Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка литературы. Практические работы и расчасовка строго по программе!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир 3 класс.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Фоминская СОШ» __________/Головина И.В. « »________________ 2012г. В соответствии с Уставом школы | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по УВР МБОУ «Фоминская СОШ» _________/Зарубина Н.В. « » _________________2012 г. В соответствии с Уставом школы | УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета Приказ № ______ « » ______________2012 г. В соответствии с Уставом школы |
Рабочая программа
Окружающий мир
3 класс
Учитель Гусева Светлана Анатольевна
Бийск
2012 - 2013 учебный год
Паспорт
рабочей программы по окружающему миру
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 3 класса МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 час.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по обучению грамоте, утвержденного приказом Минобразования России
2.Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Учебного плана МБОУ « Фоминская общеобразовательная средняя школа» на 2012-2013 учебный год.
- Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»
В рабочей программе использованы сокращения: ИпТБ – инструктаж по технике безопасности.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относя щейся к богатствам природы и общества.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окру жающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2008.
- Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009 г.
Распределение учебного времени на изучение тематических разделов:
Раздел 1. Как устроен мир (7 ч.)
Раздел 2. Эта удивительная природа (19 ч.)
Раздел 3. Мы и наше здоровье (8 ч)
Раздел 4. Наша безопасность (9 ч.)
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч)
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (13 ч.)
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
человек – часть природы и общества;
что такое тела и вещества, разнообразие веществ;
основные свойства воздуха и воды, круговорот воды;
взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
основные группы живого;
строение тела человека, основные системы органов;
правила гигиены и здорового образа жизни;
правила безопасности в быту и на улице, дорожные знаки;
потребности людей, товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; бюджет;
некоторые города России; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы.
Обучающиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в Татарстане растения, животных;
устно описывать объекты природы;
проводить простейшие опыты и наблюдения, практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять взаимосвязи между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во час | Календарные сроки | Наглядные пособия и технические средства | Задания для учащихся | |
план | факт | |||||
Как устроен мир | 7 | |||||
Природа, ее разнообразие. Связи в природе. Роль природы в жизни людей | 1 | плакат | с. 4 – 5, чит. с. 8 , зад. 2 | |||
Экскурсия «Ознакомление с разнообразием природы». ИпТБ | 1 | с. 10 -15 чит., с. 15 отв на вопр. | ||||
Человек – часть природы. Внутренний мир человека | 1 | с. 16 – 21, чит, с. 21. зад 3 | ||||
Общество. Семья, народ, государство, человек – части общества | 1 | плакат | с. 22 – 26, чит. с. 26, зад 2 | |||
Окружающая среда. Экология. Воздействие людей на природу | 1 | плакат | с. 27 – 32 чит. | |||
Экскурсия «Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека». Инструктаж по ТБ | 1 | найти мат-л по данной теме | ||||
ПР «Посадка дерева или кустарника». ИпТБ | 1 | Посадить кустарник дома | ||||
Эта удивительная природа | 19 | |||||
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы | 1 | плакат | с. 34 – 38 чит.отв. на вопр. | |||
ПР «Обнаружение крахмала в продуктах питания». Инструктаж по ТБ | 1 | с. 39 – 43 чит., отв. на вопр. | ||||
Воздух и его свойства. Значение воздуха для живых организмов | 1 | плакат | с. 44 – 48 чит, отв. на вопр. | |||
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений | 1 | с. 49 – 52 чит., с. 52, зад 2 | ||||
Вода и ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе | 1 | плакат | с. 53 – 56 чит, отв. на вопр. | |||
ПР «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра». ИпТБ | 1 | с. 57 – 61, чит, отв. на вопр. | ||||
Значение воды для живых организмов. Источники воды загрязнений. Охрана воды | 1 | с. 62 – 64 чит., отв. на вопр. | ||||
Разрушение твердых пород в природе. Почва и ее состав. Живые существа в почве. | 1 | с. 65 – 70 чит, отв. на вопр. | ||||
Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы человеком. Охрана почвы | 1 | плакат | с. 71 – 75 чит., отв. на вопр. | |||
Растения, их разнообразие. Группы, виды, дыхание, питание и размножение растений. | 1 | плакат | с. 76 – 79 чит., с. 79, сообщ. о раст. | |||
ПР «Рассматривание плодов и семян растений» Инструктаж по ТБ | 1 | с. 80 – 83 чит, с. 83, зад 3 | ||||
Роль растений в жизни человека. Красная книга. Охрана растений | 1 | Красная книга | с. 84 – 88 чит., с. 87, зад 2 | |||
Животные, их разнообразие. Группы животных | 1 | с. 89 – 95 чит, сообщ. о жив | ||||
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные животные. Цепи питания | 1 | плакат | с. 96 – 89 чит, отв. на вопр. | |||
Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир | 1 | плакат | с. 100 – 104 чит, | |||
Красная книга. Охрана животных | 1 | Красная книга | с. 105 – 11 чит, | |||
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 | плакат | с. 112 – 117 чит | |||
Съедобные и несъедобные грибы. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов | 1 | Красная книга | с. 118 – 123 чит, отв. на вопр. | |||
Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни | 1 | с. 124 – 126 чит., с 126, зад 1 | ||||
