Урок изобразительного искусства по теме "Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи.Ночной пейзаж"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

Костюченко Марина Васильевна

Конспект и технологическая карта урока изобразительного искусства (С.Г.Ашикова "Изобразительное искусство", 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: изобразительное искусство (С.Г. Ашикова «Изобразительное искусство», 2класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Тема: Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи. Ночной пейзаж.

Цель урока: предоставить учащимся  возможность через знакомство с различными видами искусства и их выразительными средствами  проявлять творческие и интеллектуальные способности.

Задачи урока:

1. Знакомство учащихся  с понятием «пейзаж», творчеством художника А.И.Куинджи , с техникой работы «граттаж».

2. Развитие у детей умения анализировать,  давать определения  новым понятиям, обобщать, делать выводы.

3. Способствование  развитию творческого воображения учащихся, эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

Знать определение понятия «пейзаж».

Уметь анализировать и соотносить по содержанию и настроению предлагаемые литературные, музыкальные произведения и произведения живописи.

Использовать полученные знания в практической деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

-Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Отчасти вы правы.

У меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке

Попробуйте похлопать одной рукой громко-громко! Не получается? А вот вам моя ладонь. Давайте хлопнем. А хлопните вместе с другом. Молодцы. Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками вам пригодится на уроке.

2.Актуализация знаний

-Вы бывали в кинотеатре? Как шалят дети перед началом сеанса?

-Ребята, предлагаю вместе посмотреть на экран и насладиться чудесными превращениями.

(слайд №1. Театр теней)

Кто не знает, что такое тень? Все видят ее. У всех она есть. Тень есть у живых и неживых предметов.

- Откуда она берется? (от света)

- Ну, конечно, от света. Это он ее рождает.

- Театр теней – это искусство светотени. Выразительные свойства театра теней обусловлены магическим свойством тени – превращать любую вещь в художественный образ. Главную роль в театре теней играет художник, так как на сцене-экране театра теней создается художественное произведение – силуэты. Именно тень подчеркивает объем и форму окружающих ее предметов. Многие художники, умело используя эффекты света и тени, искусно изображают окружающий нас мир.

-Предлагаю вам поработать в парах с репродукциями великих художников. Для этого у вас на столах есть карточки (Приложение 1)

Вам необходимо распределить репродукции по их жанрам, нужные номера выписать. Отметить номер лишней репродукции и аргументировать свой ответ.

- На какие группы разделили?

1-я группа натюрморт

2-я группа  портрет

-Давайте проверим правильность выполнения  работы, сверимся  с шаблоном.(слайд №3)

Остались (слайд №4.Пейзажи)

- Почему эти репродукции картин вы посчитали лишними?

- Кто из вас знает,  к какому жанру относятся такие картины?

Картины, на которых изображена природа,  называются пейзажем.

- Что может быть изображено на сельском пейзаже? (Художник изображает поля, колосящиеся  нивы, леса, деревенские дома.)

-Что может быть изображено на городском пейзаже?  (Дома, улицы, виды города)

-Что отличает морской пейзаж? (виды моря)

3. Сообщение темы урока и постановка целей

Сегодня мы познакомимся с произведениями, представляющими разные виды искусства, посвященные  ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.

‑ Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь.

«Тиха украинская ночь»,

«Лунная соната»,

«Лунная ночь на Днепре»

‑ Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)

-Предположите тему урока.

Ночной пейзаж.

4.Работа по теме урока

-Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)

«Соната – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом». (слайд №6.Портрет Л.В.Бетховена)

- Из всех жанров изобразительного искусства пейзаж ближе всего к музыке.. Я предлагаю вам, слушая прекрасную музыку Л.-В.Бетховена «Лунная соната» , представить себе  ночной пейзаж, постараться  понять чувства и настроение композитора , вложенные в это произведение.   (слайд №6. «Лунная соната»)

‑ Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).

-Какие средства использует композитор для выражения лунной ночи?(слайд №7.Таблица)

А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте ночной пейзаж.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…

Луна спокойно с высоты

Над Белой- Церковью сияет…

И тихо, тихо все кругом…

-Прочитайте самостоятельно текст

Понятен ли вам смысл слова дремота, превозмочь.

Давайте обратимся к сноскам.

‑ Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)

-Какими словами А.С.Пушкин смог это передать?

-Выберете из текста строку, которая могла бы стать его названием.

-Какими средствами передают образы поэты?(слайд №11.Таблица)

-Какое название произведения осталось незадействованным?(слайд №14)

«Лунная ночь на Днепре».

- К какому виду искусства оно принадлежит? (изо, живопись)

_ Кто автор это картины?

_ А вы хотели бы узнать. Тогда отправимся в гости к тетушке сове.( слайд №15. Рассказ мудрой совы)

-Давайте продолжим наше знакомство с великим пейзажистом. Приглашаю Вас  в картинную галерею.(репродукции картин А.И.Куинджи)

Репродукции каких картин вы видите? Что особенного в репродукциях мастера?

- Мы узнали лишь малую часть о художнике.

- Из каких источников информации вы можете узнать об А.И. Куинджи?

(Показ картины, которая покорила публику. И даже была организована выставка одной картины).

Работа с источниками информации

(Картина на слайде №16)

-  Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?

‑ Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)

Вывод: - Какие выразительные средства  использовал художник? (таблица)

-Соотнесите по настроению и содержанию все три произведения.

Давайте попробуем прочитать под музыку «Лунная соната» Л.Бетховена стихотворение Пушкина на фоне картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (Слайд №16)

Практическая работа

-Я предлагаю вам создать свой ночной пейзаж.

- Ребята, сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую художника.

Вы будете работать в роли современных художников. Я предлагаю вам поработать в технике "граттаж" или "цап-царапки"

У вас на столах  заготовки .  (Что из себя представляет заготовка?  На лист белого картона наносится воск , либо восковые мелки нужного цвета.  Второй слой накладывается гуашью. Заготовка есть. ) Берём вилочку  и начинаем царапать нижнюю часть листа волнообразными линиями.

-Что получилось?    (Море с лунной дорожкой).

-Откуда на воде лунная дорожка?    (От света луны).

-Где на листе бумаги должна располагаться луна, чтобы давать такой отсвет?

-Добавьте свет далёких звёзд.

-Дайте название своему пейзажу. Художники не всегда дают названия своим произведениям по содержанию. А могут назвать по настроению.

А ещё художники подписывали свои произведения.

- С какой целью? (С целью доказательства их подлинности)

Я  вам предлагаю подписать свои работы.

_Куда вы можете определить свои работы? (Можно организовать выставку работ в классе).

5. Итог урока.

Перед вами лежат карточки с итоговой рабочей таблицей. Соедините виды искусства с их выразительными средствами. (Слайд №21)

Живопись

Звук

Литература

Свет, тень

Музыка

Слово

-Название какого вида искусства вы можете вписать в последнюю строку таблицы?

6. Рефлексия

-Закончите, пожалуйста, данное предложение:

«Я  не знал…, теперь я знаю…» (слайд №25)

7. Домашнее задание.

-Предлагаю посмотреть во внеурочное время очень интересный и весёлый мультфильм  «День и ночь»  и нарисовать, что может получиться, если день и ночь подружатся.

                                                                                                                   

Технологическая карта урока ( № 17 )

Учебный предмет: изобразительное искусство (С.Г. Ашикова «Изобразительное искусство», 2класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Тема: Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи. Ночной пейзаж.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: предоставить учащимся  возможность через знакомство с различными видами искусства и их выразительными средствами  проявлять творческие и интеллектуальные способности.

Задачи урока:

1. Знакомство учащихся  с понятием «пейзаж», творчеством художника А.И.Куинджи , с техникой работы «граттаж».

2. Развитие у детей умения анализировать,  давать определения  новым понятиям, обобщать, делать выводы.

3. Способствование  развитию творческого воображения учащихся, эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

Знать определение понятия «пейзаж».

Уметь анализировать и соотносить по содержанию и настроению предлагаемые литературные, музыкальные произведения и произведения живописи.

