Конспект коррекционного занятия "Свет и тень"
план-конспект урока

Полякова Елена Михайловна

Формирование первичных представлений о значении света и тени. Развитие фантазии, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционное занятие 23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

«Свет и тень»

Цель: Формирование первичных представлений о значении света и тени.

Задачи:

1.Развитие творческого воображения

2. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности;

3. Закрепление представлений о свойствах света и тени через экспериментальную деятельность.

4. Формирование представления детей о теневом театре

5. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение словарного запаса

6. Развитие и коррекция познавательной активности в процессе экспериментирования и творческой деятельности;

7. Развитие умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, воображение. ;

8. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности.

9. стимуляция самостоятельность, активности

Методы и приемы:

- практические: игра, эксперимент, физминутка, звуковой анализ слова.

- наглядные: наблюдение, показ демонстративного материала, показ способа действия, демонстрация картин.

- словесные: беседа, объяснение, речевая игра, худужественное слово.

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением природных и искусственных источников света,

проектор, фонарики, настольная лампа, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, , дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, схемы слов «свет», «тень», аудиозаписи, презентация «Тень»

Ход занятия:

  1. Установка на работу

(гаснет свет… на теневом экране появляется «Солнышко»)

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит в класс,

Час коррекции у нас!

Выбор эмоционального состояния. (солнышко, солнышко с тучкой, туча)

Солнышко спрашивает:

-Ребята, а чем вы занимаетесь на коррекции ???

-Определите свое эмоциональное состояние. Понаблюдайте, как оно будет меняться на протяжении нашей с вами работы?

Включается свет…

2. Введение в тему

Загадка:

От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит (тень)

«Что такое тень?»

Видеоряд,  презентация

  1. Игра «Где чья тень?» картинки соединяем в соответствии с тенью предмета
  2. Подвижная игра «Песенка про тень»
  3. Игра «Свет бывает разный» 

Солнце – это естественный природный источник света на Земле.

Что ещё излучает естественный свет? (Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным.)

-Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться?

(Свеча, фонарик, лампочка, спички, др.)

-Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».

 (Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел (разложить на 2 группы естественный и искусственные)

В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

(2 ребёнка проверяют результат у детей разных команд)

-«Свет», какое ласковое, красивое слово. Подберите к этому слову родственные слова. (светлый, светлячок, Светлана, светить, светильник, светящийся, освещать, рассвет, светает, светло)

- Свет – длинное или короткое слово? Сколько слогов в нём? Назовите слова, состоящие из двух слогов, трёх….

-Давайте немного поиграем вместе с солнышком.

  1. Эксперимент со светом и опыт с проникновением света в различные предметы(фонарик- солнце –приближение и удаление)

-А что такое – солнце?

-Да, солнце – это звезда, самая большая, самая яркая в космосе. (Обращаю внимание на картинку с изображением Солнечной системы). Посмотрите, вокруг солнца расположены планеты. Как называется планета, на которой мы живём? Какие планеты вы знаете?

-Солнце излучает свет и тепло. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?

(Дети рассуждают) Вывод. Те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко, можно сгореть, а те, которые далеко от солнца, получают света и тепла совсем мало, там холодно, там не выживет человек, животные, растения.

-Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека, она третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света.

-Солнце – это естественный природный источник света на Земле.

 (Вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. У нас есть настоящие фонарики. Они выручат нас в этой ситуации. Но, прежде, чем вы их возьмёте, назовите правила обращения с ними. (Не уронить, может разбиться; не доставать батарейки, не будет светить, не светить в глаза друг другу;)

Ребята, включайте свои фонарики.

- Как светят фонарики в темноте? (ярко)

-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)

-На что похож свет от фонариков? (на кружочки)

-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (круг света уменьшится)

-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (круг света становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.

(Подхожу к столу)

-Ребята, посмотрите, здесь, какие-то предметы (подходят к столу, светят, рассматривают, называют: оргстекло, плёнка, картон, дощечка, ткань: шёлк, драп, пластмассовые тарелочки). Эти предметы нам помогут узнать ещё одно очень интересное свойство света: проникает ли свет через предметы.

Опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"

- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

- Ну что ж, давайте проверим: возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?

-Какой вывод можно сделать?

Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

- Это свойство применяют при строительстве домов, в каком случае? (Окна делают из стекла, материал прозрачный, он пропускает дневной свет в комнату.

7. Рисование с помощью тени «Теневая фантазия»

Мнем лист бумаги, направляем свет на скомканный лист, обводим тень . Домысливаем, фантазируем, добавляем детали. Фантазируем, на что похож образ.

  1. Пальчиковые игры с проектором( каждому достается карточка с теневым образом, ребенок показывает, другие отгадывают)

(Включается проектор. -Обращаю внимание на интересную фигуру на стене.

Что это? (Тень)

От чего? (от руки)

Предлагаю детям поиграть с тенью.

- Что нужно, чтобы появилась тень? (Выйти на солнце, включить свет)

- Правильно, тень появляется от любого непрозрачного предмета, когда на него падают световые лучи.

-Проведём ещё один эксперимент. Подносим к экрану геом. фигуры: треугольник, квадрат, круг, звезда.

-Тень похожа на этот предмет? (да)

- Внимание, если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, появляется тень, похожая на этот предмет.

-Как выдумаете, а от одного предмета может быть несколько теней?

Проверим: возьмите два фонарика, посветите (на круг) Сколько теней?

- Да, от каждого источника света, своя тень. Сколько источников света, столько и теней.

-У тени есть один секрет: она, в одно мгновение может превратить вас в великанов и гномиков.

Проверим: подходят ближе, отходят.

- Где кроме комнаты мы можем увидеть тень? (на улице, в солнечную погоду)

Какие тени наблюдали на улице? (от дома, дерева, от людей, качелей, т. д.)

- Отгадайте загадку

- В каком произведении герой весело играл со своей тенью? (Котёнок по имени Гав, Лунтик)

Включается свет.

- Что же мы узнали? Свет освещает, согревает, позволяет всё видеть, проходит через прозрачные предметы, а от других, непрозрачных, образует тень, похожую на этот же предмет.

Перед вами схемы двух слов, «свет» и «тень».

-Чем отличаются схемы этих двух слов? (4 звука,3 звука)

-Что общего в этих схемах? (по одному гласному звуку, значит, по одному слогу)

- Найдите, где какое слово спряталось и прочитайте.

- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень? (Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).

-Вот эту необычную дружбу света и тени люди стали использовать для того, чтобы доставить удовольствие и радость окружающим, придумали теневой театр. Сегодня наш мини-музей дополнится ещё одним видом театра – теневым театром. (приглашаю сесть на стульчики, показываю атрибуты, экран, свет, фигурки, как играть)

Показ теневого театра «У солнышка в гостях»

-Вам понравилось? А мне понравилось, как вы сегодня работали: отвечали на вопросы, наблюдали, делали выводы. Я вам на память дарю вот эти маленькие солнышки. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем дне и всегда освещают ваш путь и согревают вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"

Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"  в 4 классе (VIII вид)...

Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"

Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"  в 4 классе (VIII вид)...

Конспект коррекционного занятия в 1 классе "ТУЛА-ГОРОД МАСТЕРОВ"

                                                      ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...