Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочие программы для учащихся 3 класса, обучающихся по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_po_okr_miru_3_klass.doc509 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

для 3 класса  на 2011 – 2012 учебный год

№ п/п

Тема урока

Количество  часов

Тип урока

Элементы содержания

Элементы

дополнительного

содержания

Общепредметные результаты

Метапредметные,

личностные результаты

Вид

 контроля

Раздел 1. Как устроен мир (6 ч)

1

Знакомство с учебником.

Как устроен мир. Природа.

Разнообразие природы. Значение природы.

1

Комбинированный

Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира. Природа как важнейшее средство жизни человека.

 

Словарь

Биология

Бактерии

Микроскоп

Знать:

-компоненты живой и неживой природы,

 -что человек – часть природы и общества;

 - термины «герб», «флаг», «гимн»;

-что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.

Уметь: 

-называть объекты живой природы.

 -объяснить взаимосвязь  в природе и между природой и человеком

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  народов, культур и религий;

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

- умение уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные  результаты:

-совместно  с  учителем  обнаруживать и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести  «диалог  с автором».

Текущий. Фронтальный опрос

2

Человек – разумное существо

1

Урок объяснения нового материала

Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента.

Словарь:

Психология

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Текущий. Устный опрос.

Практическая работа.

3

Общество. Народы мира.

1

Урок объяснения нового материала

Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия

Словарь:

Народ

Государство

Общество

4

Мир глазами эколога.

1

Комбинированный

Установление и наблюдение   взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок

Словарь:

Окружающая среда

Экология

Знать: 

-о взаимосвязях живых систем и неживой природы;

 -отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.

-взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; Уметь:

пропагандировать знания об охране природы.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий, справочников;

Текущий.

Устный опрос

5

Природа в опасности.

Охрана природы.

1

Комбинированный

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы»

Словарь:

Заповедник

Национальный парк

Текущий.

Устный опрос

6

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Проект

Обобщение знаний; наблюдение за природой

Тематический.

Тест.

7

Тела, вещества, частицы.

1

Урок объяснения нового материала

Разнообразие веществ в окружающем мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта

Словарь:

Тело

Вещество

Частица

Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха 

-о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем  и из чего они произошли.  

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- преобразовывать  информацию,  анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  рассуждать;

-  наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание,  соотнесение  полученных  результатов  с  целью  наблюдения (опыта);

- читать вслух и про себя тексты учебников, отделять новое  от  известного; выделять главное;

Практическая работа

8

Разнообразие веществ.

1

Урок объяснения нового материала

Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами (табл. Р.Т.); обнаружение крахмала в продуктах с помощью йода.

Словарь:

Химия

Крахмал

Кислота

Текущий.

Тест.

9

Воздух и его охрана.

1

Урок объяснения нового материала

Особенности газообразного состояния; состав    воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы»

Словарь:

Кислород

Текущий.

Практическая работа.

10

Вода и жизнь.

Свойства воды.

1

Комбинированный

Вода как главное условие существования жизни на Земле;   изучение свойств воды при помощи опытов.

Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»

Организация  учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды.

Словарь:

Круговорот воды в природе.

Испарение

Твердое, жидкое, газообразное состояния.

Фильтр

Знать:

-свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей;

-что такое круговорот воды в природе. 

- причины загрязнения водоемов

Уметь: 

 -пропагандировать охрану водоемов.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Текущий. Практическая работа.

11

Превращения и круговорот воды.

1

Урок объяснения нового материала

Текущий. Фронтальный опрос. Работа в тетради.

12

Берегите воду! Меры по охране воды.

1

Комбинированный

13

Как разрушаются камни?

1

Урок объяснения нового материала

Составление опорных схем на основе   текста учебника

Знать

 что такое горные породы, и от каких факторов происходит их разрушение.

Текущий. Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа (тест)

14

Что такое почва?

 

1

Комбинированный

 

Постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие»

Словарь:

Плодородие

Знать

-что такое почва, ее состав, происхождение;

-о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека

15

Разнообразие растений.

1

Комбинированный 

Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений.

Словарь:

Ботаника

Знать: 

-разнообразие растений, их характерные особенности.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание

Текущий. Фронтальный опрос.

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Урок объяснения нового материала

Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек

Словарь:

Питание

Дыхание

Знать:

-о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле.

Текущий. Творческое задание.

17

Размножение и развитие растений.

1

Урок объяснения нового материала

Выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений.

Словарь:

Опыление

Уметь:

-рассказывать о разнообразии животных,

-называть их группы; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных,

- особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление  о размножении и развитии растений из семян.

Текущий.

Работа в тетради.

18

Охрана растений.

1

Комбинированный

 

Работа с Красной книгой

Словарь:

Красная книга

Текущий. Сообщения

Тематический

Викторина

19

Разнообразие животных

1

Комбинированный

Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями

Словарь:

Зоология

Земноводные

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

Текущий. Работа в тетради.

20

Кто что ест?

Проект

1

Проект

Классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания

Словарь:

Цепь питания

Знать:

-о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов;

-иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде.

-какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле;

-особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать  с правила сбора грибов;

- знать движение энергии в круговороте веществ в природе;

Уметь:

Текущий.  Работа со схемами.

21

Размножение

и развитие животных.

1

Комбинированный

Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница»

Словарь:

Личинка

Куколка

Малёк

Головастик

Текущий. Работа

со схемами.

22

Охрана животных

1

Комбинированный

Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны)

Словарь:

Красная книга

Текущий. Сообщения.

24

В царстве грибов

1

Урок объяснения нового материала

Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора

Словарь:

Грибница

Съедобные несъедобные грибы

Тематический. Тест.

25

Великий круговорот жизни

Обобщение, повторение и систематизация изученного материала

.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

1

Урок объяснения нового материала

 

Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала.

Словарь:

Производители

Потребители

Разрушители

-бережно относиться к природе. 

-самостоятельно  работать с тестовыми заданиями.

Личностные результаты:

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формированию ценностных ориентаций младшего школьника.

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни,

Текущий. Фронтальный опрос.

Тематический

Тест

Мы и наше здоровье (10 часов)

26

Организм человека. Экскурсия в кабинет врача.

1

Комбинированный 

Знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье»

Словарь:

Система органов

Анатомия

Знать: 

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-основные органы чувств, правила гигиены органов чувств.

Метапредметные  результаты

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий,

- слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения.

Текущий.

Фронтальный опрос.

27

Органы чувств

1

Урок объяснения нового материала

Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств

Словарь:

Обоняние

Осязание

Текущий. Работа по таблице.

28

Надёжная  защита организма

1

Комбинированный

Путём наблюдения установить свойства  кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы  

Словарь:

Ушиб

Ожог

обморожение

Знать: 

правила личной гигиены

Иметь представление 

о коже как покровном органе;

Уметь ухаживать за кожей.

Текущий.

Фронтальный опрос.

29

Опора тела и движение

1

Урок объяснения нового материала

Обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку

Словарь:

Осанка

Скелет

Мышцы

Опорно-двигательная система

Знать

строение и значение опорно-двигательной системы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

установка на безопасный, здоровый  образ жизни

Метапредметные  результаты:

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

Тематический. Тест.

30

Наше питание

Проект « Школа кулинаров»

1

Комбинированный

Роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов

Словарь:

Белки

Жиры

Углеводы

Пищеварит. Система

Знать

о пищеварительной системе человека.

Текущий. Практическая работа.

31

Дыхание и кровообращение

1

Урок объяснения нового материала

Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Текущий. Работа с таблицами, схемами.

32

Умей предупреждать болезни.

Здоровый образ жизни.

 

Комбинированный

Обсуждение условий здорового образа жизни

Словарик:

Инфекционные

болезни

Аллергия

Закаливание

Знать:

- правила здорового образа жизни

Тематический.

Тест.

33

Обобщение, повторение и систематизация изученного материала

1

Урок

повторения

и обобщения  

Обобщение изученного материала, подготовка к проверочной работе

Уметь

- выстраивать свои высказывания, приводить примеры, обобщать

Текущий.

 Работа в группах.

34

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

Урок  контроля УУД

Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Метапредметные  результаты

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,

 -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

Итоговый. Тестирование.

35

Презентация проектов

Наша безопасность (7часов)

36

Огонь, вода и газ.

1

Урок объяснения нового материала

Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; работа со схемой эвакуации из класса (школы)

Словарь:

Диспетчер

МЧС

Знать: 

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;

- правила противопожарной безопасности.

- названия дорожных знаков;

 -представителей ядовитых растений,

Съедобных и несъедобных грибов

Уметь: 

-выполнять правила личной безопасности;

- отличать съедобные грибы от несъедобных

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни.

Метапредметные  результаты

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

Текущий. Работа

со схемами. Практикум.

37

Правила безопасного поведения на дорогах

1

Урок объяснения нового материала

Работа с учебником; дополнение сведений из других источников

Текущий. Викторина.

Практическая работа.

38

Дорожные знаки. Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

1

Комбинированный 

Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы

Словарь:

Предупреждающие

Запрещающие

Предписывающие

Информационно-указательные дорожные знаки

39

Проект «Кто нас защищает»

1

40

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Опасные явления природы.

1

Комбинированный 

Организация групповой работы; работа с текстом учебника, обобщение и выводы по теме урока

Текущий. Работа в тетради.

41

Природа и наша безопасность

1

Комбинированный 

Работа с таблицами, энциклопедиями, сообщения детей, обсуждение в группах

Знать:

 -что такое «экологическая безопасность»

Уметь:

 -высказывать своё мнение,  пропагандировать экологические знания;

 - самостоятельно применять знания и умения на практике

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни.

Метапредметные  результаты

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников, тестовые задания

Текущий. Работа с разными  печатными источниками.

42

Экологическая безопасность

Тест.

1

Урок объяснения нового материала

Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды

Словарь: 

Эколог

Прогноз

Текущий.

Экоигры.

Чему учит экономика (12 часов)

43

Для чего нужна экономика.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий

Словарь:

Экономика

Потребности

Товары

Услуги

Знать:

-понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»;

- о роли природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике

Личностные результаты:

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные  результаты

-преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

Текущий. Фронтальный опрос.

44

Природные богатства и труд людей- основа экономики.

1

Урок объяснения нового материала

Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения

Словарь:

Капитал

Труд

Знать:

-понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»;

- о роли природных богатств в экономике;

- названия полезных ископаемых

Уметь:

 - отличать полезные ископаемые друг от друга

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные  результаты

-совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников;

- работать  с  простейшими  моделями  для  описания  свойств  и  качеств изучаемых объектов.

Текущий. Работа в тетради.

45

Полезные ископаемые

1

Комбинированный

Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи

Словарь:

Месторождение

Геолог

Текущий. Работа с коллекцией.

46

Растениеводство.

1

Урок объяснения нового материала

Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями. Растениеводство в Пермском крае.

Словарь:

Отрасль

Растениеводство

Уметь: рассказывать об особенностях растениеводства

Текущий. Работа с гербарием.

47

Животноводство.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с отраслями животноводства (в том числе в Пермском крае)

Словарь:

Животноводство

Уметь: рассказывать об особенностях животноводства

Тематический. Тест.

48

Какая бывает промышленность..

1

Урок объяснения нового материала

Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность Пермского края

Знать:

основные отрасли сельского хозяйства и промышленности

Текущий. Фронтальный опрос.

49

Проект «Экономика нашего края»

1

50

Что такое деньги?

1

Комбинированный

Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон

Словарь:

Бартер

Деньги

Зарплата

Знать:

о роли денег в экономике

Личностные результаты:

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование  самостоятельности   и личной ответственности  за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

Метапредметные  результаты

-совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

Текущий. Работа в тетради , с коллекцией

51

Государственный бюджет

1

Урок объяснения нового материала

Элементарное знакомство с  функционированием государственного бюджета.

Словарь:

Бюджет

Доходы

Расходы

Налог

Знать:

- основные понятия  государственного и семейного бюджета;

- о взаимосвязи экологии и экономики;

 -изученный материал

Уметь:

- составить простой семейный бюджет;

- применять знания и умения на практике;

- доказывать свою точку зрения в споре с оппонентом

Текущий. Беседа.

52

Семейный бюджет.

1

Комбинированный

Составление семейного бюджета; работа с пословицами

Словарь:

Стипендия

пенсия

Текущий.

Практическая работа

53

Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

1

Урок - игра

Решение проблемных задач; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом

Словарь:

Экологическая катастрофа

Экологический прогноз

Текущий. Дискуссия.

54

Обобщение и систематизация знаний.

1

Урок

повторения

и обобщения  

Организация групповой работы (промышленники и экологи)

Тематический. Тест.

56

Проверка

знаний и умений

1

Урок  контроля УУД

Проверка знаний по изученным темам.

Итоговый. Тест.

Путешествие по городам и странам

57

Золотое кольцо России.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой

Знать: 

- некоторые города России, их главные достопримечательности; - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Уметь: 

- показывать на карте города России, страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы; культур, народов;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные  результаты –ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание

Текущий. Работа с картой.

Фронтальный опрос. Тест.

58

Москва – столица России

1

Комбинированный

Знакомство с   достопримечательностями Москвы

59

Проект «Музей путешествий»

1

Проект

60

Наши ближайшие соседи

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия»

Словарь:

Сухопутные

границы

Морские

границы

Текущий.

Работа с картой

61

На севере Европы.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечательностями

Словарь:

Скандинавские страны

Гейзер

Фьорд

 Знать: 

- страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);

-страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);

- изученный материал за год

Уметь: 

- страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы

Текущий. Работа с картой.

Фронтальный опрос.

62

Что такое Бенилюкс?

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом

Словарь:

Дамба

63

В центре Европы.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран

Словарь:

Фиакр

Текущий. Работа с картой. Тест.

.

64

Путешествие

по Франции  и Великобритании.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Францией, Великобританией; достопримечательностями

Знать: 

- страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);

-страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);

- изученный материал за год

Уметь: 

- страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы;

- применять полученные знания на практике

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы; культур, народов;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные  результаты - ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание;

- договариваться  с людьми: выполняя  различные роли в  группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

65

На юге Европы.

1

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием

Текущий. Работа с картой.

Фронтальный опрос. Тематический. Тест.

66

По знаменитым местам мира

1

Комбинированный 

Ознакомление с мировыми достопримечательностями

67

Проверим себя и оценим свои достижения за год

1

Урок  контроля УУД

Урок повторения

и обобщения

Проверка знаний и умений за учебный год

68

Милый сердцу край. Летние проекты.

1

Урок – игра

Организация групповой работы промышленность, сельское хозяйство, экономика, достопримечательности Пермского края

Окружающий мир

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

21Тематический план

3 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Как устроен мир

6

1

1

Эта удивительная природа

18

2

6

3

Мы и наше здоровье

10

2

2

Наша безопасность

7

1

1

Чему учит экономика

12

3

2

Путешествие по городам и странам

15

3

Итого

68

4

11

12

Содержание тем учебного курса

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (22 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (11 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

3 класс

Экскурсии:

Природа, ее разнообразие.

Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.

Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Дорожные знаки в окрестностях школы.

Практические работы:

Тела, вещества, частицы.

Состав и свойства воздуха.

Свойства воды.

Круговорот воды.

Состав почвы.

Размножение и развитие растений.

Знакомство с внешним строением кожи.

Подсчет ударов пульса.

Полезные ископаемые.

Знакомство с культурными растениями.

Знакомство с различными монетами.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

3 класс

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Список литературы

Литература для учащихся:

  • Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2007
  4. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004
  • Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО
  3. Муковникова О. Г. Природоведение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  4. Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...