тематическое планированиепо окружающему миру 4 класс с характеристикой деятельности учащихся
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир», 4 класс, 68часов
Раздел | Колич. часов | Темы раздела | Содержание раздела | Виды деятельности учащихся | Наглядность | Формы контроля |
1. Земля и человечест-во | 9 | Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Мир глазами географа. Миг глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спут-ник Земли, причины смены дня и ночи и времён года. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Что изучает география. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие историчес-кие картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Счёт лет в истории, исторические карты | Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию,представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Схема (модель) Солнечной системы, иллюстрации с изображением звезд, солнца. Глобус, карта. Таблица «Тепловые пояса Земли». Теллурий. | Тест Проектная работа Кроссворд Ответы на вопросы |
2. Природа России | 10 | Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Экскурсия. Лес и человек. | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы. Растительный и животный мир,особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. Растительный и животный мир,особенности труда и быта людей,влияние человека на природу зоны. | Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Оценивать уровень своего интереса к изученным темам. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Формировать умение слушать и вступать в диалог. | Физическая карта, иллюстрации с изображением изучаемых объектов. Карта природных зон, плакат «Зона арктических пустынь», плакат «Зона тундры», плакат «Зона лесов», плакат «Зона степей», плакат «Зона пустынь», | Тест Проектная работа Кроссворд Итоговый тест Ответы на вопросы |
3. Родной край – часть большой страны | 15 | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримеча-тельности. Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение водоёмов в результате деятельности человека. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. Свойства полезных ископаемых, способы добычи, охрана недр. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространен-ных водоемов местности, края) экологические связи в сообществах. | Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнитель-ных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | Физическая карта. Глобус. Карта Карелии. Коллекция полезных ископаемых. Плакат «Смешанный лес» Гербарий. Иллюстрации животных. Фотографии (слайды) животных нашего края. | Тест Проектная работа Кроссворд Итоговый тест Ответы на вопросы |
4. Страницы Всемирной истории | 5 | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; Новое время: встреча Европы и Америки. Великие географические открытия. Новейшее время: история продолжается сегодня. | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира, периодизация истории. Древний мир, древнейшие сооружения. О чём рассказывают христи-анский храм,мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Выдающиеся люди разных эпох.Достиже-ния науки и техники, осоз-нание человечеством ответ-ственности за сохранение мира на планете. Представ-ление о скорости перемен в XX в. Достиже-ния науки и техники. Осознание челове-чеством ответственности за сохранение мира на планете. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Лента времени, историческая карта. Иллюстрации (слайды) с изображением Древнего Египта, Греции, Рима; доспехов рыцарей Фотографии (слайды) с изображением художников, путешественников писателей. Фотографии (слайды)знаменитых людей XX века | Тест Проектная работа Кроссворд Ответы на вопросы |
5. Страницы истории России | 20 | Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.Наше Отечество в XIII – XV вв.Куликовская битва. Иван III. Патриоты России. Образование еди-ного Русского государства. Куль-тура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. | История Отечества. Отдель-ные яркие и наиболее важ-ные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные историчес-кие времена. Москва – столица России. Выдаю-щиеся люди разных эпох. Патриотичес-кий подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Охрана памятников исто-рии и культуры. Россия на карте (границы, города, места изученных сраже-ний, исторических собы-тий). Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке. Николай II – последний император России. Револю-ции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Отдельные яркие и наибо-лее важные события общественной и культурной жизни России. Государст-венные праздники (День Победы). Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патрио-тизм народа. День Победы – всенародный праздник. Героизм и патриотизм народа. Достижения уче-ных: запуск первого искус-ственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». | Объяснять с позиции общечеловечес-ких нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. | Слайды с изображением богов древних славян, одежды, предметов обихода. Иллюстрации по теме «Крещение Руси», фотографии русских князей. Слайды глиняных табличек, берестеных грамот, свитков. Картины на слайдах: « Битва на Неве», «Москва при Иване Калите», «К полю Куликову», Москва при Иване III», «Иван Грозный убивает своего сына». Иллюстрации (слайды) по теме «Первые печатные станки», «Памятник Ивану Федорову в Москве», «Памятник Минину и Пожарскому», «Народное шествие». Портреты: Екатерины II, Кутузова, Наполеона, царей. Историческая карта. Фотографии ВОВ. Предметные картинки о космосе. | Тест Ответы на вопросы Проектная работа Кроссворд Итоговый тест |
6. Современ-ная Россия | 9 | Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. | Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции). Всена-родные праздники, отмеча-емые в России. Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Феде-ральное собрание. Государ-ственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государствен-ный гимн России, правила поведения при прослушива-нии гимна. Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наибо-лее важные события общес-твенной и культурной жиз-ни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре-мена. Россия на карте (гра-ницы, города, места изу-ченных исторических собы-тий). Охрана памятников истории и культуры | Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединя-ют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села). Оценивать своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать. | Статьи из конституции РФ. Иллюстрации с изображением флага, герба России. Текст гимна России. Слайды с изображением достопримечательностей. | Тест Ответы на вопросы Проектная работа Кроссворд Итоговый тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся...
Тематическое планированиепо окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Окружающий мир 1 класс...
Программа по окружающему миру 1 - 4 класс с характеристиками деятельности учащихся
Программа по окружающему миру начальной школы с 1 по 4 класс УМК "Школа России" по учебнику А.А. Плешакова. Программа содержит разделы по планируемым результатам, личностным, метапредметным ...