Авторская разработка открытого интегрированного урока «Не обижай пауков!»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Осипова Инна Валерьевна

Открытый интегрированный  урок  (окружающий мир, русский язык, труд) в 3 классе с презентацией и видеоматериалом по теме, которые можно скачать здесь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_ne_obizhay_paukov.docx77.29 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка открытого интегрированного урока

 (окружающий мир, русский язык, труд) 

3 класс

Тема урока: «Не обижай пауков!».

Цели урока:

  1. обобщить и систематизировать знания о царстве животных;
  2. расширить и углубить знания детей о паукообразных;
  3. дать представление о невидимых нитях в природе;
  4. воспитывать бережное отношение к животным;
  5. развивать умение распознавать проверяемую орфограмму и подбирать проверочное слово.

Оборудование:

  1. Лист с заданиями по русскому языку. (Приклеить к листу картона с вышитой паутиной с оборотной стороны.) (Приложение 2)
  2. Презентация.
  3. Книга для учащихся начальных классов «Зелёные страницы» А.А. Плешакова.
  4. «Атлас-определитель» А.А. Плешакова.
  5. Гофрированный картон с отверстиями (Приложение 3), игла, нитки, пуговица.
  6. Видеофильм о паукообразных.)

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня необычный урок труда, на котором мы будем говорить на тему «Разнообразие животных», будем определять орфограммы в словах, разбирать предложение, познакомимся с новым словарным словом.

II. Царства живой природы

Учитель: Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа.

(Ученики называют царства.)

http://festival.1september.ru/articles/645848/01.gif

Учитель: А на какие группы делится царство животных?

(Ученики называют группы, расставляют таблички, учитель показывает слайд.)

http://festival.1september.ru/articles/645848/02.gif

Учитель: Почему таблички распределены в 2 столбика?

Дети: В одном столбике позвоночные, в другом беспозвоночные.

III. Ребусы

Учитель: Разгадайте ребусы и определите, к какой группе относятся животные. Приведите ещё несколько примеров животных этой группы.

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image002.jpg

Дети: Рысь. Это млекопитающее, или зверь. К этой группе относятся волк, лиса, олень, тигр…

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image004.jpg

Дети: Журавль. Это птица. К птицам относятся дятел, сова, аист, ворона, сорока…

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image008.gif

Дети: Осьминог. Это моллюск. К моллюскам относятся улитка, кальмар, каракатица, слизень…

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image010.jpg

Дети: Енот. Это млекопитающее, или зверь. К млекопитающим относятся медведь, барсук, хомяк, заяц…

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image012.jpg

Дети: Глухарь. Это птица. К этой группе относятся ласточка, воробей, утка, сойка…

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image014.gif

Дети: Бабочка. Это насекомое. К этой группе относятся муравей, кузнечик, пчела, таракан…

IV. Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.
Утром солнышко проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.

V. Беседа

Учитель: Сегодня поговорим об одной из групп животных.

Отгадайте загадку. (Дети читают загадку на листе)

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!

Дети: Паук.

Учитель: Запишите отгадку. Это словарное слово.

К какой группе животных относится паук?

Дети: К паукообразным.

Учитель: Верно, пауки принадлежат к классу паукообразных, или арахнидов. Науке известно около 32 000 видов паукообразных. Какая отличительная особенность всех представителей этой группы?

Дети: У них 8 конечностей.

Учитель: Какие же существуют в природе пауки и кто ещё, кроме самих пауков, относится к паукообразным? Заглянем в Атлас-определитель на страницы 124-125. (Работа с Атласом-определителем, просмотр отрывка о паукообразных из видеофильма «Разнообразие животных».)

Дети: Паук-птицеед, фаланга, каракурт, тарантул, таёжный клещ, скорпион, паук-серебрянка…

Учитель: Люди не любят пауков. Прикоснувшись к пауку случайно, пугаются, брезгливо отдергивают руку и презрительно морщатся. Увидев бегущего паука, стараются его раздавить. За что же их любить, ведь некоторые из них могут нанести большой вред здоровью человека. Кто?