Мы и наше здоровье | 8 | |||||
Организм человека. Органы и системы органов. | 1 | плакат | найти пословицы и поговорки о здоровье | |||
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | плакат | С.127 чит., отв. на вопр. | |||
Кожа, ее значение и гигиена. ПР «Знакомство с внешним строением кожи». ИпТБ | 1 | с. 128 – 131 чит., отв. на вопр. | ||||
ПР «Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи». ИпТБ | 1 | с. 132 – 135 чит, отв. на вопр. | ||||
Опорно-двигательная система, ее роль. Осанка. Физический труд и физкультура. | 1 | плакат | с. 136 – 139 чит., отв. на вопр. | |||
Питательные вещества. ПР «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах». ИпТБ | 1 | с. 140- 143 чит., отв. на вопр. | ||||
Дыхательная и кровеносная системы. ПР «Подсчет ударов пульса». ИпТБ | 1 | плакат | с. 144 – 147 чит., отв. на вопр. | |||
Закаливание. Инфекционные болезни. Здоровый образ жизни | 1 | с. 148 – 150 чит, отв. на вопр. | ||||
Наша безопасность | 9 | |||||
Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии трубопровода, утечке газа | 1 | с. 154 – 157 чит, отв. на вопр. | ||||
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте | 1 | соч. сказку о ПДД | ||||
Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения | 1 | плакат | ||||
Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы». ИпТБ | 1 | с. 4 – 7 чит, отв. на вопр. | ||||
Опасные места в квартире. Лед на улице. Гроза. Правила поведения в опасных местах | 1 | с. 8 – 13 чит, с. 13, зад 1 | ||||
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления. Опасные животные | 1 | плакат | с. 14 – 17 чит, отв. на вопр. | |||
Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой | 1 | с. 18 – 22 чит, с. 22, зад 2,3 | ||||
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и воды | 1 | с. 23 – 28 чит, отв. на вопр. | ||||
Бытовой фильтр. ПР «Знакомство с устройством и работой фильтра для воды». ИпТБ | 1 | Фильтр | с. 29 – 34 чит, отв. на вопр., | |||
Чему учит экономика | 12 | |||||
Потребности людей. Что такое товары и услуги | 1 | |||||
Природные богатства – основа экономики. Капитал. Умственный и физический труд. | 1 | с. 36 – 39 чит, отв. на вопр. | ||||
Зависимость труда от образования и здоровья людей | 1 | с. 40 – 47 чит, с. 47, зад 3 | ||||
Полезные ископаемые. Способы добычи, их охрана | 1 | Коллекция полезных ископаемых | с. 48 – 52 чит, отв. на вопр. | |||
ПР «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». ИпТБ | 1 | Коллекция полезных ископаемых | с. 53 – 59 чит, с. 58, зад. 3 | |||
Растениеводство и животноводство. Промышленность и ее отрасли | 1 | с. 60 – 63 чит, с. 63, зад. 3 | ||||
ПР «Знакомство с культурными растениями. Устное описание». ИпТБ | 1 | с. 64 – 67 чит, с. 67, зад 2 | ||||
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Зарплата | 1 | монеты | с. 68 – 72 чит. , с. 72 зад. 3 | |||
ПР «Знакомство с современными российскими монетами». ИпТБ | 1 | монеты | с. 73 – 76 чит, с. 76, зад 3,4 | |||
Государственный и семейный бюджеты. Доходы и расходы | 1 | с. 77 – 80 чит, отв. на вопр. | ||||
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение морей | 1 | Просмотр фильма | с. 81 – 86 чит, отв. на вопр., гот. к пров. раб. | |||
Экологические прогнозы, их сущность. Построение безопасной экономики | 1 | соч. эколог. сказку | ||||
Путешествие по городам и странам | 13 | |||||
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны | 1 | Физическая карта России | с. 88 – 99 чит, с. 99, зад. 2, 3, 4 | |||
Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности | 1 | с. 100 – 107 чит, отв. на вопр. | ||||
Охрана памятников истории и культуры | 1 | с. 110 – 119 чит, отв. на вопр. | ||||
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи | 1 | Физическая карта России | с. 120 – 126 чит, с. 126, зад. 2 | |||
Страны зарубежной Европы, их многообразие | 1 | с. 127 – 133 чит, отв. на вопр. | ||||
Расположение на карте. Столицы | 1 | Физическая карта | с. 134 – 143 чит., с. 143, зад. 1 | |||
Особенности природы, культуры, экономики | 1 | с. 144 – 150 чит, с. 150, зад 4 | ||||
Основные достопримечательности | 1 | Фото | с. 151 – 155 чит., отв. на вопр. | |||
Знаменитые люди разных стран | 1 | Просмотр фильма | с. 155, зад. 2 | |||
Знаменитые места мира | 1 | Просмотр фильма | с. 156 – 158 чит., отв. на вопр. | |||
Знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран | 1 | Просмотр фильма | с. 159 – 161 чит., отв. на вопр. | |||
ПР «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов». ИпТБ | 1 | с. 162 – 164 чит., отв. на вопр. | ||||
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всех людей | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сборник нормативных документов. Начальная школа, сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, Москва, «Дрофа», 2009 г.
Плешаков А.А «Окружающий мир: Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2008.
Плешаков А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2009.
Дмитриева О.И.., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс» – М.: «Вако», 2010.
Тесты, окружающий мир, 3 класс, Е.М. Тихомирова, «Экзамен», 2010 год
Контрольно-измерительные материалы, окружающий мир, 3 класс, сост. И.Ф. Яценко, Москва, «Вако», 2010 г.
Итоговая аттестация, окружающий мир, 3 класс, О.Н. Крылова, Москва «Экзамен», 2010 г.
Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу окружающий мир, 3-4 классы, Т.Н. Максимова, Москва «Вако», 2009 г.
Окружающий мир, тесты, 3-4 классы, С.А. Петрушенко, Е.В. Стецко, Ростов-на-Дону «Легион», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков.
Нормативно- правовые документы цели,задачи,программы, тематическое распределение часов по разделам....
Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного класса 7 вида ...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...