Урок по окружающему миру 2 класс по теме "Раннецветущие растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Силантьева Елена Владимировна

Урок по теме  "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК «Перспектива»

Программа курса «окружающий мир»  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, 2 класс

Тема урока : Весеннее пробуждение растений

Автор: Силантьева Елена Владимировна

Тип урока: урок изучения нового

Цели: понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их.

 Образовательные: научить распознавать сезонные явления, определять причины весенних изменений в растительном мире и обосновывать своё мнение, сформировать представление о причинах весенних изменений в жизни растительного мира, познакомить с разнообразием первоцветов.

Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза при рассматривании изображений и описании по этим изображениям объектов; развитие умения самостоятельно делать вывод; совершенствование техники чтения при работе с текстом, развитие связанной речи при описании растений.

 Воспитательные: проявлять бережное отношение к природе; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

                                                                       Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: -  Затрудненье не беда.

                   Одолеем?

Ученики:  Как всегда!

                   Знаем, что ведет дорога

                   Нас к открытию тогда!

 

Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 - Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. ( о созвездиях  весеннего неба).

 - Отгадаем кроссворд.

1 .Название этого созвездия связано с историей о крабе, который укусил Геркулеса во время битвы с Гидрой.

2. Богиня справедливости, дочь Зевса, Астрея, узрев людскую жадность и злобу, перенеслась на небо и превратилась в созвездие…

3. Главные звезды этого созвездия образуют удивительную фигуру = букву «М» - растянутую за «ножки».

4. Эту красавицу Зевс навсегда поселил на небе, превратив ее в созвездие Большая Медведица.

5. Самая яркая звезда этого созвездия называется Регул.

6. Птица, прогневившая бога, была серебристо – белой, а стала – черной. Созвездие.

 Все небо ученые разделили на 88 участков, которые назвали…

1

Р

А

К

2

Д

Е

В

А

3

К

О

С

С

И

О

П

Е

Я

4

К

А

Л

Л

И

С

Т

О

5

Л

Е

В

6

В

О

Р

О

Н

7

С

О

З

В

Е

З

Д

И

Я

8

П

О

Л

Я

Р

Н

А

Я

 - Какое ключевое слово получилось? (растения)

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

 - Весеннее пробуждение растений.

 - Встречали ли вы ранней весной цветущие растения? Какие?

- Растения, цветущие ранней весной, называют раннецветущими. Такие растения – «смельчаки» есть среди деревьев, кустарников, трав. 

 - Когда зацветают первые цветы?

 -  Сходит ли к этому времени снег в лесу (парке)?

  -Требуется ли раннецветущим растениям много тепла?

 - Что же им требуется для начала цветения?

 - Как вы думаете, почему некоторые растения могут цвести ранней весной?

 - Мы не можем ответить на эти вопросы. У нас недостаточно знаний.

  - Есть ли у вас желание узнать об этом?

Постановка учебной задачи.

 Построения проекта выхода из затруднения.

 - Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

 - Какие растения цветут ранней весной и почему они цветут весной, а не летом.

  - Сегодня мы будем исследователями.

 - Разделимся на группы: (в каждой группе назначается командир)

 - Любому исследователю нужен справочный материал.

 -  Какой справочный материал может нам пригодиться?

  - Учебник, атлас – определитель, книга «Зеленые страницы».

   - Каждой группе будет дана статья, по которой она будет работать.

 - Составим план, по которому мы будем собирать материалы о раннецветущих растениях.

План.

  1. Описание растения.
  2. Где растет.
  3. Причина, по которой растение зацвело первым.
  4. Это интересно ( откуда растение получило свое название; лекарственное? (Записано в Красную книгу?)

1 группа – Мать – и – мачеха, сон - трава.

2 группа – Ветреница, гусиный лук.

3 группа – Медуница, чистяк

4 группа – Хохлатка, первоцвет.

Ваша задача: прочитать текст, обсудить полученную информацию в группах, подготовить короткое сообщение для класса, выбрать выступающего, по каждому пункту плана.