Дети: Тарантулы, таёжные клещи, скорпионы, фаланги.

Учитель: Может их нужно уничтожать? Кроме того, пауки – безжалостные убийцы. Поймав муху или комара в шелковые сети, они впрыскивают им смертоносный яд.

Дети: Нет, наверное, они для чего-то нужны в природе…

VI. Учитель читает стихи Б. Заходера

Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
Даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
И, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется
То это, конечно, ошибкой окажется!

Учитель: Оказывается, именно паучий аппетит не дает всевозможным клещам, улиткам, тлям и шелкопрядам расплодиться и опустошать поля, сады, леса. Конечно, не только пауки выполняют эту важную работу. Этих вредителей поедают и жуки-жужелицы, стрекозы ловят на ходу мух и комаров, божьи коровки уничтожают тлей. Но все насекомые-хищники, вместе взятые, поедают меньше опасных насекомых, чем одни только пауки! Кроме того, пауки являются важным звеном в цепи питания. Отгадайте, кто питается пауками.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Дети: Птица.

Учитель: Верно, пауками питаются птицы, а ещё богомолы, муравьи, осы.

VII. Приметы

Учитель: Есть ещё одна польза. Пауки-крестовики могут помочь заблудившемуся туристу, который забыл компас. Напомните, по каким приметам можно в лесу определить, где север, а где юг.

Дети: У отдельно стоящего дерева ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной. Муравейник в лесу расположен с южной стороны дерева. С северной стороны ствол дерева покрыт мхом…

Учитель: Вот ещё одна примета:

Паук не раскидывает паутину с северной стороны деревьев.

Спишите предложение, подчеркните грамматическую основу.

Учитель: Итак, если мы увидим паутину на дереве, то какая это будет сторона горизонта?

Дети: Южная.

VIII. Вывод

Учитель: Сделаем вывод: не нужно уничтожать пауков, а лучше внимательно наблюдать за ними в природе. Очень интересно наблюдать за крестовиками. Они плетут большие сети, похожие на велосипедное колесо. Пауки либо сидят в центре, либо от центра паутинного колеса тянут сигнальную нить и прячутся чуть выше или ниже под листочком и ждут добычу.

IX. Отрывок из книги «Зелёные страницы»

9. Учитель: Особенно интересно наблюдать за крестовиками осенью.

(Зачитать отрывок из книги «Зелёные страницы» на странице 80)

X. Стихотворение

Учитель: Именно об этом времени года написала стихотворение Е.Трутнева.

Прол . тают п . утинки
С п . уками в сер . динке,
И высоко от з . мли
Прол . тели жур . вли.
Всё л . тит. Д . лжно быть это
Ул . тает наше лето.

Учитель: Впишите орфограммы зелёной ручкой. Объясните правописание.

Дети: Пролетают. Безударная гласная в корне е, проверочное слово полёт. (Т.о. дети объясняют и вписывают все орфограммы.)

XI. Паутина

Учитель: Сегодня мы с вами сплетем паутину, сделаем паука-крестовика из пуговицы и ниток и решим для себя раз и навсегда:

Не обижай пауков! (Приложение 1)

Учитель: Какое это предложение по цели высказывания?

Дети: Побудительное.

Учитель: А по интонации?

Дети: Восклицательное.

XII. Правила пользования иголкой

Учитель: Прежде, чем приступить к работе, повторим правила пользования иголкой. (Дети повторяют правила и вышивают паутину на картоне, используя шов «назад иголку».)

XIII. Обобщение.

Учитель: Думаю, вы поняли, что нельзя уничтожать пауков, не надо их бояться. А может, выполняя работу, кто-нибудь из вас хоть немного полюбил сегодня пауков. Хорошо бы...

Литература:

  1. А.А. Плешаков. Атлас-определитель ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА.
  2. А.А. Плешаков. Зелёные страницы.

http://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image016.jpghttp://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image018.jpghttp://festival.1september.ru/articles/645848/f_clip_image020.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 Б классе МОУ «СОШ № 30»

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по произведению Е Благининой "Котенок".К уроку прилагается презентация. ...

Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....