Конспект окрытого урока во втором классе "Для чего нужен мягкий знак (ь)?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель урока:
Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь
Задачи
- уточнить особенности буквы «ь»;
- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;
- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vo_2_klasse.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия № 89» Ленинского района г. Саратова
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Для чего нужен мягкий знак (ь)?
Выполнила: учитель начальных классов
Мингалева Татьяна Павловна
Тема: «Для чего служит мягкий знак (ь)?».
Класс: 2В
Дата: 20.12.2024г.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь
Задачи
- уточнить особенности буквы «ь»;
- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;
- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;
- упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;
- способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-- научатся слышать слова с ь знаком, правильно обозначать на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение
- находить орфограммы в указанных словах, выбирать средства устного общения в соответствии с предполагаемой речевой ситуацией
будут учиться строить высказывания в устной и письменной форме.
Личностные:
осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения; находить способы разрешения конфликтов; формировать положительную мотивации к учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, работать по коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: уметь работать со словарём, добывать новые знания; уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;
Коммуникативные УУД: уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, знать правила поведения и общения в школе, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.
Оборудование: ПК, проектор, экран, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 2 класс, презентация, карточки сигнальные, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сюжетная картина.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к деятельности. Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне, посредством создания эмоциональной обстановки. | - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок. -Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, улыбнитесь друг другу. - У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями. С этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать. Отгадайте загадку: Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой (снегирь) (слайд 2) -Кто это? | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы. Ответы детей | Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Метапредметные: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать свою деятельность. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других. | |||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Цель: актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; - определение особенностей буквы «ь»; - учить детей выражать свою мысль устно | - Вот и к нам на урок спешат красногрудые снегири, но каждый со своим заданием. Первый снегирь с заданием на повторение пройденного материала. 1. Работа по картине «Покормите птиц зимой» (слайд 3) - Кого вы видите на картине? - А еще кого? - Что делают дети? - Что делают птицы? - Как мы можем помочь птицам пережить зиму? - Составьте рассказ на тему «Покормите птиц зимой» (проектор выключить) 2.Блиц – опрос. - Чем отличаются согласные звуки от гласных? - Какие гласные обозначают мягкость согласных? - Какие гласные буквы обозначат твёрдость согласных? - Назовите непарные твердые согласные звуки. - Назовите непарные мягкие согласные звуки. - Когда буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного и гласный звук. - Какими звуками различаются слова каждой пары: нос – нёс, мыл – мил, лук – люк. 3. Чистописание. Упражнение для разминки пальцев рук. «Разминка для пальцев». (слайд 6) Чтоб красиво всем писать Надо пальцы нам размять. Кулачки все крепко сжали И немного подержали Подержали и разжали Мне ладошки показали Делай быстро, детвора За письмо теперь пора. Упражнение в чистописании. Руки? на месте, ноги? на месте, локти? у края, спина? прямая. Постарайтесь сохранить правильную осанку до конца урока. - Запишите в тетради сегодняшнюю дату и классная работа. Учитель показывает образец написания. (слайд 8) Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчает Слово мягко прозвучит. -Пишем в тетради самостоятельно. Про себя можно проговорить речевую формулу: Пишу наклонную, пишу овал до середины строки -Молодцы. (Прилетел 2 снегирь) | Слушают учителя. Анализируют. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ Фронтальный опрос Выполняют упражнения для разминки пальцев рук. Тетрадь правильно кладу, Руку правильно держу, За посадкою держу, С чистотою я дружу. На отлично напишу! Ребята делают соответствующие записи. Отрабатывают навык каллиграфического письма букв. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков. Личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | |||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | С твердым Л я на стене, Книги, например, на мне Но как только Л смягчите, Сразу в танец превратите. (полка-полька) -Чем отличаются эти слова? -Какая буква, кроме гласных е,е,ю,я,и обозначает мягкость согласных? -Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. (о ь-знаке) Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква –мягких знак! -Тема нашего урока?... Давайте запишем в тетрадь тему урока. -Проверим по учебнику, правильно ли мы определили тему урока? -Откройте учебник на стр.124. Прочитайте тему урока. Слайд 6 - (Для чего служит ь-знак?) (3 снегирь) -Значит, цель нашего урока какая? Упр.202 (Работа по учебнику). Словарная работа. Скромность Скупость Совесть - Какие хорошие качества вы бы хотели развить в себе? - А теперь игра «Хлопай-топай». Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете в ладоши, отрицательные - топаете. Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта честность. - Все справились, молодцы. Вывод: мягкий знак может стоять в середине слова и на конце. | Дети отвечают на вопросы и определяют тему урока - мягкий знак - Ответить на вопрос: Для чего служит мягкий знак? Дети читают и объясняют смысл пословиц | Регулятивные: умение высказывать свое предположение Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли Познавательные: формулирование познавательной цели и искать нужную информацию Личностные; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению | |||||||||||||||||||||||||
