Урок- исследование по программе А.А.Плешакова " Жизнь пресного водоёма"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок проводила в 4 классе для МО учителей г. Ржева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc_zhizn_presnogo_vodoyoma..doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование.

Тема: « Жизнь пресного водоёма».

Цели:

Обучающая:

-Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.

-Познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов.

-Познакомить с ролью человека в жизни водоёмов.

Развивающая:

-Развивать познавательный интерес учащихся.

-Учить работать с дополнительной литературой.

-Учить применять ранее полученные знания.

-Учить рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая:

Воспитывать бережное обращение с природой, учить понимать значимость человека в природе, его ответственность за будущее нашей планеты и всего живого на ней.

1.Организация на урок:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Знать хотят про всё на свете

Любознательные дети.

За работу принимайтесь,

Знаний новых набирайтесь!

2.Но сначала я хотела бы узнать ,что вы запомнили из предыдущей темы?

-Почему луг называют природным сообществом?

Луг- это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собою.

-Приведите примеры такой связи:

(дети объясняют схемы, которые составили дома).

Тест: « Жизнь луга».

  1.Какие растения можно встретить на лугу?

А) деревья

Б)  кустарники

В)  травы

   2.Какое из перечисленных растений нельзя увидеть на лугу?

А) тысячелистник

Б)  рябину

В)  клевер

   3.Почему крупные животные не живут на лугу?

А)  для них здесь нет пищи

Б)  им негде прятаться

В)  им мешают насекомые

  4.Какое насекомое является санитаром луга?

А)  жук-навозник

Б)  пчела

В)  бабочка

  5.Какое насекомое является родственником кузнечика?

А)  махаон

Б)  шмель

В) кобылка

  6.Где устраивают гнёзда луговые птицы?

А)  на кустарниках

Б)  на деревьях

В)  на земле.

7. Какая птица не является луговой?

А)  трясогузка 

Б)  перепел

В)  дятел

  8. Почему кроты любят жить в лугах?

А)  в почве много червей

Б)  удобно рыть норы

В)  там нет врагов

9.  Вставь пропущенное звено в цепи питания:

Мышиный горошек -  …  -коростель.

А)  полёвка

Б)  бабочка

В)  навозник

10.Как должна двигаться косилка при скашивании трав?

А)  разницы нет

Б)  от центра луга к краям

В) от края луга к центру

3.Вспомните, какие бывают водоёмы по способу образования?

(естественные, искусственные)

- Что такое естественные водоёмы?

-Что такое искусственные водоёмы?

Какие вы знаете естественные водоёмы?

Родник, ручей, река, озеро, море, океан.

-Какие искусственные водоёмы знаете?

Пруд, водохранилище, канал.

Какую роль играют водоёмы в жизни человека? (таблица)

1.Человек использует воду для :

-хозяйственных нужд

-питья

-перевозки грузов

- полива и орошения

-для отдыха

Сегодня я принесла на урок необычный букет. Как вы думаете, где растут эти растения?

(Эти растения растут во влажных местах).

-Могут ли они расти в солёных водоёмах?

(Нет, это растения пресных водоёмов).

2. Как вы думаете, является ли пресный водоём природным сообществом?

Проблема: Природное сообщество- пресный водоём.

Актуальность:

 В нашем крае есть водоёмы с пресной водой.

Интересно, что каждый пресный водоём живёт своей жизнью. Мы этого даже и не замечаем. А знать это необходимо, так как человек тоже не может жить без пресной воды.

Сегодня мы попробуем исследовать жизнь водоёма.

Гипотеза:

Как вы думаете, что произойдёт, если в водоёме не будет растений и животных? Как это повлияет на жизнь человека?

(предположения детей)

Цель:

Выяснить значение растений и животных для жизни пресного водоёма; рассмотреть роль человека в жизни водоёмов.

Задачи:

-познакомиться с растительным миром пресного водоёма и ролью растений в водоёме.

-познакомиться с животным миром водоёмов и значением животных для водоёма.

-рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма.

-определить роль человека в соблюдении экологического равновесия в водоёмах.

Сейчас вы будете работать в группах.

1 группа – стр.194 (до животных)- готовит рассказ по плану о растениях водоёма.

2 группа стр.194-195- о животных водоёма. (до птиц и млекопитающих).

3 группа стр. 195-196 о птицах и млекопитающих.

Дети работают в группах, выполняя задание по плану.

1.Задания по группам.

План работы:

-названия растений.

-особенности роста

-роль растений для жизни животных

1группа.

Дополнительный материал: Таблица с видами

растений.

1 группа. В пресном водоёме несколько зон для растений.

- Некоторые растения прячутся под водой, только кое-где над водой видны цветки. Корни этих растений уходят в ил.

