"Жизнь и загадки пресного водоёма"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему

Ветлугаева Яна Сергеевна

Занятие по теме "Жизнь и загадки пресного водоёма" разработано для обучающихся 2 классов по дополнительной образовательной прграмме "Земля - наш общий дом". На занятии учащиеся познакомятся с новым для них природным сообществом - пресным вдоемом, с многообразием растений и животных вдоемов, и из защитой. А презентация сделает занятие более ярким, интересным и запоминающимся!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Жизнь и загадки пресного водоёма

Составитель:

Ветлугаева Я.С.

педагог дополнительного образования

«ЦДОД им. В. Волошиной»

КЕМЕРОВО, 2014


Жизнь и загадки пресного водоёма

Цель: знакомство с природным сообществом – пресным водоёмом, с многообразием животного и растительного мира водоёмов и их защитой.

Задачи: 

  1. повторить материал об искусственных и естественных водоёмах и их использовании человеком;
  2. формировать у детей новые представления о пресном водоёме как природном сообществе;
  3. расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих в водоёме;
  4. развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
  5. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным растениям и животным водоемов, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Тип занятия: комбинированное.        

Формы и методы:

  • установочная беседа;
  • объяснительно-иллюстрированный;
  • письменного контроля и самоконтроля (проверочные задания);
  • индивидуальная работа;
  • работа с ТСО (ноутбук, слайд-проектор);
  • работа с тетрадью;
  • обобщающая беседа.

Оборудование: 

  • слайд-проектор, ноутбук;
  • карточки с изображением водоёмов (река, озеро, болото, пруд, канал);
  • иллюстрации «Растения и животные пресных водоёмов»;
  • карточки со словами РАСТЕНИЕ, КАРАСЬ, УЛИТКА, АИСТ, ЩУКА, ЦАПЛЯ;
  • кроссворд «Рыбы пресного водоёма».

План занятия:

  1. Вступительная беседа;
  2. Виды пресных водоёмов и их образование;
  3. Растения водоёмов;
  4. Животные водоёмов;
  5. Беседа с демонстрацией «Цепи питания»;
  6. Закрепление;
  7. Охрана водоёмов;
  8. Заключение.

Ход занятия:

  1. Вступительная беседа

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже познакомились с одним природным сообществом, вспомните, с каким? (лес).

- А что же такое природное сообщество? (дают определение)

- Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ещё одним природным сообществом. А вот с каким, вы мне скажите сами, если правильно отгадаете загадки:

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи:
Нет опоры для ноги. (Болото)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе, 
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)

Посреди поля лежит зеркало, 
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

- Ребята, скажите, как называются одним словом все названия, которые вы отгадали? Что это такое? (водоём). Правильно, конечно же «водоём», а водоём – это тоже природное сообщество. Запишите в тетради тему занятия «Жизнь и загадки пресного водоёма». (Слайд 1).

  1. Виды пресных водоёмов и их образование

 - Сегодня на занятии мы будем говорить о пресном водоёме. Мы с вами узнаем, почему водоём – это природное сообщество, какие обитают в пресном водоёме растения и животные, чем они интересны и необычны, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.

- Ребята, как вы думаете, что такое водоём и как он образуется? (В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоём).

- Какие типы пресных водоёмов вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, болото, канал, водохранилище).

- На какие две группы их можно разделить и почему? (Естественные водоёмы – это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека. Искусственные водоёмы – это водоёмы, которые создал человек). (Слайд 3).

- Ребята, приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и скажите, как они образуются. (Если понижение закрыто со всех сторон, и воде некуда деться, образуется озеро – естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные водоёмы – пруды). (Слайд  4, 5, 6).

- Итак, водоём – это природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные.

  1. Растения водоёмов

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие растут растения в водоёме. Запишите в тетради заголовок «Растения водоёма». (Слайд 7).

- На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания.

- Растения в водоёмах распределены  группами, в зависимости от глубины воды. На самом берегу растут прибрежные растения: гусиная лапка, незабудки и другие травы.

- По самому берегу у линии воды растут преимущественно растения болотного типа, нижняя часть которых погружена в воду, а верхняя возвышается над ней. Это растения мелководья. Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями. (Слайд 8). Здесь растет стрелолист. Как вы думаете, почему он получил такое название (у него верхние листья похожи на стрелы). (Слайд 9).

