Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пескова Вера Вениаминовна

Урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложение к уроку29.24 КБ
Файл prilozhenie.docx11.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».

Цели и задачи :  -  формировать у учащихся универсальные учебные     действия:

                 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

                познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне пустыни;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью карты.

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: - учебник « Окружающий мир» 4 класс О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова

-карта природных зон;

-презентация «Пустыни»;

-инструкционные карты;

- видеоролик « Пустыни»;

- гебарий «Растения пустыни»;

 

Ход урока:

1.Введение в тему урока.

- И так ,  мы продолжаем наше увлекательное путешествие по природным зонам России.

- Наша страна очень большая, и её природа весьма богата и разнообразна. С чем это связано?

(Условия жизни в природе зависят от того, сколько солнечного тепла и света получает земная поверхность, сколько и в какое время года выпадает осадков, а также от многих других причин..На земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями. Каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир)

- Как называются  такие пространства?

(Природные зоны)_(слайд 1)

-Назовите природные зоны России. Покажите их на карте.

(Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков).

2. Кроссворд «Природные зоны» (слайд 2)

3 Сообщение темы урока.

- Опять нас зовёт ветер путешествий. Вы, конечно, уже догадались, в  какой природной  зоне  мы сегодня побываем?

(Зона пустынь)(слайд 3)

-Интересно, от какого слова произошло слово «Пустыня»? А как объясняется значение этого слова  в энциклопедическом словаре?

(«Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сплошного покрова»)

- На самом ли деле пустыня пустая?

- Чтобы лучше её представить, посмотрим видеофильм.

4. Просмотр видеоролика «Пустыня»

(слайд 4)

- Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше,  за горизонтом. Голубое – это небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.

 5. Географическое положение пустыней.

- И так, начинаем исследовать  эту необычную зону.

.

- Покажите на карте Пустыни, Что расскажет нам о пустыне карта?

(Пустыни расположены на юго – западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, На карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются ещё ближе к северному тропику. Это небольшая по площади природная зона.)

-Какая поверхность пустыни? (слайд 5)

(Поверзность пустыни равнинная с валами из песка, Эти песочные валы – барханы  постоянно передвигаются.)

- Что можете сказать про климат пустыни?(слайд 6)

(Лето в пустыне жарко: поверхность земли нагревается днём до+70*С, а в тени выше 40*С. Ночью же прохладно, потому что песок быстро остывает. Зима по сравнению с летом сурова: температура опускается до-12*С, а зима длится 2 – 3 месяца. В пустыне мало осадков, иногда за лето не выпадает капли дождя) 

-Ноги обжигает даже через ботинки, можно испечь яйцо. А металлические предметы настолько раскаляются, что прикосновение к ним может вызвать ожог

- И так, какие особенности природных условий в пустыне?(слайд 7)

(Много солнца, мало осадков, много песка, холодные зимы)

6. Самостоятельное изучение материала

-Как же растения и животные приспособились к жизни в пустыне?

Пришла пора поработать нашим ботаникам, зоологам, социологам и экологам.

Перед вами лежат инструкционные  карты с планом изучения вашей исследовательской деятельности, литература, учебники. Приступайте к своей работе. (слайд 8)

7.Растения пустыни

Сообщение группы ботаников.(слайды 9, 10)

-Растения в пустыне не образуют сплошного покрова, как в степи, а растут редко, далеко друг от друга. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить засуху. У многих растений очень длинные корни - до 20м. У всех растений очень мелкие листья или листья - колючки, чтобы меньше испарять воды.

Верблюжья колючка.(слайд11)

- Одним  из самых известных растений пустыни - верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти на 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый жаркий зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Несмотря на то, что она такая колючая, ее очень любят верблюды.

Джузгун.(слайд 11)

- Интересно, что у этого растения (кустарника) роль листьев играют зеленые веточки. Плоды джузгуна очень легкие, поэтому ветер переносит их на большие расстояния. Джузгун – очень ценное растение пустыни. Корни его укрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.

Колосняк(слайд 12)

 -Корни колосняка также не дают своими корнями двигаться пескам.

Перекати – поле

-Это растение, словно лазутчик, ползком перебирается по склонам. Отрывается от собственного  корня, чтобы найти свой новый дом.

Саксаул.(слайд14)

 Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут из за недостатка влаги на большом расстоянии друг от друга. Саксаул – дерево - долгожитель. Оно может жить до 50 лет.

-

Оазисы (слайд15)

- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами .

 -Какой же вывод вы сделали, изучив растения пустыни?

Каковы же особенности растений пустыни?(Слайд 16)

8.Физкультминутка

9.Животные пустыни

- А теперь слово зоологам(слайды19, 20)

        ( Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.)

-Откройте учебник  на стр.106 – 107. Рассмотрите обитателей пустыни.

-

(В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд21). 

Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину.