                                                  1 группа

                                               Мать – и  - мачеха.

  А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Самая смелая» - стр.25 – 26

                                                Сон - трава

      А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Трава, навевающая сны» - стр.34    

                                       

                                                 2 группа

                                                 Ветреница

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Ветреница»  - стр.30 - 32

                                                Гусиный лук

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Гусиный лук» - стр.33

                                                  3 группа

                                                Медуница

 А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Дарящая мед» - стр.26 - 27

                                       

                                                 Чистяк

 А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Бодрый, свежий, умытый» - стр.32                                            

                                                   4 группа

                                     

                                                    Хохлатка

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Торопливая хохлатка» - стр.27 – 28

                                                     Первоцвет

А. А. Плешаков «Зеленые страницы» - «Ключи от лета» - стр.35 - 36

Выступление  групп.

Показ презентации

Подснежник растет по опушкам широколиственных лесов. В нашем крае он цветет в марте – апреле. Каждая цветочная стрелка несет на верхушке один поникающий цветок белого цвета. Раньше подснежник считался эмблемой надежды.

Медуница – лекарственное растение. Ранней весной холодно ночами, но медуница не боится холода. Её шершавые листья покрыты мелкими волосками. Между волосками находится воздух, который спасает растения от холода. Медуница получила своё название за счет содержания в её цветах много нектара.

Хохлатка растёт в лесу между кустарниками. Цветет в апреле – мае. Её лиловые фиолетово-розовые цветки собраны в кисть. Хохлатка богата нектаром, имеет приятный запах. Это очень хрупкое растение. Хохлатка – лекарственное растение.

Мать-и-мачеха имеет невысокий цветонос, покрытый бурыми чешуйками, и золотисто-оранжевое соцветие, похожее на одуванчик. С лицевой стороны они зеленые и гладкие, а с другой – беловатые, пушистые, мягкие.

Ветреница  - многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистиками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками.

Цветение печёночницы продолжается от середины до конца апреля, один цветок не увядает в течение 5-7 дней. Листья у печёночницы трёх- или пятилопастные, у некоторых видов перезимовывают и отмирают после цветения. Цветонос печёночницы опушённый, красновато-зелёный или зелёный, диаметр венчика 2-4 см, окраска от чисто-белой до сине-фиолетовой. Цветки печёночницы без запаха, открываются с восходом солнца и закрываются, поникая, вечером.

В России наиболее распространён гусиный лук жёлтый. Его цветки в количестве 2-10 закладываются еще с осени, а в течение зимы происходит окончательное формирование и рост побегов. Рано весной (в апреле-мае) растение зацветает, однако наблюдать его удается лишь немногим больше месяца, так как стебель и листья уже вскоре после цветения отмирают, и только под землей сохраняется луковица, наполненная запасами питательных веществ.

Чистяк весенний многолетнее растение, растет на опушках леса, на лужайках, в сырых лиственных лесах, по берегам рек, водоемов, ручьёв, в зарослях кустарников.  Расстилается по поверхности почвы красивым ковром. Стебель растения до 30 см. в высоту.  Листья очередные, ярко-зеленые, верхние листья на коротких черешках, нижние на длинных черешках. Цветы желтые, верхняя сторона листа блестящая, маслянистая. Чистяк является прекрасным весенним медоносом.

- Раннецветущие растения можно увидеть в лесу и на открытом месте. Тепла им требуется немного. Поэтому они зацветают, когда ещё не растаял снег. В это время на деревьях и кустарниках пока не распустились листья, и в лесу много света. Почва насыщенна влагой. Именно такие условия – обилие света и влаги – необходимы раннецветущим растениями.

 Питание эти растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них ещё в прошлом году и хранились всю зиму.  

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Приведите примеры раннецветущих травянистых растений.

- Какие условия необходимы для цветения этих растений?

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Приведите примеры раннецветущих травянистых растений.

 - Узнайте раннецветущие растения.  (Презентация. Слайд – шоу «Первоцветы»)

  Рассказы детей о том, что запомнили о растениях.