- Чуть дальше мы можем увидеть растения, высоко поднимающие над водой свои стебли с узкими, перегнутыми книзу листьями. Растение с листьями длиной до трех метров и тёмными бархатными початочками наверху стебля мы все знаем и называем его….камыш. Но на самом деле это рогоз. А камыш имеет крупную, часто отогнутую метёлку и выглядит вот так. (Слайд 10). Запомните, ребята.

-  Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше – жёлтые цветки. Что это за растения?  (белая кувшинка, желтая кубышка). (Слайд 11).

- Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 12). Послушайте, ребята, рассказ об этом интересном растении: это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от  многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда.

- А если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли. Именно они придают зеленый оттенок воде. (Слайд 13).

- Ребята, что объединяет все эти растения? (Жизнь всех этих растений тесно связана с водой). Предположите, что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег? (Оно погибнет).

- Растений водоёма так много, а какую роль в жизни водоёма они играют? (выделяют кислород, служат пищей многим животным,  подводные заросли служат убежищем для животных).

- А как они приспособились к жизни в воде?

  • у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;
  • в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;
  • мощные корневища;
  • среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;
  • водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.

  1. Животные водоёмов

- Без чего ещё мы не можем представить себе водоём? Совершенно верно, без животных. Запишите в тетрадь заголовок «Животные водоёма». (Слайд 14).

- Животных мы также встретим в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, на дне и на водных растениях. Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны.

- Сейчас на слайдах я вам покажу изображения животных водоёма. А их названия вы записывайте в тетрадь (педагог показывает животных в презентации, дети записывают их названия в тетрадь).

-  По поверхности воды бегают длинноногие клопы – водомерки. Их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. (Слайд 15).

- В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, они поедают всё, что ни попадётся: комаров, головастиков и даже своих собратьев. Они часто нападают и на мелких рыбок. (Слайд 15).

- Паук-серебрянка – это единственный в мире паук, способный жить под водой, он дышит воздухом, который содержится в пузырьках на его брюшке. Пузырьки воздуха под водой серебристые, отсюда и название паучка. (Слайд 16).

- Многими этими насекомыми питаются разнообразные рыбы. Как хорошо вы знаете рыб водоёма, сейчас проверим. Приглашаю вас на рыбалку. В этом прямоугольнике спрятаны названия десяти рыб, обитающих в пресных водоёмах, найдите их названия и запишите в тетрадь. (Слайд 17).

«РЫБОЛОВ»

К

К

А

Р

П

С

О

М

А

Щ

П

С

А

З

А

Н

Р

У

Л

С

У

Д

А

Л

А

К

О

О

К

У

К

Е

С

А

Т

В

А

Н

Ь

Щ

Ь

П

Е

С

К

А

Р

Ь

( Ответы: карась, щука, сазан, судак, плотва, пескарь, окунь, сом, лещ, карп). Давайте проверим, как вы справились с этим заданием, а заодно посмотрим, как выглядят рыбы, которых вы «поймали».  (Слайд 18, 19, 20).

-  Среди «пойманных» вами рыб есть мирные, например карась. Карась питается растениями и личинками насекомых. А есть и хищники – щука, окунь, которые едят мелких рыбок и лягушек. Тело рыб приспособлено к жизни в воде. Оно вытянуто и покрыто слизью. Это помогает рыбам легко двигаться. Хвостовой плавник служит хорошим рулем, а другие плавники поддерживают равновесие рыбы.

- Ребята, а вот, что я нашла на берегу. Это раковины моллюсков. На дне водоёма мы можем увидеть двустворчатых моллюсков, мягкое тело которых спрятано в раковину из двух половинок, створок. А на водных растениях живут растительноядные улитки прудовик и катушка. Раковины у них закручены, не имеют створок. (Слайд 21).

- А каких ещё обитателей водоёма вы знаете?

- В водоёме можно встретить зелёную лягушку и её головастиков. Лягушки  – очень полезные животные. Они поедают много вредных насекомых, например, жуков-плавунцов, которые истребляют мальков и небольших рыбок. (Слайд 22). Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, погибшими рыбами, улитками. (Слайд 23).  

