Рабочая программа по предмету Окружающий мир 1 класс по системе Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Цель планирования - детально (по темам и урокам) описать планируемые результаты обучения и те виды деятельности, которые приводят к этим результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_zankov.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Продолжение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Формы организации обучения:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- в парах
Методы обучения, используемые для реализации содержания рабочей программы:
- проблемного изложения знаний;
- частично-поисковый (эвристический);
- информационно-развивающие (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой);
- наглядные (наблюдение, демонстрация);
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- практические (упражнения).
Технологии:
- личностно – ориентированное развивающее обучение;
- деятельностный подход;
- технология уровневой дифференциации;
- информационные и коммуникационные технологии;
- активные формы обучения (организация работы в малых группах, в парах)
- здоровьесберегающие (физкультурно-оздоровительные, экологические) технологии;
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения;
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Текущий (фронтальный и индивидуальный контроль, устный и письменный опрос)
- Тематический (контрольная, проверочная работы)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При оценивании работ результат их выполнения не фиксируется отметкой.
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово и название группы («живая природа» или «природа»);
3 уровень –– правильно определено «лишнее» слово, дано неточное название группы ;
2-й уровень - правильно определено «лишнее» слово, название группы дано неверно или не дано;
1-й уровень – задание не выполнено.
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – верно подведены все частные понятия под общие
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих («живая природа», «животные» – волк, щука, комар; «живая природа», «растение» – сосна, ландыш);
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – верно подведены все частные понятия под общие
выбраны 2 правильных ответа: 1 – планета, 2 – звезда;
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено
Уровни выполнения задания 5
4-й уровень – верно подведены все частные понятия под общие
3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;
2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;
1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – дорисованы корень, листья; правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок);
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2 ошибки;
1-й уровень – допущены 3и более ошибок или задание не выполнено
Уровни выполнения задания 7,8
4-й уровень – даны 2 правильных ответа;
3–2-й уровни – дан 1 правильный ответ;
1-й уровень – задание выполнено неверно.
Тема | Количество контрольных работ | Количество практических работ | Количество самостоятельных работ |
Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету. | 1 | ||
Окружающий мир | 1 | ||
Подведение частных понятий под общее | 1 | ||
Знания о своей стране | 1 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проверочные работы для тематического контроля взяты из книги: Контрольные и проверочные работы1-е и 2-е полугодие. Система Л.В. Занкова / Сост. С.Г. Яковлева самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК
Выбранный учебно-методический комплекс рассчитан на 66 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного общего образования в 1 классе из расчета 2 часа в неделю (продолжительность обучения в 1 классе 33 недели, поэтому добавляем 6 часов в следующие разделы: окружающий мир-2часа, природа-1 час, становление человека-1час, современное человечество-2 часа), что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009 года №373.
Данный УМК включает материалы, необходимые для успешного освоения программы для 1 класса
Составляющие УМК | Название | Автор | Год издания | Издательство |
Учебник | Окружающий мир. В 2-х частях | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н | 2011 | Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». |
Рабочая тетрадь для 1 класса | «Окружающий мир» | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н | 2011 | Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература». |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Окружающий мир: природа, общество, труд | 7+2 |
2. | Природа | 17+1 |
3. | Планета Земля | 10 |
4. | Становление человека | 8+1 |
5. | Современное человечество | 18+2 |
Всего часов: | 60+6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Подтемы, темы уроков | Количество часов | Сроки 1б | Элементы содержания материала | Вид контроля | Средства обучения | Универсальные учебные действия | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||||
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 +2 часов) | 1. Где мы живем | 1 | Окружающий мир, объекты природы, объекты, сделанные человеком. Природа родного края в осенний период | текущий | Учебная литература | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. | Умение называть окружающие предметы и их признаки. | Умение вступать в диалог. | Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. | |
2. Экскурсия. Школа. | 1 | Ознакомление с профессиями работников школы | текущий | Учебная литература | Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. | ||
3.Безопасный маршрут от дома к школе | 1 | Безопасный маршрут от дома к школе | текущий | Учебная литература, символы дорожного движения | Принятие ценности природного мира. | Умение находить безопасный путь | Умение договариваться, находить общее решение. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | ||
4.Что такое окружающий мир. Экскурсия. | 1 | Что такое окружающий мир. | текущий | Учебная литература | Принятие ценности природного мира. | Умение наблюдать сезонные изменения в природе. | Умение договариваться, находить общее решение. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | ||
5.Труд людей | 1 | Значение труда в жизни человека | текущий | Учебная литература, ИКТ | Принятие ценности природного мира. | Умение понимать значения профессий для общества. | Умение договариваться, находить общее решение. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | ||
6. Урок –игра Природа и ее изменчивость | 1 | Изменчивость природы: изменения в живой и неживой природе в разные времена года. Растительный мир родного края. Мир растений и животных | текущий | Рисунки, индивидуальные карточки с объектами живой и неживой природы | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки. | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | ||
7. Природа источник знаний | 1 | Описывать объекты наблюдений с выделением их признаков | текущий | ИКТ | Принятие ценности природного мира. | Умение наблюдать сезонные изменения в природе. Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. | Умение договариваться, находить общее решение. Умение работать в группах по изучению учебного материала. | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Умение адекватно пронимать оценку учителя. | ||
8. Экскурсия. Живая и неживая природа | 1 | Живая и неживая природа | текущий | Учебная литература | Умение наблюдать сезонные изменения в природе. | |||||
9.Проверочная работа по теме «Окружающий мир» | 1 | Проверка первичных представлений | тематический | Учебная литература | Представления о причинах успеха в учёбе | Понимать символы, знаки | Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью | Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров. | ||
Природа (17 +1 часов) | 1. Вселенная, или космос. Игра | 1 | Вселенная, космос, космические тела, значение Солнца для жизни на Земле | текущий | Учебная литература, ИКТ | Способность радоваться успехам одноклассников. | Умение сравнивать и сопоставлять научные сведения с результатами наблюдений. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | |
2. Земля – планета Солнечной системы | 1 | Земля как планета Солнечной системы. Причины смены дня и ночи. | текущий | Модель Земли | Осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете. | Умение сравнивать и различать объекты. | Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. | ||
3.Значение воды на Земле | 1 | Значение воды на Земле | текущий | Учебная литература, ИКТ | Способность радоваться успехам одноклассников. | Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
4. Значение воздуха на Земле | 1 | Воздух - газообразное вещество. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание взаимосвязи человеческой деятельности и природного мира. | Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | ||
5. Разнообразие природы | 1 | Разнообразие природы нашей страны, нашей области. Причины этого разнообразия | текущий | Карта полушарий, карточки с растениями и животными разных природных зон | Формирование бережного отношения к труду других людей. | Умение сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
6.Знакомство с природой родного края. Экскурсия. | 1 | Знакомство с природой родного края | текущий | Учебная литература | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
7. Неживая и живая природа | 1 | Признаки, присущие объектам живой и неживой природы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование бережного отношения к труду других людей. | Умение сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
8.Наблюдение изменений, происходящих в природе. Экскурсия | 1 | Живая природа. Классификация объектов живой природы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование бережного отношения к труду других людей. | Умение классифицировать объекты живой природы | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
9.Царства живой природы | 1 | Живая природа. Классификация объектов живой природы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование бережного отношения к труду других людей. | Умение классифицировать объекты живой природы | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
10.Растения. Строение растений | 1 | Определять части растений. Описывать и сравнивать растения. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование бережного отношения к труду других людей. | Умение классифицировать объекты живой природы | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
11. Зависимость растений от природных условий | 1 | Влияние природных условий на растения | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирования бережного отношения к природе. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
12.Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету. Практическая работа | 1 | Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирования бережного отношения к природе. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
13.Животные | 1 | Группы животных | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирования бережного отношения к природе. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
14. Разнообразие растений и животных | 1 | Живая природа, ее разнообразие и изменчивость, ее зависимость от неживой природы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирования бережного отношения к природе. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
15. Растения и человек | 1 | Знакомство с разнообразными средами жизни | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. | ||
16. Труд человека | 1 | Необходимость трудиться, чтобы жить | текущий | Учебная литература, ИКТ | Умение ценить и уважать труд людей. | Умение отвечать на простые вопросы учителя. | Участие в диалоге на уроке. | Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
17.Красота природы. Бережное отношение к природе. | 1 | Бережное отношение к природе. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Умение ценить и уважать труд людей. | Умение отвечать на простые вопросы учителя. | Участие в диалоге на уроке. | Развитие умения высказывать свою точку зрения. | ||
18. Контрольная работа по теме «Подведение частных понятий под общее» | 1 | Тематический | Учебная литература | Представления о причинах успеха в учёбе | Понимать символы, знаки | Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью | Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров. | |||
Планета Земля (10 часов) | 1. Модели и изображения Земли | 1 | Модель Земли – глобус, карта (полюсы, экватор, материки, океаны) | текущий | Глобус | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | |
2. Географическая карта | 1 | Различные карты (физическая карта полушарий, физическая карта России, карта родного края). Названия карт | текущий | Различные карты | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
3.Тепловые пояса Земли | 1 | Неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности | текущий | Различные карты | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
4.Облик Земли меняется | 1 | Постоянные изменения на Земле | текущий | Различные карты | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
5.Разнообразие природы Земли | 1 | Разнообразие природы Земли | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение различать изученные объекты по названным признакам. | Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
6.Ориентирование в пространстве и времени | 1 | Ориентирование в пространстве и времени | текущий | Различные карты | Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | ||
7. Открытие новых земель | 1 | Путешествие. Значение путешествий в жизни людей | текущий | Карта полушарий | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
8. Появление и развитие жизни на Земле | 1 | Этапы развития жизни на Земле | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
9.Древние и современные растения и животные | 1 | Причины гибели и выживания видов древних животных | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
10. Древняя и современная природа Земли | 1 | Периоды жизни на Земле, история развития жизни на Земле | текущий | Разрезные карточки | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение различать изученные объекты по названным признакам. | Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
Становление человека (8+1 часов) | 1. Урок-экскурсия в краеведческий музей «История родного края» | 1 | История родного края | текущий | Учебная литература | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос | |
2. Растительноядные и хищные животные | 1 | Животные растительноядные и хищные | текущий | Учебная литература, ИКТ | Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
3.Становление человека | 1 | Становление человека | текущий | Учебная литература, ИКТ | Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
4. Человек прямоходящий | 1 | Прямоходящий человек | текущий | Учебная литература, ИКТ | Умение использовать в общении правила вежливости. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
5.Жизнь родом и племенем | 1 | Родовой строй, община | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
6. Начало оседлой жизни | 1 | Начало оседлой жизни | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
7. Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки | 1 | Дикие и домашние животные | текущий | Учебная литература, ИКТ | Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
8.Земля рассказывает о себе | 1 | Устанавливать последовательность в развитии живой природы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Умение использовать в общении правила вежливости. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
9. Мы – часть окружающего мира | 1 | Место, назначение человека на Земле. Семья | текущий | Учебная литература, ИКТ | Умение использовать в общении правила вежливости. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
Современное человечество (18 +2 часов) | 1. Общее представление о многообразии стран | 1 | Общее представление о многообразии стран | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | |
2. Мы – разные по внешнему виду и по возрасту | 1 | Получение представлений о родословной | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
3.Семья. Родословная | 1 | Знакомство с семьями одноклассников | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
4.Особенности жизни людей в разных природных условиях | 1 | Особенности жизни людей в разных природных | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
5. Люди живут в разных странах | 1 | Работа с картой мира | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
6. Обычаи разных народов | 1 | Разнообразие национальных характеров, обычаев, праздников | текущий | Учебная литература, ИКТ | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
7. На Земле люди живем в разное время суток | 1 | Разное время на Земле | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умение устанавливать причинно-следственные связи. | Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | ||
8.Люди разных профессий | 1 | Знакомство с разными профессиями | текущий | Учебная литература, ИКТ | Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
9.Экскурсия в целях ознакомления с профессиями работников на предприятиях сферы быта. | 1 | Ознакомления с профессиями работников на предприятиях сферы быта. | текущий | Формирование внутренней позиции школьника на уровне любви к труду. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос | |||
10. Охрана окружающей среды | 1 | Бережное отношение к природе, экологическая культура поведения | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
11. Россия –любимая наша страна | 1 | Богатство и уникальность природы России. Географические объекты | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. | ||
12. Коренное население родного края. | 1 | Коренное население родного края. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе. | Умение поиска и выделения нужной информации. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос | ||
13.Транспорт и связь | 1 | Знакомство с различными транспортными средствами | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
14 Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. | 1 | Знакомство с правилами поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
15.Богатства Российской Федерации | 1 | Знакомство с богатством родной природы и её разнообразием | текущий | Учебная литература, ИКТ | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. | ||
16. Из истории Древней Руси | 1 | Быт древних славян, их одежда, жилье, трудовая деятельность | текущий | Учебная литература, ИКТ | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. | Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию. | ||
17.Жизнь современного человека | 1 | Электроника, компьютер, микросхемы | текущий | Учебная литература, ИКТ | Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах. | Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания. | ||
18. Законы современной жизни | 1 | Различать формы поведения. Понимать необходимость существования правил в обществе. | текущий | Учебная литература, ИКТ | Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах. | Формирование умения поиска и выделения нужной информации. | Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | ||
19.Экскурсия по ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице. | 1 | Ознакомления с правилами поведения на улице | текущий | Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах. | Формирование умения поиска и выделения нужной информации. | Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике. | |||
20. Контрольная работа по теме «Знания о своей стране» | 1 | тематический | Учебная литература | Представления о причинах успеха в учёбе | Понимать символы, знаки | Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью | Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить со-ответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия познавательного текста;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
- различать и называть основные части растений;
- узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- определять родственные связи в семье;
- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
- находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
- Москву, свой регион и его главный город.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Для учителя (основное) | ||||
1. | Окружающий мир. В 2-х частях | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | 7-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров» | 2011 |
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | Изд. 3. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература» | 2012 | |
Для учителя (дополнительное) | ||||
1 | Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 1 кл. | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» | 2009 |
2 | Все предметы начальной школы в викторинах | О.В. Узорова Е.А. Нефедова | Москва: Астрель: АСТ: Профиздат | 2009 |
Для учащихся (основное) | ||||
1 | Окружающий мир. В 2-х частях | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | 7-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров» | 2011 |
2 | Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. | Изд. 3. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература» | 2012 |
Для учащихся (дополнительное) | ||||
Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников | ||||
1 | ww.cm.ru электронные учебники | 2013 |
Учебно-методическое обеспечение соответствует требованиям данной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по математике для 1 класса по системе Л.В.Занкова
Программа содержит КТП и диагностические работы с учетом требований ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...
Рабочая программа по предмету Математика 1 класс по системе Л.В. Занкова
Цель планирования - детально (по темам и урокам) описать планируемые результаты обучения и те виды деятельности, которые приводят к этим результатам....