Конспект коррекционного занятия "Свет и тень"
план-конспект урока
Формирование первичных представлений о значении света и тени. Развитие фантазии, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционное занятие | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия
«Свет и тень»
Цель: Формирование первичных представлений о значении света и тени.
Задачи:
1.Развитие творческого воображения
2. Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
3. Закрепление представлений о свойствах света и тени через экспериментальную деятельность.
4. Формирование представления детей о теневом театре
5. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Обогащение словарного запаса
6. Развитие и коррекция познавательной активности в процессе экспериментирования и творческой деятельности;
7. Развитие умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, воображение. ;
8. Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности.
9. стимуляция самостоятельность, активности
Методы и приемы:
- практические: игра, эксперимент, физминутка, звуковой анализ слова.
- наглядные: наблюдение, показ демонстративного материала, показ способа действия, демонстрация картин.
- словесные: беседа, объяснение, речевая игра, худужественное слово.
Материалы и оборудование:
Карточки с изображением природных и искусственных источников света,
проектор, фонарики, настольная лампа, прозрачные стекла, картон, белая писчая бумага, , дощечки, пластмассовые тарелочки, экран теневого театра, фигурки теневого театра, схемы слов «свет», «тень», аудиозаписи, презентация «Тень»
Ход занятия:
- Установка на работу
(гаснет свет… на теневом экране появляется «Солнышко»)
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит в класс,
Час коррекции у нас!
Выбор эмоционального состояния. (солнышко, солнышко с тучкой, туча)
Солнышко спрашивает:
-Ребята, а чем вы занимаетесь на коррекции ???
-Определите свое эмоциональное состояние. Понаблюдайте, как оно будет меняться на протяжении нашей с вами работы?
Включается свет…
2. Введение в тему
Загадка:
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит (тень)
«Что такое тень?»
Видеоряд, презентация
- Игра «Где чья тень?» картинки соединяем в соответствии с тенью предмета
- Подвижная игра «Песенка про тень»
- Игра «Свет бывает разный»
Солнце – это естественный природный источник света на Земле.
Что ещё излучает естественный свет? (Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным.)
-Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться?
(Свеча, фонарик, лампочка, спички, др.)
-Давайте поиграем в игру «Свет бывает разный».
(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел (разложить на 2 группы естественный и искусственные)
В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.
(2 ребёнка проверяют результат у детей разных команд)
-«Свет», какое ласковое, красивое слово. Подберите к этому слову родственные слова. (светлый, светлячок, Светлана, светить, светильник, светящийся, освещать, рассвет, светает, светло)
- Свет – длинное или короткое слово? Сколько слогов в нём? Назовите слова, состоящие из двух слогов, трёх….
-Давайте немного поиграем вместе с солнышком.
- Эксперимент со светом и опыт с проникновением света в различные предметы(фонарик- солнце –приближение и удаление)
-А что такое – солнце?
-Да, солнце – это звезда, самая большая, самая яркая в космосе. (Обращаю внимание на картинку с изображением Солнечной системы). Посмотрите, вокруг солнца расположены планеты. Как называется планета, на которой мы живём? Какие планеты вы знаете?
-Солнце излучает свет и тепло. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света?
(Дети рассуждают) Вывод. Те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко, можно сгореть, а те, которые далеко от солнца, получают света и тепла совсем мало, там холодно, там не выживет человек, животные, растения.
-Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека, она третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света.
-Солнце – это естественный природный источник света на Земле.
(Вдруг гаснет свет)
-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. У нас есть настоящие фонарики. Они выручат нас в этой ситуации. Но, прежде, чем вы их возьмёте, назовите правила обращения с ними. (Не уронить, может разбиться; не доставать батарейки, не будет светить, не светить в глаза друг другу;)
Ребята, включайте свои фонарики.
- Как светят фонарики в темноте? (ярко)
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
-На что похож свет от фонариков? (на кружочки)
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (круг света уменьшится)
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (круг света становится больше)
-Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
(Подхожу к столу)
-Ребята, посмотрите, здесь, какие-то предметы (подходят к столу, светят, рассматривают, называют: оргстекло, плёнка, картон, дощечка, ткань: шёлк, драп, пластмассовые тарелочки). Эти предметы нам помогут узнать ещё одно очень интересное свойство света: проникает ли свет через предметы.
Опыт "Способность света проникать или не проникать через предметы"
- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?
Дети высказывают свои предположения.
- Ну что ж, давайте проверим: возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?
- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света?
-Какой вывод можно сделать?
Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.
- Это свойство применяют при строительстве домов, в каком случае? (Окна делают из стекла, материал прозрачный, он пропускает дневной свет в комнату.
7. Рисование с помощью тени «Теневая фантазия»
Мнем лист бумаги, направляем свет на скомканный лист, обводим тень . Домысливаем, фантазируем, добавляем детали. Фантазируем, на что похож образ.
- Пальчиковые игры с проектором( каждому достается карточка с теневым образом, ребенок показывает, другие отгадывают)
(Включается проектор. -Обращаю внимание на интересную фигуру на стене.
Что это? (Тень)
От чего? (от руки)
Предлагаю детям поиграть с тенью.
- Что нужно, чтобы появилась тень? (Выйти на солнце, включить свет)
- Правильно, тень появляется от любого непрозрачного предмета, когда на него падают световые лучи.
-Проведём ещё один эксперимент. Подносим к экрану геом. фигуры: треугольник, квадрат, круг, звезда.
-Тень похожа на этот предмет? (да)
- Внимание, если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, появляется тень, похожая на этот предмет.
-Как выдумаете, а от одного предмета может быть несколько теней?
Проверим: возьмите два фонарика, посветите (на круг) Сколько теней?
- Да, от каждого источника света, своя тень. Сколько источников света, столько и теней.
-У тени есть один секрет: она, в одно мгновение может превратить вас в великанов и гномиков.
Проверим: подходят ближе, отходят.
- Где кроме комнаты мы можем увидеть тень? (на улице, в солнечную погоду)
Какие тени наблюдали на улице? (от дома, дерева, от людей, качелей, т. д.)
- Отгадайте загадку
- В каком произведении герой весело играл со своей тенью? (Котёнок по имени Гав, Лунтик)
Включается свет.
- Что же мы узнали? Свет освещает, согревает, позволяет всё видеть, проходит через прозрачные предметы, а от других, непрозрачных, образует тень, похожую на этот же предмет.
Перед вами схемы двух слов, «свет» и «тень».
-Чем отличаются схемы этих двух слов? (4 звука,3 звука)
-Что общего в этих схемах? (по одному гласному звуку, значит, по одному слогу)
- Найдите, где какое слово спряталось и прочитайте.
- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень? (Без света все живое на земле бы погибло потому, что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).
-Вот эту необычную дружбу света и тени люди стали использовать для того, чтобы доставить удовольствие и радость окружающим, придумали теневой театр. Сегодня наш мини-музей дополнится ещё одним видом театра – теневым театром. (приглашаю сесть на стульчики, показываю атрибуты, экран, свет, фигурки, как играть)
Показ теневого театра «У солнышка в гостях»
-Вам понравилось? А мне понравилось, как вы сегодня работали: отвечали на вопросы, наблюдали, делали выводы. Я вам на память дарю вот эти маленькие солнышки. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем дне и всегда освещают ваш путь и согревают вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Презентация к конспекту коррекционно-развивающего занятия во 2 классе по теме "Будьте здоровы!".
Презентация для интерактивной доски....
Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"
Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы" в 4 классе (VIII вид)...
Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы"
Конспект коррекционного занятия по теме: "Антонимы" в 4 классе (VIII вид)...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...