младших школьников на занятиях по предмету «Окружающий мир»/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttps://docplayer.ru/39756078-Vypusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
- Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» – направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3
ФИО | Пряникова Марина Геннадьевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Новокузнецк, Кемеровская область. |
Должность | Учитель начальных классов |
Учебная степень, учёное звание | |
Контактный телефон (рабочий, мобильный) | 716592 89502659269 |
Е-mail | pmarina.69@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира
автор делится своими мыслями о методе проектов в началной школе...
«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»
На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Конспект урока с презентацией. Тема: Что такое Бенилюкс? Предмет: окружающий мир 3 класс...
Формирование информационно-поисковых и аналитических умений младших школьников на уроках окружающего мира
Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В. РябинкинаПирогов...
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных резул...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...