рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», 2011г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» отводится в 3 классе 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели)
Содержание курса
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (13 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты :
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать. Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
Активное использование речевых средств и ИКТ;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с задачами и
технологиями учебного предмета « Окружающий мир» ;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета;
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Предметные результаты:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
Осознание цельности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
Тематическое планирование
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | |
Скорректированные сроки прохождения | ||||
Как устроен мир (6 часов) | ||||
1. | Природа | Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру | 02.09.2013 - 06.09.2013 | |
2. | Человек | |||
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Познавательные: выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру: | 09.09.2013 - 13.09.2013 | |
4. | Общество | |||
5. | Что такое экология. Природа в опасности! | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 16.09.2013 – 20.09.2013 . | |
6. | Защита проекта «Богатства отданные людям» | |||
Эта удивительная природа (18 часов) | ||||
7. | Тела, вещества, частицы | Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и с взрослыми. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 23.09.2013 – 27.09.2013 | |
8. | Разнообразие веществ | |||
9. | Воздух и его охрана | Регулятивные: умение выполнять поставленную задачу. Познавательные: Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Коммуникативные: Интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. | 30.09.2013 – 04.10.2013 | |
10. | Вода как вещество | |||
11. | Превращения и круговорот воды | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Познавательные: высказывать предположения о состояниях воды в природе. Коммуникативные: работать в паре: рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 07.10.2013 – 11.10.2013 | |
12. | Берегите воду! | |||
13. | Как разрушаются камни | Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и с взрослыми. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 14.10.2014 – 18.10.2014 | |
14. | Что такое почва | |||
15. | Разнообразие растений | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Познавательные: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 21.10.2013 – 25.10.2013 | |
16. | Солнце, растения и мы с вами | |||
17. | Размножение и развитие растений | Регулятивные: умение выполнять поставленную задачу. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: Интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 28.10.2013 - 01.11.2013 | |
18. | Охрана растений | Регулятивные: оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. Познавательные: ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. | 11.11.2013 – 15.11.2013 | |
19. | Разнообразие животных | |||
20. | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее Познавательные: анализировать, срав-нивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Коммуникативные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. | 18.11.2013 – 22.11.2013 | |
21. | Размножение и развитие животных | |||
22. | Охрана животных | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. | 25.11.2013 – 29.11.2013 | |
23. | В царстве грибов | |||
24. | Великий круговорот жизни. Защита проекта «Разнообразие природы родного края» | Регулятивные: оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 02.12.2013 – 06.12.2013 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | ||||
25. | Организм человека | Регулятивные: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 02.12.2013 – 06.12.2013 | |
26. | Органы чувств | Регулятивные: оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 09.12.2013 – 13.12.2013 | |
27. | Надежная защита организма. | |||
28. | Опора тела и движение. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру: | 16.12.2013 - 20.12.2013 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | |||
30. | Дыхание и кровообращение. | Регулятивные: оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | 23.12.2013 - 27.12.2013 | |
31. | Умей предупреждать болезни. | |||
32. | Здоровый образ жизни. | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру | 13.01.2014 - 17.01.2014 | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
34. | Презентация проекта «Школа кулинаров» | Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 20.01.2014 – 24.01.2014 | |
Наша безопасность (7 часов) | ||||
35. | Огонь, вода и газ. | Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 20.01.2014 – 24.01.2014 | |
36. | Чтобы путь был счастливым. | Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | 27.01.2014 – 31.01.2014 | |
37. | Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». | |||
38. | Опасные места. | Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 03.02.2014 – 07.02.2014 | |
39. | Природа и наша безопасность. | |||
40. | Экологическая безопасность. | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру | 10.02.2014 - 14.02.2014 | |
41. | Обобщение темы. Защита проекта « Кто нас защищает». | |||
Чему учит экономика (13 часов) | ||||
42. | Для чего нужна экономика. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике | 17.02.2014 – 21.02.2014 | |
43. | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | |||
44. | Полезные ископаемые. | Регулятивные: оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Познавательные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Коммуникативные: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 24.02.2014 - 28.02.2014 | |
45. | Растениеводство. | |||
46. | Животноводство. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 03.03.2014 – 07.03.2014 | |
47. | Какая бывает промышленность | |||
48. | Проект «Экономика родного края». | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: Конкретизировать представления о городах нашей страны. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 10.03.2014 – 14.03.2014 | |
49. | Что такое деньги. | |||
50. | Государственный бюджет. | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы. Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, бережному отношению к окружающей природе. | 17.03.2014 – 21.03.2014 | |
51. | Семейный бюджет. | |||
52. | Экономика и экология. | Регулятивные: ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее. Познавательные: участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Коммуникативные: ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | 31.03.2014 – 04.04.2014 | |
53. | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
54. | Защита проекта «Экономика родного края». | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: Конкретизировать представления о городах нашей страны. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 07.04.2014 – 11.04.2014 | |
Путешествия по городам и странам (14 часов) | ||||
55. | Золотое кольцо России. | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: Конкретизировать представления о городах нашей страны. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 07.04.2014 – 11.04.2014 | |
56. | Золотое кольцо России | Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и с взрослыми. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | 14.04.2014 – 18.04.2014 | |
57. | Золотое кольцо России. Проект «Музей путешествий» | |||
58. | Наши ближайшие соседи. | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о зарубежных странах и достопримечательностях. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 21.04.2014 - 25.04.2014 | |
59. | На севере Европы. | |||
60. | Что такое Бенилюкс. | Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: Конкретизировать представления о городах нашей страны. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 28.04.2014 – 02.05.2014 | |
61. | В центре Европы. | Регулятивные: работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции. подготовить сообщение с показом страны и её столицы на политической карте Европы. Познавательные: описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 05.05.2014 – 09.05.2014 | |
62. | По Франции. | Регулятивные: работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании. подготовить сообщение с показом страны и её столицы на политической карте Европы. Познавательные: описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 12.05.2014 – 16.05.2014 | |
63. | По Великобритании. | |||
64. | На юге Европы | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе. Познавательные: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом страны и её столицы на политической карте Европы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Коммуникативные: работать со взрослыми: в магазинах выяснять какие товары поступают из Греции и Италии. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 19.05.2014 – 23.05.2014 | |
65. | По знаменитым местам мира. | |||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения. | Регулятивные: выполнять тесты с выбором ответа. Познавательные: формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | 26.05.2014 – 30.05.2014 | |
67. | Защита проекта « Музей путешествий» | |||
68. | Обобщение изученного по теме | Регулятивные: выполнять тесты с выбором ответа. Познавательные: формулировать выводы из изученного материала. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2013
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Тихомирова Е.М. и др. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: ЭКЗАМЕН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония
Рабочая программа по окружающемумиру 1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...