Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по способу питания, доказывают, что животные - живые существа.
На уроке используется мльтимедийная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект.doc | 181.5 КБ |
Презентация.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 3 (по учебнику Н.Ф.Виноградовой)
Тема: «Животные – живые существа. Классификация животных по
способу питания»
Цели: углубить знания учащихся о разнообразии животных,
классифицировать их по способу питания, доказать, что животные
живые существа;
развивать мышление, память, воображение, речь;
воспитывать любовь к животным и ко всему живому
План
1. Организация класса к уроку.
2. Постановка целей урока и подготовка к работе.
3. Работа над темой урока
- Игра «Живая – неживая»
- Животные – живые существа
- Классификация животных по способу питания
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного
- Задание в тетради
- Кроссворд «Животные»
6. Охрана животных
7. Итог урока
Ход урока
1. Организация класса к уроку.
В перемену отдохнули
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке
Начинается урок.
Тихонечко сначала сядут девочки, а затем мальчики. Сядьте красиво. Урок окружающего мира.
2. Постановка целей урока и подготовка к работе.
Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас много гостей, а во-вторых, нам вновь будет помогать наш друг компьютер.
На сегодняшнем уроке мы как всегда будем изучать окружающий нас мир, ещё раз поговорим о животных, попытаемся доказать самим себе, что животные - живые существа, попытаемся разделить всех животных на группы по способу питания, а также узнаем много нового и интересного.
А чтобы мы лучше слышали, лучше видели, лучше запоминали и соображали:
1) помассируйте правой рукой левый мизинец и наоборот
2) надавите подушечками пальцев на затылок (10 раз)
3) помассируйте мочки ушей
4) откройте третий глаз
С собой мы возьмём хорошее настроение и улыбку. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Я тебе желаю успеха»
3. Работа над темой урока
Итак, как я уже сказала, на этом уроке снова пойдет речь о животных.
- Но, прежде всего, давайте вспомним, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу?
Игра «Живая – неживая»
Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы увидите предмет живой природы, хлопните в ладоши, если неживой – соответственно не хлопайте.
- Итак, что же относится к неживой природе?
- А к живой?
Сегодня нас интересуют животные.
- А кого мы отнесём к животным?
- Что вы знаете о насекомых?
Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие – один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама. .
- О земноводных?
А чем отличаются жабы от лягушек.? (У жаб бородавчатая кожа)
В народе существует убеждение в том, что если взять жабу в руки, то появятся бородавки. Убеждение это ошибочное и вы можете брать их совершенно безбоязненно, если только на руке нет ран или больших царапин. Если жабу вы возьмёте в руку, рука делается мокрой. Это происходит вследствие того, что из кожи у неё выделяется едкая жидкость. Её выделяют желёзки, открывающиеся на вершине бородавок и на том бугре, который находится среди глаз. Жидкость эта служит средством защиты. Жаб не едят ни птицы, и ни какие другие животные именно вследствие их ядовитости.
- О пресмыкающихся?
- О рыбах?
Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.
- О птицах?
Птиц на Земле довольно много – около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.
- О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?
Животные – живые существа
Ой, ребята, с нашим компьютером что-то случилось. Произошёл какой-то сбой. Снова появилась та же таблица. Ну-ка, быстренько проверьте, всё ли так. Ошибка? Где? Докажите, что животные – живые существа.
Давайте исправим ошибку. Теперь всё на своих местах.
4. Классификация животных по способу питания
А теперь, давайте, ребята, поговорим о том, чем питаются животные.
(травой, насекомыми, животными)
Посмотрите на этих животных и подумайте, что у них общего, по какому признаку их объединили в одну группу?
- Как называются животные, которые питаются растениями? (растительноядными)
(Доклад детей о растительноядных животных)
Что за животные изображены на этом снимке?
- Как называются животные, которые питаются другими, более мелкими животными? (хищники)
(Доклад детей о хищниках)
Что вы можете сказать об этих животных?
- Как называются животные, которые питаются за счёт других организмов? (паразиты)
(Доклад детей о паразитах)
Что вы можете сказать об этих животных?
- Животные, которые питаются пищей и растительного, и животного происхождения, называются всеядными.
(Доклад детей о всеядных животных)
Итак, на какие группы мы можем разделить всех животных по способу питания?
- Ребята, а можно ли сказать, что все животные связаны друг с другом?
- Как они связаны?
- Приведите мне пример любой цепи питания.
5. Физкультминутка.
