Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков
рабочая программа (3 класс) на тему

Мосина Лидия Егоровна

составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по окружающему миру  для 3 класса ФГОС ,автор Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верховская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано»                                                                         «Утверждаю»

Руководитель методического                                       Директор МБОУ «Верховская средняя объединения учителей                                                  общеобразовательная школа №1»  начальных классов                                                         _____________ /Л.И.Должикова/

______________ /Варковская О.И./                            « _____»___________________  2013г.

« _____»_________________2013года

                                              Рабочая программа  

                       по окружающему миру

                       для  3  класса  

                       на  2013-2014 учебный  год

                        УМК  «Школа России»

                         Автор: А.А.Плешаков

                                                  Разработчик программы  

                                                         учитель начальных классов

                                                         Мосина Л.Е.

                                                         Педагогический стаж 31 год,

                                                          Первая категория      

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея экологической целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Содержание тем учебного курса

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (13ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

3 класс

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

урока

Дата

     Тема

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

1

02.09

«Как устроен мир» (6 ч)

Природа. Ценность природы для людей.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,- работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Знать о разнообразии природы и ее классификации, взаимосвязи в природе и значении природы для человека

2

04.09

Человек.

Проект «Богатства отданные людям» (тетрадь)

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Знать о способах познания окружающего мира.

3

09.09

Общество.

Проект о своей семье - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире,  -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,  - сопоставлять формы правления  в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире

Учащиеся должны знать\понимать:
– название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России

4

11.09

Что такое экология.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, -

Учащиеся должны знать/понимать основные экологические проблемы природы и современного общества

5

16.09

Природа в опасности! Охрана природы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках

Учащиеся должны знать/понимать основные правила поведения в окружающей среде

6

18.09

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

23.09

«Эта удивительная природа» (19 ч)

 Тела, вещества, частицы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества  -высказывать предположения  объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

8

25.09

Разнообразие веществ.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - работать в группе, -работать в паре,

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения

9

30.09

Воздух и его охрана.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава  воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,

Учащиеся должны знать/понимать основные свойства воздуха

10

02.10

Вода.

Практическая работа - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,  - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные свойства воды.
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

11

07.10

Превращения и круговорот воды.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного  эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

12

09.10

Берегите воду!

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать опыт фильтрация воды -высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные -доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, -работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды,

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

13

14.10

Что такое почва.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на планете»- приводить примеры- наблюдать опыт- высказывать предположения о плодородии почвы,

Уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта,

14

16.10

Разнообразие растений.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать группы растений- приводить примеры разнообразия растений- работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»

Учащиеся должны уметь: – приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3); – раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

15

21.10

Солнце, растения и мы с вами.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

16

23.10

Размножение и развитие растений.

 понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения- приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

17

28.10

Охрана растений.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).

Учащиеся должны уметь:
– использовать знания и умения для ухода за растениями;

18

30.10

Разнообразие животных.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,- характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп.- работать с электронным приложением к учебнику

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь раскрывать особенности внешнего вида и жизни представителей разных групп животных

19

11.11

Кто что ест.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания- приводить примеры цепей питания- наблюдать опыт, -высказывать предположения- доказывать на основе опыта, - работать в группе, -работать в паре

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения

20

13.11

Экскурсия.

Разнообразие природы родного края. (Проект в тетради).

обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой,

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, готовить собственные сообщения на основе наблюдений и полученной информации из разных источников

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае

21

18.11

Размножение животных.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать животных разных групп  по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп- приводить примеры как заботятся домашние животные  о своем потомстве

Учащиеся должны знать/понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения

22

20.11

Охрана животных.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,- обсуждать меры по охране животных,

Учащиеся должны уметь использовать знания и умения для ухода за животными

23

25.11

В царстве грибов.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать понятия строение шляпочных грибов ,-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы- приводить примеры грибов-двойников,- наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране

24

27.11

Великий круговорот жизни.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ,-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители- приводить примеры круговорота веществ,- наблюдать опыт-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ,

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для ухода за растениями и животными

25

02.12

 Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26

04.12

«Мы и наше здоровье»

(10 ч )

Организм человека.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать  системы органов тела , обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

27

09.12

Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, формулировать правила гигиены органов чувств,- работать в группе, -работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

28

11.12

Надежная защита организма.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи, работать в паре

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

29

16.12

Опора тела и движение.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма- доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

30

18.12

Наше питание. Пищеварительная система.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения моделировать строение пищеварительной системы- приводить примеры правильного питания ,составлять меню здорового питания

Учащиеся должны знать/понимать:
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– использовать знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

31

23.12

Проект «Школа кулинаров».

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, использовать различные источники информации для поисков ответов на вопросы, систематизировать знания о разнообразии питательных веществ

Учиться выполнять правила рационального питания

32

25.12

Дыхание и кровообращение.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов

33

13.01

Умей предупреждать болезни.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

34

15.01

Здоровый образ жизни.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать понятие ЗОЖ, формулировать правила ЗОЖ- приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот

Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья

35

20.01

Обобщение знаний по теме  «Мы и наше здоровье» . Проверочная работа.

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

36

22.01

Наша безопасность» (7ч )

Огонь, вода и газ.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры- анализировать схему эвакуации- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей  

Учащиеся должны знать/понимать:
– основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

37

27.01

Чтобы путь был счастливым.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,- работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте, обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения

– использовать приобретенные знания и умения для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения

38

29.01

Дорожные знаки.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать дорожные  знаки, моделировать в виде схемы безопасный путь в школу

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

39

03.02

Опасные места.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать- приводить примеры- наблюдать опыт, высказывать предположения ,доказывать на основе опыта ,работать в группе, работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

40

05.02

Природа и наша безопасность.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -высказывать предположения ,доказывать на основе опыта- работать в группе ,-работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

41

10.02

Экологическая безопасность

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать- приводить примеры- наблюдать опыт высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе  работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать правила сохранения и укрепления здоровья

42

12.02

Обобщение знаний по теме « Наша безопасность». Проверочная работа

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

43

17.02

«Чему учит экономика» (11ч )

Для чего нужна экономика

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать- приводить примеры высказывать предположения ,доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

44

19.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,- приводить примеры  ,высказывать предположения- работать в группе , работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

45

24.02

Полезные ископаемые

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, классифицировать- приводить примеры-высказывать предположения-, работать в группе , работать в паре

Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

46

26.02

Растениеводство

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, Ознакомить с одной из отраслей с\х – растениеводством; научить различать культурные растения классифицировать- приводить примеры, высказывать предположения- работать в группе ,работать в паре

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы

47

03.03

Животноводство

Сообщение о профессиях понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -высказывать предположения ,доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями и животными

48

05.03

Какая бывает промышленность?

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить  , высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны уметь различать объекты природы и изделия промышленного производства, изготовленные человеком

49

12.03

Что такое деньги?

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

50

17.03

Государственный бюджет.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе, работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта

51

19.03

Семейный бюджет.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для удовлетворения познавательных интересов

52

02.04

Экономика и экология

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и у

53

07.04

Обобщение знаний по теме«Чему учит экономика» . Проверочная работа

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

54

55

56

09.04

14.04

16.04

«Путешест- вие по городам и странам» (13 ч )

Золотое кольцо России

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -высказывать предположения-доказывать на основе опыта работать в группе-работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – показывать на карте границы России, некоторые города России– использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

57

21.04

Проект «Музей  путешествий».

В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта,- распределять обязанности по проекту в группах,- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),-оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы

58

23.04

Наши ближайшие соседи.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села); – показывать на карте границы России, некоторые города России , использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов,

59

28.04

На севере Европы

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

60

30.04

Что такое Бенилюкс?

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить  , высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

61

05.05

В центре Европы

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

62

07.05

Путешествие по Франции и Великобритании

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить -  высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

63

12.05

На юге Европы.

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

64

14.05

По знаменитым местам Мира

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - высказывать предположения  доказывать на основе опыта- работать в группе работать в паре

Учащиеся должны знать и понимать: – название страны, ее столицы, региона, показывать на карте границы.

65

19.05

Обобщение по теме.

Контрольная  работа.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа,- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов, - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о  нашей планете

66

67

21.05

26.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,- обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

68

27.05

Итоговый урок

Литература.

  1. Плешаков А.А.Окружающий мир: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2013 .

  1. Плешаков А.А.. Окружающий мир Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса.- М.Вита- Пресс,2013.

  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2013.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2012.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов._М.:.Просвещение,2006.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2012

  1. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2013.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

                           Окружающий мир

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).

Наименования объектов и средств  материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 3  класса

 (программы, учебники, рабочие тетради, тесты).

К

Печатные пособия

Печатные таблицы в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по окружающему миру.

   

     Раздаточный материал для уроков в соответствии с видами работы, рекомендуемых программой.

Глобус

Политическая и физическая карты России и мира

   

Д

Ф

Д

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

К

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру А. Плешаков.

Нормативно- правовые документы цели,задачи,программы, тематическое распределение часов по разделам....

Рабочая программа по окружающему миру (А.Плешаков) ФГОС 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Человек. Природа. Общество) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование для 3 (специального) коррекционного  класса 7 вида ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...