Рабочая программа по предмету Окружающий мир 1 класс по системе Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Духанина Ольга Владимировна

Цель планирования - детально (по темам и урокам) описать планируемые результаты обучения и те виды деятельности, которые приводят к этим результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_klass_zankov.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Формы организации обучения:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая
  • в парах

Методы обучения, используемые для реализации содержания рабочей программы:

  •  проблемного изложения знаний;
  •  частично-поисковый (эвристический);
  •  информационно-развивающие (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой);
  • наглядные  (наблюдение, демонстрация);
  • словесные  (рассказ, объяснение, беседа);
  •  практические (упражнения).

Технологии:

  • личностно – ориентированное развивающее обучение;
  • деятельностный подход;
  •  технология уровневой дифференциации;
  •  информационные и коммуникационные технологии;
  •  активные формы обучения (организация работы в малых группах, в парах)
  • здоровьесберегающие (физкультурно-оздоровительные, экологические) технологии;
  •  игровые технологии;
  •  технология проблемного обучения;
  • технология развивающего обучения;

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

  • Текущий (фронтальный и индивидуальный контроль, устный и письменный опрос)
  • Тематический (контрольная, проверочная работы)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При оценивании  работ результат их выполнения не фиксируется отметкой.

Уровни выполнения задания 1

4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово  и название группы («живая природа» или «природа»);

3 уровень –– правильно определено «лишнее» слово, дано неточное название группы ;

2-й уровень - правильно определено «лишнее» слово,  название группы дано неверно или не дано;

1-й уровень – задание не выполнено.

Уровни выполнения задания 2

4-й уровень – верно подведены все частные понятия под  общие

3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено

Уровни выполнения задания 3

4-й уровень – верно подведены частные понятия под два общих («живая природа», «животные»  – волк, щука, комар; «живая природа», «растение» – сосна, ландыш);

3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено.

Уровни выполнения задания 4

4-й уровень – верно подведены все частные понятия под  общие

выбраны 2 правильных ответа: 1 – планета, 2 – звезда;

3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено

Уровни выполнения задания 5

4-й уровень – верно подведены все частные понятия под  общие

3-й уровень – допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень – допущено 3–4 ошибки;

1-й уровень – допущено более 4 ошибок или задание не выполнено

Уровни выполнения задания 6

4-й уровень – дорисованы корень, листья; правильно подписаны все части растения (корень, стебель, лист, цветок);

3-й уровень – допущена 1 ошибка;

2-й уровень – допущены 2 ошибки;

1-й уровень – допущены 3и более  ошибок или задание не выполнено

Уровни выполнения задания 7,8

4-й уровень – даны 2 правильных ответа;

3–2-й уровни – дан 1 правильный ответ;

1-й уровень – задание выполнено неверно.

Тема

Количество

контрольных работ

Количество

практических

работ

Количество

самостоятельных

работ

Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

1

Окружающий мир

1

Подведение частных понятий под общее

1

Знания о своей стране

1

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

     Проверочные работы для тематического контроля взяты из  книги: Контрольные и проверочные работы1-е и 2-е полугодие. Система Л.В. Занкова  / Сост. С.Г. Яковлева самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК

Выбранный учебно-методический комплекс рассчитан на 66 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного общего образования в 1 классе из расчета 2 часа в неделю (продолжительность обучения в 1 классе 33 недели, поэтому добавляем 6 часов в следующие разделы: окружающий мир-2часа, природа-1 час, становление человека-1час, современное человечество-2 часа), что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 6. 10. 2009 года  №373.

Данный УМК включает материалы, необходимые для успешного освоения программы для 1 класса

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Окружающий мир. В 2-х частях

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н

2011

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Рабочая тетрадь для 1 класса

«Окружающий мир»

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н

2011

Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Окружающий мир: природа, общество, труд

7+2

2.

Природа

17+1

3.

Планета Земля

10

4.

Становление человека

8+1

5.

