Конспект окрытого урока во втором классе "Для чего нужен мягкий знак (ь)?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мингалева Татьяна Павловна

Цель урока:

Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь

Задачи

- уточнить особенности буквы «ь»;

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vo_2_klasse.docx39.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 89» Ленинского района г. Саратова

Урок русского языка во  2 классе

Тема: Для чего нужен мягкий знак (ь)?

                                                                                                                            Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                                                             Мингалева Татьяна Павловна


Тема: «Для чего служит мягкий знак (ь)?».

Класс:

Дата: 20.12.2024г.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь

Задачи

- уточнить особенности буквы «ь»;

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные:

-- научатся слышать слова с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- находить орфограммы в указанных словах, выбирать средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией

будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД: уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне, посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Встаньте ровно и красиво

прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно

и скорей начнем урок.

-Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друг другу.

- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями. С этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать. Отгадайте загадку:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

                                Ярко-красный галстук мой (снегирь) (слайд 2)

-Кто это?

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. 

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ответы детей

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне.

Метапредметные:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

- определение особенностей буквы «ь»;

- учить детей выражать свою мысль устно

- Вот и к нам на урок спешат красногрудые снегири, но каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием на повторение пройденного материала.

1. Работа по картине «Покормите птиц зимой» (слайд 3) 

- Кого вы  видите на картине?

- А еще кого?

- Что делают дети?

- Что делают птицы?

- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

- Составьте рассказ на тему «Покормите птиц зимой» (проектор выключить)

2.Блиц – опрос. 

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

- Какие гласные буквы обозначат твёрдость согласных?

- Назовите непарные твердые согласные звуки.

- Назовите непарные мягкие согласные звуки.

- Когда буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного и гласный звук.

- Какими звуками различаются слова каждой пары: нос – нёс, мыл – мил,  лук – люк.

3. Чистописание.

Упражнение для разминки пальцев рук.
  - На уроке русского языка нам приходится много писать. Давайте подготовим свои пальчики к письму, а кроме того эти упражнения помогут вам сделать ваш почерк ровным и красивым.

«Разминка для пальцев». (слайд 6)

Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали

Подержали и разжали

Мне ладошки показали

Делай быстро, детвора

За письмо теперь пора.

Упражнение в чистописании.
Откройте тетрадь. Положите её правильно.  

Руки? на месте,

ноги?  на месте,

локти? у края,

спина? прямая.

Постарайтесь сохранить правильную осанку до конца урока.

- Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа.

Учитель показывает образец написания. (слайд 8)

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчает

Слово мягко прозвучит.

-Пишем в тетради  самостоятельно. Про себя можно проговорить речевую формулу: Пишу наклонную, пишу овал до середины строки

-Молодцы. (Прилетел 2 снегирь)

Слушают учителя.

Анализируют. Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ

Фронтальный опрос

Выполняют упражнения для разминки пальцев рук.

Тетрадь правильно кладу,

Руку правильно держу,

За посадкою держу,

С чистотою я дружу.

На отлично напишу!

Ребята делают соответствующие записи.

Отрабатывают навык каллиграфического письма букв.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

Личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные: 

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3.Постановка  учебной задачи.

 Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

                С твердым Л я на стене,

                Книги, например, на мне

                 Но как только Л смягчите,

                Сразу в танец превратите. (полка-полька)

-Чем отличаются эти слова?

-Какая буква, кроме гласных е,е,ю,я,и обозначает мягкость согласных?

-Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке)

                 Мягкий голос,

                  Мягкий шаг,

                  Это буква –мягких знак!

 -Тема нашего урока?... Давайте запишем в тетрадь тему урока.

-Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока?

-Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. Слайд 6

- (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь)

-Значит, цель нашего урока какая?

 Упр.202 (Работа по учебнику). Словарная работа.

Скромность

Скупость

Совесть

- Какие хорошие качества  вы бы хотели развить в себе?

- А теперь игра «Хлопай-топай». Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете в ладоши, отрицательные - топаете.

Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта честность.

- Все справились, молодцы.

Вывод: мягкий знак может стоять в  середине слова и на конце.

Дети отвечают на вопросы и определяют тему урока

- мягкий знак

- Ответить на вопрос: Для чего служит мягкий знак?

  Дети читают и объясняют смысл пословиц

Регулятивные: умение высказывать свое предположение

Коммуникативные: 

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

Познавательные:  формулирование 

познавательной цели и искать нужную информацию

Личностные; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

4.Решение учебной задачи.

Цель: активизирует знания

учащихся.

Создаёт проблемную

ситуацию.

1) Лексическое значение слов.   (4 снегирь на ветку) Слайд 7.

-Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь знак»

-Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение.

