Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Комнатные растения", УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Балыбина Ульяна Константиновна

Тема урока «Комнатные растения»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование общих представлений у обучающихся о популярных видах комнатных растений, их родине, размножении, правилах ухода.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о наиболее распространенных видах комнатных растений;

2. Способствовать расширению знаний у обучающихся о комнатных растениях, уходе за комнатными растениями.

Предметные:

1. Знать названия популярных комнатных растений и их внешний вид;

2. Иметь представление о том, почему комнатные растения остаются зелеными круглый год (происхождение).

Развивающие:

1. Развивать критическое мышление, внимание и память;

2. Развивать устную и письменную речь.

Личностные:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни;

2. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., 2 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А. А., 2 класс 1 часть), презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата: 15.11.2024 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148» г. Челябинск

Класс: 2 «Б»

Урок: 2

Время: 14:55 – 15:35   Кабинет: 211

Студент: Балыбина Ульяна Константиновна

Группа: 41

Учитель: Захарова Мария Николаевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Комнатные растения»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование общих представлений у обучающихся о популярных видах комнатных растений, их родине, размножении, правилах ухода.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Дать представление о наиболее распространенных видах комнатных растений;

2. Способствовать расширению знаний у обучающихся о комнатных растениях, уходе за комнатными растениями.

Предметные:

1. Знать названия популярных комнатных растений и их внешний вид;

2. Иметь представление о том, почему комнатные растения остаются зелеными круглый год (происхождение).

Развивающие:

1. Развивать критическое мышление, внимание и память;

2. Развивать устную и письменную речь.

Личностные:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни;

2. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

УМК: «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., 2 класс 1 часть; рабочая тетрадь Плешаков А. А., 2 класс 1 часть), презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный:

Беседа

Приёмы:

организация учебного общения

Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ульяна Константиновна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Посмотрите на экран, вы знаете, что это такое?

-Это облако слов. Внимательно прочитайте и скажите мне, что нам понадобиться на урок?

-Верно, теперь мы готовы начинать.

Организуют свое рабочее место.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Называют важные качества, которые понадобятся на уроке.

 УУКД:

Уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

УУРД:

Выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

опрос, беседа

Приёмы:

организация учебного общения

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Кто может назвать несколько диких животных?

-А теперь домашних животных?

-Посмотрите на экран и по поднятой руке назовите, где здесь домашние, а где дикие животные и почему?

-Молодцы

-Итак, ребята, какое время года за окном? 

-Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят осенью.

-А каких цветов стала природа за окном? 

-И, правда, летом за окном были зеленые листья, а сейчас деревья сбросили их.

-А где еще мы можем встретить растения?

-А как называются такие растения?

-А почему же они не сбросили свои листья на зиму? Сегодня мы с вами это узнаем.

-Ребята, за любую активность и ответы на уроке я буду выдавать наклейки, которые находятся в данном мешочке!

Отвечают на вопросы учителя.

-Дикие и домашние животные

Отвечают на вопросы учителя.

-осень

- похолодало, птицы улетели в тёплые края, растения засыпают, листья опали, животные уходят в зимнюю спячку

- серых, не зеленых, тусклых

- дома, в классе, в помещениях

-комнатные

УУРД: выработать учебную мотивацию;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

опрос, беседа

Приёмы:

организация учебного общения

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

-Посмотрите на экран, здесь представлен ребус. В нем спрятана наша тема занятия. О чем мы сегодня будем говорить?

-Посмотрите на экран, вы видите вспомогательные слова для определения цели на урок.

Узнать: о … и как …

-Давайте составим план урока, но вот незадача, все пункты плана перемешались у меня. Давайте вместе расставим в правильном порядке.

-Вы верно составили план, молодцы!

Формулируют тему, цель и задачи на урок.

-О комнатных растениях

-Узнать о комнатных растениях и как за ними ухаживать.

