конспект урока по окружающему миру на тему "Растительноядные и хищные животные"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

 

Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  МБОУ-СОШ№2 р.п. Степное Советского района Саратовской области.

Аннотация урока:

 Урок окружающего мира в 1Б классе по теме”Растительноядные и хищные животные”разработан    по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.  

Дидактическая цель: формирование и классификация понятий растительноядные и хищные          животные по способу питания и внешним признакам, создание условий для усвоения новых знаний по теме урока.

Тип урока: открытие  нового знания.

Методы обучения: системно-деятельностный,  проблемный, наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах,  индивидуальная.

Средства обучения: презентация по теме, учебник «Окружающий мир» 1класс Н.Я.Дмитриева,  рабочая тетрадь А.Н.Казаков, индивидуальные пособия с изображением  животных, сигнальные карточки.

Этот урок позволяет развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, развивать воображение, прививать любовь к природе. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в дельнейшем, обогащать запас знаний, уметь решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения.  Урок сопровождается мультимедийной презентацией.    Небольшое количество слайдов объясняется  технологией  здоровьесбережения на уроке и соблюдением нормативов СанПИНа  – не более 10 минут . Мультимедийное  «окно» постоянно   «закрывается»  в течение урока.  Использование мультимедиа на уроке составляет 8 минут.

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия:

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-Постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений;

-Выдвижение предположений и их обоснование;

-Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися;

-Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

-Осуществление совместной познавательной деятельности в парах;

-Осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-Умение оценивать других, давать самооценку;

-Подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.

Личностные универсальные учебные действия:

-Участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы;

-Отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

-Учиться понимать точку зрения другого.

Предметные:

 -сформировать у детей понятия хищное и растительноядное животное;                                                                  -учить выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.

Личностные:

-прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

-воспитывать бережное отношение к миру животных.

К уроку учащиеся подготовили небольшие сообщения о животных. Это способствует развитию речи; познавательной активности;  развитию интереса к предмету.

Метапредметные:

 Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  МБОУ-СОШ№2 р.п. Степное Советского района Саратовской области.

Урок окружающего мира в 1Б классе по теме

”Растительноядные и хищные животные”

разработан    по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.  

                                                        Ход урока.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся. Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.  (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой.

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь своему соседу.

-Посмотрите в окно:

Встало солнышко давно,

Заглянула к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Урок окружающего мира сейчас у нас.

-Тихо  сели.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к новым знаниям.(4-5 мин.)

-Наш урок я бы хотела начать словами Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который век от века

Творили мы по мере сил.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

-О каких двух мирах говорится в стихотворении?(о природе и мире, созданном  человеком)

-А что такое природа?

-А какая бывает природа?(живая и неживая)

-Чем отличается живая природа от неживой?

-Закройте глазки. Слайд 2(1слайд –титульный )

-Куда мы с вами попали?( в лес)

-Какие виды животного мира вы здесь видите и слышите?(птицы и насекомые)

-Кого здесь не хватает?(зверей или млекопитающих)

-Кто лишний и почему?

-Без чего не могут жить животные?(без воды, воздуха, еды)

Личностные УУД

Дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

Отвечают на вопросы учителя.

Классифицируют и доказывают свой выбор.

Познавательные УУД(ЛогическоеУУД)

3.Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднений.(3-4 мин.)

Формулирует задание.

-А чем питаются эти животные?( растениями или другими животными)

Подводит детей к определению темы урока:

-Как можно назвать животных, питающихся растениями?(растительноядные)

-А животных, которые питаются другими животными?(хищники- от слова ”хватать”)

-Так над какой же темой мы будем сегодня работать?(растительноядные и хищные животные)Слайд 3

Озвучивает цель урока:

-Значит, цель нашего урока- научиться отличать

растительноядных и хищных животных.

Познавательные УУД

Высказывают свои предположения.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: построения детьми нового способа действий.

(10-13 мин)  

Выдвигает проблему №1:

-А нужно ли вообще отличать хищников от растительноядных животных? Слайд 4

-Мнения разошлись. Сейчас мы попробуем в этом разобраться. А поможет нам следующая ситуация. Слайд 5

 - Вот представьте, что мы попали в зоопарк, но животные здесь чем-то недовольны. Что же случилось?(они голодные, им перепутали еду)

-Почему так вышло?(работник зоопарка не знает, что едят эти животные)

-А вы знаете чем они питаются? Исправьте ошибки. Чтобы вы дали обезьянке, а что –льву и орлу.

Слайд 6 Посмотрите какие они довольные. Вывод:  так нужно ли отличать хищников от других животных? (да)

Слайд 7 Выдвигает проблему №2:

-А можно ли по внешнему виду определить чем питается животное?                                                     -Вот сейчас мы и попробуем это сделать.  Слайд 8                                                                              -Кого из этих животных вы бы отнесли к хищникам? (акула, волк) Почему?  Зная, что хищники охотятся на других животных, что им в этом помогает?(острые зубы, клыки, мощные сильные лапы, когти).

-А что можно сказать о растительноядных животных)( у них длинный язык для захвата травы ,большие губы для удержания травы, а зубами они перетирают траву).                     Вывод: Так есть ли отличия во внешнем виде растительноядных и  хищных животных?( да)

Знакомятся с проблемой.

Высказывают свои предположения

РегулятивныеУУД

Высказывают своё мнение.

Доказывают свой выбор. Делают вывод.

Познавательные УУД(Логические)

Размышляют, доказывают, делают вывод.

Высказывают своё мнение

5.Физминутка.

