конспект окрытого урока по окужающему миру "Чем человек отличается от животного" 4 класс УМК НШ21 века
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Труфанова Людмила Владимировна

Данная разработка содержитучебный материал по теме урока и презентацию, а также тестовые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Чем человек отличается от животных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)

     Задачи урока:

Образовательные:

– формируем умение сравнивать и различать объекты  живой и неживой природы;

– объясняем отличие человека от других объектов живой и неживой природы

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;

–  формируем умение работать в парах,группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

- воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - 4 класс, рабочая тетрадь, карточки –задания, презентация, ИКТ

Ход урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

- Приветствие учащихся.

-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»

-С какой целью вы пришли на урок?

- Чему будем учиться на уроке?

-Для чего нужно изучать окружающий мир?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Скажите, что же нас окружает в повседневной жизни?

-На какие группы можно разделить окружающую нас природу?(живая и неживая природа).

- Назовите мне объекты неживой природы?

- Какие объекты мы отнесем к живой природе?

- Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.

«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.»      (Слайд 1)

III. Постановка учебной задачи.

- Человек – это часть живой природы,вы уже многое знаете о нем. Расскажите, что вам известно  (Ответы учащихся.)

- Скажите, а у кого есть еще такие признаки? (Ответы учащихся.) (Слайд 2)

-И все же человек отличается от животных. (Слайд 3)В чем его отличие? Над этим вопросом люди задумывались очень давно. (Слайд 4)Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так :

« Человек – это двуногое животное без перьев».

 Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

 «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

- Ребята, о чем же мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Ответы учащихся.)

Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 5)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Сейчас вы проведете исследование и выясните  какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в группах:

 1 группа будет находить умения, присущие только человеку.

 2 группа - умения, присущие животным. В работе можете пользоваться статьей из учебника на с.91-92.

Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная

Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

--Посмотрите на доску и сравните результат. Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо, умеющее говорить). (Слайд 6)

Физминутка

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 - Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф. (учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает) (Слайд 7,8,9)

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? 

-Все вы, наверное, помните историю Маугли, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

- А что Маугли умеет делать так же, как и люди? Слайд

--Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?

Конечно, нет. Он ведь впитывал ту «науку», которой его обучали окружающие его звери: мальчик-волк начинает понимать язык птиц и змей, значение каждого шороха в траве, каждого движения в листве. Он учится лазать по деревьям, как пантера, плавать, как рыба, и прыгать по ветвям, как обезьяна.

-Почему вы не владеете этими навыками? Почему умеете читать, писать, размышлять, говорить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек...(Ответы учащихся)

- Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному.

--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

- Ребята, как вы думаете в наше время можем мы встретить Маугли?  

- На самом деле были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные. 

Сейчас ребята нам нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (Слайд 10)

- Скажите, может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?

- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?

- Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся) (Слайд 11)        

Какой сделаем вывод. Отличием человека от животного является способность мыслить.

-Но у мышления есть еще один помощник, как вы думаете что? (Слайд 12)

3. Работа с учебником.

«Работа в парах» стр.93.Рассмотри рисунки и расскажи о значении речи в жизни людей. (Слайд 13)

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд 14)

 Тест

1.Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы

- умеет строить жилище;

- имеет зрение и слух;

- умеет трудиться;

- заботиться о потомстве ;

- умеет говорить;

2.Какие особенности человека позволили ему создавать такие предметы: картины, книги, телевизор, машины, ракеты

-преследовать добычу;

-мыслить;

- добывать пищу;

-творить;

- умение говорить

VII.Рефлексия

Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд15)

Сегодня на уроке: (Слайд16)

Я  узнал …..

Я  научился…

Мне  понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

VIII.Итог урока

-Выставление оценок

-домашнее задание (Слайд17)



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Чем человек отличается от животных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (отличие человека от животных)

     Задачи урока:

Образовательные:

– формируем умение сравнивать и различать объекты  живой и неживой природы;

– объясняем отличие человека от других объектов живой и неживой природы

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;

–  формируем умение работать в парах,группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

- воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой - 4 класс, рабочая тетрадь, карточки –задания, презентация, ИКТ

Ход урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

- Приветствие учащихся.

-Начать наш урок я хотела бы словами: «Если человек не получил за день ни каких знаний, то его день прошел зря.»

-С какой целью вы пришли на урок?

- Чему будем учиться на уроке?

-Для чего нужно изучать окружающий мир?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Скажите, что же нас окружает в повседневной жизни?

-На какие группы можно разделить окружающую нас природу?(живая и неживая природа).

- Назовите мне объекты неживой природы?

- Какие объекты мы отнесем к живой природе?

