Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса "Школа Россия"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса "Школа Россия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okr_mir_4_klass.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования в соответствии с Примерными программами по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Москва, Просвещение, 2011 г. УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса. – М., Просвещение, 2014 г. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса. – М., Просвещение, 2014 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Структура программы
1.Земля и человечество 9ч
2. Природа России 10 ч
3.Родной край- часть большой страны 15 ч
4. Страницы Всемирной истории 5 ч
6. Страницы истории России 20 ч
7.Современная Россия 9 ч
№ п/п | Тема урока | Тип урока Кол-во. час. | Планируемые результаты | Познавательные УУД | Личностные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | оборудование | |
Земля и человечество 9ч | |||||||||
1 | Мир глазами астронома | Комбинированный 1ч | -Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 4 класса, с целями и задачами раздела -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -извлекать из текста цифровые данные о Солнце, выписывать их - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - узнать об астрономии как о науке, моделировать строение Солнечной системы, характеризовать планеты Солнечной системы | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | ИД | |
2 | Планеты Солнечной системы | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - узнать об астрономии как о науке, моделировать строение Солнечной системы, характеризовать планеты Солнечной системы | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | ИД | |
3 | Звездное небо-Великая книга Природы. | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -моделировать изучаемые созвездия - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - узнать об астрономии как о науке, моделировать строение Солнечной системы, характеризовать планеты Солнечной системы | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | ИД | |
4 | Мир глазами географа | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -сравнивать глобус и карту полушарий - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - познакомиться с географией как с наукой и географическими объектами | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | нетбуки | |
5 | Мир глазами историка. | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -составлять рассказы о мире с точки зрения историка - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -познакомиться с историей как с наукой, характеризовать роль исторических источников | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | нетбуки | |
6 | Когда и где? | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по ленте времени век, в котором происходили события - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -познакомиться с историей как с наукой, характеризовать роль исторических источников | -формирование личного отношения к окружающему миру | - способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | нетбуки | |
7 | Мир глазами эколога | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -анализировать современные экологические проблемы - работать в группе, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -формирование представления о развитии человечества | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | «Академия школьника» | |
8,9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Комбинированный 2ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия -работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | Документ-камера | |
Природа России 10 ч | |||||||||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Равнины и горы России | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать формы земной поверзхности -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
11 | Моря, озера и реки России | Комбинированный 1ч | Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать особенности изучаемых водных объктов - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов | - формирование образа Я тесно связано миром природы | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
12 | Природные зоны России. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы, | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
13 | .Зона арктических пустынь | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы, | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | нетбуки | |
14 | Тундра | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | нетбуки | |
15 | Леса России | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | нетбуки | |
16 | Лес и человек. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | «Академия школьника» | |
17 | Зона степей | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | Документ-камера | |
18 | Пустыни | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | ||
19 | У Черного моря Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по карте природные зоны - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон | - формирование образа Я тесно связано миром природы | -умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы | ||
Родной край- часть большой страны 15 ч | |||||||||
20 | Наш край | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать родной край по предложенному учебником плану -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью .способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
21 | Поверхность нашего края. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью .способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
22 | Водные богатства нашего края | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью .способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы | ИД | |
23 | Наши подземные богатства | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - определять полезные ископаемые - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью .способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы | нетбуки | |
24 | Земля - кормилица | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почвы своего региона - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей | - умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | - умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы | нетбуки | |
25,26 | Жизнь леса Экскурсия в природные сообщества родного края (в лес) | Комбинированный 1ч Экскурсия 1 ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать по своим наблюдениям о лесных растениях, животных и грибах своего региона - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
27,28 | Жизнь луга Экскурсия в природные сообщества родного края (на луг) | Комбинированный 1ч Экскурсия 1 ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | «Академия школьника» | |
29,30 | Жизнь в пресных водах Экскурсия в природные сообщества родного края (я к водоему) | Комбинированный 1ч Экскурсия 1 ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресного водоема - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | Документ-камера | |
31 | Растениеводство в нашем крае | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -выявлять зависимость растениеводства от природных условий - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
32 | Животноводство в нашем крае | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - выявлять зависимость животноводства от природных условий -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Контрольный1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -оценивание предложенных ответов -адекватное оценивание своей работы | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ||
34 | Презентация проектов , выполненных за первое полугодие. | Комбинированный 1ч | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | -адекватное оценивание своей работы | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ||
Страницы Всемирной истории 5 ч | |||||||||
35 | Начало истории человечества | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по ленте времени длительность периода первобытной истории -обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять их сходство и различие - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
36 | Мир древности: далекий и близкий | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять по ленте времени длительность периода первобытной истории -обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять их сходство и различие - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять их сходство и различие - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - -обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять их сходство и различие - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - -обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять их сходство и различие - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя личностью, способной изменить мир к лучшему | - Осознавать свое единство с окружающим миром | -отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
Страницы истории России 20 ч | |||||||||
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории» Жизнь древних славян. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -оценивание предложенных ответов -адекватное оценивание своей работы -Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | -отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | -- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
41 | Во времена Древней Руси. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать систему государственной власти в 9-10 веках в Древней Руси -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | отвечать на вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
42 | Страна городов. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | конкретизировать представление человека об истории России | -уметь работать с терминологическим словариком | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать состояние грамотности на Руси - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | конкретизировать представление человека об истории России | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
44 | Трудные времена на русской земле | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | конкретизировать представление человека об истории России | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
45 | Русь расправляет крылья. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о Москве Ивана Калиты - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
46 | Куликовская битва | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о Куликовской битве по составленному плану -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | «Академия школьника» | |
47 | Иван Третий | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обсуждать значение освобождения от монгольского ига -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | Документ-камера | |
48 | Мастера печатных дел | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о первопечатнике Иване Федорове -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
49 | Патриоты России | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции -обсуждать -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | конкретизировать представление человека об истории России | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
50 | Петр Великий | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -рассказывать о реформах Петра1 на основе материала учебника -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осмысление взаимосвязи истории Древней Руси и современного государства | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознавать познавательную задачу, извлекая нужную информацию | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
52 | Екатерина Великая. | Комбинированный 1ч | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -сравнивать положение разных слоев общества -рассказать о крестьянской войне Е.Пугачева - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознавать познавательную задачу, извлекая нужную информацию | Осознавать свое единство с окружающим миром | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
53 | Отечественная война 1812 года. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознано строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | - умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
54 | Страницы истории Х1Х века.Тест | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -работать с историческими картами - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы | Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний | ИД | |
55 | Россия вступает в ХХ век | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -интервьюировать взрослых о роли Октябрьской революции и Гражданской войны в судьбе семьи -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | нетбуки | |
56 | Страницы истории 1920-1930 годов. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | нетбуки | |
57, 58 | Великая война и великая Победа. | Комбинированный 2ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -составлять план рассказа о Вов, рассказывать по плану - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | - формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | нетбуки | |
59 | Страна, открывающая путь в космос. | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на урок | Самостоятельно формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом | -с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить высказывания | Формулировать учебные задачи | «Академия школьника» | |
Современная Россия 9 ч | |||||||||
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, округа, города федерального значения - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -оценивание предложенных ответов -адекватное оценивание своей работы | Осознавать свое единство с окружающим миром | -отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | -- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | ИД | |
61 | Мы-граждане России | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, различать прерогативы Президента, Федерального собрания, Правительства - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить высказывания | - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей | ИД | |
62 | Славные символы России | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -обсуждать, зачем государству нужны символы -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Проявлять внимание, желание больше узнать | с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить высказывания | - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей | ИД | |
63 | Такие разные праздники | Комбинированный 1ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -различать виды праздников - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию | Осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества | Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | нетбуки | |
64,65,66 | Путешествие по России 1.Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности 2.Народы России, особенности их традиционной культуры 3.Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России | Комбинированный 3ч | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернет - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Осознавать познавательную задачу, извлекать нужную информацию | Осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества | - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | нетбуки | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | Контрольный1ч | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | -оценивание предложенных ответов -адекватное оценивание своей работы | Осознавать свое единство с окружающим миром | -отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, | -- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить | нетбуки | |
68 | Презентация проектов за второе полугодие | Комбинированный 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | -адекватное оценивание своей работы | - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире | - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему | ИД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс "Школа России")...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс Школа России
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2010. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс, "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Работа содержит таблиц, которая соответствует требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс "Школа России" по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)...
календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование 4 класс школа россии окружающий мир...