план-конспект урока "Равновесие в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Еремина Ирина Геннадьевна

Окружающий мир, программа "Школа 2100", 1 класс, Урок "Равновесие в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Окружающий мир 1 класс.

Образовательная программа «Школа 2100».

Тема «Равновесие в природе».

Цели:

  1. Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое.
  2. Научить находить взаимосвязи в природе.
  3. Воспитать бережное отношение к природе.

1. Постановка проблемы.
Скажите,что изображено на рисунке (Весы)  (приводим весы в равновесие) .А как вы думаете, что такое природное равновесие? (ответы детей фиксируются на доске).

Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

Тема нашего урока- «Равновесие в природе» .

Слайд №3-5

Вопросы урока

  • Что такое «равновесие»?

Равновесие – это баланс, уравнивание предметов.

  • Что  означит словосочетание «равновесие в природе»?
  • Серьёзные проблемы
  • Сегодня будем мы решать –
  • Наблюдать, анализировать, рассуждать.
  • На такой вопрос нам
  • предстоит найти ответ:
  •      «Равновесие  в природе – это
  •      очень важно  или нет?»

2. Актуализация знаний.

У. - Для того, чтобы найти ответ на наш вопрос, давайте вспомним, что мы уже знаем  о природе.

Слайд №6

Какая бывает природа? (живая и неживая)

Слайд №7-8

Назовите свойства живых организмов.

Д. - Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

У. - Чем отличаются животные от растений?

Д. - Животные подвижны, а растения - не передвигаются. Животные питаются растениями и животными, а растения - солнцем и водой. Растения создают кислород, а животные их поглощают.

Учебник  стр.58 первый вопрос

Слайд №9

Для чего нужны растения?

  • Растения насыщают воздух кислородом.
  • Растения – пища для растительноядных животных.
  • Благодаря растениям на Земле   появились и существуют животные.

(чтение в учебнике, стр.58)

Слайд №10

А кто же питается растениями? (травоядные животные, насекомые.) Представим , что мы на лугу. Каких животных вы видите? Как они связаны между собой?  Животные, которые питаются готовой пищей называются- «едоками»

Слайд №11

( Вопрос, учебник с.58) Кто же поедает животных, когда их становится слишком много? Посмотрите на луг. Какое животное здесь появилось?

Как вы думаете, какие животные чаще попадаются хищникам?

Слайд №12

У. - Какие животные чаще достаются хищникам на обед?

Д. - Больные и слабые.

У. - Зачем нужны хищники?

Д. - Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много.

У. - Верно. Они съедят все растения  и погибнут от голода.

Слайд №13-14

Учебник стр.59

У. - Что происходит с умершими организмами?

У. - Найдите ответ в учебнике.

Итак, если растения сами производят себе пищу для роста, животные питаются растениями и другими животными, после того как живые организмы умирают, они попадают в почву и их перерабатывают микробы , получаются питательные вещества для растений и все начинается заново, то есть (слайд) какой вывод можно сделать? В природе все взаимосвязано.

Слайд №15

"Растения обиделись на животных и ушли от них.

 Что было дальше?"

Мы сказали, что в природе все связано, а что будет если:
- Не станет растений….
- Погибнут все хищные животные…
- Исчезнут травоядные…
- Исчезнут все почвенные микробы???
Можно ли считать одних животных вредными, а других полезными?

Слайд №16 + учебник стр.60

Где живут изображенные на рисунках звери?

4. Первичное закрепление знаний.

Рабочая тетрадь, стр.60 №2

У. - Задание 2. Раскрасьте те живые организмы, без которых не может существовать луг.

Самостоятельная работа детей с проверкой.

Слайд №17

Словарь

С.И. Ожегова

«Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь»

Слайд №18-19-20-21-22 + стр. уч.61

Игра «Хорошо или плохо»

У. - Человек должен нарушать это равновесие?

Д. - Нет, т.к. если не станет чего-то одного в цепочке, не станет равновесия в природе и многое погибнет.

У. - По причине уничтожения человеком растений и животных, в мире стало много редких зверей, птиц, рыб, цветов и  деревьев. Другие оказались "бездомными", потому что люди заняли их места обитания.

У. - Куда попадают растения и животные, которым грозит вымирание? Найдите ответ в учебнике.

Д. - Они попадают в "Красную книгу". (Слайд 11)

У. - Как вы думаете, почему она так называется?

Д. - Красный цвет означает "осторожно".

4. Рефлексия.

У. - Сделайте экологический  вывод урока.

Д. - Если не беречь природу, растения и животные исчезнут навсегда. Нужно беречь природу.

У. - Человек может создавать роботов, летать на Луну. Но ни одно живое существо нельзя сделать на заводе или в лаборатории. Нужно беречь то, что у нас есть.

У. - А как вы можете сберечь природу?

Высказывания детей.

У. - А как вы можете ей помочь?

Высказывания детей.

Мастер-класс

«Активизация мыслительной деятельности первоклассников»

(моё выступление на мастер-классе)

Одна из трудных тем для понимания в 1 классе – «Равновесие в природе».

После работы с демонстрационными таблицами, материалом учебника и схемами пищевых цепей создаём модель равновесия в природе на нашей планете Земля, где каждая связь – это ленточка.

У. Помогите мне, пожалуйста, встаньте в круг (приглашается группа детей). Назовите любой объект живой природы

Д. Дуб. Клевер. Черёмуха.

У. Это растения. Без чего не могут жить растения?

Д. Растения не могут жить без воздуха.

     (Натягиваем ленточку)

     Растение погибнет без воды.

     (Натягиваем ленточку)

У. Кто ещё не сможет жить без воды? 

Д. Животные не смогут существовать без воды.

     Животным нужен воздух.

     Из растений вырабатывается кислород.

     Растениям необходим свет.

     Животным нужно солнце.

     Растениями питаются растительноядные животные.

     Одни животные питаются другими животными.

    Для мелких почвенных животных нужны умершие организмы.

         (Обозначаем каждую названную связь ленточкой) 

У. (кладёт мяч-глобус на переплетённые ленты) Эти связи существуют на нашей планете Земля.

      Что произойдёт, если нарушится  хотя бы одна связь? (ослабить ленточку)

Вывод:  нарушается природное равновесие

Дальше на уроке идёт обсуждение, как вести себя человеку в природе, чтобы сохранить природное равновесие.

Слайд №23

Рисунок34 Рисунок35

Видео «Природа и животные»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Осень пришла. Изменения в природе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: Осень пришла. Изменения в природе. 2классУчебник "Окружающий мир" 2 класс А.А.Плешаков М.-Просвещение 2011...

План-конспект интегрированного урока "Картины зимней природы"

Интегрированный урок чтения, ИЗО и музыки в 3 классе по теме "Картины зимней природы"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Живая и неживая природа весной". 2 класс. "Школа России "

Урок разработанв соответстии с требованиями ФГОС, в разработку конспекта включены  названия используемых ЭОР...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План-конспект урока по музыке "Природа и музыка"

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.Цель: Показать способность музыки «рисовать» картины природы. Слушание произведений П.И. Чайковского из цикла «Осень», «Зим...

План-конспект урока по миру природы и изобразительному искусству "Волшебные краски"

Знакомство детей с миром творчества, развить навыки рисования в разных техниках. Задачи:продолжить знакомство детей с красками, цветами, освоение новой техники рисования – пальцами;развить ...

План-конспект занятия на тему "Природа-дар Земли" Кривова И.Ю. ГБОУ СОШ №493

Цели занятия по теме: «Природа – дар Земли»  :        Углубить представления учащихся  о ценности природы для человека и роли человека в сохранении...