Тема НОД: "Свет и тень"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
- Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
- Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_i_ten.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Свет и тень»
Программные задачи.
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире.
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть луч света. Понять что свет – это поток световых лучей.
- Показать образование тени, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
- Расширить представление детей о необходимость света и тени для живых организмов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: куклы – “Свет”, “Тень” (изготавливают из пластиковых бутылок. В бутылку куклы “Свет” вставляют небольшой фонарик, оформляют голову мальчика, на бутылку из белой бумаги наклеивают штанишки и футболка.
Для куклы “Тень” оформляют голову, на бутылку наклеивают темно-синюю юбочку и топик);
Фильмоскоп, черный лист бумаги с отверстием 5 мм, аквариум, фонарики, теневой театр, диафильм (отмытый от краски и покрытый подслащенной водой), гелиевые ручки, картонные круги d – 20 см, палочки длинной – 15 см.
Подготовительный этап: проведение цикла опытов на растениях “Влияние света и тепла на растения, как одних из видов живых существ на Земле”
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришли?
- Как вы думаете, кто это такие?
- Посмотрите, как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.
(Педагог показывает детям на двух персонажей: мальчика, которого зовут Свет и девочку – Тень).
- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться, кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывания детей)
- Для того, чтобы узнать, кто из них прав, давайте это проверим.
- Откуда берется свет в природе? (От солнца)
С неба смотрит солнце много лет,
Льет на землю солнце яркий свет.
- Свет – это солнечные лучи, которые невидимы в воздухе. Их можно увидеть только в воде или тумане (в тумане очень много частиц воды).
Опыт № 1 “Ищем свет”
Педагог предлагает посмотреть на солнечный луч. Для этого комната затемняется, включается фильмоскоп. Дети могут увидеть на стене световой круг – это лампа фильмоскопа засветилась, и от нее стали исходить лучи света.
Затем взрослый вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием.
- Что изменилось? Почему изображение уменьшилось? (Луч света стал тоньше, потому что уменьшилось отверстие).
Далее педагог направляет луч света в аквариум или стеклянную банку, наполненную водой.
- Что вы увидели? (Луч света)
Вывод: Так солнечные лучи освещают нашу планету.
-Ребята, а откуда появляется тень? (Высказывания детей)
- Давайте проверим.
Опыт № 2 “Ищем тень”
Педагог включает фильмоскоп – дети видят солнечный луч. Взрослый просит кого-нибудь из детей встать на пути солнечного луча.
- Что можно увидеть на стене? (Тень этого ребенка)
- Как можно объяснить появление этой тени? (Если на пути солнечного луча появляется непрозрачный предмет, то можно увидеть образовавшуюся тень)
-Ребята, а может ли появиться тень, если нет света? (Нет)
- А могут ли лучи света обогнуть тело или предмет? (Предполагаемые ответы детей)
Опыт № 3 “Какой луч света?”
Детям раздаются фонарики. Они выбирают предмет, на который будут светить, комната затемняется. Когда дети убедятся, что луч света прямолинеен и не может огибать предмет, опыт можно считать завершенным.
- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень?
(Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).
-Ребята, посмотрите на наших гостей. Свет и Тень помирились и обещают больше никогда не ссориться. Они поняли, что необходимы всему живому на Земле, и друг без друга они тоже не могут существовать.
- Свет и Тень благодарны за то, что дети им все объяснили, а они, в свою очередь, хотят поиграть с детьми.
Игра с теневым театром
Дети рассматривают фигурки, поясняют, почему они черные (изображение должно быть непрозрачным, чтобы не пропускать через себя световой луч), берут фонарики. Они определяют, как правильно держать фигурки по отношению к свету, экрану, чтобы тень появлялась на стене.
Создание фильма “Два неразлучных друга – Свет и Тень”
- А еще Свет и Тень предлагают вам нарисовать о них свой собственный фильм и всем вместе посмотреть его.
Для этого детям необходимо сесть в одну линию за стол. Педагог разворачивает подготовленную ленту для фильмоскопа перед детьми и предлагает договориться, кто и что будет рисовать. Дети, взяв гелиевые ручки, приступают к рисованию.
По окончанию работы дети вместе с куклами просматривают получившийся фильм.
Свет и Тень прощаются с детьми и дарят солнечные часы, которые состоят из картонного круга и деревянной палочки. При помощи этого прибора можно провести эксперимент и узнать еще много нового о свете и тени на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"
Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...
Урок изобразительного искусства по теме "Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи.Ночной пейзаж"
Конспект и технологическая карта урока изобразительного искусства (С.Г.Ашикова "Изобразительное искусство", 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова)...
Тема. Рисование на тему «Ярко светит солнышко».
Цель. Формировать умение рисовать предмет округлой формы и проводить прямые линии в разных направлениях.Задачи. Вырабатывать навык замыкать линии при рисовании предметов округлой формы. Совершенствова...
Урок музыки в 1 классе "Свет и тень в музыке (лад)"
Урок музыки "Свет и тень в музыке (лад)" для учащихся 1-х классов.Рассматриваются понятия "свет" и "тень" в жизни и в музыке. Слушание и умение различать "светлую" и "темную" музыку.Цель урока: сформи...
Презентация к методической разработке "Театр теней. Игры со светом и тенью"
Презентация к методической разработке "Театр теней. Игры со светом и тенью"...
Презентация мастер-класса "Свет и тень "
создание театра теней на уроках технологии и во внеурочных занятиях...
Конспект коррекционного занятия "Свет и тень"
Формирование первичных представлений о значении света и тени. Развитие фантазии, воображения....