Ряска может затянуть всю поверхность пруда, у неё нет корней. Элодея растёт так быстро, что иногда мешает другим растениям.

-Некоторые растения свободно плавают, их корни не закреплены. У кувшинки на поверхности воды плавают листья и цветки. Ночью цветки закрываются и погружаются в воду. У этого растения ползучие корни.

- Некоторые растения имеют корни, которые уходят глубоко в ил, а листья  находятся над водой.( осока, ситник и др.)

Примерный ответ:

1. В  пресных водоёмах растут рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка жёлтая, кувшинка белая, ряска и другие зелёные микроскопические водоросли. На берегах, вблизи водоёмов тоже растёт много растений:

2.Каждое растение приспосабливается к жизни в воде: одни растения корнями прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой. Другие- корнями прикрепляются ко дну, а широкие листья плавают на поверхности воды. Есть растения, которые ко дну совсем не прикреплены, они плавают на поверхности воды. А в толще воды есть микроскопические водоросли, которые можно увидеть только под микроскопом.

3.Растения служат пищей для различных животных, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания живым организмам.

Показ водных растений и корней, которые приспособлены для питания растений.

2группа.

-названия обитателей, живущих в воде.

-особенности строения

-питание

Дополнительный материал: таблица с разнообразием обитателей водоёма.

-Есть насекомые, которые живут под водой ( водяной скорпион, личинка стрекозы), на поверхности воды(клоп- водомерка, вертячка, гребляк) и над водой (стрекоза, комары).

- Все улитки (прудовик, катушка) несут на себе раковину. Она защищает их от врагов. Питаются они водными растениями, соскребая пищу шершавым языком.

-Моллюски- беззубка и перловица, также пропускают через своё тело воду, питаясь тем, что осталось , тем самым очищают воду в водоёмах.

Рыбы- карп, карась, питаются водными растениями и червями, которых выбирают из ила. Другие рыбы –хищники. Они питаются мелкой рыбой, головастиками, червями, моллюсками.

Примерный ответ:

1.В воде живёт много живых организмов. Это насекомые: клопы- водомерки, жуки – плавунцы.

Там выводят своё потомство лягушки, в воде плавают головастики и др.

В пресных водоёмах много рыбы: карась, щука, краснопёрка, окунь, лещ, плотва и др.

Также там обитают речные раки и моллюски: прудовик, катушка; двустворчатые моллюски: перловица, беззубка.

2.Эти животные живут в водоёме везде: на поверхности воды плавают клопы- водомерки. У этих животных ножки покрыты жиром, поэтому они не тонут. Есть животные  в толще воды, у дна и на водных растениях.

3.Некоторые животные питаются растениями, есть хищники. Раки кормятся останками животных, они являются санитарами водоёмов. Моллюски всасывают и пропускают через своё тело водоросли и другие мелкие живые существа. Они играют очень важную роль в водоёмах, очищают воду.

3группа.

-названия птиц и животных, живущих у воды.

-особенности строения тела.

-питание

Дополнительный материал: таблица с видами животных, живущих у воды.

Примерный ответ.

1.С водоёмами связана жизнь многих птиц т зверей. На берегах водоёмов селятся утки, журавли, цапли, аисты, чайки. Живут млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра.

2.Птицы приспособлены к тому, чтобы добывать себе корм из воды, имеют длинные клювы. Они могут подолгу выжидать свою добычу. У зверей очень гибкое и подвижное тело Они очень хорошо плавают и могут подолгу находиться под водой.

3.Птицы питаются лягушками, головастиками, рыбой.

Некоторые  животные, например выдра, являются хищниками и питаются рыбой и другими мелкими животными. А бобр, ондатра и водяная крыса – грызуны. Они питаются растениями, водорослями, кореньями, ветками деревьев.

Дополнительный материал:

-Богат и разнообразен мир птиц. Утка- кряква, чайка, лебеди, аисты, цапли, и др. питаются рыбой,  насекомыми, головастиками, лягушками. Гнёзда строят в прибрежных  зарослях или прямо на водных растениях.

- У водоёмов с пресной водой живут млекопитающие. Они очень пугливы и осторожны. Питаются в основном ночью, когда можно выйти на берег.. У них отлично развиты слух и обоняние. Некоторые( бобры, водяные крысы, ондатры) –питаются водорослями, корнями растений, ветками деревьев. Другие-(выдра) питаются моллюсками, лягушками, рыбой.

Все животные имеют обтекаемую форму и хорошо плавают в воде.

Отчёты по группам.

Физминутка.( для зрения)

В водоёмах, как и везде в природе, существует экологическое равновесие. А животные и растения связаны цепью питания. Обычно она состоит из 6 звенье

( слайд)

                         Сеть питания в водоёме.

