Игра – соревнование «В мире животных» по окружающему миру (для учащихся 2 – 4 классов)
методическая разработка по окружающему миру на тему
В статье в игровой и занимательной форме даны методические рекомендации для проведения игр и конкурсов по окружающему миру. Основная задача этой работы – не только закрепление пройденного материала в школе и расширение кругозора учащихся, но и развитие познавательного интереса у школьников к жизни животных, к природе.
Представленная разработка может быть использована учителями начальных классов для подготовки внеклассных мероприятий по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – соревнование «В мире животных» по окружающему миру
(для учащихся 2 – 4 классов)
В статье в игровой и занимательной форме даны методические рекомендации для проведения игр и конкурсов по окружающему миру. Основная задача этой работы – не только закрепление пройденного материала в школе и расширение кругозора учащихся, но и развитие познавательного интереса у школьников к жизни животных, к природе.
Представленная разработка может быть использована учителями начальных классов для подготовки внеклассных мероприятий по окружающему миру.
Перед началом игры – соревнования нужно разделить класс на 2 равные по количеству учащихся команды. Можно дать командам названия. Игра состоит из 7 этапов.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру – соревнование, кото-рая называется « В мире животных». Но когда говорят о животных, то многие представляют себе только зверей. А животные – это не только звери. Это ещё и птицы, и насекомые, и рыбы, и паукообразные, и многие другие представители животного мира.[1] На нашей сегодняшней игре нам предстоит выяснить, какая команда больше и лучше знает о мире животных.
Итак, мы начинаем нашу игру, которая будет состоять из 7 этапов.
1 этап. Игра «Найди зверя, птицу, насекомое, рыбу».
На электронной доске появляются слова:
- Астрономия 10. Каркас
- Атеист 11. Комета
- Банка 12. Кожух
- Багаж 13. Мускулы
- Волна 14. Осада
- Дудочка 15. Оттенок
- Зонтик 16. Пион
- Кино 17. Садовод
- Колосья 18. Салон
Ребята, из букв, составляющих слово, вы должны сложить названия зверей, птиц, насекомых, рыб. За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу.
1
Игровое время – 10 минут.
Ответы:
- Сом 10. Рак
- Аист 11. Кот
- Кабан 12. Жук
- Жаба 13. Мул
- Вол 14. Оса
- Удод 15. Енот
- Кит 16. Пони
- Кони 17. Овод
- Лось 18. Слон
2 этап. Викторина «Мир животных».
Ведущий: Ребята, а сейчас начинается 2 этап игры. Я буду задавать вам вопросы зоологической викторины «Мир животных», а вы должны дать правильный ответ на вопрос. За каждый верный ответ команда получает 1балл.
- Назовите птиц, которые не умеют летать, но зато плавают не хуже рыб. (пингвины)
- Как называют дикую свинью? (кабан)
- Как называется древесная лягушка, обитающая в тропических лесах? (квакша)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла)
- Кто из животных строит домики – хатки? (бобры)
- Назовите опаснейшего вредителя картофеля. (колорадский жук)
- Голос какой птички сравнивают со звуком флейты? (иволга)
- У какого животного длинный плоский хвост, мешающий передвижению на суше, а в воде служит прекрасным рулём? (у выдры)
- Назовите самую маленькую птичку на земле. (колибри)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какая птица не обзаводится семьёй, не вьёт гнёзда, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- Какая рыба названа именем человека? (Карп)
3 этап. Подвижная игра «Запомни животных».
Соревнующиеся команды становятся в общий круг и каждый из играющих называет какую – нибудь птицу, зверя, рыбу или насекомое. (Повторений названий животных быть не должно).
Водящий, который находится в центре круга, старается запомнить, как можно больше названий животных, названных ему ребятами, а затем сам называет два или три запомнившихся ему слова.
Названные «животные» должны быстро поменяться местами. Водящий же старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, становится водящим, а прежний водящий, не успевший встать на свободное
2
место, выбывает из игры. Круг становится на одного человека меньше.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется 4 человека, которые получают для своей команды по 2 балла.
Игровое время – 10 минут.
4 этап. Загадки.
Ведущий: Ребята, а сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарай-тесь их отгадать. Тот участник игры, который отгадает загадку правильно, добавит своей команде 1 балл.
- То рыжая, то серая, а названьем белая.
(белка)
- Перепончатые лапки
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он крупный, белый,
Рыболов умелый.
(альбатрос)
- В воде искупался,
А сух остался.
(гусь)
- По горам, по долам,
Ходит шуба, да кафтан.
(овца)
- Сероспинный, красногрудый –
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)
- С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыки дерёт,
А лаптей не плетёт.
(коза)
- Днём спит,
А ночью летает,
Прохожих пугает.
(сова)
- Он в самом омуте живёт –
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(сом)
- Кто в лесу без топоров
3
Строит избу без углов?
(муравьи)
- Не по рыбам,
А сети расставляет.
(паук)
- Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(осёл)
- Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
(комар)
- Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может.
(гусеница)
5 этап. Подвижная игра «Живая пантомима».
Команды встают в две шеренги, одна против другой на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к ведущему.
Ведущий называет какое – нибудь животное, а участники игры должны сделать движение, характерное для данного животного.
Например, ведущий говорит «дельфин», а сам показывает, как летит птица. Ребята в это время должны имитировать плавательные движения.
Кто ошибся, выходит из шеренги. Выигрывает та команда, у которой в строю осталось больше игроков. Каждый оставшийся игрок получает по 2 балла для своей команды.
Игровое время – 10 минут.
6 этап. Игра «Один вопрос – три ответа.»
Ведущий: Ребята, а сейчас всё внимание на электронную доску. На доске появляется вопрос и три варианта ответа. Из трёх предложенных вариантов вы должны выбрать только 1 правильный ответ. Если участники игры выбирают правильный ответ на вопрос, то их команда получает 1 балл, а если они ещё и поясняют свой ответ, дополняют его своими словами, то получают ещё 1 балл. Если участники выбирают только 1 правильный ответ, но при этом не могут его пояснить, то комментарии даёт сам ведущий.
- Зачем страус голову в песок прячет?
а) от страха;
б) разыскивает пищу;
в) освобождается от паразитов.
Ответ: в.
4
Комментарий: Закрыв свои глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с его головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями и принимает настоящие песочные ванны.
- Чем птицы полезны человеку?
а) уничтожением вредителей;
б) пением;
в) как объекты охоты.
Ответ: а.
Комментарий: И поют птицы прекрасно, и общение с ними приятно. Но как узнаешь, что за лето одна сова съедает до тысячи мышей или за несколько дней птенцы одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их личинок, так сразу и понимаешь, что птицы полезны уничтожением вредителей.
- Какая змея гнездо строит?
а) тигровый питон;
б) обыкновенная гадюка;
в) королевская кобра.
Ответ: в.
Комментарий: Своё гнездо королевская кобра строит из специально содранных с бамбука веток и листьев. Оно состоит из двух этажей. Яйца кобра располагает на нижнем этаже, а на верхнем располагается сама. Охраняющая гнездо змея очень агрессивна и часто без предупреждения нападает на человека и животных. Королевские кобры – единственные змеи в мире, которые строят гнёзда для своих яиц.
- Какая птица является чемпионом по нырянию?
а) пингвин;
б) утка;
в) лебедь.
Ответ: а.
Комментарий: Королевский пингвин в поисках пищи может опускаться на глубину до 200 метров и более.
- Кто из млекопитающих самый быстрый?
а) олень;
б) гепард;
в) дельфин.
Ответ: б.
Комментарий: Самый быстрый зверь на Земле – гепард. Это животное развивает скорость до 110 километров в час. Но бежит недалеко. Если сразу не догонит свою жертву, то тут же возвращается в засаду, т. к. быстро устаёт и вынужден часто отдыхать.[2]
- Названия каких животных состоят из двух букв?
5
а) у многих животных;
б) таких нет;
в) они очень редки.
Ответ: в.
Комментарий: Уж, як, ёж.[3]
7 этап. Подвижная игра «Лес, болото, озеро».
Игра – соревнование заканчивается игрой «Лес, болото, озеро».
В классе все участники игры встают в большой круг. А около этого круга появляются ещё 3 круга с названиями «лес», «болото», «озеро». Для более быстрой ориентации играющих в трёх этих кругах необходимо поставить таблички с названиями или рисунками – символами «леса», «болота, «озера».
Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или насекомое и считает до пяти. В это время играющие бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного. Например, в круг, обозначающий «лес», если назван медведь или в круг, обозначающий «болото», если названа птица кулик и т. д. Слово лягушка позволяет встать в любой круг, так как лягушку можно встретить и в лесу, и на болоте, и в озере.
Играющие должны соблюдать следующие правила игры:
- Менять круг, в который прибежал, нельзя.
- Если прибежавший хотя бы одной ногой ступит не в тот круг, он выбывает из игры.
- Тот, кто не успел добежать до круга, тоже выбывает из игры.
Выигрывает та команда, у которой осталось больше игроков. Каждый игрок получает для своей команды 2 балла.
Игровое время – 10 минут.
В конце игры – соревновании «В мире животных» ведущий вместе с участниками игры подсчитывает набранные каждой командой баллы. Команда, которая набрала большее количество баллов получает призы, а проигравшая команда получает поощрительные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...
Занятие по английскому языку в форме игры-соревнованя"Наши друзья-животные"
Занятие по английскому языку в форме игры-соревнования "Наши друзья-животные" , разработаное в 2012 году для детей 2-3 класса, может быть использованно на уроках английского языка при закреплении англ...
Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел
Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....
групповая проектная работа учащихся 1 б класса по окружающему миру "Животные вокруг нас"
План групповой исследовательской работы для учеников 1 - 2 классов. Тема проекта "Животные вокруг нас". Каждому учащемуся дается проблемный вопрос в рабках общей темы, который он рассматривает ч...
Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс
Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...