Рабочая программа "Окружающий мир 3 класс" (Плешаков А.А.)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Учебник "Окружающий мир. 3 класс" в 2 частях. А.А.Плешаков. Просвещение. 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchii_mir.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у третьеклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
Во 3 классе на уроки окружающего мира отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные результаты :
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и природа
Классификация объектов природы. Осознание и раскрытие ценности природы для людей. Различие между внешностью человека и его внутренним миром. Наблюдение и описание проявлений внутреннего мира человека. Определение места человека в окружающем мире. Обнаружение взаимосвязей в природе, между природой и человеком, изображение их с помощью моделей.Осознание необходимости ответственного отношения к природе.
Тела, вещества, частицы. Воздух, его свойства. Вода, её свойства. Почва, её состав. Круговорот воды в природе. Классификация растений и животных. Распознавание природных объектов.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни, соблюдение правил здорового образа жизни. Связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. Оказание первой помощи при несложных несчастных случаях. Правильная осанка. Правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом и водопроводом. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Знание основных дорожных знаков. Правила безопасного поведения в природе, предвидение опасных ситуаций. Экологическая безопасность в повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир
(А.А.Плешаков)
3 класс
(68 часов, 2 часа в неделю — 34 учебные недели)
№ урока | Тема урока | Дата |
Как устроен мир — 6 часов | ||
Урок 1. Природа. Ценность природы для людей. Подго- товка к проекту | 03/09 | |
Урок 2. Человек. Ступеньки познания. Учебный проект «Богатства, отданные людям» | 05/09 | |
Урок 3. Общество | 10/09 | |
Урок 4. Что такое экология. История с комарами и кош- ками | 12/09 | |
Урок 5. Природа в опасности. Охрана природы | 17/09 | |
Урок 6. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир» | 19/09 | |
Эта удивительная природа — 19 часов | ||
Урок 7. Тела, вещества, частицы | 24/09 | |
Урок 8. Разнообразие веществ | 26/09 | |
Урок 9. Воздух и его охрана | 01/10 | |
Урок 10. Вода. Свойства воды | 03/10 | |
Урок 11. Превращения и круговорот воды | 15/10 | |
Урок 12. Берегите воду! Подготовка к проекту | 17/10 | |
Урок 13. Что такое почва | 22/10 | |
Урок 14. Разнообразие растений. Подготовка к проекту | 24/10 | |
Урок 15. Солнце, растения и мы с вами | 29/10 | |
Урок 16. Размножение и развитие растений | 31/10 | |
Урок 17. Охрана растений. Подготовка к проекту | 05/11 | |
Урок 18. Разнообразие животных. Подготовка к проекту | 07/11 | |
Урок 19. Кто что ест. Цепи питания | 12/11 | |
Урок 20. Учебный проект «Разнообразие природы родно- го края» | 14/11 | |
Урок 21. Размножение и развитие животных | 26/11 | |
Урок 22. Охрана животных | 28/11 | |
Урок 23. В царстве грибов | 03/12 | |
Урок 24. Великий круговорот жизни | 05/12 | |
Урок 25. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» | 10/12 | |
Мы и наше здоровье — 10 часов | ||
Урок 26. Организм человека | 17/12 | |
Урок 27. Органы чувств. Подготовка к проекту | 19/12 | |
Урок 28. Надежная защита организма | 24/12 | |
Урок 29. Опора тела и движение | 26/12 | |
Урок 30. Наше питание. Пищеварительная система | 09/01 | |
Урок 31. Учебный проект «Школа кулинаров» | 14/01 | |
Урок 32. Дыхание и кровообращение | 16/01 | |
Урок 33. Умей предупреждать болезни | 21/01 | |
Урок 34. Здоровый образ жизни | 23/01 | |
Урок 35. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | 28/01 | |
Наша безопасность — 8 часов | ||
Урок 36. Огонь, вода и газ. Подготовка к проекту | 30/01 | |
Урок 37. Чтобы путь был счастливым. Подготовка к проек- ту | 04/02 | |
Урок 38. Дорожные знаки. Подготовка к проекту | 06/02 | |
Урок 39. Учебный проект «Кто нас защищает» | 11/02 | |
Урок 40. Опасные места | 13/02 | |
Урок 41. Природа и наша безопасность | 18/02 | |
Урок 42. Экологическая безопасность | 25/02 | |
Урок 43. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | 27/02 | |
Чему учит экономика — 12 часов | ||
Урок 44. Для чего нужна экономика | 04/03 | |
Урок 45. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Подготовка к проекту | 06/03 | |
Урок 46. Полезные ископаемые. Подготовка к проекту | 11/03 | |
Урок 47. Растениеводство. Подготовка к проекту | 13/03 | |
Урок 48. Животноводство. Подготовка к проекту | 18/03 | |
Урок 49. Какая бывает промышленность. | 20/03 | |
Урок 50. Учебный проект «Экономика родного края» | 25/03 | |
Урок 51. Что такое деньги | 27/03 | |
Урок 52. Государственный бюджет | 01/04 | |
Урок 53. Семейный бюджет | 03/04 | |
Урок 54. Экономика и экология | 15/04 | |
Урок 55. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» | 17/04 | |
Путешествие по городам и странам | ||
Урок 56. Золотое кольцо России | 22/04 | |
Урок 57. Золотое кольцо России. Подготовка к проекту | 24/04 | |
Урок 58. Наши ближайшие соседи. Подготовка к проекту | 29/04 | |
Урок 59. На севере Европы. Подготовка к проекту | 06/05 | |
Урок 60. Что такое Бенилюкс | 08/05 | |
Урок 61. В центре Европы. Подготовка к проекту | 13/05 | |
Урок 62. Путешествие по Франции и Великобритании | 15/05 | |
Урок 61. На юге Европы. Подготовка к проекту | 20/05 | |
Урок 62. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам» | 22/05 | |
Урок 63. По знаменитым местам мира. Подготовка к проек- ту | 27/05 | |
Урок 64. Учебный проект «Музей путешествий» | 29/05 | |
Уроки 65-68. Резерв на повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А.
Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка литературы. Практические работы и расчасовка строго п...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.
Программа курса «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы Плешакова А.А. с учетом требований к резул...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков.
рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А....
рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы плешаков А.А.
В рабочей программе представлена все необходимые разделы. Есть тесты и материалы для проверочных работ....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков
составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса ФГОС ,автор Плешаков...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Плешаков.
Пояснительная записка, тематическое планирование....