Суслики и черепахи никогда не пьют (слайд22). Без воды также живут ящерицы и змеи.(слайд23)

Ящерица – круглоголовка (слайд 24) в дневную жару прячется на ветках кустарников, где температура ниже, чем в раскалённом песке. Однако в момент опасности она мгновенно зарывается в песок).

Лисичка-корсак и ушастый еж (слайд 25) имеют большие уши.  Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.

. Крупными животными считаются сайгаки, джейраны  и верблюды . Сайгаки, (слайд 26) в основном, живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Джейраны тоже пробегают огромные расстояния в поисках воды

             Верблюда(слайд 27) называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.

.

 - Вот такие интересные животные обитают в пустыни.

Какие же особенности животных обитателях пустыни.(слайд28)

10. Человек в пустыне

           - Продолжим нашу работу. Заслушаем социологов (слайд 29).

Пустыни – зоны с недостаточным количеством влаги. Земледелие здесь развито слабо. Оно возможно только при строительстве каналов или в оазисах. На орошаемых землях возделывают поля, сады, виноградники.. На полях выращивают хлопчатник, на бахчах – арбузы, а в садах – сочные яблоки и груши.

Для получения мяса, молока, шерсти, меха здесь разводят овец и коз. Но главное домашнее животное – это верблюд. Круглый год верблюдицы дают молоко. Из тонкой и длинной шерсти этих животных ткут ткани для одежды. Верблюжьи караваны и в наши дни перевозят людей и грузы через огромные пустынные пространства. Верблюд может перевозить до 500 кг груза.

В пустыне есть и городское население. В этой зоне расположены такие города, как Астрахань, Элиста, Будёновск и другие (показать на карте).

-Какой вывод вы сделали  о жизни людей в пустыне?

(Пустыни освоены  человеком. )

11. Экологические проблемы пустыни.

_ Но как и в любой природной зоне в пустыне не всё благоприятно с экологией.

-Какие  же проблемы существуют в этой уникальной зоне?

- Послушаем группу экологов.(слайд 30)

           ( Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. 

Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.

Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались такие животные, как гигантский слепыш и хищный зверёк – перевязка(слайд31)

 Редкими животными становятся в пустыне сайгаки (слайд 32): созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (слайды 33, 34). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

-Какие же проблемы в плане экологии существуют в пустыне?( Слайд35)

         - Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки. 

12. Обобщение полученных знаний. - (слайд36)       

  -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце  - хозяин,  потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти  нет деревьев и ничто ему не препятствует)

 Игра  «Да или нет»

Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны, показывают зелёный кружок, если слышат хоть небольшое несоответствие -  красный.

  1. Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
  3. Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
  4. Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
  5. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)

Беседа по вопросам.

  -Скажите, почему многие растения пустыни имеют длинный корень?

-Почему , в основном, животные пустыни некрупные и и под цвет песка?

-Какое животное называют кораблём пустыни?

-Что такое оазис?

-Почему орошение пустынь привело к экологическим проблемам?

- Как же вы теперь ответите на вопрос: пусто ли в пустыне?

13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Ну вот и закончилось наше путешествие в страну солнца и песка. Вы молодцы: все хорошо потрудились.

14. Домашнее задание:

стр.104 – 111 – учебник

задание  56.57 – тетрадь



Предварительный просмотр:

План работы для группы «Ботаники»

1. Общая особенность растений пустыни.

2. Индивидуальная приспособленность к природным условиям (корень, стебель, лист):

*верблюжья колючка

*джухгун

*колосняк

*перекати – поле

*саксаул

3. Вывод

Материалы для работы

1.Учебник»Окружающий мир»( стр.105)

2.»Наш мир знакомый и загадочный» ( стр.171 – 172).

 3.Растения из гербария

План работы для группы «Зоологи»

1.Общая особенность животных пустыни: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

 2. Индивидуальное приспособление  к природным условиям

*тушканчики, песчанки

* суслики, черепахи

*ящерицы, змеи

*ящерица – круглоголовка

* лисичка – корсак, ушастый ёж

*сайгаки, джейраны

*верблюд

3. Вывод.

Материалы для работы:

1.Учебник « Окружающий мир» (стр. 106 – 109)

2. «Наш мир знакомый и загадочный» ( стр.173 – 175)

3. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные»

План работы для группы «Социологи»

1. Расскажите о занятиях людей в пустыне:

*земледелие

*скотоводство

* верблюд – главное домашнее животное

   *города в пустыне

2.Вывод

Материалы для работы:

1.Учебник «Окружающий мир» (стр.110)

2.Атлас – определитель.

План работы для группы «Экологи»

1.Расскажите об экологических проблемах пустыни:

*неумеренное орошение почв - засоление почв.

*неумеренный выпас скота

* браконьерство

* создание заповедников

2.Вывод.

Материал для работы:

1. Учебник «Окружающий мир» ( стр.111)

2.Энциклопедия

3.Карта заповедника»Чёрные земли»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...