Рабочая программа "Окружающий мир 3 класс" (Плешаков А.А.)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Буйлова Марина Сергеевна

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Учебник "Окружающий мир. 3 класс" в 2 частях. А.А.Плешаков. Просвещение. 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchii_mir.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  1. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у третьеклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

Во 3 классе на уроки окружающего мира отводится  68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Личностные результаты :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационно-  коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа

Классификация объектов природы. Осознание и раскрытие ценности природы для людей. Различие между внешностью человека и его внутренним миром. Наблюдение и описание проявлений внутреннего мира человека. Определение места человека в окружающем мире. Обнаружение взаимосвязей в природе, между природой и человеком, изображение их с помощью моделей.Осознание необходимости ответственного отношения к природе.

Тела, вещества, частицы. Воздух, его свойства. Вода, её свойства. Почва, её состав. Круговорот воды в природе. Классификация растений и животных. Распознавание природных объектов.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры.    

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества.  Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни, соблюдение правил здорового образа жизни. Связь между строением и работой различных органов и систем органов человека. Оказание первой помощи при несложных несчастных случаях. Правильная осанка. Правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом и водопроводом. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Знание основных дорожных знаков. Правила безопасного поведения в природе, предвидение опасных ситуаций. Экологическая безопасность в повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир

(А.А.Плешаков)

3 класс

(68 часов, 2 часа в неделю — 34 учебные недели)

№ урока

Тема урока

Дата

Как устроен мир — 6 часов

Урок 1.              Природа. Ценность природы для людей. Подго-

                               товка к проекту

            03/09

Урок 2.              Человек. Ступеньки познания. Учебный проект    

                           «Богатства, отданные людям»

05/09

Урок 3.              Общество

10/09

Урок 4.              Что такое экология. История с комарами и кош-

                           ками

12/09

Урок 5.              Природа в опасности. Охрана природы

17/09

Урок 6.              Проверим себя и оценим свои достижения по

                           разделу «Как устроен мир»

19/09

Эта удивительная природа — 19 часов

Урок 7.              Тела, вещества, частицы

24/09

Урок 8.              Разнообразие веществ

26/09

Урок 9.              Воздух и его охрана

01/10

Урок 10.            Вода. Свойства воды

03/10

Урок 11.            Превращения и круговорот воды

15/10

Урок 12.            Берегите воду!  Подготовка к проекту

17/10

Урок 13.            Что такое почва

22/10

Урок 14.            Разнообразие растений. Подготовка к проекту

24/10

Урок 15.            Солнце, растения и мы с вами

29/10

Урок 16.            Размножение и развитие растений

31/10

Урок 17.            Охрана растений. Подготовка к проекту

05/11

Урок 18.            Разнообразие животных. Подготовка к проекту

07/11

Урок 19.            Кто что ест. Цепи питания

12/11

Урок 20.            Учебный проект «Разнообразие природы родно-

                           го края»

14/11

Урок 21.             Размножение и развитие животных

26/11

Урок 22.             Охрана животных

28/11

Урок 23.             В царстве грибов

03/12

Урок 24.             Великий круговорот жизни

05/12

Урок 25.             Проверим себя и оценим свои достижения по

                            разделу «Эта удивительная природа»

10/12

Мы и наше здоровье — 10 часов

Урок 26.            Организм человека

17/12

Урок 27.            Органы чувств. Подготовка к проекту

19/12

Урок 28.            Надежная защита организма

24/12

Урок 29.            Опора тела и движение

26/12

Урок 30.            Наше питание. Пищеварительная система

09/01

Урок 31.            Учебный проект «Школа кулинаров»

14/01

Урок 32.            Дыхание и кровообращение

16/01

Урок 33.            Умей предупреждать болезни

21/01

Урок 34.            Здоровый образ жизни

23/01

Урок 35.            Проверим себя и оценим свои достижения по

                           разделу «Мы и наше здоровье»

28/01

Наша безопасность — 8 часов

Урок 36.            Огонь, вода и газ.   Подготовка к проекту

30/01

Урок 37.            Чтобы путь был счастливым.  Подготовка к  проек-

                                ту

04/02

Урок 38.            Дорожные знаки.   Подготовка к проекту

06/02

Урок 39.            Учебный проект «Кто нас защищает»

11/02

Урок 40.            Опасные места

13/02

Урок 41.            Природа и наша безопасность

            18/02

Урок 42.            Экологическая безопасность

25/02

Урок 43.            Проверим себя и оценим свои достижения по

                           разделу «Наша безопасность»

27/02

Чему учит экономика — 12 часов

Урок 44.            Для чего нужна экономика

04/03

Урок 45.            Природные богатства и труд людей — основа

                           экономики. Подготовка к проекту

06/03

Урок 46.            Полезные ископаемые. Подготовка к проекту

11/03

Урок 47.            Растениеводство. Подготовка к проекту

13/03

Урок 48.            Животноводство. Подготовка к проекту

18/03

Урок 49.            Какая бывает промышленность.

20/03

Урок 50.            Учебный проект «Экономика родного края»

25/03

Урок 51.             Что такое деньги

27/03

Урок 52.             Государственный бюджет

01/04

Урок 53.             Семейный бюджет

03/04

Урок 54.             Экономика и экология

15/04

Урок 55.             Проверим себя и оценим свои достижения по

                            разделу «Чему учит экономика»

17/04

Путешествие по городам и странам

Урок 56.            Золотое кольцо России

22/04

Урок 57.            Золотое кольцо России. Подготовка к проекту

24/04

Урок 58.            Наши ближайшие соседи. Подготовка к проекту

29/04

Урок 59.            На севере Европы. Подготовка к проекту

06/05

Урок 60.            Что такое Бенилюкс

08/05

Урок 61.            В центре Европы. Подготовка к проекту

13/05

Урок 62.            Путешествие по Франции и Великобритании

15/05

Урок 61.            На юге Европы. Подготовка к проекту

20/05

Урок 62.            Проверим себя и оценим свои достижения по

                           разделу «Путешествие по городам и странам»

22/05

Урок 63.            По знаменитым местам мира. Подготовка к проек-

                               ту

27/05

Урок 64.            Учебный проект «Музей путешествий»

29/05

Уроки 65-68.     Резерв на повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А.

Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка литературы. Практические работы и расчасовка строго п...

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса Плешаков А.А.

Программа   курса «Окружающий мир» для  4 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы  Плешакова А.А. с учетом требований к резул...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков.

рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А.

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс Плешаков А.А....

рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы плешаков А.А.

В рабочей программе представлена все необходимые разделы. Есть тесты и материалы для проверочных работ....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков

составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по окружающему миру  для 3 класса ФГОС ,автор Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Плешаков.

Пояснительная записка, тематическое планирование....