1.Узнать больше о комнатных растениях

2.Выполнить самостоятельную работу

3.Подвести итоги урока

УУПД: уметь формулировать тему и цель урока;

УУРД: целеполагание – постановка учебной задачи.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

беседа

Наглядный:

показ видеоматериала

Практический:

выполнение задания у доски

Приёмы:

наблюдение, анализ информации

Открытие для детей новых сведений.

-Почему же комнатные растения зелёные круглый год?

-Сравним растения, которые можно увидеть сейчас за окном, и комнатные растения. Чем они похожи?

-А чем различаются?

 

-А почему же комнатные растения остаются зелёными круглый год? Давайте посмотрим видеоролик и после него ответите на вопросы, поэтому смотрите внимательно.

- Итак, почему же комнатные растения остаются зелёными круглый год?

-И действительно, в тропических и субтропических лесах, в пустынях очень тепло, поэтому и растения, которые там растут - вечнозелёные. Для тропических лесов характерен жаркий климат и большая влажность.

2) Появление комнатных растений, их роль для человека

-Ребята, как вы думаете, откуда вообще взялись комнатные растения? Почему их начали выращивать?

- Люди с давних пор украшают свой дом растениями. Этот обычай возник в странах с холодной зимой. Поначалу, в зимнее время стали выращивать лекарственные растения, чтобы они были всегда под рукой, ведь тогда еще не было аптек и других лекарств (микстур, таблеток). Затем, их стали выращивать просто для красоты.

     Путешественники стали привозить растения из разных стран, так у нас в домах появились тропические растения.

- Существуют специальные места, где разводят растения. Кто знает, как они называются?

-Ребята, чем полезны растения в наших домах?

-Верно. Растения выделают необходимый для жизни кислород. Это очень важно для жизни человека в большом городе!

-Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать и хорошо за ними ухаживать. Откройте учебник на странице 84 и давайте прочитаем, как нужно ухаживать за растениями.

-Сейчас вы поработаете в парах, давайте вспомним правила работы в парах.

-В парах обсудите, какие из этих советов вам были уже знакомы, а какие узнали только что?

-Давайте вместе так же обсудим, почему те или иные действия надо соблюдать по отношению к комнатным растениям?

-Какие комнатные растения вы знаете?

-У кого дома есть комнатные растения? Вы знаете, как они называются?

-Посмотрите на экран, какие перед нами растения? Прочитайте название. Узнали какие-то?

-Гиппеаструм

-Ребята, как он выглядит? Назовите его отличительные черты, глядя на иллюстрацию.

-Сложное название «Гиппеаструм» можно перевести как «кавалер со звездой», и это не удивительно. Посмотрите, какие у его цветка лепестки, их острые концы напоминают концы звезды. Родина гиппеаструма – тропические леса Южной Америки.

-Вы когда-нибудь видели это растение? Где?

-Следующее растение сенполия (фиалка)

-А это растение всем нам очень хорошо знакомо. Как оно называется?

-Научное название этого растения сенполия, в народе его называют фиалка.

-Итак, как выглядит этот цветок?

-Когда он может цвести?

-Представляете, сенполия к нам прилетела из далекой Африки и поселилась почти в каждом доме!

-Вот еще одно растение, которое мы часто можем увидеть в помещении, в школе и дома. Посмотрите, как оно называется?

-Что вы знаете об этом растении?

-Фикус прибыл к нам из Индии

-У кого-нибудь есть дома фикус? Что вы можете о нем сказать?

-У фикуса крупные, гладкие листья, покрытые кожицей. Он не любит перемен, поэтому его лучше не тревожить, а поставить на одно место. В отличие от сенполии, фикус очень прихотлив к поливке: как только пропустишь поливку, он начинает сбрасывать листья.

-У фикуса очень много разновидностей, посмотрите, какие вы видели?

-Прочитайте, а как называется это растение?

-Сансевьера (в народе её часто называют щучий хвост) – одно из самых популярных комнатных растений. Как вы думаете, почему?

-Да потому что он совсем не прихотлив, и выращивать его очень просто.

-К нам в класс он прилетел так же, как и фиалка, из далекой Африки.

