Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»), ( " Мое Отечество") Учебник в 2 частях. Часть 1. -4-е изд. перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2011. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pookruzhayushchemu_miru_dlya_3_klassa.docx | 79.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения) , учебного плана и авторской программы по математике (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Программа по окружающему миру, 3 класс, с.238.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -4-е изд. перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2011. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
«Окружающий мир», 3 класс. Рабочая тетрадь. («Обитатели Земли»). – изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; 2012. - 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 3 класс («Обитатели Земли»). — М.: Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В.
Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. - 4-е изд. перераб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.
«Окружающий мир», 3 класс. Рабочая тетрадь. («Моё Отечество»). – М.: Баласс; 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Сизова Е.В. , Харитонова Н.В.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 3 класс («Моё Отечество»). — М.: Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе начального общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
Программой предусмотрено проведение:
«Обитатели Земли» | «Моё Отечество» | Итого | |
Контрольных работ | 2 | 2 | 4 |
Проверочных работ | 15 | 7 | 22 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Рабочая программа имеет целью- осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира и способствует решению следующих задач изучения на ступени начального образования:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно- окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Данная программ составлена для реализации курса «Окружающий мир», который является частью предметной области «Обществознание и естествознание».
Ключевая идея курса заключается в том, что знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.
Специфика курса «Окружающий мир» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме деятельностного подхода.
Естественнонаучное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона предмета «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, связана с формированием универсальных способов деятельности, духовная- с нравственным развитием человека.
Новизна данной программы – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов.
Предмет «Окружающиё мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
- технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
- проблемно – диалогическая,
- технология проектного обучения,
- технология правильного типа читательской деятельности,
- групповая работа
Контрольно – оценочной деятельности:
- текущий
- тематический
- промежуточный
- итоговый
Формы контрольно – оценочной деятельности на уроке:
УО – устный опрос
ПР – проверочная работа
Т – тест
КСР – контрольная, самостоятельная работа
ТР – творческая работа (сообщения, иллюстрировано – наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация)
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: конкурс, олимпиада, КВН, деловая игра.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов изучения учебно – методического курса «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей к газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Содержание учебного предмета (68ч)
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34ч)
Вещество и энергия (4ч)
Тела естественные и искусственные. Вещество—то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы— мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твердые тела. Жидкости и газы, расположение в них частиц, превращение веществ.
Энергия — источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода— явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5ч).
Воздушная, водная и каменная оболочка Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли—биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий — следствие круговорота веществ в природе. Жизнь — участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения — производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные — потребители. Их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии — разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощенных веществ для жизни, рост, самообновление, размножение.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9ч).
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема— единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва — единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы — излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото — заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья — главные растения леса. Древесина. Деревья — мощные насосы. Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (дуб, береза, малина и др.) Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Поле — искусственная экологическая экосистема. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите — массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум — маленькая искусственная экосистема. Неживые и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса» (1 ч.)
Живые участники круговорота веществ (12ч)
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень — основные органы цветкового растения. Цветок — орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи. Хвощи. Плауны. Папоротники. Водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твердых покровов—защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника — внутреннего скелета. Рыбы — позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие — органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся — сухопутные животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелетные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы — разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ, и угроза благосостоянию людей. природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой — единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Повторение пройденного материала 2 часа
Часы по выбору учителя 2 часа
Раздел 2: «Моё отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч)
Родословная человека. Поколения предков, фамилия, имя и отчество — связь времен.
Представление об историческом счете времени: правила определения номера века по году. Эра — точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве — одной из самых распространенных в мире религии .
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живем. Образ понятия «государство». Законы — обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, мое Отечество — Россия!
История моей Родины. История — наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века ( 6 ч)
Древние жители российских просторов. Создание древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь — страна городов» города — центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука — кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и погибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии, ее роль в развитии культуры народов России. Русские земли род властью Золотой орды.
