Урок окружающего мира "Животные леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира "Животные леса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotn._mir_lesov.pptx | 2.38 МБ |
urok_37.docx | 57.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разгадай кроссворд г 1 2 3
Тема урока: «Животные леса» Подготовила учитель начальных классов Бакланова А.Т
Животные Звери Птицы Земноводные Пресмыкающиеся Насекомые
БУРУНДУК У него в полосках спинка, Хвостик лёгкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла ….
ЁЖ Фыркает четвероножик . Маленький, колючий….
СОБОЛЬ В природе он в тайге живёт, Не царствует там тополь. Где хвойный лес, сосна растёт, Мелькнёт красавец …
РЫСЬ Живет она в глухих лесах, На ушках – кисти, при усах. Большая кошечка, однако, Размером, прямо, как собака. Такой уже не скажешь: «Брысь!». А это значит: кошка -…
ЗАЯЦ Трусишка этот летом серый Ну а зима придёт – он белый.
ВОЛК По лесу серый хищник ходит На зайцев ужас он наводит.
КАБАН Любитель жёлуди искать И спинку о корягу почесать…
МЕДВЕДЬ Большой, коричневый, лохматый Он неуклюжий, косолапый…
ЛОСЬ Он длинноногий и рогатый. Говорят о нём : сохатый.
ЛИСА Вот так рыжая плутовка! След свой заметает ловко…
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему: "Животные леса"
Тема: Животные леса.
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по теме «Животный мир зоны лесов»;
- развивать познавательный интерес и творческую активность,
- развивать умение работать в группах;
- воспитывать любовь к Родине, доброе отношение к природе;
- воспитывать уважение друг к другу.
Задачи урока:
1. Расширить знания о животных, природе.
2. Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь к “ братьям меньшим”.
Оборудование урока:
Презентация, музыкальное сопровождение «Звуки леса», материал для творческой работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока.
-Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, давайте выполним задание «Дополни…»
Животные-живые существа
-О ком сегодня пойдёт речь? (о животных)
-Верно, но это ещё не всё. Мы отправляемся в путешествие, а куда определите сами, разгадав кроссворд. (в лес)
3. Работа по теме.
-Давайте поиграем. « Царства животных».
-На какие «царства» можно разделить всех животных (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые). Молодцы!
-Прослушайте стихотворение С.Погореловского, которое прочтёт ученица нашего класса (А.Дереновская).
(стихотворение С. Погореловского “Лес”)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
- Как автор относится к лесу?(Любит, загадка для него)
- И сейчас мы отправимся с вами на прогулку в лес.
- Садитесь поудобней…. Закройте свои глазки и представьте, что мы с вами оказались в лесу, который пробуждается от зимнего сна….Постарайтесь быть очень внимательными и наблюдательными, прислушивайтесь к каждому лесному звуку…….
Учитель читает …..
Закончились суровые морозы……..
Идти по тоненькой тропинке, забывая обо всем, растворяясь в величественной красоте весеннего леса – настоящее удовольствие. В лесу уже растаяли последние островки снега. Под весенними лучами солнца выделила пар земля. Включить «Звуки весеннего леса» .
Солнечные зайчики заиграли на лужайке, они будто хотят рассказать всему живом в лесу, что время просыпаться.
Просыпаются деревья…. Пахнет смолистыми почками, хвоинками, корою деревьев. Тишина восхищает нас. Мы стоим неподвижно, словно ждем чего-то….. Прислушайтесь…… Птицы…. Как много в весеннем лесу значит заливистый щебет птиц, которые приносят на своих крыльях весну и тепло….. Наконец-то они вернулись, и теперь могут своим пением сделать прогулку по весеннему лесу еще лучше и приятнее. Поют дрозды. Тонко пищат рябчики,.. Пёстрый дятел принялся за работу……. Громко кукует кукушка….. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу…..
- Вот теперь возвращаемся в класс … Открываем глазки……
- Как вам первая прогулка по весеннему лесу?
- Какие звуки вы услышали?
Работа в группах.
- Чтобы воссоздать тот образ леса, который вам представился….
- Положите перед собой лист бумаги с фоном. Из (1) конверта достаньте изображения деревьев, фигурки тех птиц, о которых услышали в рассказе... Создайте свою картину, приклеив фигурки на листе….
- Какие деревья не должны были появиться в вашей картине? Почему?
- Молодцы! И мы продолжим своё пребывание в гостях …
5. Физминутка:
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись!
Наклонись и повернись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
- Наиболее яркие представители животного мира сегодня, увидев вас у себя в гостях, готовы поведать маленькие тайны из своей жизни.
В лесу таёжном, в тишине,
Прислушиваясь к голосам,
Мы различаем пенье птиц…
Вокруг… творятся чудеса:
Лисицы, белки и ежи,
Жуки, хорьки и волки,
Живут на разных "этажах",
Скрываясь за иголки….
Лес прячет .. жителей своих -
Для них он лучший дом.
Животный мир - не для людей,
И мы чуть-чуть побудем в нём...! (М.Аксариди)
Дети в группах готовили рассказ о животном по плану:
1. Особенности внешнего вида.
2. Чем питается?
3. Как охотится?
4.Что узнали интересного про это животное?
Работа групп. «Домашнее задание»
- (1) И первый, кто расскажет нам о себе, очень большой любитель вкусненького. Он любит полакомиться семенами шишек, в особенности орешками кедровых шишек.
У него в полосках спинка,
Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла ……. (бурундук) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Бурундук
Я - зверек немного меньше белки. Задние ноги чуть длиннее передних. Хвост менее пушист, чем у белки.
Я – бурундук, предпочитаю жить в хвойных лесах на опушках, в кустарниковых зарослях, везде, где есть валежник. Я хорошо лазаю, и прыгаю по деревьям как вверх, так и вниз головой. Однако большую часть времени провожу на земле, нередко в норе, которую строю под корнями деревьев или буреломом. Нора часто имеет две камеры. Одна из них гнездовая, а другая кладовая - здесь припасена пища на весну. Питаюсь кедровыми орешками, хвоей, травянистыми растениями, а также поедаю насекомых и мелких позвоночных животных. Примерно с середины лета начинаю собирать корм (семена, зерна), запасая его впрок. Зиму провожу в спячке. Пробуждаюсь в начале весны, когда растения еще прикрыты снегом. Вот тут и выручают запасы, заготовленные с осени.
(2) Фыркает четвероножик.
Маленький, колючий…. (ёжик) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Я - Ёж небольшой зверек, веду одиночный сумеречный, образ жизни: днем сплю, свернувшись в клубок, а ночью брожу в поисках корма. А пищей мне служат дождевые черви, жуки, мышевидные грызуны, птицы, их яйца и птенцы. Я смело нападаю на гадюку и всегда выхожу победителем в схватке с ней. Осенью охотно поедаю ягоды, желуди и сочные плоды.
Есть у меня и враги, от которых не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так во время ночной охоты на меня успешно нападает филин. Нет спасения и от лисицы, которая осторожно подкатывает меня лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку и я расправляю спину, вытягиваю мордочку и плыву к берегу, где меня уже поджидает лиса...
(3) В природе он в тайге живёт,
Не царствует там тополь.
Где хвойный лес, сосна растёт,
Мелькнёт красавец ……(соболь) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Соболь
Я- соболь. Основное местообитание — глухая и темная тайга с преобладанием кедра, ели и пихты. Селюсь также в горных лесах таежного типа. Везде веду оседлый образ жизни, придерживаясь определенного индивидуального участка, который покидаю в самом крайнем случае.
В дневное время плохо вижу, и держусь неуверенно, зато ночью обнаруживается большая ловкость. В случае необходимости могу нырять в снег и двигаться в его толще.
