Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к уроку | 29.24 КБ |
prilozhenie.docx | 11.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне пустыни;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты.
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: - учебник « Окружающий мир» 4 класс О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова
-карта природных зон;
-презентация «Пустыни»;
-инструкционные карты;
- видеоролик « Пустыни»;
- гебарий «Растения пустыни»;
Ход урока:
1.Введение в тему урока.
- И так , мы продолжаем наше увлекательное путешествие по природным зонам России.
- Наша страна очень большая, и её природа весьма богата и разнообразна. С чем это связано?
(Условия жизни в природе зависят от того, сколько солнечного тепла и света получает земная поверхность, сколько и в какое время года выпадает осадков, а также от многих других причин..На земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями. Каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир)
- Как называются такие пространства?
(Природные зоны)_(слайд 1)
-Назовите природные зоны России. Покажите их на карте.
(Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков).
2. Кроссворд «Природные зоны» (слайд 2)
3 Сообщение темы урока.
- Опять нас зовёт ветер путешествий. Вы, конечно, уже догадались, в какой природной зоне мы сегодня побываем?
(Зона пустынь)(слайд 3)
-Интересно, от какого слова произошло слово «Пустыня»? А как объясняется значение этого слова в энциклопедическом словаре?
(«Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сплошного покрова»)
- На самом ли деле пустыня пустая?
- Чтобы лучше её представить, посмотрим видеофильм.
4. Просмотр видеоролика «Пустыня»
(слайд 4)
- Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше, за горизонтом. Голубое – это небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.
5. Географическое положение пустыней.
- И так, начинаем исследовать эту необычную зону.
.
- Покажите на карте Пустыни, Что расскажет нам о пустыне карта?
(Пустыни расположены на юго – западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, На карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к северному тропику. Это небольшая по площади природная зона.)
-Какая поверхность пустыни? (слайд 5)
(Поверзность пустыни равнинная с валами из песка, Эти песочные валы – барханы постоянно передвигаются.)
- Что можете сказать про климат пустыни?(слайд 6)
(Лето в пустыне жарко: поверхность земли нагревается днём до+70*С, а в тени выше 40*С. Ночью же прохладно, потому что песок быстро остывает. Зима по сравнению с летом сурова: температура опускается до-12*С, а зима длится 2 – 3 месяца. В пустыне мало осадков, иногда за лето не выпадает капли дождя)
-Ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо. А металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог
- И так, какие особенности природных условий в пустыне?(слайд 7)
(Много солнца, мало осадков, много песка, холодные зимы)
6. Самостоятельное изучение материала
-Как же растения и животные приспособились к жизни в пустыне?
Пришла пора поработать нашим ботаникам, зоологам, социологам и экологам.
Перед вами лежат инструкционные карты с планом изучения вашей исследовательской деятельности, литература, учебники. Приступайте к своей работе. (слайд 8)
7.Растения пустыни
Сообщение группы ботаников.(слайды 9, 10)
-Растения в пустыне не образуют сплошного покрова, как в степи, а растут редко, далеко друг от друга. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить засуху. У многих растений очень длинные корни - до 20м. У всех растений очень мелкие листья или листья - колючки, чтобы меньше испарять воды.
Верблюжья колючка.(слайд11)
- Одним из самых известных растений пустыни - верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти на 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый жаркий зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Несмотря на то, что она такая колючая, ее очень любят верблюды.
Джузгун.(слайд 11)
- Интересно, что у этого растения (кустарника) роль листьев играют зеленые веточки. Плоды джузгуна очень легкие, поэтому ветер переносит их на большие расстояния. Джузгун – очень ценное растение пустыни. Корни его укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.
Колосняк(слайд 12)
-Корни колосняка также не дают своими корнями двигаться пескам.
Перекати – поле
-Это растение, словно лазутчик, ползком перебирается по склонам. Отрывается от собственного корня, чтобы найти свой новый дом.
Саксаул.(слайд14)
Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут из за недостатка влаги на большом расстоянии друг от друга. Саксаул – дерево - долгожитель. Оно может жить до 50 лет.
-
Оазисы (слайд15)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами .
-Какой же вывод вы сделали, изучив растения пустыни?
Каковы же особенности растений пустыни?(Слайд 16)
8.Физкультминутка
9.Животные пустыни
- А теперь слово зоологам(слайды19, 20)
( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.)
-Откройте учебник на стр.106 – 107. Рассмотрите обитателей пустыни.
-
(В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд21).
Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину.