4.Решение учебной задачи. Цель: активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | 1) Лексическое значение слов. (4 снегирь на ветку) Слайд 7. -Снегирь принёс задание – игру «Спрячь ь знак» -Я называю слова, а вы вставляете в него ь так, чтобы поменялось лексическое значение. Кон (этап игры) – конь (животное) Банка (емкость) – банька (помещение старинное мыться) экран -А теперь, сами запишите в тетрадь только новые слова. Угол – уголь, ел – ель, галка – галька. -Проверим на экране. ( + -) -Что изменилось в слове? Как звучат согласные перед ь? -Для чего служит ь после согласных? Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова. | Ответы детей. Самостоятельно пишут в тетради слова уголь, ель, галька. Фронтальная проверка. Вывод: ь знак служит для смягчения предшествующего звука и меняет лексическое значение слова | Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения Личностные: интерес к отдельным заданиям; Познавательные: искать нужную информацию на странице, «считывать» информацию с рисунков; понимать знаки, символы, модели Коммуникативные: умение выражать свои мысли и слушать других. | |||||||||||||||||||||||||
6.Первичное закрепление. | Звуко-буквенный анализ. (5 снегирь) Слайд 8 -У вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Давайте решим кроссворд работая в парах. Я читаю вслух, вы совещаетесь с соседом и по очереди записываете слова в клеточки. (+-)
а) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко. Рога раскинув широко. (лось) 4 б,3 зв. б) Стройный, красивый, Рога ветвистые. Пасется весь день Кто же это? …(олень) 5-4 в) Есть копыта, грива есть, И лоснится её шерсть, Скачет — ветер обгоняет, Её каждый точно знает. (лошадь) 6-5 г) Кто в лесу густом живет Неуклюжий, косолапый. Летом ест клубнику, мед, А зимой сосет он лапу. (медведь) 7-6 -Посчитайте количество букв и звуков в словах. Запишите прямо в листочках. -Почему букв больше, чем звуков? -Какой можно сделать вывод? Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает. Работа с правилом в учебнике. Стр.124. Слайд 9 -Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Где проверим? По учебнику стр.124. -Прочитайте правило. (хорошо читающий) Правило: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука: -Мы правильно сделали вывод? -Понаблюдаем на примерах: (1 слово учитель, далее по одному чел по примеру): день, пальто, васильки, радость. | Решают кроссворд работая в парах и делают вывод, что ь знак звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука Поверка вывода по учебнику | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | |||||||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка | Потрудились – отдохнем. (ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнем. (подтягивания) Руки в стороны, вперед, (повороты туловища) Влево, вправо поворот. (наклоны влево-право) Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, (ходьба на месте) Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения | Личностные: установка на здоровый образ жизни. | |||||||||||||||||||||||||
7. Закрепление знаний и способов действий Цели:- выявить место и причину затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | (6 снегирь на ветку) На доске листок со словами. Прочитайте. На какие две группы можно разделить эти слова? - Где пишется ь? (ь –знак в середине слова и на конце) деньки коньки пеньки окунь полька моль пень угольки якорь соль
- Запишите в тетрадь. -1в.-----слова с мягким знаком на конце -2в.-----слова с мягким знаком в середине -Проверяем. -Еще раз скажите, для чего служит ь- знак после согласных на конце слов и в середине перед другими согласными? Вывод: Буква мягкий знак (Ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука и пишется в середине и на конце слова.. 3)Самостоятельное применение знаний. «Плюс» поставь, когда в словах Ты напишешь мягкий знак. Если в слове его нет, «Минус» напиши в ответ. - День, пень, сон, тень Сыр, нос, лось, лень Нос, нёс, рыть, ныть Кон, конь, шум, шить. (Взаимопроверка) | Составляют план достижения цели и определяют средства Выполняют работу индивидуально | Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: развитие орфографической зоркости. Регулятивные: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение выражать свои мысли и слушать друга | |||||||||||||||||||||||||
8.Рефлексия учебной деятельности Цель:- оценить результаты собственной деятельности. | - Какая тема урока была? - На какой вопрос должны были ответить? -Для чего служит мягкий знак? - Дополните предложения: - Я сегодня узнал… -Я сегодня научился… -У меня возникли затруднения… Давайте запишем домашнее задание: учебник стр.125 упр.204. Нужно записать пары слов. Если кто захочет дополнительную оценку, то можно придумать 1-2 предложения с любыми из предложенных слов. А теперь проверим вашу внимательность. -Сколько снегирей прилетело в гости к нам? -Как пишется это слово? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Участвуют в диалоге; | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: устанавливать связь между деятельности и ее результатом | |||||||||||||||||||||||||
9.Домашнее задание | Давайте запишем домашнее задание: учебник стр.125 упр.204. Нужно записать пары слов. Если кто захочет дополнительную оценку, то можно придумать 1-2 предложения с любыми из предложенных слов. -Какой праздник приближается? Самый радостный, веселый праздник для взрослых и детей. Снегири приготовились к новому году и немного принарядились. Если вам понравилось занятие, все было легко и не трудные задания, подарите снежинку снегирю в зеленой шапке, если были некоторые трудности – снегирю в синей шапке. Если же было очень трудно и не совсем понятно, то снегирю в красной шапке. Спасибо за внимание! | Выкладывают снежинки на магнитной доске рядом со снегирями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине и в конце слова"
Правописание мягкого знака в середине и в конце слова...
Здесь не нужен мягкий знак
внеклассное мероприятие по русскому языку...
Урок по русскому языку во втором классе. Тема: Разделительный мягкий знак.
Программа "Школа России". Учебник Рамзаевой Т.Г. Цель урока: Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак. ...
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе....
Разработка урока по ФГОС "Для чего нужен музыкальный размер?"
Цель урока: Развитие воображения учащихся через музыкально-образное восприятие музыки.Задачи:Выражать творческое начало в зрительных, сенсорно-моторных, речевыхнаправлениях.Создавать собственные музык...
Конспект урока русского языка по теме "Для чего служит мягкий знак"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку «Для чего служит мягкий знак "
Формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме, дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова; повторить ран...