Времена Московского государства. XIV-XVII века (4 ч)
Время создания Московского государства — время жестокости и милосердия. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Куликовская битва и Дмитрий донской. Освобождение от ордынской зависимости. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России — двуглавый орел. Московское государство — наследник Древней Руси.
Земля и люди Московского государства. Занятия и быт крестьян, бояр, дворян, горожан. Иван Федоров — первопечатник.
Московский Кремль— памятник времен Московского государства. Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана грозного и его безграничная власть.
Смутное время—угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5ч)
Преобразование России Петром великим — первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица
Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный). Военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В.Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года — угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И.Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. М. Ломоносов— «наш первый университет». А.С.Пушкин — создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II — время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (4ч)
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 года. В.И.Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства— строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В.Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. необходимость перемен в стране.
Современная Россия (6ч)
Преобразование СССР и СНГ. Самое большое государство СНГ — Россия. Современная Россия — наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция — основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления о власти законодательной и исполнительной. Президент — глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума — собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия — общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация — государство. Созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне — все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры — библиотеки, музей, театры. Наша важнейшая задача— сохранение и преумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Повторение пройденного материала 4 часа
Резервные уроки - 1 час
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контр. работы |
Раздел 1. Обитатели Земли (34ч) | ||||
1 | Вещество и энергия | 4 | -заполни таблицу, вставив название тела или вещества; -раздели линиями вещества на 3 группы; -проведи опыт; -соедини рисунки тел со схемами. | Проверочные работы № 1, 2. Контрольная работа № 1 |
2 | Оболочка планеты, охваченная жизнью | 6 | -объясни цепочку превращений энергии по рисункам; -выбери один правильный ответ; -среди данных предложений найди закон сохранения энергии; -найди наиболее подходящий заголовок к тексту. | Проверочные работы № 3, 4. Контрольная работа № 2 |
3 | Экологическая система | 9 | -составь план текста; -определи, какие связи существуют внутри экосистемы; -подчеркни разными карандашами производителей, потребителей, разрушителей. -напиши ответы и составь рассказ; -проведи опыт с. 29 рабочей тетради -подпиши основные части деревьев; -посмотри на рисунок и закончи фразы; -раздели культурные растения на 2 группы; -составь план текста из учебника. | Проверочные работы № 5, 6, 7, 8 |
4 | Живые участники круговорота веществ | 12 | - заполни таблицу; -подпиши рисунки; -проведи классификацию животных; -выбери правильный ответ; - сравнить информацию, сделать выводы; -определи главную мысль текста. | Проверочные работы № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
5 | Повторение пройденного | 1 | ||
6 | Резерв | 2 | ||
Раздел 2. Моё Отечество (34 ч) | ||||
7 | Твои родные и твоя Родина в потоке времени | 4 | -составь родословное дерево; -работа с рекой времени; -соедини стрелками начало и окончание предложения; -нахождение исторических источников. | Проверочная работа № 1, 2. |
8 | Времена Древней Руси. IX – XIII века | 6 | -работа с картой; -исправление ошибок в тексте; -указать правильно века; -указать памятники культуры времен Древней Руси; -опиши словами предметы, которые могли быть во времена Древней Руси; -реши кроссворд; -проставь даты на реке времени | Проверочная работа № 3, 4 |
9 | Времена Московского государства. XIV-XVII века | 4 | -исправь исторические ошибки в тексте; -обведи на карте границу Российского государства 16-17вв; -придумай название тексту и допиши окончание; -установи последовательность событий; | Контрольная работа № 1 |
10 | Времена Российской империи. XVIII – начало XX века | 5 | - вставь в текст пропущенные слова, придумай название тексту; -установи последовательность событий; -нарисуй эскиз памятника; -выбери правильное название карты и подпиши ее; -соедини рисунки с событиями; | Проверочная работа № 5. |
11 | Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы | 4 | -подчеркни предложение соответствующее карте; - в свободную рамку впиши подходящее слово; -допиши окончание текста своими словами | Проверочная работа № 6, 7 |
12 | Современная Россия | 6 | -подпиши рисунки; -вставь пропущенные слова и озаглавь текст; -нарисуй схему «дерева власти»; -реши кроссворд «Народы России»; -нарисуй традиционную одежду своего народа -нарисуй один из символов своего региона; -перечисли достопримечательности своего региона; -соедини стрелками государственные праздники и события; -выбери памятник культуры, напоминающий о событии, изображенном на карте. | Контрольная работа № 2. |
13 | Резерв | 5 | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
часть 1 «Обитатели Земли»
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее зада ние | ||||
Дата по факту | |||||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||
Раздел 1. Вещество и энергия. Всего часов 4 ч | |||||||||||
1.1 | Тела и вещества. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий. Твердые, жидкие и газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ. | Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения. | Знать: -что такое тело, природное явление; вещество; -свойства жидких, твердых и газообразных веществ; энергия; -роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле. Уметь: -применять законы и правила к природным процессам; -различать твердые тела, жидкости и газы. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||
1.2 | Из чего состоит вещество. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Наблюдение разных состояний воды. Атомы и молекулы- мельчайшие частицы вещества. | умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства | Текущий | Проверочная работа № 1 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
1.3 | Что такое энергия. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. | Учебно-коммуникативные: формирование монологической речи учащихся | Текущий | Тест № 1 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
1.4 | Превращение энергии. Урок рефлексии. Урок-диалог. | Энергия и вещество. Превращение энергии на примере быта людей. Выделение тепла. | Учебно-коммуниукативные:используя текст, выбирать правильный ответ из предложенных., те. Учиться понимать текст | Текущий | Проверочная работа № 2, письменный опрос ср.т. с. 8 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||
2.1 | Где обитают живые организмы. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Человек и его связь с природой. Оболочка Земли. Воздушная, водная, каменная оболочки. Живые и неживые компоненты биосферы. | Учебно-коммуникативные: составление плана прочитанного текста | Знать: -что такое биосфера; -начальные сведения о круговороте веществ; -значение кислорода для дыхания живых организмов и человека. Уметь: -приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; -выделять звенья круговорота веществ; -классифицировать живые организмы по их «ролям» в круговороте веществ. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||
2.2 | Большой круговорот вещества. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Круговорот веществ в природе. Жизнь- участник круговорота веществ. | Учебно-коммуникативные: задавать и отвечать на прямые вопросы, умение составлять устный рассказ. | Текущий | Тест № 2 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
2.3 | Живые участники круговорота веществ. Урок рефлексии. Урок-диалог. | Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и их роль. Биосфера – единство живого и неживого. | Учебно-коммуникативные: владеть монологической и диалогической речью. | Текущий | Проверочная работа № 3 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
2.4 | Обмен веществ в организме. Урок-обобщение. Урок-диалог. | Питание, дыхание. Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение. | Учебно-коммуникативные: составление плана прочитанного текста | Текущий | Письменный опрос р.т. с. 17 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
2.5 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. | Учебно-интеллектуальные: формирование приемов мыслительной деятельности | Текущий | Проверочная работа № 4 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
2.6 | Повторение. Контрольная работа № 1. Урок контроля. | Учебно-организационные: владеть способами контроля и оценки деятельности. | Тематический | Контрольная работа № 1 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||
Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||
3.1 | Жизнь экосистемы. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Экологическая система- ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Цепи питания. | Учебно-интеллектуальные: устанавливать причинно-следственные связи. | Знать: - основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва); -об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике; -что такое почва и какова ее роль в плодородии. Уметь: -выделять цепи питания в экосистемах; - определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||
3.2 | Почва- важнейшая часть экосистемы. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Значение почвы для жизни. Полезные ископаемые нашей местности. | Учебно-коммуникативные: составление плана прочитанного текста | Текущий | Проверочная работа № 5 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.3 | Экосистема озера. НРК. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. | Учебно-информационные: умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.4 | Экосистема болота. НРК. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Болотные растения. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот веществ. | Учебно-коммуникативные: учиться понимать текст | Текущий | Письменный опрос. Р.т. с. 26-27 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.5 | Экосистема луга. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Луговые растение. Животные лугов. Зарастание луга лесом. | Учебно-коммуникативные: умения задавать и отвечать на вопросы, | Текущий | Проверочная работа № 6 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.6 | Лесные производители. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Деревья, кустарники, травы. Распространение семян растений. | Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, анализировать, обобщать. | Текущий | Самостоятельная работа | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.7 | Потребители и разрушители экосистема леса. НРК. Урок рефлексии. Урок-диалог. | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. | Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, анализировать, обобщать. | Текущий | Проверочная работа № 7 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.8 | Экосистема поля. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Поле- искусственная экосистема. Культурные растения поля. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. | Учебно-интеллектуальные: формирование приемов мыслительной деятельности | Текущий | Лабораторная работа | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.9 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Аквариум-маленькая искусственная экосистема. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. | :учиться понимать текст | Текущий | Письменный опрос р.т. с. 37-41 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
3.10 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Аквариум-маленькая искусственная экосистема. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. | :учиться понимать текст | Текущий | Проверочная работа № 8 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | ||||
Дата по факту | |||||||||||
обучающийся научится | обучюащийся сможет научиться | Вид | Форма | ||||||||
Раздел 4. Живые участники круговорота вещества Всего часов 12 + 2 (рез) | |||||||||||
4.1 | Растения производители. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Разнообразие, внешнее строение, условие жизни растений, Роль растений на Земле. | Учебно-интеллектуальные умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. | -основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, птицы, звери), грибы и бактерии - проводить наблюдения за растениями и животными; -объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Текущий | Проверочная работа № 9; письменный опрос р.т. с.43-44 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||
4.2 | Пернатые изобретатели. НРК. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Животные и их роль на Земле. Роль мышц при активном движении. Первый скелет. | Учебно-коммуникативные: составление плана прочитанного текста | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
4.3 | Маленькие рыцари. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Твердый покров-защита от хищников. Насекомые и их многообразие. | Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, анализировать, обобщать. | Текущий | Проверочная работа № 10 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
4.4 | Первый шаг из моря на сушу. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Рыбы – позвоночные животные. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||
4.5 | На суше – как дома. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Пресмыкающиеся- сухопутные животные с непостоянной температурой тела. | Учебно-интеллектуальные умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. | основные группы растений (хвойные, цветковые), животных (насекомые, пауки, рыбы, птицы, звери), грибы и бактерии - проводить наблюдения за растениями и животными; -объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Текущий | Проверочная работа № 11 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||
4.6 | Животные маленькие и большие. Пернатые изобретатели. НРК. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Птицы, особенности обитания. Их приспособление к полету. Забота о потомстве. Значение птиц для природы и жизни на Земле. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||
4.7 | Наши братья. НРК. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Особенности среды обитания, питания, строения животных. Забота о потомстве у зверей. | Текущий | Проверочная работа № 12 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||
4.8 | Осторожно, животные! НРК. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. | Учебно-коммуникативные: формирование монологической и диалогической речи учащихся | Текущий | Письменный опрос р.т. с.54-59 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
4.9 | Осторожно, животные! Комбинированный урок. Урок-диалог. | Учебно-коммуникативные: учиться понимать текст | Проверочная работа № 13 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | |||||||
4.10 | Прирожденные разрушители. Урок рефлексии. Урок -диалог | Понятия о грибах. Их роли в природе; особенности строения, роста, значения для человека. | Учебно- организационные: умение работать в группах. | Текущий | Проверочная работа № 14 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
4.11 | Экскурсия в лес. Урок-экскурсия. | Учебно-информационные: умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства. | Текущий | Письмен ный опрос «Проверь себя!» р.т. с. 62-63 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | ||||||
4.12 | Как нам жить в дружбе с природой. НРК. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Использование круговорота для нужд человека. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. | Учебно-интеллектуальные: формирование приемов мыслительной деятельности | Текущий | Проверочная работа № 15 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||
4.13 | Повторение. Контрольная работа № 2. Урок контроля. | Учебно-организационные: владеть способами контроля и оценки деятельности. | Тематический | Контрольная работа № 2 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | ||||||
4.14 | Итоговая комплексная работа по теме: «Повторение, обобщение изученного в 3-м классе» Урок контроля | Проверка и учет знаний, умений | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа обобщения знаний | владеть способами контроля и оценки знаний | итоговый | КР | Бланки для учащихся |
Календарно-тематическое планирование
часть 2 «Мое Отечество»
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||||
Дата по факту | ||||||||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
1 | Вводный урок Как работать с учебником. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Формирование представления об истории нашей страны | Учебно-информац.: Умение использовать готовые модели для изучения темы урока. | Знать понятие: «Река времени Российской истории» | текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
1.1 | Живая связь времен. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Знакомство с понятием «история». Первичное представление о поколении, родословном древе, происхождении имен и фамилий. | Учебно-интеллект.: Формирование приемов мыслительной деятельности | Знать: понятия «родословное дерево, Родина, государство, общество, закон, эра, христианство Уметь: -строить свое родословное дерево, вести счет времени по векам и эрам; -определять последовательность исторических событий. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
1.2 | Как люди считают время. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Знакомство с понятием «век», эра. Христианства- одна из мировых религий. | Учебно-информац.: умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью | Текущий | Проверочная работа № 1 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
1.3 | С чего начинается Родина? Урок рефлексии. Урок-диалог | Россия — наша Родина Власть, правительство, армия, милиция. У каждого человека есть своя Родина – место, где он родился и вырос: его дом, село, город, страна. | Учебно-коммуникативные: составлять устный рассказ, устно описывать предмет наблюдений | Текущий | Проверочная работа № 2 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
1.4 | Память о прошлом. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Углубление понятия «история», исторический источник. Каждый человек должен знать и помнить прошлое своей семьи, своего города, своей страны. | Учебно-информационные: Уметь работать с источниками информации. | Текущий | Письменный опрос, с.6-11 тетради | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||||
Дата по факту | ||||||||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
Тема 2. Времена Древней Руси. IX – XIII века Всего часов 6 | ||||||||||||||
2.1 | Как на Руси появилось государство? Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Разница между понятиями «территория стираны» и «страна». Образование Древнерусского государства. Восточные славяне, великий князь, хан. Роль древнерусских городов, как экономических, политических, религиозных и культурных центров. Первичные представления о понятиях «культура», «ремесленник», «купец», «икона», «монах», «монастырь». Военная история Древнерусского государства. Нашествие на Древнюю Русь монголов, образование ими государства Золотая Орда. | Учебно-информац.: уметь работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах. | Знать понятия: ислам и христианство, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте; -определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси; -различать следы исторического прошлого в современной действительности. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
2.2 | Как на Руси появилось государство? Урок рефлексии. Урок-диалог. | Текущий | Проверочная работа № 3 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||||
2.3 | «Золотые» ворота в Древнюю Русь. НРК. Урок повторения. Урок-диалог. | Учебно-информац.: Уметь выделять главные мысли текста. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
2.4 | За землю Русскую!» Комбинированный урок. Урок-диалог | Учебно-коммуникат.: развитие монологической речи | Текущий | Письменный опрос, карточки | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
2.5 | «Слово о погибели Русской земли.» Комбинированный урок. Урок-диалог. | уметь работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах. | Текущий | Проверочная работа № 4 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
2.6 | «Слово о погибели Русской земли.» Комбинированный урок. Урок-диалог. | уметь работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах. | определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси; | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||||
Дата по факту | ||||||||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
Тема 3. Времена Московского государства Всего часов 4 + 1 (рез) | ||||||||||||||