-Его листья толстые, гладкие, концы листов острые, нужно быть с ними осторожным. Посмотрите, какие острые концы у листьев, они острые как зубы у щуки, поэтому его и прозвали «щучий хвост».

-Следующее растение Хлорофитум

-А это растение – лидирует по популярности выращивания в школах, детских садах и дома. Оно так же неприхотливо, как и сансевьера.

-Посмотрите на фото, как оно выглядит?

-И, правда, мы можем увидеть много зеленых листьев, так он и получил свое название. В переводе с греческого хлорофитум – зелёное растение. У него есть длинные свисающие усы или стрелки, на концах которых растут его «детки».

-Хлорофитум следует обильно и часто поливать, и тогда, оно будет радовать глаз своими интересными и яркими зелёными листьями. Он пришел к нам тоже из Африки!

-Ребята, следующее растение имеет вид деревца. Как оно называется, кто прочитает?

-Часто его называют просто пальмой, но научное название этого комнатного растение – драцена.

-Итак, драцена родом из Африки, и вырасти оно может до 3 метров

-Где еще вы встречали это растение?

- у них есть корень, листья, стебли/стволы, цветки с семенами, плоды

- комнатные не сбрасывают листья, не уходят за зиму в состояние покоя, могут цвести круглый год

Смотрят видеоролик.

- потому что их родина – тёплые страны, им не нужно готовиться к зиме

- для красоты, для пользы, для кислорода

-оранжерея

- они украшают дом, есть лекарственные растения, они очищают наш воздух

Читают учебник.

Обсуждают в парах.

- у него большие красные цветки, длинный толстый стебель, длинные листья

-фиалка

- у него мясистые листья, покрыты волосками, много маленьких цветков

-круглый год

-фикус

- сансевьера, щучий хвост

- у него много зеленых листьев и длинные ветки, на концах веток листья

- драцена, пальма

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить

УУПД: работать по предложенному плану

УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебная презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,П

Словесный:

беседа

Наглядный:

рабочая тетрадь

Практический:

выполнение упражнений

Взаимоконтроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Сейчас я вас поделю на 5 групп. Каждой группе я дам фото комнатного растения и из текста вы должны найти информацию о своем комнатном растении выйти и рассказать о нем.

-Перед выполнением этого задания давайте вспомним правила работы в группе.

-На это задание я вам даю 3 минуты. Время пошло!

2.Организовывает взаимопроверку обучающимися своих решений по эталону.

-Время вышло! По очереди каждая группа выходит и представляет результат своей работы.

-Вы все большие молодцы!

Выполняют работу в группах.

Представляют свою работу в группах.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить;

УУПД: работать по предложенному плану.

Учебная презентация

Физкультминутка

(1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

1.Контролирует выполнение работы.

-И так, вот мы отдохнули. Присаживайтесь все на свои места. У вас на партах лежат карточки, переверните их. На них вы видите тест, его вы выполняете самостоятельно по вариантам.

-На выполнение теста вам отводится 4 минуты, после чего выполним самопроверку. Время пошло!

2.Организовывает самопроверку обучающимися своих решений по эталону.

-Время вышло! Давайте проверим ваши ответы с доской.

У кого нет ошибок, поставьте себе 5, у кого 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3 и 3 ошибки и более – оценка 2.

1 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений являются комнатными?

а) роза

б) кактус

в) елка

г) фиалка

3)Какой из перечисленных предметов нужен для полива растений?

а) карандаш

в) лейка

г) книга

4)Почему важно не переливать комнатные растения?

а) они могут засохнуть

б) корни могут гнить

в) растения будут расти быстрее

г) это не важно

5)Как часто нужно поливать комнатные растения?

а) каждый день

б) по мере высыхания почвы

в) никогда

2 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений не являются комнатными?

а) орхидея

б) кактус

г) лавровый лист

3)Что поможет растению получать больше света?

а) Убрать в шкаф

б) Затенить его

в) Поставить на подоконник

4)Какое из следующих действий может навредить растению?