                     Водоросли

                             

Черви,дафнии,

головастики

                      растительноядные  бобр         прудовик

                                рыбы             ондатра       катушка

                             хищные      

                               рыбы

 личинки                                             выдра

стрекозы

                                               бактерии

         птицы

                                  Питательные вещества для

                                                   растений.

Попробуйте с помощью карточек составить цепь питания.

2. Составление цепи питания в пресном водоёме.

1.Водоросли – головастики- личинка стрекозы- щука

2.водоросли - карась – щука- выдра

3.Водоросли-черви - краснопёрка –чайка .

( Проверка)

 

Какой вывод можно сделать?

Вывод( слайд)

Все обитатели водоёмов живут сообща.

Растения выделяют кислород, которым дышат обитатели водоёмов, растениями питаются обитатели водоёмов, останки растений и животных под действием бактерий, которые тоже обитают в водоёмах, превращаются в  питательные вещества для новых растений.  

Какую проблему мы не рассмотрели?

 3.Если вмешается человек.

Чтение текста в учебнике  о нарушении экологического равновесия человеком. стр. 196-197.

( Читают 3 учащихся).

К чему приведёт нарушение экологического равновесия в водоёме?

-Вода в водоёмах станет мутной и грязной, так как некому будет её очищать и фильтровать, а значит погибнут и остальные растения и животные из за недостатка кислорода и питания.

Чем это грозит человеку?

Не будет чистой воды, рыбы, птиц, животных, исчезнет прекрасный мир живой природы водоёмов.

Вывод.

Нужно беречь и охранять жизнь водоёма.

Заключение.

Пресный водоём- природное сообщество т.к. все обитатели водоёма живут сообща и связаны сетью питания.

А вот как объясняет  слово сообщество энциклопедия по экологии:

Стр.439.

Сумели мы доказать это?

Подтвердились ли наши предположения?

Практическая работа:

4.Определить название растения по внешнему виду в гербарии, пользуясь таблицей из атласа-определителя.

1.элодея

2.рогоз

3.ряска

4.тростник.

5.стрелолист

6. череда

7.пушица

8.частуха

9.камыш

10.ежеголовник

11.хвощ

12. мох

Нашли вы это растение на таблице?

Как вы думаете, почему оно здесь оказалось?

Мох тоже растёт во влажных местах-болотах. А болота- это  замечательные хранилища воды.

Они не только сохраняют воду, но являются могучими фильтрами, которые очищают воду.

О жизни болот  и их обитателях вы прочитаете дома на стр. 199-200.Выполните задания в Р.Т.

5.Составление памятки по охране водоёмов.

Экологически чистый водоём.

(Выбери нужные кирпичики для строительства экологически чистого водоёма.

                                     1 группа.

1.Бросай мусор в высокий тростник, чтобы не было видно.

2.Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

3.Береги и охраняй только растения, занесённые в Красную книгу.

4.Береги все растения водоёмов.

5.Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу.

                                      2 группа.

1..Собирай стрекоз для коллекции.

2.Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

3.Если головастиков много, можно некоторых выбросить на берег.

4.Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

5.Береги лягушек и головастиков.

                                     3 группа.

1..Зимой не разбивай лёд на пруду, чтобы рыбы не замёрзли.

2.Не разрушай жилища бобров и ондатр.

3.Если увидел нору бобров, можно посмотреть, как они живут.

4.Зимой  делай лунки во льду , чтобы рыбы могли дышать.

5.Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб.

Выступление с сообщением о малой речке Лоче.

                                     (Ковалёв Константин)

6. Итог урока: Какую проблему рассмотрели?

 Какой вывод сделали?

Работа в группах.

                         План работы:

-Названия растений.

-Особенности роста и приспособление.

-Значение для других обитателей.

                         

                          План работы:

-Виды животного мира водоёмов.

-Приспособление к жизни.

- Питание.

               

                            План работы:

-Виды птиц и млекопитающих, живущих вблизи водоёмов.

-Приспособление к жизни.

-Питание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

урок-исследование "Жизнь пресного водоёма" 2 класс

Цели: 1. Образовательные- формирование у школьников представление о пресном водоёме как природном сообществе, познакомить с разнообразием обитателей пресного водоема;2.Развивающие:-развивать поз...

"Жизнь пресного водоёма."- кейс-урок

• УМК «Школа России»1. Учебный предмет: Окружающий мир2. Класс: 4 3. Тема урока: Жизнь пресного водоёма4. Цель: сформировать у учащихся представления о жизни пресного водоёма.5. Планируемые резул...

Урок по окружающему миру по теме " Жизнь пресного водоёма"

Дети знакомятся с пресными водоёмами, с их животным и растительным миром....