Современное человечество

18+2

Всего часов:

60+6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Подтемы, темы уроков

Количество часов

Сроки

 1б

Элементы

содержания

материала

Вид контроля

Средства обучения

Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 +2 часов)

1. Где мы живем

1

Окружающий мир, объекты природы, объекты, сделанные человеком. Природа родного  края в осенний период

текущий

Учебная литература

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Умение называть окружающие предметы и их признаки.

Умение вступать в диалог.

Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения.

2. Экскурсия. Школа.  

1

Ознакомление с профессиями работников школы

текущий

Учебная литература

Развитие чувства знакомства прекрасного на основе знакомства с культурой.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах.

3.Безопасный маршрут от дома к школе

1

Безопасный маршрут от дома к школе

текущий

Учебная литература, символы дорожного движения

Принятие ценности природного мира.

Умение находить безопасный путь

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

4.Что такое окружающий мир. Экскурсия.

1

Что такое окружающий мир.

текущий

Учебная литература

Принятие ценности природного мира.

Умение наблюдать сезонные изменения в природе.

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

5.Труд людей

1

Значение труда в жизни человека

текущий

Учебная литература, ИКТ

Принятие ценности природного мира.

Умение понимать значения профессий для общества.

Умение договариваться, находить общее решение.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

6. Урок –игра Природа и ее изменчивость

1

Изменчивость природы: изменения в живой и неживой природе в разные времена года. Растительный мир родного края. Мир растений и животных

текущий

Рисунки, индивидуальные карточки с объектами живой и неживой природы

Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение различать предметы и выделять их признаки.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

7. Природа источник знаний

1

Описывать объекты наблюдений с выделением их признаков

текущий

ИКТ

Принятие ценности природного мира.

Умение наблюдать сезонные изменения в природе. Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения.

Умение договариваться, находить общее решение. Умение работать в группах по изучению учебного материала.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Умение адекватно пронимать оценку учителя.

8. Экскурсия. Живая и неживая природа

1

Живая и неживая природа

текущий

Учебная литература

Умение наблюдать сезонные изменения в природе.

9.Проверочная работа по теме «Окружающий мир»

1

Проверка первичных представлений

тематический

Учебная литература

Представления  о причинах успеха в учёбе  

Понимать символы, знаки

Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью

Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров.

Природа (17 +1 часов)

1. Вселенная, или космос. Игра

1

Вселенная, космос, космические тела, значение Солнца для жизни на Земле

текущий

Учебная литература, ИКТ

Способность радоваться успехам одноклассников.

Умение сравнивать и сопоставлять научные сведения с результатами наблюдений.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

2. Земля – планета Солнечной системы

1

Земля как планета Солнечной системы. Причины смены дня и ночи.

текущий

Модель Земли

Осознание ответственности человека за общее благополучие  жизни на планете.

Умение сравнивать и различать объекты.

Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

3.Значение воды на Земле

1

Значение воды на Земле

текущий

Учебная литература, ИКТ

Способность радоваться успехам одноклассников.

Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

4. Значение воздуха на Земле

1

Воздух - газообразное вещество.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание взаимосвязи человеческой  деятельности  и природного мира.

 Умение сравнивать и формировать вывод об условиях, необходимых для жизни на Земле.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

5. Разнообразие природы

1

Разнообразие природы нашей страны, нашей области. Причины этого разнообразия

текущий

Карта полушарий, карточки с растениями и животными разных природных зон

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

6.Знакомство с природой родного края. Экскурсия.

1

Знакомство с природой родного края

текущий

Учебная литература

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

7. Неживая и живая природа

1

Признаки, присущие объектам живой и неживой природы

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение сравнивать и различать объекты живой,  неживой природы и объекты, созданные человеком.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

8.Наблюдение изменений, происходящих в природе. Экскурсия

1

Живая природа. Классификация объектов живой природы

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение классифицировать объекты живой природы

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

9.Царства живой природы

1

Живая природа. Классификация объектов живой природы

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение классифицировать объекты живой природы

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

10.Растения. Строение растений

1

Определять части растений. Описывать и сравнивать растения.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование бережного отношения к труду других людей.

Умение классифицировать объекты живой природы

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

11. Зависимость растений от природных условий

1

Влияние природных условий на растения

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

12.Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

Практическая работа

1

Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

13.Животные

1

Группы животных

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

14. Разнообразие растений и животных

1

 Живая природа, ее разнообразие и изменчивость, ее зависимость от неживой природы

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирования бережного отношения к природе.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

15. Растения и человек

1

Знакомство с разнообразными средами жизни

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.

16. Труд человека

1

Необходимость трудиться, чтобы жить

текущий

Учебная литература, ИКТ

Умение ценить и уважать труд людей.

Умение отвечать на простые вопросы учителя.

Участие в диалоге на уроке.

Развитие умения высказывать свою точку зрения.

17.Красота природы. Бережное отношение к природе.

1

Бережное отношение к природе.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Умение ценить и уважать труд людей.

Умение отвечать на простые вопросы учителя.

Участие в диалоге на уроке.

Развитие умения высказывать свою точку зрения.

18. Контрольная работа по теме «Подведение частных понятий под общее»

1

Тематический

Учебная литература

Представления  о причинах успеха в учёбе  

Понимать символы, знаки

Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью

Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров.

Планета Земля (10 часов)

1. Модели и изображения Земли

1

Модель Земли – глобус, карта (полюсы, экватор, материки, океаны)

текущий

Глобус

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

2. Географическая карта

1

Различные карты (физическая карта полушарий, физическая карта России, карта родного края). Названия карт

текущий

Различные карты

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

3.Тепловые пояса Земли

1

Неравномерное нагревание Солнцем земной поверхности

текущий

Различные карты

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

4.Облик Земли меняется

1

Постоянные изменения на Земле

текущий

Различные карты

Формирование  устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое суждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

5.Разнообразие природы Земли

1

Разнообразие природы Земли

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение различать изученные объекты по названным признакам.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

6.Ориентирование в пространстве и времени

1

Ориентирование в пространстве и времени

текущий

Различные карты

Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

7. Открытие новых земель

1

Путешествие. Значение путешествий в жизни людей

текущий

Карта полушарий

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

8. Появление и развитие жизни на Земле

1

Этапы развития жизни на Земле

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

9.Древние и современные  растения и животные

1

Причины гибели и выживания видов древних животных

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

10. Древняя и современная природа Земли

1

Периоды жизни на Земле, история развития жизни на Земле

текущий

Разрезные карточки

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение различать изученные объекты по названным признакам.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

Становление человека (8+1 часов)                                    

1. Урок-экскурсия в краеведческий музей «История родного края»

1

История родного края

текущий

Учебная литература

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос

2. Растительноядные и хищные животные

1

Животные растительноядные и хищные

текущий

Учебная литература, ИКТ

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

3.Становление человека

1

Становление человека

текущий

Учебная литература, ИКТ

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

4. Человек прямоходящий

1

Прямоходящий человек

текущий

Учебная литература, ИКТ

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

5.Жизнь родом и племенем

1

Родовой строй, община

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

6. Начало оседлой жизни

1

Начало оседлой жизни

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

7. Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки

1

Дикие и домашние животные

текущий

Учебная литература, ИКТ

Установка  на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

8.Земля рассказывает о себе

1

Устанавливать последовательность в развитии живой природы

текущий

Учебная литература, ИКТ

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

9. Мы – часть окружающего мира

1

Место, назначение человека на Земле. Семья

текущий

Учебная литература, ИКТ

 Умение  использовать в общении правила вежливости.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

Современное человечество (18 +2 часов)

1. Общее представление о многообразии стран

1

Общее представление о многообразии стран

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

2. Мы – разные по внешнему виду и по возрасту

1

Получение представлений о родословной

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

3.Семья. Родословная

1

Знакомство с семьями одноклассников

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

4.Особенности жизни людей в разных природных условиях

1

Особенности жизни людей в разных природных

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение проводить сравнение; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

5. Люди живут в разных странах

1

Работа с картой мира

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

6. Обычаи разных народов

1

Разнообразие национальных характеров, обычаев, праздников

текущий

Учебная литература, ИКТ

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

7. На Земле люди живем в разное время суток

1

Разное время на Земле

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

8.Люди разных профессий

1

Знакомство с разными профессиями

текущий

Учебная литература, ИКТ

Осознание ответственности  человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

9.Экскурсия в целях ознакомления с профессиями работников на предприятиях сферы быта.

1

Ознакомления с профессиями работников на предприятиях сферы быта.

текущий

Формирование внутренней позиции школьника на уровне любви к труду.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос

10. Охрана окружающей среды

1

Бережное отношение к природе, экологическая культура поведения

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

11. Россия –любимая наша страна

1

Богатство и уникальность природы России. Географические объекты

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.

12. Коренное население родного края.

1

Коренное население родного края.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос

13.Транспорт и связь

1

Знакомство с различными транспортными средствами

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

14 Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице.

1

Знакомство с правилами поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

15.Богатства Российской Федерации

1

Знакомство с богатством родной природы и её разнообразием

текущий

Учебная литература, ИКТ

Понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.

16. Из истории Древней Руси

1

Быт древних славян, их одежда, жилье, трудовая деятельность

текущий

Учебная литература, ИКТ

Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

17.Жизнь современного человека

1

Электроника, компьютер, микросхемы

текущий

Учебная литература, ИКТ

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Умение рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, контроль на уровне произвольного внимания.

18. Законы современной жизни

1

Различать формы поведения. Понимать необходимость существования правил  в обществе.

текущий

Учебная литература, ИКТ

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

19.Экскурсия по ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице.

1

Ознакомления с правилами поведения на улице

текущий

Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение  слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.

20. Контрольная работа по теме «Знания о своей стране»

1

тематический

Учебная литература

Представления  о причинах успеха в учёбе  

Понимать символы, знаки

Понимать ситуации, когда требуется обратиться к учителю за помощью

Осуществлять действия с учётом выделенных учителем ориентиров.


                                           

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учебе;
  • интерес к учебному материалу;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

-   представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране,  здоровье сберегающем поведении.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения;

-        понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-        проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности

-        оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить со-ответствующие коррективы;

-        первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

-        в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

-        осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

-        понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

-        понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-        анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

-        осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;

-        проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

-        устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-        умению смыслового восприятия познавательного текста;

-        подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая - неживая, животные - растения и т.д.);

-        проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в работе парами и группами;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        принимать другое мнение и позицию;

-        формулировать собственное мнение и позицию;

-        строить понятные для партнера высказывания;

-        задавать вопросы;

-        адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
  • различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

-     сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

-    различать и называть основные части растений;

-    узнавать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

-     использовать иллюстративный определитель растений и животных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

-  описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Человек и общество

Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- определять родственные связи в семье;

- соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

-        оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

-        находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России

-        Москву, свой регион и его главный город.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год

издания

Для учителя (основное)

1.

Окружающий мир. В 2-х частях

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

7-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»,  Издательский дом «Фёдоров»

2011

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Изд. 3. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература»

  2012

Для учителя (дополнительное)

1

Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 1 кл.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Фёдоров»

2009

2

Все предметы начальной школы в викторинах

О.В. Узорова

Е.А. Нефедова

Москва: Астрель: АСТ: Профиздат

2009

Для учащихся (основное)

1

Окружающий мир. В 2-х частях

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

7-е изд., перераб. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»,  Издательский дом «Фёдоров»

2011

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Изд. 3. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература»

  2012

Для учащихся (дополнительное)

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

1

ww.cm.ru электронные учебники

2013

Учебно-методическое обеспечение соответствует требованиям  данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной прогр...

Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по математике для 1 класса по системе Л.В.Занкова

Программа содержит КТП и диагностические работы с учетом требований ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по математике 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по технологии 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...

Рабочая программа по предмету Математика 1 класс по системе Л.В. Занкова

Цель планирования - детально (по темам и урокам) описать планируемые результаты обучения и те виды деятельности, которые приводят к этим результатам....