Кон (этап игры) – конь (животное)

Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться)  экран

-А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова.

Угол – уголь, ел – ель, галка – галька.

-Проверим на экране. ( + -)

-Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь?

-Для чего служит ь после согласных?

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова.

Ответы детей.

Самостоятельно пишут в тетради слова уголь, ель, галька.

Фронтальная проверка.

Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова

Регулятивные: принимать учебную

задачу, соответствующую этапу

обучения

Личностные: интерес к отдельным

заданиям;

Познавательные: искать нужную

информацию на странице,

«считывать» информацию с рисунков;

понимать знаки, символы, модели

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли и слушать других.

6.Первичное закрепление.

Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь) Слайд 8

-У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)

ь

ь

ь

ь

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв.

б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(олень) 5-4

в) Есть копыта, грива есть,

И лоснится её шерсть,

Скачет — ветер обгоняет,

Её каждый точно знает. (лошадь) 6-5

г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6

-Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках.

-Почему букв больше, чем звуков?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает.

Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9

-Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124.

-Прочитайте правило. (хорошо читающий)

Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:

-Мы правильно сделали вывод?

-Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость.

Решают кроссворд работая в парах и делают вывод, что ь знак звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука

Поверка вывода по учебнику

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция.

Познавательные: общеучебные –

умение структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задач, умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание, рефлексия способов и

условий действия.

Коммуникативные: управление

поведением партнёра – контроль,

коррекция, оценка действий партнёра.

5.Физкультминутка

Потрудились – отдохнем. (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем. (подтягивания)

Руки в стороны, вперед, (повороты туловища)

Влево, вправо поворот. (наклоны влево-право)

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

7. Закрепление знаний и способов действий

Цели:- выявить место и причину затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

(6 снегирь на ветку)

На доске листок со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь?

 (ь –знак в середине слова и на конце)

деньки      коньки

пеньки      окунь

полька       моль

пень           угольки

якорь       соль

        

- Запишите в тетрадь.

-1в.-----слова с мягким знаком на конце

-2в.-----слова с мягким знаком в середине

-Проверяем. 

-Еще раз скажите, для чего служит ь-  знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными?

Вывод:

Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука  и пишется в середине и на конце слова..

3)Самостоятельное применение знаний.

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

- День, пень, сон, тень

 Сыр, нос, лось, лень

Нос, нёс, рыть, ныть

Кон, конь, шум, шить.

(Взаимопроверка)

Составляют план достижения цели и определяют средства

Выполняют работу индивидуально

Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развитие орфографической зоркости.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли и слушать друга

8.Рефлексия учебной деятельности

Цель:- оценить результаты собственной деятельности.

- Какая тема урока была?

- На какой вопрос должны были ответить?

-Для чего служит мягкий знак?

- Дополните предложения:

- Я сегодня узнал…

-Я сегодня научился…

-У меня возникли затруднения…

Давайте запишем домашнее задание: учебник стр.125 упр.204. Нужно записать пары слов. Если кто захочет дополнительную оценку, то можно придумать 1-2 предложения с любыми из предложенных слов.

А теперь проверим вашу внимательность.

-Сколько снегирей прилетело в гости к нам?

-Как пишется это слово?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Участвуют в диалоге;

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные: 

рефлексия.

Личностные: 

устанавливать связь между деятельности и ее результатом

9.Домашнее задание

Давайте запишем домашнее задание: учебник стр.125 упр.204. Нужно записать пары слов. Если кто захочет дополнительную оценку, то можно придумать 1-2 предложения с любыми из предложенных слов.

-Какой праздник приближается?

 Самый радостный, веселый праздник для взрослых и детей. Снегири приготовились к новому году и немного принарядились. Если вам понравилось занятие, все было легко и не трудные задания, подарите снежинку снегирю в зеленой шапке, если были некоторые трудности – снегирю в синей шапке. Если же было очень трудно и не совсем понятно, то снегирю в красной шапке.

Спасибо за внимание!

Выкладывают снежинки на магнитной доске рядом со снегирями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь не нужен мягкий знак

внеклассное мероприятие по русскому языку...

Урок по русскому языку во втором классе. Тема: Разделительный мягкий знак.

Программа "Школа России". Учебник Рамзаевой Т.Г. Цель урока: Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак. ...

Разработка урока по ФГОС "Для чего нужен музыкальный размер?"

Цель урока: Развитие воображения учащихся через музыкально-образное восприятие музыки.Задачи:Выражать творческое начало в зрительных, сенсорно-моторных, речевыхнаправлениях.Создавать собственные музык...

Конспект урока по русскому языку «Для чего служит мягкий знак "

Формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме, дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ран...