- Живут в водоёме и млекопитающие – ондатра, выдра, бобр. (Слайд 24). Бобра называют замечательным пловцом и четвероногим инженером, искусным строителем за его сооружения – хатки, плотины, каналы. У него красивая темно-коричневая шкурка, веслообразный хвост, лапы с перепонками. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так-то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью.

- Из птиц в водоёме можно встретить уток, цапель, куликов, аистов, так как их жизнь тоже связана с водоёмами. (Слайд 25, 26).

  1. Беседа с демонстрацией «Цепи питания»

- Мы с вами познакомились с растениями и животными водоёма. А как вы думаете, связаны ли между собой обитатели водоёма? (ответы детей). Чем? (Питанием).

- Как называются эти связи? (цепи питания).

- Кто является первым звеном в цепи питания? (растения).

- Правильно, растения. А почему? (потому что они производят пищу для животных) (на доске крепится карточка со словом «РАСТЕНИЕ»).

- Кто будет следующий в нашей цепи питания? (травоядные животные).

- А каких травоядных животных, обитающих  в водоёме, вы знаете? (улитка, карась) (на доску крепятся карточки со словами «УЛИТКА», «КАРАСЬ»).

-  Следующее  звено цепи питания – это хищники. Какие? (хищные рыбы, аист, цапля) (на доску крепятся карточки со словами «ЩУКА», «АИСТ», «ЦАПЛЯ»).

- Таким образом, в  основании цепи питания водоёма находятся растения и водоросли. Ими питаются растительноядные водные обитатели: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. (Слайд 27).

  1. Закрепление пройденного материала

- Теперь, ребята, давайте выполним несложные задания и проверим, как вы запомнили обитателей водоема.

  1. «Четвёртый лишний». Внимательно рассмотрите картинки растений и животных, подумайте, что их объединяет, и найдете лишнюю картинку (ромашка, заяц, дельфин). (Слайд 29, 30, 31).
  2. Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются: (Слайд 32).
    а). Люди;

б). Цапли;

в). Бобры.

          3.  Хищниками пресных водоёмов являются: (Слайд 33).

  1. Прудовик, карась.
  2. Жук-плавунец, водомерка;
  3. Речной рак, утка.

4. Соедините точки между собой по порядку, и у вас получатся обитатели водоёмов (лягушка, улитка, аист). (Слайд 34).

  1. Охрана водоёмов

- Что же может произойти с нашими водоёмами, если мы не будем их беречь (они погибнут)?

- Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Слайд 36).

  1. предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба; (Слайд 37)
  2. навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу; (Слайд 38)
  3. мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. (Слайд 39). Птицы могут запутаться в веревках и погибнуть;
  4. когда сжигают топливо, например, каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и рыба в пресном водоеме погибает; (Слайд 40).

- Наша природа – настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина. В мире 97 процентов водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования. Водоёмов с пресной водой на Земле мало, и охранять их просто необходимо.

- Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе?

  • Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, люди могут любоваться красотой водных растений и в водоёме; (слайд 42).
  •  Нельзя в водоёмы спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается; (слайд 43).
  •  В водоёмы не должны попадать ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор; (слайд 44).
  • Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. (Слайд 45).

  1. Заключение

- Ребята, что вы узнали на занятии нового? Давайте еще раз вспомним, почему водоём называют природным сообществом? (в водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между собой).

- Водоёмы – это не только украшение земли. Они имеют огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико. Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом.

Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!

Человек не должен причинять вред природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Водоём – это украшение окружающего нас мира. Водоём – это природное сообщество, которое надо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас! (слайд 46, 47).

Занятие закончено. До свидания!