(1-2 мин.)

Цель: снятие напряжения.

Предлагает отдохнуть.                                

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Раз, два, три -2раза.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

Выполняют движения.

6.Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового материала.(4-5 мин.)

Формулирует задание в учебнике на стр. 12-13      –Кто пасётся на лугу?(коза) Что она жуёт?(траву)-Значит, к какой группе животных ее можно отнести? Кого еще можно отнести к растительноядным? (обезьяну и древнего предка человека) Кто здесь лишний?

Организует работу в парах.

- Перед вами карточки с животными. Ваша задача: распределить животных на 2 группы.           Какие? ( Растительноядные и хищники.) Не забывайте, что вы, работая в паре, д.б. очень внимательными, дружными)

Контролирует работу.                                                      

-Каких животных вы отнесли к растительноядным?

-Кто не согласен?

М.б. у кого-то другие животные вошли в эту группу?

-Каких животных вы отнесли к  хищникам? Молодцы.

Читает загадку. О каком животном  идет речь? Мой белый брат во льдах живет                     И рыбу ест морскую                                               А я люблю пчелиный мед                                      И ягоду лесную.( Медведь)

-А к какой группе животных вы бы отнесли его?

Проверяет  творческие работы.

-А вот, чтобы узнать кто из вас прав, мы внимательно послушаем сообщение Ани, Димы. Слайд 9

-Так чем же питается медведь?( рыбой, орехами,  корнями, мясом, ягоды, мед).

-Можно ли отнести его к растительноядным? Да

- Можно ли отнести его к хищникам? Да, т. е. он ест все.

-Как называются животные, которые едят все. Всеядные.

Слушают задание, классифицируют.

Познавательное УУД

(Логическое УУД)

Выполняют работу в парах. Формулируют результат работы в парах.

Коммуникативные  УУД

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Зачитывают свои творческие работы.

7.Самостоятельная работа.

Цель: применение новых знаний.(4-5 мин.)

Формулирует задание для самостоятельной работы в тетради стр.13. Соотнести  животных с нужной группой. Взаимопроверка

Коммуникативные  УУД

8.Включение в систему знаний.

Цель: включить открытие в систему знаний и закрепление раннее изученного.(4-5 мин.)

Проводит игру”Согласен-несогласен”с помощью сигнальных карточек.(если да,то зеленый, а если нет, то красный):

1.Животные, которые имеют острые зубы, клыки, когти, питаются другими животным- называются хищниками.(да)

2.Растительноядные  животные- это животные, которые питаются растениями и другими животными.      ( нет)

3.В нашем краю проживают и растительноядные и хищные  животные.( да)

4.Животные, которые питаются мясом других животных  называют всеядными. ( нет)

5.Медведь- хищное  животное.( нет).

Регулятивные УУД

9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности.(3-4 мин.)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-А нужны ли в природе хищники, ведь они поедают большое количество других животных?

-Научились ли мы отличать растительноядных и хищных животных?

-По каким признакам? (по питанию и по внешнему виду) С какой ещё одной новой группой животных мы познакомились?  ( всеядные)

-Пригодятся ли вам эти знания в жизни?           Слайд 10  “Дерево радости”

-Поднимите руку, кто бы себя сегодня поместил на самую вершину нашего дерева?

А кто – на середину?

Личностные УУД

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные УУД

                                                 Источники материалов:

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011.

2.Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2010.

3.Сафронова Г.А. Мы и окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Те м а урока Растительноядные и хищные животные (урок п о ок р у ж а ю ще му ми р у в 1Б кл ас се) Севостьянова Наталья Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ-СОШ №2 р.п. Степное Советского района Саратовской области

Слайд 3

Растительноядные хищные и животные.

Слайд 4

А нужно ли отличать хищников от растительноядных животных? ?

Слайд 5

Зоопарк

Слайд 6

Зоопарк

Слайд 7

МОЖНО ЛИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧЕМ ПИТАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ? ?

Слайд 10

Дерево « радости»

Слайд 11

Интернет ресурсы: http :// cor . edu .27. ru / catalog / res /4519103 d -48 ec - d 995-67 a 3-4632 bcb 6 e 227/? fullView =1& from =47 daec 9 b -4 e 57-59 fa -9 a 34-5 db 38 c 66 da 06& interface = themcol & rubric _ id []=28352 Медведь http: //animals.3dn.ru/- pu /023570/jpg Бананы http :// office . microsoft . com / ru - ru / images / results . aspx ? ex =2& qu =% D 0% B 1% D 0% B 0% D 0% BD % D 0% B 0% D 0% BD % D 1%8 B # ai : MC 900246109| mt :0| Мясо http :// office . microsoft . com / ru - ru / images / results . aspx ? ex =2& qu =% D 0% BC % D 1%8 F % D 1%81% D 0% BE # ai : MC 900435225| mt :0 http://images.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. " Живая природа. Животные."

Урок окружающего мира по системе Л. В. Занкова. Цель: рассказать об основных группах животных....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру (3класс) на тему:"Разнообразие животных.Кто как приспособлен".

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А.Плешакова. конспект урока и презентация....

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....

Конспект урока по окружающему миру "Весенние изменения в жизни животных" ( 3 класс УМК "Гармония")

Конспект урока по окружающему миру: Весенние изменения в жизни животных. Обобщение. (Урок – конференция.)...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как защищаются животные?", 2 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Как защищаются животные?»Цели деятельности учителя: знакомство со способами защиты животных от своих врагов; закрепление знаний учащихся о различных группах животных. Планируем...