Выхожу на охоту обязательно пробегая по каждому лежащему на моём пути стволу упавшего дерева, обследуя вывернутые корни, рытвины, где нахожу норы мышевидных грызунов, которые составляют мою основную пищу. Кроме того нападаю на различных наземных птиц и зверьков (например, на бурундуков, зайцев), а также не брезгую ящерицами, лягушками, насекомыми, моллюсками. Летом я поедаю различные ягоды (голубику, рябину, черемуху, шиповник). Большое место в питании занимают кедровые орехи.
Живу в неволе 15—18 лет.
(4)Живет она в глухих лесах,
На ушках – кисти, при усах.
Большая кошечка, однако,
Размером, прямо, как собака.
Такой уже не скажешь: «Брысь!».
А это значит: кошка -…(РЫСЬ) - слаид
Слайд + рассказ ученика.
Рысь.
Я - рысь живу в таёжной зоне от Скандинавии до берегов Тихого океана. Хорошо лазаю по деревьям, прекрасно плаваю, и уверенно чувствует себя на земле. Высокие ноги, сильное туловище, острые зубы и превосходно развитые органы чувств делают меня опасным хищником. Я охочусь на птиц, мелких грызунов, реже — на небольших копытных, а иногда на лисиц, домашних животных, забираюсь в стада овец и коз.
(5) Трусишка этот летом серый
Ну а зима придёт – он белый. (заяц) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Заяц-беляк
Я - заяц-беляк обитаю в тайге и смешанных лесах; предпочитаю еловые участки с лиственным подлеском и травяным покровом. Передвигаюсь прыжками. Более длинные задние ноги позволяют мне делать большие прыжки и скрываться от преследователя. К зиме мои лапы обрастают шерстью, которая увеличивает их общую поверхность и предохраняет ноги от увязания в рыхлом снегу.
В сумерки и ночью я питаюсь: летом поедаю травянистые растения, грибы, а зимой - мелкие ветви и кору деревьев, кустарников.
(6)По лесу серый хищник ходит
На зайцев ужас он наводит. (волк) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Волк
Я - волк - это крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Охочусь за крупной добычей: дикими копытными (кабанами, лосями и др.). Успешно ловлю зайцев, мелких грызунов, птиц, поедаю падаль. Мы охотимся не в одиночку, а сообща. В поисках добычи бродим стаями по 10-15 особей. В состав стаи входят старые волк, волчица и их дети из последнего и прошлогоднего выводков.
Зимой в поисках добычи мы рыщем по открытым пространствам, совершая суточные переходы на расстояния до 50 км. Бегаем друг за другом, ставя лапы точно след в след, так что кажется, будто пробежал всего один зверь.
(7) Любитель жёлуди искать
И спинку о корягу почесать… (кабан) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Кабан
Я - кабан - крупное животное.
Живу в лесах, по берегам лесных рек и озер. Мы кабаны держатся стадами, иногда состоящими из нескольких десятков животных. Мы активны преимущественно ночью, а днем спим под защитой деревьев или в зарослях кустарников и высокотравья. Я - всеядный зверь потребляю не только клубни, корневища, корни различных растений, орехи и семена, но и животные корма: дождевых червей, насекомых, мелких позвоночных. В поисках корма могу перерыть большой участок земли.
(8) Большой, коричневый, лохматый
Он неуклюжий, косолапый… (медведь) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Я - бурый медведь
Излюбленные места обитания - таежные хвойные леса, реже - лиственные леса с обильным буреломом. Хотя с виду я неуклюж, в действительности очень подвижный и ловкий: могу быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, осторожно подкрадываться к добыче. Я активен в сумерки, а днем скрываюсь в глухих местах леса и только вечером выхожу на охоту. Питаюсь птицами, мышевидными грызунами, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень люблю мед, иногда прихожу за ним на пасеку. При случае нападаю на лосей, кабанов, северных оленей.
Моё присутствие в местах обитания выдают следы в виде потертостей, царапин, задиров, сделанных на стволах деревьев.
Зиму провожу в берлоге в состоянии сна. Берлогу устраиваю в сухом месте, в углублении под буреломом, в расщелинах скал.
(9) Он длинноногий и рогатый.
Говорят о нём : сохатый. (лось) – слаид.
Слайд + рассказ ученика.
Я - лось
Лось - типичный лесной зверь. Очень ловок и быстр в движениях, могу проходить самые топкие болота, распластав передние ноги. У меня хорошо развиты слух и обоняние, а зрение слабое.
Летом питаюсь сочными болотными растениями, молодыми побегами деревьев, листьями кустарников. Зимой употребляю исключительно веточный корм - ветки ивы, рябины, осины и березы. В это время мы обычно держимся вместе по две-четыре особи, иногда (правда, довольно редко) собираемся в более многочисленные группы. На снегу оставляю след, состоящий спереди из отпечатков крупных копыт, а сзади из небольших ямочек от «копытец» - двух укороченных пальцев.
Главные мои враги - волки. При их нападении обороняюсь ударом ногой вперед. Таким же приемом способен даже отогнать медведя. Я - ценное промысловое животное, от меня получают вкусное и питательное мясо и ценные шкуры.
(10) Вот так рыжая плутовка!
След свой заметает ловко… (лиса) – слаид.
Рассказ ученицы
Я - лисица
Обитаю на различных участках леса. Передвигаюсь обычно легкой рысцой. Следы мои располагаются строго по прямой линии. В случае опасности перехожу на галоп и могу делать прыжки длиной свыше 4 м. Летом моя пища более разнообразна - я кормлюсь также насекомыми, ягодами, плодами различных растений.
А основной пищей служат мне мышевидные грызуны (мыши, полевки и др.). Очень своеобразна охота на мышей в зимнее время, так называемое «мышкование».
Создание пейзажа «Жители леса».
- Мы совершили увлекательное путешествие ….. Чуть-чуть смогли заглянуть в жизнь животного мира…..
- Вспомните всех гостеприимных хозяев леса, которые повстречались вам во время путешествия …. Найдите их изображения во (2) конверте
и закончите свою картину ...
Все детали вашей картины приклейте на лист.
Дети работают под сопровождение «Звуков леса».
Выставка работ групп.
8. Обобщение.
- Нужны ли лесу животные? Почему? (Ответы детей)
- Можно ли сказать, что человек и лес это единое целое?
Предлагается ситуация.
- Могут ли люди жить без природы и леса? На этот вопрос один старшеклассник ответил так: “Сейчас нет! Но пройдет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и смогут жить без природы и леса”. Прав ли он?
(По ходу ответов детей на доске появляется запись)
9. Итог урока.
- Итак, с какими животными мы сегодня познакомились поближе? (Ответы детей)
Большое вам спасибо за то, что вы хорошо поработали дома и сделали интересные сообщения в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"
Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесной зоны."...
Весна в лесу (экскурсия по лесу)
Разработка урока по теме "Весна в лесу". Виртуальная экскурсия по лесу (презентация)...
Экологическое мероприятие к Дню леса для учащихся начальных классов “Без леса не было бы жизни на земле”
Мероприятие помогает обобщить и расширить представление детей о лесе и его значении; воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект проведени урока-игры "Поле чудес" по теме: "Кто в лесу живёт, что в лесу растёт".
Данный материал поможет учителю провести увлекательный урок закрепления материала по теме "Лес". Можно использовать материал и для проведения внеклассного мероприятия....
Растения и животные леса. Охрана лесов. Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Показать красоту родной природы. Раскрыть экологическую проблему, учить детей быть ответственными за свои поступки. Формировать культуру поведения в природе. Прививать любовь к природе, желание о ней ...