Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Бахлина Наталья Александровна

На уроке дети знакомятся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_kholodnogo_poyasa.docx24.08 КБ
Office presentation icon prirodnye_zony_polyarnogo_poyasa.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока окружающего мира

Тема: Природные зоны холодного пояса

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК: ОС «Школа 2100»

Цели  урока:

1 линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  1. Познакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

2 линия развития – учить определять свое отношение к миру.

  1. Учить бережному отношению к природе.

Минимум: научить детей узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте, находить там типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.

Минимакс: к завершению урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяная пустыня и тундра.

Максимум: уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Оборудование: схематическая контурная карта на доске, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

  1. Организационный момент

- Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

- Давайте вспомним, что  мы изучали на прошлом уроке.

- Что можно сказать про различные условия обитания на Земле?

- Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. 

- Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит?

- Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира. Итак, отправляемся…

- Мы говорили, что в каждом поясе освещенности существуют определенные природные зоны и на Земле действует закон природной зональности.

- Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.

- Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария)

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

-Рассмотрите внимательно иллюстрации, помещенные на слайде. Может быть, кто-то уже догадался, где нам предстоит сегодня побывать?

- Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации?

- Чему будет посвящен наш урок?

- На какие в опросы нам следует найти ответы?

-Дети высказывают свои предположения.

- Мы считаем, что это холодный пояс.

- Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса.

Работа в группах.

  1. В чем особенности этой зоны?
  2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
  3. Как они приспособились к этим условиям?

3. Совместное открытие знаний (работа в группах)

- Итак, можно ли разделить иллюстрации на группы?

- Какое предположение можно сделать?

- Давайте проверим ваши предположения и ответим на первый вопрос. Как называется зона и в чем ее особенности?

- Сверим полученные знания с учебником (страница 14 учебника) и ответим на второй вопрос. Кого можно там встретить? Для этого поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса».

- Давайте разберем животных по их «профессиям» (страница 14-15 учебника). К каким выводам вы пришли?

- Как же им удается выжить в таких суровых условиях?

- Их можно разделить на 2 группы. Первая – это изображение льдин, вторая – иллюстрации с растениями.

- Можно предположить, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа, а значит и две природных зоны. С одной из них – тундрой - мы познакомились на прошлом уроке.

- Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.

Группы высказывают свои предположения  и определяют кого можно «поселить» в зону ледяных пустынь.

Предположения детей закрепляются слайдом презентации.

- Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. Из «едоков» в этой зоне встречаются: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и передвигаться по снегу.

-  Мы считаем, что каждое животное по своему приспособилось к жизни за полярным кругом:

- тело их защищено теплым мехом белого или темного цветов;

- под мехом находится жировая прослойка;

- многие из них отлично умеют плавать;

- почти все питаются рыбой.

Презентация

(слайды 2-5)

Презентация

(слайд 6)

4. Совместное открытие знаний (работа в группах)

- Теперь нам предстоит поработать с текстом, посвященным тундре (страница 15-17 учебника). Так же для этого поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса».

- Хорошо, ребята, давайте поведем итог и вернемся к заданию, которое в начале урока вызвало у нас много версий.

- Почему нам нужно более бережно относится к природе зон полярного пояса? (страница 18-19 учебника)

- Как называется книга, куда записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

Группы высказывают свои предположения  и отвечают на вопросы плана.

Предложения детей закрепляются слайдом презентации.

Дети без затруднений отвечают на вопросы плана,  намеченного в начале урока и дополняют свои ответы демонстрацией работы с картой, материалами учебника и презентации.

- Лишайники в зоне тундры растут очень медленно, поэтому следы от присутствия человека очень медленно зарастают.

- Она называется Красная книга. Люди должны бережно относится к таким животным, так как без них не сможет существовать экосистема и нарушатся пищевые связи.

Презентация

(слайды 7-8)

Презентация

(слайды 9-10)

5. Самостоятельное применение знаний (работа в группах)

- Расскажите о пищевой цепочке на странице 14 учебника. Ответьте на вопросы на странице 15.

- Проверим, как каждый из вас справился с заданием:

- задания 3 и 4 в тетради;

- необходимо закрасить на карте области, которые относятся к зонам холодного пояса.

Выполнение задания, сверка с образцом.

Презентация

(слайд 11)

6. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Как узнали? Что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний?

- Как работал сегодня ты?

Дети отвечают на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные зоны холодного пояса.

Слайд 2

Самое сильное впечатление производят «птичьи базары». Птичьи базары - это шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах. Издалека слышен неумолчный разноголосый гомон его обитателей. А вблизи открывается поразительное зрелище: бесчисленное множество крупных птиц. В нашей стране птичьи базары можно увидеть на западном побережье Новой Земли и в других районах Баренцева моря, а также на севере тихоокеанского побережья. Они существуют не круглый год, а только короткое северное лето, пока птицы насиживают яйца и выкармливают птенцов. Гнездование кайры

Слайд 3

Морж Полосатый тюлень Гренландский тюлень Среди льдов Северного ледовитого океана встречаются тюлени и моржи . Большую часть они проводят в воде, поэтому хорошо приспособлены для плавания и ныряния. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени питаются в основном рыбой. А морж ещё и съедобными моллюсками из раковин, так как у него крепкие губы, позволяющие их всасывать.

Слайд 4

Белые медведи По ледяным просторам бродят в поисках пищи белые медведи. Белый медведь – хищник. Он замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха… Какое значение всё это имеет в жизни белого медведя? Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата. В берлоге морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Слайд 5

Один из редких животных Арктики – песец. Окраска песца бывает как чёрной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, по большей части песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть чёрные волоски. Песцы отлично приспособились к суровым условиям Арктики. Летом они питаются мелкими грызунами, а зимой подбирают остатки от обеда белого медведя. Им достаётся выброшенная волнами морская рыба, морские ежи, погибшие детёныши котиков. Колонии морских птиц – источник яиц и птенцов.

Слайд 6

Птица Планктон Рыбы Пищевые связи Назовите изображённые объекты. Составьте пищевую цепочку .

Слайд 7

Климат тундры более благоприятен для существования живых организмов, чем в соседней природной зоне. Однако, всё ещё достаточно суров. Природные условия тундры

Слайд 8

Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот . Вечная мерзлота Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину.

Слайд 9

К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа. На камнях островов встречаются ЛИШАЙНИКИ , похожие на накипь. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют СНЕЖНЫМИ ВОДОРОСЛЯМИ .

Слайд 10

В некоторых местах можно увидеть МХИ . Они не образуют здесь сплошного ковра, а растут пучками.

Слайд 11

Пищевые связи Установите пищевые связи между обитателями тундры

Слайд 12

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса

Предмет:   Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100».   Класс:  2 класс.   Тема:  Урок   «Природные зон...

Конспект урока"Окружающего мира" для 2 класса по программе "Школа2100" "Зона холодного пояса. Арктика"

Конспект урока поможет учителю быстро подготовиться и интересно провести урок по теме:"Зона холодного пояса. Арктика"...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"

Данный урок разработан по образовательной системе "Школа 2100", цель которого - познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...