- Какие условия необходимы для цветения этих растений?

 -  Почему эти растения цветут весной?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Рабочая тетрадь с.40 упр.1. Определите растения и подпишите их названия. Отметьте растения, которые вы видели в природе.

- Рабочая тетрадь с.41 упр. 2. раскрасьте цветы и назовите их.

Включение в систему знаний и повторение.

-  Узнаем о растениях, зацветающих одновременно с первыми цветами?

 - Прочитаем статью учебника «Пробуждение деревьев и кустарников».

- Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего сна. У них начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам деревьев. В нем содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников – набухание почек и распускание листьев.

Но еще до того, как распускаются листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко. (Учитель показывает веточки этих растений).

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. (Дети рассматривают веточки этих кустарников).

Весной начинают прорастать семена деревьев, кустарников, опавшие осенью или зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели и можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.

 - Выполним задания в тетради.

- Назовите растения, зацветающие одновременно с первыми цветами?

 - Весной деревья и кустарники пробуждаются после зимнего сна. У них начинается движение сока. Сок поднимается по стволам и веточкам к почкам деревьев. В нем содержится сахар для питания растений.

Другие признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников – набухание почек и распускание листьев.

Но еще до того, как распускаются листья, некоторые деревья и кустарники начинают цвести. Это ольха, ива, орешник, волчье лыко. (Учитель показывает веточки этих растений).

Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. (Дети рассматривают веточки этих кустарников).

Весной начинают прорастать семена деревьев, кустарников, опавшие осенью или зимой.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью покрывается новой хвоей. У сосны, ели и можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой.

- Рабочая тетрадь с.41 упр.3. Определите кустарники и деревья по цветкам и соедините название с изображением растения.

- По каким признакам можно узнать о пробуждении деревьев и кустарников?

 - У деревьев и кустарников начинается движение сока, набухают почки и распускаются листья. Многие деревья кустарники зацветают.

- Объясните, почему раннецветущим травянистым растениям приходиться запасаться питательными веществами с осени, а к более мощным растениям сок идёт из почвы.

 - Почему  из первоцветов не собирают больших букетов?

 - Почему нельзя вырывать цветы с корнем?

- Ребята, нужно ли охранять раннецветущие растения?

- Как вы думаете, что нужно делать для охраны первоцветов?

 Рефлексия учебной деятельности. 

 - Вот и подошел к концу урок.

 - Сегодня на уроке мы познакомились с раннецветущими растениями.

 - Я предлагаю вам составить кроссворд, в который войдут названия раннецветущих растений. Ключевое слово «ВЕСНА»

1

В

Е

Т

Р

Е

Н

И

Ц

А

2

П

Е

Ч

Е

Н

О

Ч

Н

И

Ц

А

3

Ч

И

С

Т

Я

К

4

М

Е

Д

У

Н

И

Ц

А

5

Х

О

Х

Л

А

Т

К

А

Выставка кроссвордов.

 - Что на уроке было интересней всего?

 - С каким настроением вы уходите с урока?

 - Какая группа справилась с заданием хорошо?

 - Как оцениваете свою работу?

- Что вам нужно обязательно сделать дома, чтобы хорошо усвоить изученное на уроке? (прочитать статью в учебнике).

- Вам предлагается выполнить творческое задание по выбору.

Задание 1.

Рабочая тетрадь с.42. упр.4. Понаблюдайте и определите, когда зацвели в этом году, деревья и кустарники. Запишите свои наблюдения.

Задание 2.

Придумать и нарисовать знаки охраны первоцветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру на тему" Разнообразие растений" по УМК Школа России, 3 класс

Открытый урок по окружающему миру на тему " Разнообразие растений"...

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе, по программе "Перспектива".Урок составлен в соответствии с ФГОС, с применением сингапурской системы....

Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."

Цели: - дать представление о разнообразии растений;  - учить детей различать культурные и дикорастущие растения;  - познакомить со значением растений в жизни людей...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....