а) Пересадка в новых горшок

б) Избыточный полив

в) Удаление сухих листьев

5)Как понять, что растению не хватает воды?

а) Листья становятся слабыми и желтеют

б) Растение цветет

в) Листья становятся яркими и зелеными

УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа.

УУПД: рефлексия способов действия;

УУКД: уметь отвечать за себя.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

-Чем мы сегодня занимались?

-Почему комнатные растения вечнозеленые?

-Как нужно ухаживать за растениями?

-Чем же важны для нас комнатные растения?

Отвечают на вопросы учителя.

-говорили о комнатных растениях

-потому что их родина – тёплые страны, им не нужно готовиться к зиме

Вспоминают советы из учебника и повторяют их.

-Растения выделают необходимый для жизни кислород.

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Создает условия для рефлексии учебной деятельности обучающихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

-Вот и подошел к концу наш урок.

-Домашнее задание будет вам выполнить рисунок комнатного растения, которое есть у вас дома.

-Как вы работали сегодня на уроке? Оцените свою работу по шкале и на листочке отметьте.

-Что делали на этом уроке?

-Спасибо вам за урок, вы молодцы, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

Оценивают свою деятельность по шкале самооценки.

УУПД:

Осознанное построение речевого высказывания

УУКД:

Объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя

УУРД:

признавать свое право на ошибку и такое же право другого

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

2 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений не являются комнатными?

а) орхидея

б) кактус

г) лавровый лист

3)Что поможет растению получать больше света?

а) Убрать в шкаф

б) Затенить его

в) Поставить на подоконник

4)Какое из следующих действий может навредить растению?

а) Пересадка в новых горшок

б) Избыточный полив

в) Удаление сухих листьев

5)Как понять, что растению не хватает воды?

а) Листья становятся слабыми и желтеют

б) Растение цветет

в) Листья становятся яркими и зелеными

1 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений являются комнатными?

а) роза

б) кактус

в) елка

г) фиалка

3)Какой из перечисленных предметов нужен для полива растений?

а) карандаш

в) лейка

г) книга

4)Почему важно не переливать комнатные растения?

а) они могут засохнуть

б) корни могут гнить

в) растения будут расти быстрее

г) это не важно

5)Как часто нужно поливать комнатные растения?

а) каждый день

б) по мере высыхания почвы

в) никогда

2 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений не являются комнатными?

а) орхидея

б) кактус

г) лавровый лист

3)Что поможет растению получать больше света?

а) Убрать в шкаф

б) Затенить его

в) Поставить на подоконник

4)Какое из следующих действий может навредить растению?

а) Пересадка в новых горшок

б) Избыточный полив

в) Удаление сухих листьев

5)Как понять, что растению не хватает воды?

а) Листья становятся слабыми и желтеют

б) Растение цветет

в) Листья становятся яркими и зелеными

1 вариант

1)Как называются растения, которые растут в помещении?

2)Какие из перечисленных растений являются комнатными?

а) роза

б) кактус

в) елка

г) фиалка

3)Какой из перечисленных предметов нужен для полива растений?

а) карандаш

в) лейка

г) книга

4)Почему важно не переливать комнатные растения?

а) они могут засохнуть

б) корни могут гнить

в) растения будут расти быстрее

г) это не важно

5)Как часто нужно поливать комнатные растения?

а) каждый день

б) по мере высыхания почвы

в) никогда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Растения-производители»

Место урока. Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участники круговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев. Урок «...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" (УМК "Школа России"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы), познакомить с некот...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают растения" 2 класс

Урок с применением приемов технологии развития критического мышления...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Города России» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представлений о достопримечательностях Москвы, Челябинска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска; изучение известных исторических объек...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (1 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествие по Золотому кольцу России " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Путешествие по Золотому кольцу России (2 урок)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с городами, входящими в Золотое кольцо России, а также с их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Золотое кольцо России – 1 часть» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о городах, которые входят в Золотое кольцо России, знакомство с их достопримечательностями и местоположением на карте.Зад...