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть животных, а вы будете изображать их. Попробуем. (Медведь, заяц, волк, лиса)
А теперь я буду вас путать: говорить одно животное, а изображать другое. Будьте внимательнее. Изображайте то животное, что я вам назову.
6. Закрепление изученного материала
- Задание в тетради (стр. 20 №57)
Тихонечко садитесь и откройте тетради и выполним №57
Кроссворд «Животные»
А сейчас посмотрите внимательно на экран. Перед вами - очень странный кроссворд. Странный, потому что нет вопросов к нему. Разгадать, что за слова спрятались в нём, нам помогут кроссворды, которые находятся у меня в руке. Кроссворды разного цвета. Количество слов, зашифрованных в них, соответствует количеству клеток того же цвета в нашем большом кроссворде на экране. Есть задания, состоящие всего из 4 слов, а есть задания, состоящие из 7 слов. Вы можете выбрать любое. Если вы правильно разгадаете все слова, то по вертикали в своём кроссворде вы сможете прочесть название того животного, что спряталось на экране в строке соответствующего цвета. Работать будем парами. Как только ваша пара будет готова назвать слово, сигнализируйте мне об этом. Если сможем открыть все слова, то возможно по вертикали, мы тоже сможем прочесть какое-то слово.
Итак, приступаем.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
- Очень трусливое травоядное животное
- Всеядное животное наших лесов
- Насекомое, которое даёт нам мёд
- Пресмыкающееся, которое в минуту опасности может отбросить свой хвост
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
- Травоядное животное, которое даёт нам молоко, но не корова
- Самое прожорливое насекомое
- Мелкое животное, любимое лакомство кошки
- Птица, живущая на болоте, питается преимущественно лягушками
- Небольшая хищная рыба, обитающая в прудах и реках
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
- Рыжая хищница из леса
- Очень трусливое травоядное животное
- Насекомоядная птица – вестник весны
- Птица, которая никогда не высиживает птенцов
- Мелкое животное, любимое лакомство кошки
- Травоядное животное, которое даёт нам молоко, но не корова
- Птица, живущая на болоте, питается преимущественно лягушками
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
1. Самое прожорливое насекомое
- Очень надоедливое насекомое, любимое лакомство лягушек
- Птица, которая никогда не высиживает птенцов
- Самое большое травоядное животное на Земле
- Рогатый лесной красавец
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
- Очень надоедливое насекомое, любимое лакомство лягушек
- Самое прожорливое насекомое
- Птица – санитар леса
- Хищная птица, которая охотится ночью
- Пресмыкающееся, которое в минуту опасности может отбросить свой хвост
- Млекопитающее, живущее в воде
- Мелкое животное, любимое лакомство кошки
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
- Очень трусливое травоядное животное
- Насекомоядная птица – вестник весны
- Насекомое, которое даёт нам мёд
- Рогатый лесной красавец
- Земноводное
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 |
- Всеядное животное наших лесов
- Хищное животное с кисточками на ушах
- Земноводное
- Млекопитающее, живущее в воде
Какое же слово у нас получилось (Молодцы)
7. Охрана животных
Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: « А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?» А почему?
Стихотворение «Все на свете нужны»
Все-все,
На свете,
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
На свете,
На свете нужны.
И это все дети
Запомнить должны!
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Вглядитесь в эти фотографии. И присмотревшись, вы поймете, что даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми
Разве можно не любоваться ими?
Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы – люди! Не убивайте зверей и птиц!»
(Звучит песня Е Мартынова «Лебединая верность») на экране фото лебедей
Удивительно красивая, но очень грустная песня о любви, верности и смерти двух прекрасных птиц, А случилось опять таки эта беда по вине кого? По вине человека.
Я хочу, что б жили лебеди
И от белых стай
Мир добрее стал.
А, чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.
Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.
8. Рефлексия
Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира "Наши помощники- домашние животные" 1 класс
Презентация составлена к уроку с учётом требований ФГОС....
Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)
Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...
план-конспект урока окружающего мира «Растительноядные и хищные животные». 2 класс
Технологическая карта урока «Растительноядные и хищные животные», программа "Окружающий мир" Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова.Цель урока...
Урок окружающего мира по теме "Охрана животных" в 3 классе
технологическая карта урока "Охрана животных"...
презентация к уроку Окружающего мира, по теме "Разнообразие животных" для учащихся 3 класса
презентация к уроку по Окружающему миру, 3 класс по теме "Разнообразие животных"...
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...
Технологическая карта урока окружающего мира "Дикие и домашние животные" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представления об особенностях диких и домашних животных.Планируемые результаты: Предметные:1. Раз...