Жизнь пресного водоёма.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лексакова Наталья Вячеславовна

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vodoem.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Жизнь пресного водоёма.

Цели: 1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма;

               познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

               учить работать с дополнительной литературой, гербарием,                        применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

           2. Развивать познавательный интерес учащихся, логическое мышление.

           3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в том числе к водоёмам.

Оборудование: фотографии  растений водоёма, атлас-определитель «От земли до неба», карточки для составления цепей питания, шапочки с изображением животных (для сценки), электронная презентация.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Работа по теме

- Вспомните, какие природные сообщества вы уже изучили?

- Почему лес и луг называют природным сообществом?

Что  такое сообщество?  

Слайд

- В толковом словаре Ожегова написано, что сообщество – это

Слайд

- Перед вами фотографии растений и животных. Объедините их в группы в зависимости от того,  к какому сообществу они принадлежат.

- Давайте посмотрим, растения и животных каких сообществ вы смогли узнать.

- Ребята,  а к какому сообществу принадлежат оставшиеся фотографии растений и животных?

- Давайте вспомним, на какие группы делятся водоемы?

Слайд (схема – виды водоемов)

- В каких водоёмах обитают данные растения и животные?

- Значит, какова будет тема нашего урока?

Слайд (название темы)

- А какие пресные водоёмы вы знаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке?

- Вспомните, какие еще растения вы могли  видеть, когда находились рядом с водоемом

- У вас на столах лежат фотографии  растений пресного водоема. Определите их названия с помощью атласа «От земли до неба».

- Давайте поближе познакомимся с некоторыми видами растений, обитающих в пресном водоеме

Слайд (озеро)

- Понаблюдаем, как протекает жизнь в лесном озере.

- Что вы можете сказать о поверхности озера?

Слайд (ряска)

- Это растение ряска, оно плавает на поверхности воды.

Слайд

- Это рогоз,

Слайд

- тростник, камыш.

Слайд

- Кувшинка и кубышка. Кувшинку называют в народе белой водяной лилией, она нуждается в охране.

Кубышка растет не только в озерах  и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности

Слайд

- Это стрелолист. Почему он так называется?

- А кто знает, почему вода в водоеме имеет зеленый оттенок?

 Слайд

- В толще воды плавают мельчайшие зеленые водоросли, благодаря им  вода имеет зеленый цвет.

- Какую роль выполняют растения в водоеме?

Слайд

Физминутка.

- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Попробуйте угадать:

Слайд

Ползает наоборот,

Задом наперед,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

- Назовите рыб, которые обитают в водоёмах нашего края.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Слайд

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями.

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку –

Спотыкалочку.

Слайд.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Слайд

У кого  глаза на рогах, а дом на спине?

Слайд

- Каких животных, обитающих в водоёмах, мы еще не назвали?   (слайды: бобр, выдра, водомерка, жук-плавунец, головастики, лягушки)

- Кто такие головастики?

- Познакомиться со всеми обитателями водоема мы сегодня не успеем. Это вы сможете сделать дома или в библиотеке. А внимательно ли вы слушали, мы выясним в ходе выполнения следующего задания.

Найдите  и исправьте  ошибки в тексте:

       Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски – прудовики и катушки.

- Итак, мы выяснили, что в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них.

- Какой вывод вы сделали, послушав эти

диалоги?

- Используя карточки, лежащие у вас на столе, составьте цепи питания, характерные для пресного  водоема  (карточки:  ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, водомерки, водоросли)

Проверка

- Как живут все обитатели водоема?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. А к чему это приводит, вы прочитаете в учебнике стр. 196-198.

- Проверим, внимательно ли вы читали текст в учебнике. Укажите стрелочками, к чему приводит каждое действие.

В водоёмы спускают воду из промышленных предприятий

Начинают образовываться болота

Выловили двустворчатых моллюсков

В воду поступает кислород для дыхания рыб

Всё озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями

Загрязняются водоёмы, и погибают растения и животные

Зимой рыбаки наделали лунок во льду

Вода стала мутной в водоёме

Слайд.

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили.

- Ребята, как вы думаете, почему стрелки на слайде разных цветов?          

- Что надо делать, чтобы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось?

- Все мы любим ловить рыбу  или  просто отдыхать на берегу водоемов. Но не всегда помним о том, что нельзя оставлять мусор после себя.

Слайд.

31 июля, 1 и 2-го августа в нашем городе в микрорайоне Силикат была проведена грандиозная акция по очистке пруда. Девушки-волонтёры  в ярких желтых майках убирали мусор на берегах.

Слайд.

Молодым людям досталась работа более тяжелая. Часть из них рубили заросли ивняка, остальные, находясь по пояс в воде, специальными граблями прочесывали дно водоема. Местные жители активно помогали в благоустройстве территории. В результате из воды пруда  были извлечены  тонны мусора: тракторные покрышки, сотни бутылок, игрушек, хоккейные ворота, трубы, тележки, куски забора и даже телефонная будка.

Итог.

- С какими растениями пресного водоема вы познакомились на уроке?

- Какие животные населяют реки, озера и руды?

- Почему пресный водоем называют природным сообществом?

- Надо ли охранять водоемы и зачем?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

-Лес, луг

ответы детей

Работают в группах.

Должно получиться три сообщества: лес, луг, водоем

Ответы детей

Предположения детей.

(к водоему)

Работа по схеме

- В пресных

Предположения детей

Река, озеро, пруд…

Ответы детей

Ответы детей

Работа в группах

Ответы детей

Она покрыта мелкими зелеными листочками

Листья похожи на стрелы

Предположения детей

Ответы детей

Рак

Рыбы

Окунь, лещ, щука, карась…

Щука

утка

Стрекоза

Улитка

Ответы

Маленькие лягушки

Работа в группах

Сценки показывают дети:

Окунь и Щука.

        

- Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?

- От голода.

- А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?

- От голода.

- Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего ты такая несговорчивая?

- От голода!

Головастик и  Уж.

 - Ты чего, Уж, задумался? Шипишь – меня, что ли ругаешь?

- Не мешай, Головастик, я считаю!

- Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли?

- Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал.  Вот бы ещё одного – для ровного счёта!

- В природе всё взаимосвязано. Одни живые организмы являются пищей для других.

Работа в группах

- Они живут сообща.

- Пресный водоем – это природное сообщество.

Читают про себя

Работа в группах

Самостоятельно проверяют по слайду

Красные стрелки показывают отрицательное воздействие на водоем, а зеленая – положительное

- Надо охранять редкие растения, не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек, иначе будет много комаров и мошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Жизнь пресного водоёма.

Материал может быть использован на уроках в любых классах....

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Жизнь пресного водоёма.

Цели:1. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма.              Познакомить с растительным и животным миром пр...

Урок- исследование по программе А.А.Плешакова " Жизнь пресного водоёма"

Открытый урок проводила в 4 классе для МО учителей г. Ржева....

Презентация: "Жизнь пресного водоёма"

К уроку по окружающему миру по программе А.А Плешакова " Жизнь пресного водоёма"...

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

Тест по окружающему миру по теме «Жизнь пресного водоёма»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Жизнь пресного водоёма". Программа "Школа России" 4 класс....