Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnye_zony_kholodnogo_poyasa.docx | 24.08 КБ |
prirodnye_zony_polyarnogo_poyasa.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока окружающего мира
Тема: Природные зоны холодного пояса
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
УМК: ОС «Школа 2100»
Цели урока:
1 линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
- Познакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
2 линия развития – учить определять свое отношение к миру.
- Учить бережному отношению к природе.
Минимум: научить детей узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте, находить там типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.
Минимакс: к завершению урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяная пустыня и тундра.
Максимум: уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
| ||
- Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы. - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. - Что можно сказать про различные условия обитания на Земле? - Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. - Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит? - Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе, их климат, особенности животного и растительного мира. Итак, отправляемся… | - Мы говорили, что в каждом поясе освещенности существуют определенные природные зоны и на Земле действует закон природной зональности. - Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны. - Всего за Земле пять тепловых поясов: холодный пояс северного полушария, умеренный пояс северного полушария, жаркий пояс, умеренный пояс южного полушария, холодный пояс южного полушария) | |
| ||
-Рассмотрите внимательно иллюстрации, помещенные на слайде. Может быть, кто-то уже догадался, где нам предстоит сегодня побывать? - Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации? - Чему будет посвящен наш урок? - На какие в опросы нам следует найти ответы? | -Дети высказывают свои предположения. - Мы считаем, что это холодный пояс. - Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса. Работа в группах.
| |
3. Совместное открытие знаний (работа в группах) | ||
- Итак, можно ли разделить иллюстрации на группы? - Какое предположение можно сделать? - Давайте проверим ваши предположения и ответим на первый вопрос. Как называется зона и в чем ее особенности? - Сверим полученные знания с учебником (страница 14 учебника) и ответим на второй вопрос. Кого можно там встретить? Для этого поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса». - Давайте разберем животных по их «профессиям» (страница 14-15 учебника). К каким выводам вы пришли? - Как же им удается выжить в таких суровых условиях? | - Их можно разделить на 2 группы. Первая – это изображение льдин, вторая – иллюстрации с растениями. - Можно предположить, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа, а значит и две природных зоны. С одной из них – тундрой - мы познакомились на прошлом уроке. - Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь. Группы высказывают свои предположения и определяют кого можно «поселить» в зону ледяных пустынь. Предположения детей закрепляются слайдом презентации. - Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. Из «едоков» в этой зоне встречаются: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и передвигаться по снегу. - Мы считаем, что каждое животное по своему приспособилось к жизни за полярным кругом: - тело их защищено теплым мехом белого или темного цветов; - под мехом находится жировая прослойка; - многие из них отлично умеют плавать; - почти все питаются рыбой. | Презентация (слайды 2-5) Презентация (слайд 6) |
4. Совместное открытие знаний (работа в группах) | ||
- Теперь нам предстоит поработать с текстом, посвященным тундре (страница 15-17 учебника). Так же для этого поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса». - Хорошо, ребята, давайте поведем итог и вернемся к заданию, которое в начале урока вызвало у нас много версий. - Почему нам нужно более бережно относится к природе зон полярного пояса? (страница 18-19 учебника) - Как называется книга, куда записывают названия растений и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным? | Группы высказывают свои предположения и отвечают на вопросы плана. Предложения детей закрепляются слайдом презентации. Дети без затруднений отвечают на вопросы плана, намеченного в начале урока и дополняют свои ответы демонстрацией работы с картой, материалами учебника и презентации. - Лишайники в зоне тундры растут очень медленно, поэтому следы от присутствия человека очень медленно зарастают. - Она называется Красная книга. Люди должны бережно относится к таким животным, так как без них не сможет существовать экосистема и нарушатся пищевые связи. | Презентация (слайды 7-8) Презентация (слайды 9-10) |
5. Самостоятельное применение знаний (работа в группах) | ||
- Расскажите о пищевой цепочке на странице 14 учебника. Ответьте на вопросы на странице 15. - Проверим, как каждый из вас справился с заданием: - задания 3 и 4 в тетради; - необходимо закрасить на карте области, которые относятся к зонам холодного пояса. | Выполнение задания, сверка с образцом. | Презентация |
6. Итог урока. | ||
- Что нового узнали? - Как узнали? Что помогло? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? - Как работал сегодня ты? | Дети отвечают на вопросы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самое сильное впечатление производят «птичьи базары». Птичьи базары - это шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах. Издалека слышен неумолчный разноголосый гомон его обитателей. А вблизи открывается поразительное зрелище: бесчисленное множество крупных птиц. В нашей стране птичьи базары можно увидеть на западном побережье Новой Земли и в других районах Баренцева моря, а также на севере тихоокеанского побережья. Они существуют не круглый год, а только короткое северное лето, пока птицы насиживают яйца и выкармливают птенцов. Гнездование кайры
Морж Полосатый тюлень Гренландский тюлень Среди льдов Северного ледовитого океана встречаются тюлени и моржи . Большую часть они проводят в воде, поэтому хорошо приспособлены для плавания и ныряния. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. Моржам и тюленям не даёт замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени питаются в основном рыбой. А морж ещё и съедобными моллюсками из раковин, так как у него крепкие губы, позволяющие их всасывать.
Белые медведи По ледяным просторам бродят в поисках пищи белые медведи. Белый медведь – хищник. Он замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха… Какое значение всё это имеет в жизни белого медведя? Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата. В берлоге морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.
Один из редких животных Арктики – песец. Окраска песца бывает как чёрной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, по большей части песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть чёрные волоски. Песцы отлично приспособились к суровым условиям Арктики. Летом они питаются мелкими грызунами, а зимой подбирают остатки от обеда белого медведя. Им достаётся выброшенная волнами морская рыба, морские ежи, погибшие детёныши котиков. Колонии морских птиц – источник яиц и птенцов.
Птица Планктон Рыбы Пищевые связи Назовите изображённые объекты. Составьте пищевую цепочку .
Климат тундры более благоприятен для существования живых организмов, чем в соседней природной зоне. Однако, всё ещё достаточно суров. Природные условия тундры
Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот . Вечная мерзлота Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину.
К жизни в трудных условиях ледяной зоны приспособились немногие живые существа. На камнях островов встречаются ЛИШАЙНИКИ , похожие на накипь. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют СНЕЖНЫМИ ВОДОРОСЛЯМИ .
В некоторых местах можно увидеть МХИ . Они не образуют здесь сплошного ковра, а растут пучками.
Пищевые связи Установите пищевые связи между обитателями тундры
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 2 класс Природные зоны холодного пояса
Предмет: Окружающий мир. Наша планета Земля. Автор: А.А. Вахрушев. Образовательная система «Школа 2100». Класс: 2 класс. Тема: Урок «Природные зон...
Конспект урока"Окружающего мира" для 2 класса по программе "Школа2100" "Зона холодного пояса. Арктика"
Конспект урока поможет учителю быстро подготовиться и интересно провести урок по теме:"Зона холодного пояса. Арктика"...
Презентация к уроку "Окружающего мира" для 2 класса "Зона холодного пояса". Образовательная система "Школа2100"
Презентация полготовлена к уроку "Зоны холодного пояса"...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"
Урок разработан в Системе Школа 2100....
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"
Данный урок разработан по образовательной системе "Школа 2100", цель которого - познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....
Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"
Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...
методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс
методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...