Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока окружающего мира | 23.76 КБ |
дополнительный материал к уроку | 11.44 КБ |
дополнительный материал к уроку | 10.92 КБ |
дополнительный материал к уроку | 11.26 КБ |
дополнительный материал к уроку | 11.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 13.04.2011 год
Тема: Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.
Цель: узнать о строении растений каждой группы.
- Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
(слайд 1)
-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)
-Что означает это слово в переводе? С какого языка?
- На какие царства делят учёные живую природу?
- Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.
- Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений. (слайд 2)
- Что бы вы хотели узнать о растениях?
- Что дают растения животным и человеку?
- Какие части можно выделить в строении растений?
(слайд 3)
- Мир растений велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений. Все они объединены в группы.
- Как вы думаете, по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)
- Откройте учебник и проверьте свои предположения, прочитав об этом на странице 138 в последнем абзаце. ( про себя) Пока читают, меняю слайд.
- На сколько групп разделили ученые все растения?
- Какие это группы? (слайд 4)
- Какое группа является особой? Почему? ?
- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?
- Значит, не все растения имеют одинаковое строение.
- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)
2. Постановка цели.
- Какую же цель мы поставим для себя на урок?
3. Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.
4. Получение новых знаний.
1) Первая группа – это водоросли.
Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.
-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.
- Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.
Слайд № 6 (о водорослях)
Сообщение о ламинарии.
Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.
Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.
Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.
Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.
-Что нового узнали из фильма?
-Какие части растений есть у водорослей? (таблица)
-Какой возникает вопрос?
- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения.
2)Вторая группа - это лишайники. Показ гербария.
- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?
Узнайте, почему, прочитав текст в учебнике. Откройте его на с.141, найдите 3 абзац. Прочитайте.
1 абзац - Почему же лишайники считают особой группой?
2 абзац - Что узнали о строении лишайников? (слайд 7)
3 абзац - Где растут лишайники?
- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.
4 абзац - Что интересного узнали?
- В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается, лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.
3)Третья группа – мхи.
- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.
- Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.
-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды)
(таблица)
- Что у них есть? Дополнение о размножении спорами.
Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.
Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.
Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.
Посмотрите, как разнообразен мир мхов.
Слайд №7 (мхи с названиями) Сообщение о сфагнуме.
Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.
4)Ещё одна группа – папоротники.
Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.
В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.
У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции. У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
Слайд №8 (папоротники с названиями) Дополнения по названиям:
Папоротник орляк (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.
Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.
Страусник – сходство листьев с перьями страуса.
Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.
Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.
5. Самостоятельная работа в тетради на с. 33 №74.
Взаимопроверка в парах по доске.
- Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?
6. Итог урока: (по таблице)
-С какими группами растений познакомились на уроке?
-Какую общую особенность заметили у растений этих групп? ( у растений каждой группы отсутствуют какие – либо части)
-Действительно, все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после простых начали появляться более сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.
7. Рефлекия (по шкале)
-Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.
Материал на уроке был трудный.
- Кому на уроке было интересно и он запомнил много нового?
- Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?
- Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?
8. Д/з На выбор:
1) с.139-142 прочитать, подготовить пересказ
2)подготовить сообщение об одном из растений изученных групп.
- Кто бы хотел подготовить сообщение, чтобы найденными фактами удивить нас? Где вы можете найти нужный материал?
Предварительный просмотр:
Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.
Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.
Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.
Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.
Предварительный просмотр:
Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.
Предварительный просмотр:
В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается - только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях. Споры - это специальные клетки растений, служащие для размножения и расселения. Попадая во влажную среду, споры прорастают и после оплодотворения развиваются в молодые растения.
Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.
Предварительный просмотр:
Папоротник орляк (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.
Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.
Страусник – сходство листьев с перьями страуса.
Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.
Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.
Сегодня известно около 20тыс. видов лишайников. Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник. Расселяются лишайники мелкими кусочками, обломками тела, которые разносятся ветром на большие расстояния. В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их отравляют некоторые газы, которые выходят из труб заводов и фабрик. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова
В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....
Урок окружающего мира на тему: «Группы культурных растений»
УМК "Перспективная начальная школа" Урок -изучение новой темы...
Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ...
Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...
Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники
Система Занкова. 2 класс...
Конспект урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения" (Программа Эльконин-Давыдов, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Дикорастущие и культурные растения»Цели деятельности учителя: формирование понятий «дикорастущие растения», «культурные растения...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....