- Прочитайте толкование понятия из толкового словаря С.И.Ожегова и определите кому будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока.

«Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.»      (Слайд 1)

III. Постановка учебной задачи.

- Человек – это часть живой природы,вы уже многое знаете о нем. Расскажите, что вам известно  (Ответы учащихся.)

- Скажите, а у кого есть еще такие признаки? (Ответы учащихся.) (Слайд 2)

-И все же человек отличается от животных. (Слайд 3)В чем его отличие? Над этим вопросом люди задумывались очень давно. (Слайд 4)Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос так :

« Человек – это двуногое животное без перьев».

 Но проходило время и через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

 «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

- Ребята, о чем же мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока? (Ответы учащихся.)

Какую цель перед собой поставим?( объяснить отличие человека от животных) (Слайд 5)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Сейчас вы проведете исследование и выясните  какие признаки отличают человека от животных. Для этого поработайте в группах:

 1 группа будет находить умения, присущие только человеку.

 2 группа - умения, присущие животным. В работе можете пользоваться статьей из учебника на с.91-92.

Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.

Животные

Человек

Произносят отдельные звуки

Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная

Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления

Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект

Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать

Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами

Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не ставят цель работы

Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество

Может работать творчески

--Посмотрите на доску и сравните результат. Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо, умеющее говорить). (Слайд 6)

Физминутка

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 - Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф. (учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает) (Слайд 7,8,9)

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? 

-Все вы, наверное, помните историю Маугли, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

- А что Маугли умеет делать так же, как и люди? Слайд

--Мог ли мальчик научиться говорить, писать, читать в этих условиях?

Конечно, нет. Он ведь впитывал ту «науку», которой его обучали окружающие его звери: мальчик-волк начинает понимать язык птиц и змей, значение каждого шороха в траве, каждого движения в листве. Он учится лазать по деревьям, как пантера, плавать, как рыба, и прыгать по ветвям, как обезьяна.

-Почему вы не владеете этими навыками? Почему умеете читать, писать, размышлять, говорить, в отличие от Маугли? А ведь каждый из вас такой же, как и Маугли, человек...(Ответы учащихся)

- Правильно, вы живете по другим законам, в другом обществе, которое воспитывает вас по-иному.

--Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

- Ребята, как вы думаете в наше время можем мы встретить Маугли?  

- На самом деле были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные. 

Сейчас ребята нам нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (Слайд 10)

- Скажите, может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?

- Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?

- Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся) (Слайд 11)        

Какой сделаем вывод. Отличием человека от животного является способность мыслить.

-Но у мышления есть еще один помощник, как вы думаете что? (Слайд 12)

3. Работа с учебником.

«Работа в парах» стр.93.Рассмотри рисунки и расскажи о значении речи в жизни людей. (Слайд 13)

VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Слайд 14)

 Тест

1.Чем человек отличается от животных. Отметь правильные ответы

- умеет строить жилище;

- имеет зрение и слух;

- умеет трудиться;

- заботиться о потомстве ;

- умеет говорить;

2.Какие особенности человека позволили ему создавать такие предметы: картины, книги, телевизор, машины, ракеты

-преследовать добычу;

-мыслить;

- добывать пищу;

-творить;

- умение говорить

VII.Рефлексия

Закончить урок я хочу словами великих людей и хочу чтобы вы запомнили их, потому что в жизни они вам очень пригодятся(Слайд15)

Сегодня на уроке: (Слайд16)

Я  узнал …..

Я  научился…

Мне  понравилось ….

Я бы хотел ….

Новые знания мне пригодятся…..

VIII.Итог урока

-Выставление оценок

-домашнее задание (Слайд17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Чем человек отличается от животных" 4 класс

Технологическая карта урока по кружающему миру на тему "Чем человек отличается от животных" Урок составлен по программе Н. Ф. Виноградовой....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».

Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...

конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животных"

конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животного"....

Конспект урока Изобразительного искусства «Украшения человека. Роспись кокошника» 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить с новой техникой выполнения работы – роспись, учить видеть красоту разнообразных поверхностей; развивать творческое воображение и эстетический вкус при рос...

Технологическая карта урока. Мир природы и человека. Животные зимой.4 класс ТМНР 1 вариант.

Технологическая карта урока. Мир природы и человека. Животные зимой.4 класс ТМНР 1 вариант.Учебник Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина  Мир природы и человека (1 часть) М. Просвещение 2019, стр. 19-20....

Конспект открытого урока изобразительного искусства "Красота человека. Изображение женских и мужских образов в народных костюмах» 4 класс

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе, можно использовать для открытого урока по данной теме....