Растительноядные и хищные животные
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Филимон Ирина Петровна

Урок окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnoyad._i_khishchniki.docx217.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема:       Растительноядные и хищные животные

Цели:       обучение умению различать животных в зависимости от способов      питания.

Задачи:    Сформировать у детей понятия хищное и растительноядное животное.

Учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Развивать умение отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и с учителем.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:   с животными ,

,

презентация,  

компьютер,

интерактивная доска,

солнышки и тучки для релаксации,

   листы с текстом о еже,

Ход урока

  1. Орг.момент  Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

Каждый день - всегда, везде,

На уроках и  в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Загадки:

Слайд 2                                  Слайд 3                              Слайд4

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Весь из золота отлит,

Серенький шарик

       Под лавкою шарит.

                           

Днем спит, ночью кричит,

Над землей летает,  

Прохожих пугает.                                            

На соломинке стоит.                                                                   

Слайд 5с картинками-отгадками: колос, мышь, сова.

  1. Постановка проблемы.

Вопрос:  Что лишнее?

Почему?

 Что их всех объединяет?

- Какие виды животных вы  знаете?

- Все ли животные питаются одним и тем же?

Как называют животных, которые питаются растениями?  

 

Колос – растение, мышь и сова – животные.

Звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся.

                                                                                 

Ответы детей.

Растительноядные. Слайд 6 с таблицей:

растительноядные

- Как называют животных, которые питаются другими животными?

           

- Хищники от слова «хватать»

Хищники. Слайд 6 с таблицей:

растительноядные

хищники

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке?                  

Цели: Мы будем говорить о хищниках и растительноядных животных.

Слайд 7 с темой урока.

А еще мы научимся по внешнему виду определять, чем  питается каждое животное.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Составим кластер с помощью рисунков, чем питаются растительноядные животные, а чем хищники. (Слайд 8)

Растительноядные                                             Хищники

Листья   стебли  плоды   семена    корни              цыпленок   заяц   рыба   комар

(картинки)                                                             (картинки)

  1. Фронтальная беседа.

- У кого из животных есть зубы,   перетирающие траву?

У растительноядных.

Например:

Ответы детей.

- Сравните зубы грызуна и насекомоядного животного.

Слайд 9.

У грызуна передние зубы большие и крепкие, у насекомоядных все зубы мелкие.

(Слайд 10):

- Чем питается это животное?

Это тигр. Он питается другими животными, т.е. мясом.

- Какие у него зубы?                                  

Клыки большие и острые, чтобы удерживать добычу. Резцы

 

                                                       

режущей поверхностью, чтобы  разрывать добычу и разгрызать кости.

3. Работа в парах:

-У вас на столе картинки с животными. Распределите их на две группы:

I в.- выбирают растительноядных, II в. - хищников. На доске работают 2 ученика. Взаимопроверка.

- Обратите внимание на лапы животных. Слайд 11.

Для чего хищникам такие мощные когти?

- Как вы думаете, какими качествами должны обладать хищники, чтобы выслеживать и хватать добычу?

Не зря говорят:
Хитрый как….. (лиса).
Храбрый как … (лев).


- А какими качествами должны обладать растительноядные

животные, чтобы спастись от хищников?

Недаром говорят:
Быстрая как …(лань).
Трусливый как …(заяц).

Выносливые, сильные, с развитым слухом, зрением, обонянием.

Быстротой, ловкостью, хорошим слухом и т.д.

Подводим итог:  В чем отличие растительноядных животных и хищных?

Слайд 12с таблицей.                            Дети вставляют эмблемы.

Растительноядные

Хищники

Чем питаются

Листьями, стеблями, плодами, семенами, корнями, овощами и фруктими

Другими животными

Внешние признаки

Сильные передние зубы

Сильные клыки

Лапы с небольшими когтями

Мощные лапы с сильными когтями

Физминутка: У оленя дом большой.                Тук-тук, дверь открой,

Он глядит в свое окошко.           Волки гонятся за мной.

Зайка по полю бежит,                 Зайка, зайка, забегай,

В дверь ему стучит.                     Лапу мне давай.

- Почему волки гонятся за зайцем?                     Волки – хищники. Они                        питаются зайцами.

  1. Составление цепи питания.

Слайд 13.

Чем питается сова?

Чем питается мышь?

Мышами.

Зерном.

  D:\Мои документы\Мои рисунки\сова.jpg                       D:\Мои документы\Мои рисунки\машь.jpg                       D:\Мои документы\Мои рисунки\колосок.jpg

                                                   

- Мы составили цепь питании животных и

ответили на вопрос «Что связывает колос, мышь и сову?»

- Подумайте, если уничтожить всех мышей, будут ли жить совы?

-Все в природе связано:   Хищники не могут жить без травоядных, травоядные без хищников.

История о волках в Англии.                                                                        

  1. Коллизии.

Загадка о еже:  Слайд 14    Под соснами, под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.  

(Слайд 15с изображением ежа)

- Как вы думаете, к какой группе относится ежик?

- Вы прочитаете рассказ о еже.

Слайд  16.   Маркировка на доске:  v   уже знал это;

                                                             +   новое;

                     ?   не понял;

Рассказ о ежах. (Листы с текстом) Слайд 17

Если подойти в лесу к какому-нибудь зверю, он убежит. А вот ёж может подпустить человека очень близко. Но вовсе не потому, что он храбрый. Просто ежи плохо видят, больше надеются на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону от ежа, он вовсе не чувствует человека или другого животного.

Зато почуяв опасность, ёж сворачивается в клубок и выставляет свои твёрдые острые иглы. Попробуй, подступись!

 Ёж не может быстро бегать, так как у него слишком короткие ноги. Зато на охоте он проворен и ловок. Немало уничтожает ёж лесных мышей и других вредных грызунов. А про насекомых и говорить нечего. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку.

Ёж полезный зверёк: он истребляет мелких грызунов и многих вредителей-насекомых.

Ю.Дмитриев и Н.Плавильщиков

Ученики задают вопросы по тексту. Если кто-то знает ответ, отвечает, если нет, отвечает учитель.

Пересказ

Составление цепи питания. Слайд 18

                                                                                                                           

     D:\Мои документы\Мои рисунки\ежик2.jpg.                D:\Мои документы\Мои рисунки\мышь6.bmp                  D:\Мои документы\Мои рисунки\CALG8NHD.jpg

 

Загадка про медведя:   Слайд 19

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой по вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. 

(Слайд 20 с изображением медведя).

- К какой группе отнесем медведя?

Рассказ детей о медведях.

Медведи

Есть бурые и белые медведи.

Белые полярные медведи живут на Севере. Они большие, у них железные мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, тёплой шерстью. Они отлично плавают и ныряют в ледяной воде, у них отличный слух  и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Белый медведь занесен в Красную книгу, так как из-за охоты их осталось мало на Земле. (Слайд 21-26 с изображением белого медведя)

(Слайд 27-33 с изображением медведей)

Бурых медведей много разновидностей, и живут они в различных местах на Земле: в Европе, Азии и Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек.

Медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками. Они готовы терпеть укусы пчёл, лишь бы добраться до мёда.

Медведи бывают разных цветов: чёрные и жёлтые, бежевые и ярко-рыжие, очковые. 

- Ребята, так можно ли отнести медведя к хищникам?

- Верно, он и относится к хищникам. Но вообще медведь –

Да.

всеядный. Это еще одна группа животных.

6. -У вас есть картинки с птицами.

- Давайте составим кластер из карточек и рисунков.

(на доске и на партах)

       

 

Птицы

Растительноядные

Хищные

         

                                                                   

 Постановка проблемы.  

воробей                             сова

 петух                                ласточка

 – Попробуйте по клюву определить, чем питается каждая птица: насекомыми, зернами, зверьками и  птицами. Объясни свое предположение, какая связь существует между строением клюва и видом пищи.  