3.1 | От Древней Руси к единой России. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Образование Московского государства. На месте разрозненных княжеств. Жизнь и быт Московской Руси. Люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Московский Кремль, царь. Собор Василия Блаженного. Смута. Нарушение порядка в Московском государстве 17 в. | Учебно-информац.: уметь работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах. | Знать понятия: великий государь, царь. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте; -определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; -различать следы исторического прошлого в современной действительности. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
3.2 | Земля и люди Московского государства Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Учебно-интеллект.: Умения выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. | Текущий | Тест № 2 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
3.3 | Москва златоглавая. Урок рефлексии. Урок-диалог. | Учебно-информац.: Уметь замечать изменения, происходящие с объектом | Текущий | Письменный опрос, с. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
3.4 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Учебно-коммуникационн.: уметь описывать схемы, составлять рассказ по карте. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
3.5 | Контрольная работа № 1 Урок контроля и оценки знаний. | тематический | Контрольная работа № 1 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||||
Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | ||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
4.1 | Петр Великий Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Времена Российской империи, | Учебно-коммуникативные: ответы на вопросы по тексту. | Знать понятия: император, чиновники, крепостное право. Уметь: ориентироваться в образной исторической карте; -определять последовательность исторических событий, по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Московского государства; -различать следы исторического прошлого в современной действительности | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
4.2 | Эпоха преобразований. Урок-обобщение. Урок-диалог | Преобразование во всех сферах жизни общества. | Текущий | Тест № 3 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
4.3 | Власть и народ российской империи. Комбинированный урок. Урок-диалог | Общественные противоречия и конфликты в Российской империи 18-начале 19 века. | Учебно-интеллект: определение общих свойств, признаков предметов по результатам наблюдений. | Текущий | Письменный опрос с. 27 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
4.4 | Как Россия у Европы «училась» Комбинированный урок. Урок-диалог. | Достижения культуры России и Европы. | Учебно-информац.: уметь работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах. | Текущий | Графическая работа | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
4.5 | «Гроза двенадцатого года» Комбинированный урок. Урок-диалог | Независимость государства под угрозой. Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
4.6 | Отечественная война 1812 года. Урок-обобщение. Урок-диалог | Учебно-коммуникат.: отвечать на вопросы к тексту. | Текущий | Графическая работа | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
4.7 | Император-освободитель. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Время правления Александра Второго- время освобождения России от старых порядков. | Учебно-информац.: выделять главные мысли в тексте. | Проверочная работа № 5 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||||
Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | ||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
5.1 | Россия в огне. Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Революция 1917 г., Гражданская война, советская власть, СССР, времена Советской России | Учебно-информац.: умение ориентироваться в потоках окружающего мира | Знать понятия: революция, гражданская война, советы, коммунистическая партия, СССР | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
5.2 | «К светлому будущему» Комбинированный урок. Урок-диалог | Коммунистическая партия, комсомол. Пионеры, колхоз. Строительство справедливого общества. | Учебно-интеллект.6 Формирование приемов мыслительной деятельности | Текущий | Проверочная работа № 6 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
5.3 | «Вставай, страна огромная» Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Расширить первичные представления о Великой отечественной войне 1941-1945г. Показать разрушительные последствия распространения фашизма в Германии. | Учебно-коммуникат.: Формирование монологической речи | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
5.4 | «Через тернии к звездам» Урок открытия новых знаний. Урок-диалог. | Причины распада СССР. Сильнейшее государство мира. Развитие науки и техники. Западные страны развивались значительно быстрее СССР. | Учебно-коммуникат.: пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы. | Текущий | Проверочная работа № 7 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
Дата по плану | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно- оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашнее задание | |||||||
Дата по факту | ||||||||||||||
обучающийся научится | обучающийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||||
Тема 6. Современная Россия Всего часов 6 + 1 (рез) | ||||||||||||||
6.1 | Я – гражданин России Урок рефлексии. Урок-диалог. | Первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «СНГ», «гражданские права и обязанности» | Учебно-информац.: адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи | Знать понятия: СНГ, демократия, конституция, гражданин, президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | |||||||
6.2 | Власть народа Комбинированный урок. Урок-диалог. | Знакомство с понятиями «демократия», «референдум», «выборы органов власти». При демократии власть принадлежит народу. | Учебно-информац.: умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствие с предложенной целью. | Текущий | Тест № 5 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
6.3 | Кто в государстве самый главный. Комбинированный урок. Урок-диалог. | Знакомство с методами управления в современных демократических государствах. Понятия «Правительство», «Государственная дума» | Учебно-информац.: представление информации в различных видах. | Текущий | Письменный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
6.4 | Народы России Комбинированный урок. Урок-диалог. | Два значения термина «народ», разнообразие культур и обычаев народов, населяющих Россию. | Учебно-интеллект.: анализировать, сравнивать, выделять главную мысль. | Текущий | Графическая работа | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
6.5 | Наш общий дом. Урок рефлексии. Урок-диалог. | Знакомство с понятием «федерация». Продолжить формирование образа единого государства Россия. | Учебно-организац.: владеть методами решения творческих задач. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
6.6 | Как нам жить? Урок рефлексии. Урок-диалог. | Государственные праздники. Проблемы в современной России и пути их решения. | Учебно-коммуникат.: совершенствование диалогической речи. | Текущий | Устный опрос | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint | ||||||||
6.7 | Контрольная работа по темам «Времена Советской России и СССР» и «Современная Россия» Урок контроля и оценки знаний. | владеть способами контроля и оценки деятельности. | тематический | Контрольная работа № 2 | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; о человеке, его биологической природе и социальной сущности; об обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор. видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах - их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс»:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -4-е изд. перераб.М.: Баласс, Школьный дом, 2011. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
«Окружающий мир», 3 класс. Рабочая тетрадь. («Обитатели Земли»). – изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; 2012. - 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 3 класс («Обитатели Земли»). — М.: Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В.
Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. - 4-е изд. перераб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.
«Окружающий мир», 3 класс. Рабочая тетрадь. («Моё Отечество»). – М.: Баласс; 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Сизова Е.В. , Харитонова Н.В.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 3 класс («Моё Отечество»). — М.: Баласс, Школьный дом, 2011. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Баласс. 2009 | Методические рекомендации для учителя | Пособие для учителя |
2 | А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов. О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.: Баласс. 2011 | Учебник в 2-х ч. ч.1 | Учебник для 3-го класса |
3 | А.А.Вахрушев,3О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М: Баласс. 2012 г | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) | Тетрадь на печатной основе |
4 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина М.: Баласс. 2011 г. | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) | Тетрадь на печатной основе |
5 | Е.В.Сизова, Д.Д.Данилов, М.Е. Турчиа М.: Баласс, 2012 | Методические рекомендации для учителя | Пособие для учителя |
6 | А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова. С.В.Тырин М.: Баласс, 2011 | Учебник в 2-х ч, ч.2 | Учебник для 3-го класса |
7 | Д.Д.Данилов. С.С.Кузнецова. Е.В.Сизова М.: Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) | Тетрадь на печатной основе |
8 | Е.В.Сизова. Н.В.Харитонова, М.: Баласс, 2011 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) | Тетрадь на печатной основе |
Учебная литература для обучающихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов. О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М.: Баласс. 2011 | Учебник в 2-х ч. ч.1 | Учебник для 3-го класса |
2 | А.А.Вахрушев,3О.В.Бурский, А.С.Раутиан, М: Баласс. 2012 г | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) | Тетрадь на печатной основе |
3 | А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина М.: Баласс. 2011 г. | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) | Тетрадь на печатной основе |
4 | А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова. С.В.Тырин М.: Баласс, 2011 | Учебник в 2-х ч, ч.2 | Учебник для 3-го класса |
5 | Д.Д.Данилов. С.С.Кузнецова. Е.В.Сизова М.: Баласс, 2012 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) | Тетрадь на печатной основе |
6 | Е.В.Сизова. Н.В.Харитонова, М.: Баласс, 2011 | Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) | Тетрадь на печатной основе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....