Урок по окружающему миру "Живое и неживое"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Цели урока:
- способствует формированию понятий о живом и неживом;
- способствует формированию регулятивных, коммуникативных учебных действий;
- способствует формированию положительных нравственных качеств на примере отношения к живым организмам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr_miru.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Живое и неживое. | Цели: - способствовать формированию понятий о живом и неживом; - способствовать формированию регулятивных, коммуникативных учебных действий; - способствовать формированию положительных нравственных качеств на примере отношения к живым организмам. | |
Требования ТДМ | Деятельность учителя и учеников | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | ||
1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») 2)Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок (могу») 3)Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») | ( Начинаем урок с речевки) Прозвенел опять звонок – Начинается урок. Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Будем думать, размышлять. Будем знанья добывать. А как вы будете добывать новое знание? (Я выясню, что я не знаю, и сам найду способ.) Кто поможет вам в этом?( Учитель и товарищи в группе). Вспомним правила работы в группе. (Слайд) - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе. Я прочту вам стихотворение , по которому вы сможете догадаться, о чём пойдёт речь на нашем уроке(Слайды со стихотворением о природе) Посмотри мой милый друг. Что находится вокруг? Небо светло-голубое Солнце светит золотое. Ветер листьями играет Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса, Человек и время года. Это всё вокруг -…(природа). Вы уже много знаете об окружающей нас природе, а хотите ли узнать ещё больше? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, таблицы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3.Выявление места и причины затруднения
1)Организовать восстановление выполненных операций 2)Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение 3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.) 4) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – | Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.) Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем признаков живого и неживого.) − Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.) | Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4.Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1)Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения) 2)Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока 3)Учащиеся определяют средства 4)Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели | − Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать признаки живого и неживого.) -Сформулируйте тему урока. Учитель записывает на доске: «Живое и неживое» -Как вы будете открывать новое правило? (Сами.) - Как мы будем находить эти признаки?( Сравнивать предметы) − Что вам может помочь в достижении цели? (Учебник и наши знания) | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
ФИЗМИНУТКА
5.Реализация построенного проекта
1)Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом 2)Организовать фиксацию нового способа действия в речи 3)Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона) 4)Организовать фиксацию преодоления затруднения 5)Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа) | Возьмите свои листочки с заданиями и поработайте в группе.( вспомните правила) Работа в учебнике. С.47 задания для групп. 1) Рассмотрите верхние рисунки на с. 47.Ответьте на вопросы: 1 группа: – Посмотрите на первую картинку – Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. -Что произошло с Мишей? -Может ли расти дерево? -Может ли расти камень? – Все ли живые организмы растут? – Какое же первое свойство живых организмов? Запишите
…. 2 группа: – Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? - Дышат ли растения? - Дышат ли реки ? – Какое это свойство живых организмов? Запишите …
3 группа: – Что делает собака на третьей картинке? – Всем ли живым организмам необходимо питание? – Нужно ли питание горам? Запишите это свойство…
4 группа: – Кем являются цыплята по отношению к курице? - Могут ли размножаться растения? – У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)? Запишите это свойство живых организмов…
2. Давайте проверим наши результаты. (Ученики отвечают на вопросы карточек вслух и вывешивают на доску свои ответы) 3.Ребята, вы получили(открыли) новое правило. А как проверить своё открытие? (Посмотреть в учебнике) -Откройте в учебнике стр.47 Проверьте, читая про себя правило в рамочке. -Прочитаем вслух хором. Что нового было в правиле , о чём мы не сказали?(О бережном обращении с живыми организмами) - Почему надо бережно обращаться с живыми организмами( потому что они могут погибнуть и стать неживыми) 4.Какая цель была перед нами ? (Узнать признаки живого и неживого) -Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) -Сможем ли теперь мы справиться с заданием и указать признаки живого и неживого?
| Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса с их проговариванием во внешней речи: -фронтально; -в парах или группах | Обсудите в группах и выполните каждый в своей тетради(задание 2) с.56 Разгадай кроссворд и запиши в клеточки все свойства живых организмов. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | -Сейчас каждый попытается сам выполнить задание. Слайд. Проверьте -Кто ошибся? Поднимите руку. -Какими правилами вы должны были воспользоваться -У кого задание выполнено без ошибок? -Какой вывод вы сделаете для себя? (Понял (усвоил)правило.) |
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
8.Включение в систему знаний и повторение.
1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия 2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности | -Работа по учебнику с.48( общая беседа.) -Какие свойства живых организмов можно обнаружить у неживых предметов? -А какими свойствами они не обладают? - Найдите общее и отличное в каждой паре рисунков. С.49 учебника. Матроскин назвал Шарика своей вещью и тот обиделся. Почему? Что называют вещью? -Рассмотрите объекты у вас на столе. Что мы можем назвать вещью , а что организмом. Докажите.( демонстрация проросшего семечка, камешка и деревянного кубика). Рабочая тетрадь с.57 Расскажите, что делает Лена Правильно ли поступает Лена? Посоветуйте, что ей надо делать. ( Надо заботится о живых организмах.) Как вы ухаживаете за своими питомцами? Расскажите. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9.Рефлексия учебной деятельности.
1)Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2)Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4)Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | - Какую цель перед собой ставили?(узнать признаки живого и неживого) -Удалось ли достичь поставленной цели?(Да. Мы узнали , что живые организмы дышат, растут. Питаются и размножаются.) – Мы с вами перечислили свойства живого организма. – А могут ли живые организмы жить вечно? (Докажите) – ( Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны её беречь.) – Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47. Наше занятие подошло к концу. - Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке -Соотнесите свою оценку с нужной картинкой − Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало. К желтому цветку − если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку − если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. -В чём были трудности? Как их преодолеть? Оцените работу группы. Как вы работали в группе? Оцените себя по шкале успеха.( в тетрадочках «Мир деятельности» В добрый путь. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
д | ||||||||||
п | ||||||||||
р | ||||||||||
р | е | |||||||||
т | е | |||||||||
е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Урок по окружающему миру. 2 класс. Обобщение по теме: "Осенние изменения в живой и неживой природе"
Цель урока:1. Проверить, ка дети усвоили изученную тему.2. Развитие интереса к предмету "Окружающий мир".3. Воспитание чувства товарищества, дружбы....
разработка урока по окружающему миру 2 класс. Неживая природа весной.
Выявить признаки весны в неживой природе. Помогать будут стихи известных авторов, которые читали на уроках чтения, внеклассного чтения и русского языка. Через красоту стихов будем учиться ...
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Урок окружающего мира. Живое – неживое
Технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ. Фронтальная, парная, групповая. Игровые методы....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....