Использовать полученные знания в практической деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап: организационно- мотивационный момент.

Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

1. Предлагает детям поднять правую руку и похлопать одной рукой громко-громко.

-А вот вам моя ладонь.

-А теперь хлопните вместе с другом.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками им пригодится на уроке.

Этап: актуализация знаний.

Цель: актуализация изученных способов действий.

2.1 Организует просмотр отрывка спектакля в театре теней с последующим коллективным обсуждением роли света и тени.

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и  их обобщение.

Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Совместно обсуждают правильность выбранного решения.

Умение строить понятные для собеседников высказывания.

 Контролируют правильность ответов.

Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

2.2 Организует работу в парах с раздаточным материалом.  для выхода на определение «пейзаж»

Работают в парах.

Осуществление анализа объектов- репродукций картин с выделением существенных признаков,

деление их на группы, выявление лишней.

Договариваются и приходят к общему решению

Умение учитывать мнение партнёра и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Контролируют правильность ответов.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 

Этап: Постановка цели урока.

Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.

3.1 Предлагает прочитать названия произведений, о которых пойдёт речь на уроке, и выяснить, что объединяет эти названия.

Включаются в работу.

Анализируют полученную информацию.

Делают обобщающий вывод о том, что названия связаны с ночью, луной.

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать своё мнение.

Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе

Умение строить понятные для собеседников высказывания.

Возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность

3.2 Предлагает сформулировать тему урока.

Формулируют

тему урока.

Выдвижение гипотезы и ее обоснование.

Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы.

Принимать и сохранять цель и задачу.

Этап: изучение нового материала.

Цель: знакомство с пейзажем в различных видах искусства

4.1 Предлагает представить себе ночной пейзаж, слушая музыкальное произведение Л.Бетховена

Представляют себе ночной пейзаж, стараются понять чувства и настроение композитора, вложенные в это произведение.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во фронтальной работе.

Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.

4.2 Предлагает познакомиться с текстом А.С.Пушкина, в котором автор сумел создать ночной пейзаж.

Самостоятельное знакомство с текстом. Участие  в беседе.

Выделяют выразительные средства поэтического текста.

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.

Умение строить понятные для собеседников высказывания.

Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.

4.3 Организует поиск и отбор информации о творчестве А.И.Куинджи.

Слушают рассказ мудрой совы (DVD), рассматривают репродукции картин А.И.Куинджи в «картинной галерее», изучают печатные источники информации («100 великих художников», «100 шедевров мировой живописи» и др.)

Выделение существенной информации и ее обоснование.

Умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи.

Принимать и сохранять цель и задачу.

Этап: усвоение новых знаний.

Цель: формирование умения  использовать полученные знания в практической деятельности

5.1 Предлагает соотнести данные произведения по содержанию и настроению.

Читают под музыку Л.Бетховена «Лунная соната» произведение А.С.Пушкина на фоне картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Осуществление синтеза объектов с выделением существенных признаков.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обсуждают действия каждого участника в проведённой работе.

Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок.

5.2 Предлагает учащимся создать свой ночной пейзаж, используя технику «граттаж»

Участие учащихся в предложенной работе.

Самостоятельное осуществление работы.

По итогам проведения работы оформляют в классе  выставку работ учащихся.

Стремление  к координации различных позиций в сотрудничестве.

Этап: контроль и оценка деятельности

6.1 Предлагает индивидуальную работу по карточкам.

Самостоятельно заполняют итоговую таблицу на соотнесение видов искусств с их выразительными средствами.

Формирование контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Осуществляется самопроверка полученных знаний

Умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи.

6.2 Проводит рефлексию. Организует краткое обсуждение полученных знаний.

Учащиеся участвуют в беседе и оценивают полученные знания.

Рефлексия своих действий.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Этап: домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания: нарисовать, что может получиться, если день и ночь подружатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".

Презентация к уроку  ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...

урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"

1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для изучения видов искусство графики. Формирование умений использовать средства выразительности графики в зимнем пейзаже.Зад...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урокаДидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакомит...