Урок изобразительного искусства по теме "Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи.Ночной пейзаж"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 2 класс) по теме
Конспект и технологическая карта урока изобразительного искусства (С.Г.Ашикова "Изобразительное искусство", 2 класс, система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: изобразительное искусство (С.Г. Ашикова «Изобразительное искусство», 2класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова)
Тема: Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи. Ночной пейзаж.
Цель урока: предоставить учащимся возможность через знакомство с различными видами искусства и их выразительными средствами проявлять творческие и интеллектуальные способности.
Задачи урока:
1. Знакомство учащихся с понятием «пейзаж», творчеством художника А.И.Куинджи , с техникой работы «граттаж».
2. Развитие у детей умения анализировать, давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы.
3. Способствование развитию творческого воображения учащихся, эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Знать определение понятия «пейзаж».
Уметь анализировать и соотносить по содержанию и настроению предлагаемые литературные, музыкальные произведения и произведения живописи.
Использовать полученные знания в практической деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
-Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Отчасти вы правы.
У меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке
Попробуйте похлопать одной рукой громко-громко! Не получается? А вот вам моя ладонь. Давайте хлопнем. А хлопните вместе с другом. Молодцы. Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками вам пригодится на уроке.
2.Актуализация знаний
-Вы бывали в кинотеатре? Как шалят дети перед началом сеанса?
-Ребята, предлагаю вместе посмотреть на экран и насладиться чудесными превращениями.
(слайд №1. Театр теней)
Кто не знает, что такое тень? Все видят ее. У всех она есть. Тень есть у живых и неживых предметов.
- Откуда она берется? (от света)
- Ну, конечно, от света. Это он ее рождает.
- Театр теней – это искусство светотени. Выразительные свойства театра теней обусловлены магическим свойством тени – превращать любую вещь в художественный образ. Главную роль в театре теней играет художник, так как на сцене-экране театра теней создается художественное произведение – силуэты. Именно тень подчеркивает объем и форму окружающих ее предметов. Многие художники, умело используя эффекты света и тени, искусно изображают окружающий нас мир.
-Предлагаю вам поработать в парах с репродукциями великих художников. Для этого у вас на столах есть карточки (Приложение 1)
Вам необходимо распределить репродукции по их жанрам, нужные номера выписать. Отметить номер лишней репродукции и аргументировать свой ответ.
- На какие группы разделили?
1-я группа натюрморт
2-я группа портрет
-Давайте проверим правильность выполнения работы, сверимся с шаблоном.(слайд №3)
Остались (слайд №4.Пейзажи)
- Почему эти репродукции картин вы посчитали лишними?
- Кто из вас знает, к какому жанру относятся такие картины?
Картины, на которых изображена природа, называются пейзажем.
- Что может быть изображено на сельском пейзаже? (Художник изображает поля, колосящиеся нивы, леса, деревенские дома.)
-Что может быть изображено на городском пейзаже? (Дома, улицы, виды города)
-Что отличает морской пейзаж? (виды моря)
3. Сообщение темы урока и постановка целей
‑ Сегодня мы познакомимся с произведениями, представляющими разные виды искусства, посвященные ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.
‑ Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь.
«Тиха украинская ночь»,
«Лунная соната»,
«Лунная ночь на Днепре»
‑ Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)
-Предположите тему урока.
Ночной пейзаж.
4.Работа по теме урока
-Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)
«Соната – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом». (слайд №6.Портрет Л.В.Бетховена)
- Из всех жанров изобразительного искусства пейзаж ближе всего к музыке.. Я предлагаю вам, слушая прекрасную музыку Л.-В.Бетховена «Лунная соната» , представить себе ночной пейзаж, постараться понять чувства и настроение композитора , вложенные в это произведение. (слайд №6. «Лунная соната»)
‑ Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).
-Какие средства использует композитор для выражения лунной ночи?(слайд №7.Таблица)
А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте ночной пейзаж.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух…
Луна спокойно с высоты
Над Белой- Церковью сияет…
И тихо, тихо все кругом…
-Прочитайте самостоятельно текст
Понятен ли вам смысл слова дремота, превозмочь.
Давайте обратимся к сноскам.
‑ Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)
-Какими словами А.С.Пушкин смог это передать?
-Выберете из текста строку, которая могла бы стать его названием.
