Рабочая программа по окружающему миру (УМК «Школа России», 3 класс)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова "Окружающий мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.rar | 110.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по окружающему миру, на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение, 2011).
Цели и задачи учебного предмета
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- овладение коллективными формами учебной работы;
- умение самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели искать средства их решения.
Значимость предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Изменения в авторской учебной программе
Авторская программа | Рабочая программа | Внесенные изменения |
68 ч. | 68 ч. | - |
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы выделяется 68ч.
(2 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Таблица тематического распределения количества часов
В рабочей программе: 68 ч.
В авторксой программе: 68 ч.
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | «Как устроен мир» | 6 |
2. | «Эта удивительная природа» | 18 |
3. | «Мы и наше здоровье» | 10 |
4. | «Наша безопасность» | 7 |
5. | «Чему учит экономика» | 12 |
6. | «Путешествие по городам и странам» | 15 |
ИТОГО | 68 | |
Из них Итоговая комплексная работа | 1 | |
Контрольная работа | 4 |
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет Организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанною для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется, с помощью специально разработанной книги дли чтения по экологической этике.
Предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Окружающий мир»
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится», а так же в «Ожидаемых результатах формирования УУД»
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Изучение предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
При изучении предмета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения предмета обучающиеся научатся:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
- этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономик
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Календарно-тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата проведения | Характеристика основной деятельности обучающихся |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | |||||
1 | Природа (экскурсия). Ценность природы для людей. | 1 | 05.09 | -Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; -определять природные объекты с помощью атласа - определителя «От земли до неба»; - оценивать результаты своих достижений на экскурсии | |
2 | Человек. Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 06.09 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить сходство человека и живых существ и отличие его от животных; - различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатства внутреннего мира человека; - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека | |
3 | Общество. | 1 | 12.09 | - Понимать учебную задачу; - определять место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |
4 | Что такое экология. | 1 | 13.09 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, пролеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему; - работать в паре : анализировать схемы учебника с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей среди, обсуждать и оценивать предложенные модели; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы из изученного материала; | |
5 | Природа в опасности. | 1 | 19.09 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —работать в группе: сопоставлять отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; - моделировать в виде схемы воздействия человека на природу; - обсуждать, как каждый может помочь природе; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; — выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов | |
6 | Обобщение по теме «Как устроен мир». | 1 | 20.09 | ||
Раздел « Эта удивительная природа» (18 ч) | |||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 26.09 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; - классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа «Определение крахмала в продуктах» | 1 | 27.09 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; -работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану, использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; | |
9 | Воздух и его охрана. | 1 | 03.10 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - анализировать схему с целью определения состава воздуха; - исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; -работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; —оценивать свои достижения на уроке | |
10 | Вода. Практическая работа «Свойство воды». | 1 | 04.10 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды ( определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради); - работать со взрослыми: проводить мини-исследования об использовании питьевой воды в семье; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
11 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 10.10 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; -наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
12 | Берегите воду. | 1 | 11.10 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - высказывать предположении о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; -работать в паре: извлекать из текст а учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
13 | Что такое почва. Практическая работа «Свойства почвы» | 1 | 17.10 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; - выказывать предложения о том, почему почва плодородна, обосновывать их; - практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; - анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
14 | Разнообразие растений.
| 1 | 18.10 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; - работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятиями « виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристики групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. Итоговая контрольная работа за 1четверть. | 1 | 24.10 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
16 | Размножение развитие растений. | 1 | 25.10 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; —характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
17 | Охрана растений. | 1 | 07.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - актуализировать сведения, об исчезнувших и редких растениях; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - оформлять памятку « Берегите растения»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
18 | Разнообразие животных. | 1 | 08.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать животных из списка, предложенными одноклассниками; - приводить примеры животных разных групп; - работать с электронным приложением к учебнику; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
19 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 14.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать животных по типу питания; - приводить примеры животных по типу питании; - анализировать схемы цепей питания; - формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
20 | Размножение и развитие животных. | 1 | 15.11 | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - работать с терминологическим словариком; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
21 | Охрана животных. Факторы отрицательного водействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. | 1 | 21.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - обсуждать меры по охране животных; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - создать книжку-малышку «Береги животных»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
22 | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. | 1 | 22.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать строение шляпочных грибов; - моделировать развитие грибов-двойников; - обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор»; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
23 | Великий круговорот жизни. Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ. Роль почвы в круговороте веществ. | 1 | 28.11 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать организмы-производители, организмы потребители и организмы-разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
24 | Обобщение по теме «Эта удивительная природа». | 1 | 29.11 | ||
Раздел « Мы и наше здоровье» (10 ч) | |||||
25 | Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека.
