Конспект урока окружающего мира по теме "Самый маленький материк. Природа Австралии", 4 класс по Занкову
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.
Предполагаемый результат: к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия.
Данный урок разработала для конкурса "Учитель года". Урок прошёл интересно, необычно, живо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Автор: учитель начальных классов Дуйсенгазина А.Ш.
Класс: 4
Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир», часть 2.-Самара: Издательство «Учебная литература», 2008г.
Тема: «Самый маленький материк. Природа Австралии»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающего мира;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
познавательные: сформировать знания о характерных растениях и животных Австралии, климате и природных особенностях.
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Предполагаемый результат: к концу урока дети должны осознать характерные особенности материка Австралия
Оборудование: учебник, видео, фото растения и животные Австралии, карточки с заданиями
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности. | - Внимание! Внимание! Вас приветствует туристическое агентство « Незабудка». Уважаемые гости займите свои места. - А вас, ребята, я приглашаю к сотрудничеству. Меня зовут Алмагуль Ширажаденовна. Я директор туристического агентства «Незабудка». Вам предлагаю поработать в моём агентстве сотрудниками. Задача моего турагентства организовывать заочные туры по материкам. - Как вы думаете, чем вообще занимаются туристические агентства? - Правильно организуют путешествия. | - Организуют путешествия. |
- Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие? Давайте посмотрим видео. ( просмотр видео) - Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты? - Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его. - Предположите, о чём мы должны рассказать? - Правильно, мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, чтобы привлечь в Австралию путешественников. | Смотрят видео - В Австралию -О растениях, о животных, о климате и природных особенностях. | |
III. Построение проекта выхода из затруднения. | - Для этого вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках. Первая группа:
Вторая группа:
Третья группа:
| Работа в группах (10 минут) |
VI. Физминутка | - Как вы думаете, на чём можно добраться до Австралии? Показать движениями виды транспорта под музыку.(самолёте, корабле). (включить фон) | - На самолёте, на корабле. (показ) |
IV. Реализация построенного проекта.
| - Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о материке - Австралия. - Но прежде давайте покажем на карте Австралию. - Слово предоставляю первой группе. Рассказать о материке. Почему материк называют одиноким? -А теперь слово предоставляю второй группе. -Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них. - Теперь очередь третьей группы -Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц. Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них. - Взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные. Давайте покажем эту взаимосвязь. - Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком. | (15 минут) Рассказ о Джеймсе Куке (Саша) и особенностях страны (Лера). Рассказ о эвкалипте.(Дарина) Рассказ о рыжем кенгуру (Анна), коале (Арсен), черношейном аисте (Дария). Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна. |
VII.Рефлексия Оценивание работы учащихся. | Составление синквейна. - А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия» 1-я строка-название стихотворения, тема (существительное); 2-я строка-описание темы (2 прилагательных); 3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме); 4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме); 5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное). - Давайте спросим у наших гостей, захотели ли они посетить Австралию. - Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку. | Австралия маленькая, необычная привлекает, удивляет, завораживает Меня заинтересовала удивительная Австралия. материк (государство, часть света) |
Бутылочное дерево
- Кроме эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
Они в пустынях пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошке в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Г. Усова
Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779 г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга. Родившись в семье батрака-поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» – вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа.. Его именем названо более 20 географических объектов, в том числе три залива, две группы островов и два пролива.
Особенности страны. Австралия – самый маленький материк и самый большой остров, состоящий из материковой части, южного острова – Тасмания и множества небольших островов, разбросанных вдоль побережья. Страна омывается водами двух великих океанов (Тихим – с востока и юга и Индийским – с запада) и 4 морями (Арафурским, Коралловым, Тасмановым и Тиморским). Это один из самых древних материков.
Эвкалипт. Самые высокие растения на земле: царственный эвкалипт достигает 152 м. Они невероятно быстро растут, отмечен случай, когда за 9 лет эвкалипт вырос до 20 метров. Диаметр ствола 1 метр. Древесина эвкалипта очень плотная, тяжёлая (тонет в воде), не гниёт. Поглощает в сутки 320 литров воды, поэтому эти деревья высаживают в заболоченных местах. Листья эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром, поэтому это дерево не даёт тени. В листьях эвкалипта много эфирных масел, которые убивают бактерии, даже малярийные комары не выносят их запаха. Широко применяются листья в медицине при простуде, воспалении лёгких. Австралийцы зовут эти деревья «деревьями чудес», «алмазами лесов».
Коала, или сумчатый медведь, – один из самых известных и популярных зверей на нашей планете. Животные эти ведут древесный образ жизни и питаются исключительно листьями эвкалиптов, причем из более чем 500 видов эвкалиптов, растущих в Австралии, они кормятся только на 10–20.
Рыжий кенгуру. Рыжий (красный) кенгуру, наряду с гигантским серым кенгуру – самый крупный из кенгуру и сумчатых млекопитающих вообще. Длина тела взрослых самцов достигает 140 см, длина хвоста – 100 см, а весить они могут более 80 кг. Спасаясь от опасности, эти животные могут преодолевать одним прыжком 12 и более метров, подпрыгивая в высоту более чем на 3 метра! Распространены рыжие кенгуру почти по всей Австралии, в том числе в ее центральных, пустынных районах.
Черношейный аист, или азиатский ябиру, – крупная птица семейства аистовых. Распространен довольно широко; помимо Северной Австралии встречается также на Новой Гвинее и во многих районах Юго-Восточной Азии вплоть до Индии. Подобно другим аистам, питается всевозможными мелкими животными, которых собирает главным образом на сырых участках, по берегам водоемов и на мелководье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира на тему: "Учимся быть самостоятельными" 1 класс. "Школа 2100"
Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение).Цели:– научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО п...
конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс
Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....
Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".
В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания, ребята закрепляют полученные знания....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Четыре царства природы" (3 класс УМК "Планета Знаний")
УМК "Планета знаний" 3 класс окружающий мир...
Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс
Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...
Конспект урока окружающего мира по теме "Примеры явлений природы", 3 класс, УМК Гармония
Урок открытия нового знания.Цель урока: знакомство с природными явлениями, наблюдаемых зимой.Задачи:- сформировать знания о зимнем сезоне, о природных явлениях, наблюдаемых зимой;-продолжить развитие ...
Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...