-Какими средствами передают образы поэты?(слайд №11.Таблица)
-Какое название произведения осталось незадействованным?(слайд №14)
«Лунная ночь на Днепре».
- К какому виду искусства оно принадлежит? (изо, живопись)
_ Кто автор это картины?
_ А вы хотели бы узнать. Тогда отправимся в гости к тетушке сове.( слайд №15. Рассказ мудрой совы)
-Давайте продолжим наше знакомство с великим пейзажистом. Приглашаю Вас в картинную галерею.(репродукции картин А.И.Куинджи)
Репродукции каких картин вы видите? Что особенного в репродукциях мастера?
- Мы узнали лишь малую часть о художнике.
- Из каких источников информации вы можете узнать об А.И. Куинджи?
(Показ картины, которая покорила публику. И даже была организована выставка одной картины).
Работа с источниками информации
(Картина на слайде №16)
- Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?
‑ Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)
Вывод: - Какие выразительные средства использовал художник? (таблица)
-Соотнесите по настроению и содержанию все три произведения.
Давайте попробуем прочитать под музыку «Лунная соната» Л.Бетховена стихотворение Пушкина на фоне картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (Слайд №16)
Практическая работа
-Я предлагаю вам создать свой ночной пейзаж.
- Ребята, сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую художника.
Вы будете работать в роли современных художников. Я предлагаю вам поработать в технике "граттаж" или "цап-царапки"
У вас на столах заготовки . (Что из себя представляет заготовка? На лист белого картона наносится воск , либо восковые мелки нужного цвета. Второй слой накладывается гуашью. Заготовка есть. ) Берём вилочку и начинаем царапать нижнюю часть листа волнообразными линиями.
-Что получилось? (Море с лунной дорожкой).
-Откуда на воде лунная дорожка? (От света луны).
-Где на листе бумаги должна располагаться луна, чтобы давать такой отсвет?
-Добавьте свет далёких звёзд.
-Дайте название своему пейзажу. Художники не всегда дают названия своим произведениям по содержанию. А могут назвать по настроению.
А ещё художники подписывали свои произведения.
- С какой целью? (С целью доказательства их подлинности)
Я вам предлагаю подписать свои работы.
_Куда вы можете определить свои работы? (Можно организовать выставку работ в классе).
5. Итог урока.
Перед вами лежат карточки с итоговой рабочей таблицей. Соедините виды искусства с их выразительными средствами. (Слайд №21)
Живопись | Звук | |
Литература | Свет, тень | |
Музыка | Слово | |
-Название какого вида искусства вы можете вписать в последнюю строку таблицы?
6. Рефлексия
-Закончите, пожалуйста, данное предложение:
«Я не знал…, теперь я знаю…» (слайд №25)
7. Домашнее задание.
-Предлагаю посмотреть во внеурочное время очень интересный и весёлый мультфильм «День и ночь» и нарисовать, что может получиться, если день и ночь подружатся.
Технологическая карта урока ( № 17 )
Учебный предмет: изобразительное искусство (С.Г. Ашикова «Изобразительное искусство», 2класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова)
Тема: Свет и тень в природе. Творчество А.И.Куинджи. Ночной пейзаж.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: предоставить учащимся возможность через знакомство с различными видами искусства и их выразительными средствами проявлять творческие и интеллектуальные способности.
Задачи урока:
1. Знакомство учащихся с понятием «пейзаж», творчеством художника А.И.Куинджи , с техникой работы «граттаж».
2. Развитие у детей умения анализировать, давать определения новым понятиям, обобщать, делать выводы.
3. Способствование развитию творческого воображения учащихся, эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Знать определение понятия «пейзаж».
Уметь анализировать и соотносить по содержанию и настроению предлагаемые литературные, музыкальные произведения и произведения живописи.
Использовать полученные знания в практической деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап: организационно- мотивационный момент. Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности. | ||||||
1. Предлагает детям поднять правую руку и похлопать одной рукой громко-громко. -А вот вам моя ладонь. -А теперь хлопните вместе с другом. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. | Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками им пригодится на уроке. | ||||
Этап: актуализация знаний. Цель: актуализация изученных способов действий. | ||||||
2.1 Организует просмотр отрывка спектакля в театре теней с последующим коллективным обсуждением роли света и тени. | Отвечают на вопросы учителя. | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение. Осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. Совместно обсуждают правильность выбранного решения. | Умение строить понятные для собеседников высказывания. | Контролируют правильность ответов. | Умение приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
2.2 Организует работу в парах с раздаточным материалом. для выхода на определение «пейзаж» | Работают в парах. | Осуществление анализа объектов- репродукций картин с выделением существенных признаков, деление их на группы, выявление лишней. | Договариваются и приходят к общему решению | Умение учитывать мнение партнёра и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Контролируют правильность ответов. | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Этап: Постановка цели урока. Цель: формирование способности формулировать учебную задачу. | ||||||
3.1 Предлагает прочитать названия произведений, о которых пойдёт речь на уроке, и выяснить, что объединяет эти названия. | Включаются в работу. Анализируют полученную информацию. Делают обобщающий вывод о том, что названия связаны с ночью, луной. | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать своё мнение. | Взаимодействуют с учителем и партнерами во фронтальной работе | Умение строить понятные для собеседников высказывания. | Возникновение внутренней потребности включения в учебную деятельность | |
3.2 Предлагает сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока. | Выдвижение гипотезы и ее обоснование. | Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы. | Принимать и сохранять цель и задачу. | ||
Этап: изучение нового материала. Цель: знакомство с пейзажем в различных видах искусства | ||||||
4.1 Предлагает представить себе ночной пейзаж, слушая музыкальное произведение Л.Бетховена | Представляют себе ночной пейзаж, стараются понять чувства и настроение композитора, вложенные в это произведение. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во фронтальной работе. | Умение формулировать собственное мнение, строить монологическое высказывание. | ||
4.2 Предлагает познакомиться с текстом А.С.Пушкина, в котором автор сумел создать ночной пейзаж. | Самостоятельное знакомство с текстом. Участие в беседе. | Выделяют выразительные средства поэтического текста. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. | Умение строить понятные для собеседников высказывания. | Умение дополнять и уточнять высказанное мнение. | |
4.3 Организует поиск и отбор информации о творчестве А.И.Куинджи. | Слушают рассказ мудрой совы (DVD), рассматривают репродукции картин А.И.Куинджи в «картинной галерее», изучают печатные источники информации («100 великих художников», «100 шедевров мировой живописи» и др.) | Выделение существенной информации и ее обоснование. | Умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи. Принимать и сохранять цель и задачу. | |||
Этап: усвоение новых знаний. Цель: формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности | ||||||
5.1 Предлагает соотнести данные произведения по содержанию и настроению. | Читают под музыку Л.Бетховена «Лунная соната» произведение А.С.Пушкина на фоне картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | Осуществление синтеза объектов с выделением существенных признаков. | Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Обсуждают действия каждого участника в проведённой работе. | Умение вносить необходимые коррективы в действие на основе оценки и учета сделанных ошибок. |
5.2 Предлагает учащимся создать свой ночной пейзаж, используя технику «граттаж» | Участие учащихся в предложенной работе. | Самостоятельное осуществление работы. | По итогам проведения работы оформляют в классе выставку работ учащихся. | Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
Этап: контроль и оценка деятельности | ||||||
6.1 Предлагает индивидуальную работу по карточкам. | Самостоятельно заполняют итоговую таблицу на соотнесение видов искусств с их выразительными средствами. | Формирование контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. | Осуществляется самопроверка полученных знаний | Умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи. | ||
6.2 Проводит рефлексию. Организует краткое обсуждение полученных знаний. | Учащиеся участвуют в беседе и оценивают полученные знания. | Рефлексия своих действий. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | |||
Этап: домашнее задание | ||||||
Объясняет сущность домашнего задания: нарисовать, что может получиться, если день и ночь подружатся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".
Презентация к уроку ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...
урок изобразительного искусства во 2 классе по теме "Пейзаж.Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж"
1. Урок изобразительного искусства во 2 классе по программе «Школа 21 века»;2. «Пейзаж. Наблюдаем и изображаем осенний пейзаж»;3. Проблемный урок изучения нового материала;• 4 Оборудование: мультимеди...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике» (УМК «Перспектива», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для изучения видов искусство графики. Формирование умений использовать средства выразительности графики в зимнем пейзаже.Зад...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Изобразительное искусство-картина-пейзаж» (УМК «Школа России», 3 класс).
Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урокаДидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакомит...