Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный урок разработан по образовательной системе "Школа 2100", цель которого - познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh_mira_vo_2_kl._prirodnye_zony_kholodnogo_poyasa.doc | 81.5 КБ |
prirodnye_zony_kholodnogo_poyasa.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока окружающего мира
Тема: Природные зоны холодного пояса
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Учитель: Дьякова Ольга Николаевна, 1 квалификационная категория
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Задачи:
Образовательные: научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте, знать представителей флоры и фауны.
Развивающие: развивать умения работать с информацией (обрабатывать её различными способами, анализировать, обобщать, классифицировать), развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к предмету, расширять кругозор учащихся, развивать желание познавать новое.
Планируемые результаты урока:
- Предметные:
- Знать названия природных зон холодного пояса.
- Узнавать зону по свойственному пейзажу.
- Уметь показывать зону на карте.
- Знакомство с климатическими условиями зоны ледяных пустынь и тундры.
- Знакомство с растительным и животным миром зоны арктических пустынь и тундры.
- Уметь составлять цепи питания.
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Целеполагание (постановка учебной задачи).
- Контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные
- Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
- Использовать знаково-символичные при составлении цепи питания.
- Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Коммуникативные:
- Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах, группе.
- Развивать умение принимать коллективное решение.
- Личностные:
- Осознание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Учиться выражать свое мнение.
Оборудование: у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, видеофрагмент «Животные Арктики»
у учащихся на партах – учебник «Наша планета Земля», 2 класс, 2 часть, авт. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А. С. Раутиан - М.: Баласс, 2011 г.
- «План-маршрут»;
- предметные картинки «Животные и растения зоны арктических пустынь и тундры»
Образовательные технологии и методики: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемное обучение, исследовательские, личностно-ориентированные.
Формы работы: парная, работа в мини-группах, фронтальная.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 2. Проверка домашнего задания. 3. Этап актуализации и пробного учебного действия. 4. Этап выявления места и причины затруднений. 5. Построение выхода из проблемы. 6. Физминутка. 5. Построение выхода из проблемы. 7. Этап первичного закрепления во внешней речи. 8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой 9. Рефлексия 10. Домашнее задание. | - Ребята, поднимите солнышки те, у кого хорошее настроение и кто готов к работе. Молодцы! Пожелайте друг другу удачи! - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. - Сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. - Что мы называем природными зонами? - Почему на нашей планете несколько природных зон? От чего это зависит? - Совершенно верно. Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Нас ждет нелегкая работа. Дело в том, что сегодня нам предстоит стать путешественниками и исследователями. А отправимся мы в холодный пояс северного и южного полушария. Исследовать нам придётся природные зоны, находящиеся в этом поясе. Кто догадался, какие? (Тема урока на доске) - А что мы можем исследовать? Предположите? - Перед вами план-маршрут нашего пути. Он поможет нам двигаться в правильном направлении, выделять главное, узнать много нового и интересного. 1.Работа в парах. - Поработайте в парах, дописав первое и второе предложение в плане-маршруте. - Итак, где же расположены на земле холодные пояса? Кто может показать на карте? 2. Просмотр видеофильма. - Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма о суровом климате зоны Арктических пустынь. Просмотрев его, вы должны ответить на вопрос: - Как животные Арктики приспособились к суровым условиям обитания? (Рассказ учителя об арктической зоне) Слайд 1. - Кроме тюленей, к суровым условиям Арктики приспособились белые медведи, моржи, много птиц - гагары, кайры, тупики. Но из-за природных условий растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. - Сделайте необходимые записи в плане-маршруте. Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз) - Как вы думаете, чем отличается климат тундры от климата ледяных пустынь? - С чем это связано? - Наши исследования продолжаются. И мы отправляемся в тундру. Кто может показать зону тундры на карте? Слайд 2. Рассказ учителя о зоне тундры. Слайд 3,4. Рассказ учителя. Растительный и животный мир тундры. Сделайте записи в плане-маршруте. - Как вы думаете, могут животные тундры поселиться в арктической пустыне? Почему? Работа по учебнику. (с.16) - Рассмотрите два рисунка в верхней части страницы. Обратите внимание на окраску куропатки. Зачем белая куропатка меняет свой наряд? Почему концы веток карликовой березки засохли? Работа в мини-группах. - Сейчас поработайте в мини-группах, составьте цепи питания. Определите, к какой зоне относится ваша цепь питания? - С чего начинаются цепи питания? - Какую роль выполняют растения и животные в этих цепях питания? Работа в парах. - Наше путешествие завершается. Сегодня мы исследовали две зоны холодного пояса. Вам предстоит выполнить последнее задание. Отметьте «+» те высказывания, которые считаете правильными. Вопросы: 1.Природные зоны холодного пояса называются ледяные пустыни и тундра. 2. Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне. 3. Холодные пояса расположены рядом с экватором. 4. Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой земли. 5. Тигр в тундре охотится на северного оленя. 6. Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов. 7. Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах. 8. Даже летом могут быть осадки в виде снега. 9. Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь. 10. В тундре много озёр, болот и рек. 11. Белый медведь и моржи обитатели полярных пустынь. 12. Лето в тундре длинное и холодное. 13. Полярная куропатка летом и зимой бурая. Коллективная проверка. - Понравилось ли вам быть исследователями? - Что нового вы сегодня узнали? - Какая работа на уроке вам понравилась больше всего? - Что вызвало наибольшие затруднения? Подготовить сообщения о растениях и животных холодного пояса. | Ученики приветствуют учителя и друг друга. - Всего за Земле пять тепловых поясов: два холодных пояса, два умеренных и один жаркий пояс. - Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами. - Это зависит от климата, т.е. от распределения тепла на земле. Арктические пустыни и тундра. - Климат зон, особенности животного и растительного мира. Работа по карточкам. 1. Холодные пояса на Земле расположены на ____________ Северном и Южном полюсах. Работа с картой. (Показ по карте) Развернутый ответ: -У животных густой мех и толстый подкожный жир, который спасает их от холода, растительный мир очень скудный, лишь кое-где встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Растительный мир ледяных пустынь мхи и лишайники, животные белый медведь, тюлени, моржи, кайры, тупики. Выполняют движения. Высказывают свое мнение. - Климат тундры менее суровый. - При перемещении от полюсов к экватору природные условия изменяются, становится теплее. Работа с картой. (Показ по карте) (По ходу рассказа дети делают записи в плане-маршруте). Они не приспособлены к суровым условиям обитания. Им нечего там будет есть, они могут погибнуть. Она приспосабливается к месту обитания. Холодный ветер сушит веточки карликовой березы. Уч-ся работают в мини-группах. С растений. Растения – «кормильцы», животные – «едоки». Работают в парах. Ученики высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение. Записывают в дневник. |
Приложение
Текст 1. «Зона арктических пустынь»
Климат в Арктике очень суровый. Холодные порывистые и даже ураганные ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Зимой температура понижается до -40 С. Вода и суша покрыты льдом, лишь кое-где на островах его нет. Суша промерзает на много метров в глубину. Почва почти не образуется, поэтому растительный мир очень скудный, лишь на участках, защищенных от ветра: в трещинах и котловинах встречаются мхи и лишайники. Да и животный мир не отличается большим разнообразием. Тем не менее к таким суровым условиям обитания приспособились: белый медведь, моржи, много птиц – тупики, гагарки, кайры.
Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния.
После полярной ночи несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Температура воздуха чуть выше 0 С. Небо часто затянуто серыми облаками, идёт дождь. Весна и осень очень короткие.
Текст 2. «Обитатели тундры »
Природные условия в тундре более благоприятные для существования живых организмов, чем в зоне арктических пустынь. Но все же достаточно суровы. Погода неустойчивая, характерны резкие ветры. Снег сдувается ветром с одних участков и скапливается с других. Почти по всей территории тундры распространена вечная мерзлота. Иногда её толщина достигает 500 м. Летом почва оттаивает на небольшую глубину. Мерзлый грунт не пропускает воду, и она застаивается на поверхности. Поэтому в тундре много болот, озер, рек.
Нелегка жизнь растений в таких условиях, где скудная почва прогревается лишь на небольшую глубину. Сильные ветры, вечная мерзлота, низкие температуры заставили растения приспособиться к этим условиям.
- Посмотрите на картинки и скажите, как растения тундры приспособились к этим условиям?
( Деревья низкорослые - карликовые берёзы и ивы. Здесь растут мхи и лишайники. Тундровые растения имеют короткие корни, расположенные близко к поверхности, они используют более тёплую почвенную влагу.)
Летом тундра расцветает яркими красками. Мхи и лишайники имеют достаточно разнообразную окраску. Людям больше всего известен «ягель» (олений «мох») - основная пища оленей, обитателей тундры.
Летом короткое и холодное, тем не менее сюда слетается много птиц, так как в болотах выводится много комаров, мошек, слепней. За короткое время птицы спешат вырастить своих птенцов, с наступлением холодов они улетят в теплые края, совы и куропатки остаются зимовать.
Много в тундре леммингов, песцов, волков. Из крупных животных в тундре живет северный олень. Он круглый год пасется в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь.
План-маршрут.
1. | Холодные пояса на Земле расположены на ________________ и ______________ полюсах. |
2. | Природные зоны холодного пояса называются _____________________ пустыни, ___________. |
3. | Животные Арктики: ____________________________________________________ . |
4. | Климат тундры очень ____________. Зима ______________, а лето _____________. Много б _______, о ________, р ________. |
5. | Главные «кормильцы» тундровых экосистемах _____________и ______________. |
6. | Животные тундры: _____________________________________________________ . |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс УМК XXI век Учебник Н.Ф. Виноградовой "Урал – Каменный пояс".
Создание у учащихся целостного представления об Урале, его географическом положении и природных особенностях....
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"
Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....
Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.
Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....
Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"
Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...
конспект урока Окружающий мир 2 класс Тема: Природные зоны холодного пояса.
Тема: Природные зоны холодного пояса. Цели:– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса
Урок окружающего мира 2 класс Природные зоны полярного пояса. Образовательная система "Школа 2100". Предполагается работа в группах....