Суслики и черепахи никогда не пьют (слайд22). Без воды также живут ящерицы и змеи.(слайд23)
Ящерица – круглоголовка (слайд 24) в дневную жару прячется на ветках кустарников, где температура ниже, чем в раскалённом песке. Однако в момент опасности она мгновенно зарывается в песок).
Лисичка-корсак и ушастый еж (слайд 25) имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.
. Крупными животными считаются сайгаки, джейраны и верблюды . Сайгаки, (слайд 26) в основном, живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Джейраны тоже пробегают огромные расстояния в поисках воды
Верблюда(слайд 27) называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.
.
- Вот такие интересные животные обитают в пустыни.
Какие же особенности животных обитателях пустыни.(слайд28)
10. Человек в пустыне
- Продолжим нашу работу. Заслушаем социологов (слайд 29).
Пустыни – зоны с недостаточным количеством влаги. Земледелие здесь развито слабо. Оно возможно только при строительстве каналов или в оазисах. На орошаемых землях возделывают поля, сады, виноградники.. На полях выращивают хлопчатник, на бахчах – арбузы, а в садах – сочные яблоки и груши.
Для получения мяса, молока, шерсти, меха здесь разводят овец и коз. Но главное домашнее животное – это верблюд. Круглый год верблюдицы дают молоко. Из тонкой и длинной шерсти этих животных ткут ткани для одежды. Верблюжьи караваны и в наши дни перевозят людей и грузы через огромные пустынные пространства. Верблюд может перевозить до 500 кг груза.
В пустыне есть и городское население. В этой зоне расположены такие города, как Астрахань, Элиста, Будёновск и другие (показать на карте).
-Какой вывод вы сделали о жизни людей в пустыне?
(Пустыни освоены человеком. )
11. Экологические проблемы пустыни.
_ Но как и в любой природной зоне в пустыне не всё благоприятно с экологией.
-Какие же проблемы существуют в этой уникальной зоне?
- Послушаем группу экологов.(слайд 30)
( Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.
Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.
Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались такие животные, как гигантский слепыш и хищный зверёк – перевязка(слайд31)
Редкими животными становятся в пустыне сайгаки (слайд 32): созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (слайды 33, 34). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
-Какие же проблемы в плане экологии существуют в пустыне?( Слайд35)
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
12. Обобщение полученных знаний. - (слайд36)
-Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев и ничто ему не препятствует)
Игра «Да или нет»
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны, показывают зелёный кружок, если слышат хоть небольшое несоответствие - красный.
- Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
- Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
- Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Беседа по вопросам.
-Скажите, почему многие растения пустыни имеют длинный корень?
-Почему , в основном, животные пустыни некрупные и и под цвет песка?
-Какое животное называют кораблём пустыни?
-Что такое оазис?
-Почему орошение пустынь привело к экологическим проблемам?
- Как же вы теперь ответите на вопрос: пусто ли в пустыне?
13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Ну вот и закончилось наше путешествие в страну солнца и песка. Вы молодцы: все хорошо потрудились.
14. Домашнее задание:
стр.104 – 111 – учебник
задание 56.57 – тетрадь
Предварительный просмотр:
План работы для группы «Ботаники»
1. Общая особенность растений пустыни.
2. Индивидуальная приспособленность к природным условиям (корень, стебель, лист):
*верблюжья колючка
*джухгун
*колосняк
*перекати – поле
*саксаул
3. Вывод
Материалы для работы
1.Учебник»Окружающий мир»( стр.105)
2.»Наш мир знакомый и загадочный» ( стр.171 – 172).
3.Растения из гербария
План работы для группы «Зоологи»
1.Общая особенность животных пустыни: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям
*тушканчики, песчанки
* суслики, черепахи
*ящерицы, змеи
*ящерица – круглоголовка
* лисичка – корсак, ушастый ёж
*сайгаки, джейраны
*верблюд
3. Вывод.
Материалы для работы:
1.Учебник « Окружающий мир» (стр. 106 – 109)
2. «Наш мир знакомый и загадочный» ( стр.173 – 175)
3. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные»
План работы для группы «Социологи»
1. Расскажите о занятиях людей в пустыне:
*земледелие
*скотоводство
* верблюд – главное домашнее животное
*города в пустыне
2.Вывод
Материалы для работы:
1.Учебник «Окружающий мир» (стр.110)
2.Атлас – определитель.
План работы для группы «Экологи»
1.Расскажите об экологических проблемах пустыни:
*неумеренное орошение почв - засоление почв.
*неумеренный выпас скота
* браконьерство
* создание заповедников
2.Вывод.
Материал для работы:
1. Учебник «Окружающий мир» ( стр.111)
2.Энциклопедия
3.Карта заповедника»Чёрные земли»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...