| 1 | 05.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать системы органов человека; - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; - работать с терминологическим словарем; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
26 | Органы чувств. Органы чувств человека, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств | 1 | 06.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать предметы по характеру материала; - работать в группе: по рисунку учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
27 | Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов.
| 1 | 12.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
28 | Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. | 1 | 13.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; - раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
29 | Наше питание. Практическая работа «Определение содержания питательных веществ». Проект «Школа кулинаров». | 1 | 19.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительной системы; - обсуждать правила рационального питания; - готовиться к выполнению проекта « Школа кулинаров»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
30 | Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | 1 | 20.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы; - работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
31 | Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. | 1 | 26.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
32 | Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | 1 | 16.12 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
33 | Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». | 1 | 17.01 | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Представление результатов проектной деятельности..
| 1 | 23.01 | — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | |||||
35 | Огонь, вода и газ. Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | 1 | 24.01 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
36 | Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте | 1 | 30.01 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
37 | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | 1 | 31.01 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; -выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - оценивать свои достижения на уроке | |
38 | Проект « Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | 06.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; - интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны и МЧС; - оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;- —презентовать и оценивать свои достижения на уроке | |
39 | Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, пустыре, в парке, лесу и т. д | 1 | 07.02 | — Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; -обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; - работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
40 | Природа и наша безопасность ( экскурсия). Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки) | 1 | 13.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействия пробуждения природы на человека; - оценивать свои достижения на экскурсии | |
41 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Практическая работа: «Устройство и работа бытового фильтра». | 1 | 14.02 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | |||||
42 | Для чего нужна экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. | 1 | 20.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; - характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; - работать с терминологическим словариком; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике. | 1 | 21.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
44 | Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых. | 1 | 27.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя; -выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; -характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
45 | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Практическая работа «Исследование сельскохозяйственных растений» | 1 | 28.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; -различать и классифицировать культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводство; -исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
46 | Животноводство. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. | 1 | 06.02 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
47 | Какая бывает промышленность (экскурсия). Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. | 1 | 07.03 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать продукцию каждой отрасли промышленности. —формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
48 | Проект « Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | 13.03 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — собирать информацию об экономике своего края; -оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; - —презентовать и оценивать результаты проектной деятельности; | |
49 | Что такое деньги. Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Практическая работа «Российские монеты» | 1 | 14.03 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их; -раскрывать роль денег в экономике; -различать денежные единицы разных стран; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
50 | Государственный бюджет. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства | 1 | 20.03 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; -выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
51 | Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 1 | 21.03 | ||
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать семейный бюджет его доходы и расходы; - выявлять сходство и различие государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||||
52 | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду | 1 | 03.04 |
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; - раскрывать взаимосвязь межу экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
53 | Экономика и экология. Взаимозависимость экономики и экологии Обобщение по теме «Чему учит экономика». | 1 | 04.04 | - Выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
Раздел « Путешествие по городам и странам» (15 ч) | |||||
54 | Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Перславль-Залесский,), их до- стопримечательности. | 1 | 10.04 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
55 | Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Ростов, Ярославль, Кострома), их достопримечательности | 1 | 11.04 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
56 | Золотое кольцо России. Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | 1 | 17.04 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
57 | Проект « Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | 18.04 | - собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), - составлять этикетки; - оформлять экспозицию музея; - готовить сообщения; - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | |
58 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы | 1 | 24.04 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - — находить Москву на карте России; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношении; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; --- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
59 | На севере Европы. Страны севера Европы, их столицы, государственное устройство, государственные языки. | 1 | 25.04 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - соотносить государства и их флаги; - составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; -- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
60 | Итоговая комплексная работа | 1 | 01.05 | Выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правиль-ность/неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
61 | Что такое « Бенилюкс». Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности | 1 | 02.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
62 | В центре Европы. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | 1 | 06.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности центра Европы по фотографиям; -- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
63 | По Франции и Великобритании (Франция) Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы. | 1 | 07.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности центра Великобритании по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
64 | По Франции и Великобритании (Великобритания) Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы. | 1 | 08.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности центра Великобритании по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
65 | На юге и Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории. | 1 | 15.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - - работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии; -- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
66 | По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. Итоговая контрольная работа за 4 четверть. | 1 | 16.05 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | |
67 | Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам». Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
| 1 | 22.05 | - оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Представление результатов проектной деятельности. | 23.05 | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся - оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
При письменной проверке знаний по предмету используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа (тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.)
Специфической формой контроля является работа с приборами, моделями, которая используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
В рабочей программе представлены контрольно – измерительные материалы для обучающихся 3 класса в тестовой форме, которые составлены в соответствии с программой А.А. Плешакова.
№ урока | Тема | Плановые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
15 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | 24.10 | |
32 | Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | 27.12 | |
51 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 21.03 | |
60 | Итоговая комплексная контрольная работа[1] | 24.04 | |
66 | Итоговая контрольная работа за 4 четверть. | 02.05 |
Контрольные работы (см. Контрольно-измерительные материалы « Окружающий мир» 3 класс.)
Материально-технические обеспечение учебного процесса
Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой | Кол-во уч-ся | Необх оснащ | Факт оснащ | % оснащ |
Книгопечатная продукция | ||||
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение, 2011. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Учебники | ||||
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 3 класса. В 2 ч. М.: Просвещение. 2013 | 5 | 5 | 5 | 100 |
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012 | 5 | 5 | 1 | 20 |
Рабочие тетради | ||||
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл. В 2 ч. М.: Просвещение. 2013. | 5 | 5 | 5 | 100 |
Тесты | ||||
Плешаков А.А. «Окружающий мир»: тесты: 3 класс.-М.: Экзамен, 2013 | 5 | 5 | 5 | 100 |
Методические пособия | ||||
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 кл. М.: Просвещение. 2013 | 5 | 1 | 1 | 100 |
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для уч-ся нач. классов– М.: Просвещение, 2012 | 5 | 1 | 1 | 100 |
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. | 5 | 1 | 0 | 0 |
Печатные пособия | ||||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме) | 5 | 1к | 0 | 0 |
Компьютерные и информационно - коммуникационные средства | ||||
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» (Диск СD) автор А.А. Плешаков | 5 | 5 | 5 | 100 |
Технические средства обучения | ||||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | 5 | 1 | 0 | 0 |
Персональный компьютер | 5 | 1 | 1 | 100 |
Диапроектор | 5 | 1 | 0 | 0 |
Мультимедийный проектор | 5 | 1 | 1 | 100 |
Экранно-звуковые пособия | ||||
Видеофильмы по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира | 5 | 10 | 0 | 0 |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). | 5 | 10 | 0 | 0 |
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование | ||||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Термометр медицинский | 5 | 1 | 0 | 0 |
Лупа | 5 | 5 | 5 | 100 |
Компас | 5 | 5 | 5 | 100 |
Часы с синхронизированными стрелками | 5 | 1 | 0 | 0 |
Микроскоп (по возможности цифровой) | 5 | 1 | 0 | 0 |
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения | 5 | 1 | 0 | 0 |
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). | 5 | 1 | 0 | 0 |
Модель «Торс человека с внутренними органами». | 5 | 1 | 0 | 0 |
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта | 5 | 1 | 0 | 0 |
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения | 5 | 3 | 3 | 100 |
Коллекции полезных ископаемых | 5 | 1 | 1 | 100 |
Коллекции плодов и семян растений | 5 | 1 | 0 | 0 |
Гербарии культурных и дикорастущих растений | 5 | 1 | 1 | 100 |
Живые объекты (комнатные растения) | 5 | 7 | 7 | 100 |
Игры и игрушки | ||||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» | 5 | 5 | 0 | 0 |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.) | 5 | 6 | 0 | 0 |
Наборы кукол в традиционных костюмах России | 5 | 1 | 0 | 0 |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | 5 | 5 | 5 | 100 |
Оборудование класса | ||||
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | 5 | 3 | 3 | 100 |
Стол учительский с тумбой. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 5 | 3 | 3 | 100 |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 5 | 0 | 0 | 0 |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | 5 | 5 | 5 | 100 |
[1] О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс.-М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...