Список использованной литературы:

  1. Дмитриева О.И., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Москва «ВАКО», 2009.
  2. Интернет ресурс:  http://ekol-ush.narod.ru/08.htm
  3. Интернет ресурс: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4256/
  4. Интернет ресурс:  http://www.ebio.ru/eko02.html
  5. Интернет ресурс: http://www.ecologylife.ru/
  6.  Интернет ресурс:  http://www.moi-universitet.ru  
  7. Экология, здоровье и природопользование в России / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Ветлугаева Я.С. педагог дополнительного образования «ЦДОД им. В. Волошиной» Жизнь и загадки пресного водоёма

Слайд 2

Водоём – это природное сообщество, в котором уживаются вместе растения и животные

Слайд 3

Водоёмы естественные искусственные

Слайд 4

Естественные водоёмы – это водоемы, которые созданы природой, без участия человека Озеро Болото

Слайд 5

Естественные водоёмы: Река Ручей

Слайд 6

Искусственные водоёмы – это водоёмы, которые создал человек П руд К анал

Слайд 7

Растения водоёма

Слайд 8

Осока

Слайд 9

Стрелолист

Слайд 10

Рогоз Камыш

Слайд 11

Кувшинка белая Кубышка желтая

Слайд 12

Ряска

Слайд 13

Водоросли

Слайд 14

Животные водоёма

Слайд 15

Насекомые водоёма Водомерка Жук-плавунец

Слайд 16

Паук-серебрянка

Слайд 17

К К А Р П С О М А Щ П С А З А Н Р У Л С У Д А Л А К О О К У К Е С А Т В А Н Ь Щ Ь П Е С К А Р Ь «Рыболов» В этом прямоугольнике спрятаны названия десяти рыб, обитающих в пресных водоемах, найдите их и запишите их названия в тетрадь

Слайд 18

Ответы: Карась Щука К арп

Слайд 19

Пескарь Плотва Сазан Судак

Слайд 20

Сом Окунь Лещ

Слайд 21

В водоёме также можно встретить: Двустворчатый моллюск Прудовик

Слайд 22

Лягушка Головастики лягушки

Слайд 23

Речной рак

Слайд 24

В водоёме живут и млекопитающие: Бобр Ондатра Выдра

Слайд 25

Птицы водоёма Цапля Аист

Слайд 26

Кулик Утка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цепь питания водоёма:

Слайд 2

А теперь давайте проверим наши знания:

Слайд 3

Четвёртый лишний: Рогоз Осока Ромашка Ряска

Слайд 4

Четвёртый лишний: Заяц Ондатра Бобр Выдра

Слайд 5

Четвёртый лишний Щука Окунь Карась Дельфин

Слайд 6

Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются: а). люди б). бобры в). цапли

Слайд 7

Хищниками пресных водоёмов являются: а). прудовик, карась б). водомерка, жук-плавунец в). речной рак, утка

Слайд 8

Соедините точки между собой по порядку, и у вас получатся обитатели водоёмов:

Слайд 9

Молодцы!

Слайд 10

Как люди могут нарушить природное равновесие в водоёме?

Слайд 11

1. Предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба.

Слайд 12

2. Навоз смывается дождями в воду и отравляет рыбу.

Слайд 13

3. Мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей.

Слайд 14

4 . Из-за вредных выбросов в воздух образуются кислотные дожди, которые попадают в водоём, вызывая гибель рыбы.

Слайд 15

Поставь себя на место планеты!

Слайд 16

Не рвите водные растения, любуйтесь их красотой в водоеме!

Слайд 17

Нельзя в водоемы спускать загрязнённые воды!

Слайд 18

Рыбу ловить только удочками и в определенное время!

Слайд 19

Не бросать мусор в водоём!

Слайд 20

И только тогда нас будет окружать вот такая красота!

Слайд 21

Берегите водоёмы Земли!

Слайд 22

Список использованной литературы: 1. Дмитриева О.И., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» Москва «ВАКО», 2009. 2. Интернет ресурс: http://ekol-ush.narod.ru/08.htm 3. Интернет ресурс: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4256/ 4. Интернет ресурс: http://www.ebio.ru/eko02.html 5. Интернет ресурс: http://www.ecologylife.ru/ 6. Интернет ресурс: http :// www . moi - universitet . ru 7. Экология, здоровье и природопользование в России / Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Жизнь пресного водоёма.

Материал может быть использован на уроках в любых классах....

Жизнь пресного водоёма.

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Урок- исследование по программе А.А.Плешакова " Жизнь пресного водоёма"

Открытый урок проводила в 4 классе для МО учителей г. Ржева....

Презентация: "Жизнь пресного водоёма"

К уроку по окружающему миру по программе А.А Плешакова " Жизнь пресного водоёма"...

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...