                           

         Слайд 34.

       

Физминутка:

Игра «Как живёте? Что жуёте?»

(В основе стих-е В.Степанова)

-Куры, куры, как живёте? Куры, куры, что жуёте?

- Хорошо пока живём, но, простите, не жуём,

А клюём, клюём проворно на тропинках зёрна, зёрна.

- Вы, крольчата, как живёте? Вы, крольчата, что клюете?

-Хорошо пока живём, но, простите, не клюем,

А грызём, грызём мы ловко и капусту, и морковку.

Птицы, птицы, как живёте? Птицы, птицы, что грызёте?

- Хорошо пока живём, но, простите, не грызём,

А поём, поём мы вместе всем на радость наши песни.

- О каких животных мы сейчас говорили?

  1. Закрепление.

 Работа с учебником. (с.12, 13)

Слайд 35 

- Откройте учебник на с. 12.

Рассмотрите картинку  в учебнике и скажите, к какой

Растительноядных.

группе животных относились предки человека.

- Рассмотрите рисунки ниже.

Слайд 36

Кого вы видите?          

- Что общего между ними?                                          

Тигра, гусеницу, зайца.

Они животные.

- Чем они различаются?

Пища у них разная. Заяц питается травой, корешками растений, корой деревьев. Гусеница листьями. Белка – орехами, желудями, насекомыми, яйцами птиц.

- Рассмотрите картинку на с 13

слайде 37 и скажите, кто является охотником?

Докажите.

Задание на слайде 38 с 13.

- Определи, кто чем питается. Соедини их линиями. Подчеркни хищников.

  1. Подведение итогов. Тестовая работа.

- Вы получили сегодня определённые знания и можете ответить на вопрос:

Как же отличить растительноядных и хищных животных? ( по типу питания, по внешнему строению).

1.Животные, которые имеют острые зубы и клыки, мощные когти, питаются другими животными, называются … хищниками.  

2.Животные, которые питаются растениями называются  … всеядными.

Игра  «Да – нет». Показываю картинки с животными, дети поднимают зеленый сигнал, если травоядное, красный – если хищник. Слайд 39-41

-Все животные дружат между собой, стараются найти общий язык. А так ли происходит у нас? Помните, что мы – люди. А значит должны всегда находить общий язык, уважать чувства и мнение других людей. И тогда не будет обид, ссор и драк.

Итог урока: Вот и закончился урок.

Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

Особенно:

А какое настроение у вас?

Мониторинг настроения.

Если у вас осталось солнечное настроение, то прикрепите на доску свое солнышко.

Если что-то не получалось, но настроение от этого не ухудшилось, тучку с солнышком.

А если всё было плохо и настроение плохое, то  тучку.

Слайд 43

Слайд 44 (Спасибо за урок!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".

  Урок окружающего мира по теме "Растительноядные и хищные животные".  Целью является: учить сравнивать животных по типу питания, внешним признакам, обитанию. Воспитывать бережное отн...

«Растительноядные и хищные животные»

Урок окружающего мира в 1 классе  Тема:«Растительноядные и хищные животные» Цель:Формирование и классификация понятий «растительноядные», «хищные» животные Задачи:1) образовательн...

конспект урока по окружающему миру на тему "Растительноядные и хищные животные"

Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  МБОУ-СОШ№2 р.п. Степное Советского района Саратовской области.Аннотация урока: Урок окру...

Растительноядные и хищные животные.

Урок по окружающему миру в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Дети учатся сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания. ...

Конспект урока окружающего мира "Растительноядные и хищные животные"

Конспект урока окружающего мира "Растительноядные и хищные животные" для 1 класса по системе Л.В. Занкова...

Растительноядные и хищные животные

Урок окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

план-конспект урока окружающего мира «Растительноядные и хищные животные». 2 класс

Технологическая карта урока «Растительноядные и хищные животные»,  программа "Окружающий мир" Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н., УМК  системы развивающего обучения Л.В. Занкова.Цель урока...